Директор сыктывкарского молодежного центра Александр Морозов: «Существующий бизнес пока не готов развивать туризм»
На прошлой неделе в Сыктывкаре прошло масштабное мероприятие под названием «Проектная сессия», посвященное развитию города на ближайшие годы в целом и туризма в частности. В интервью БНК директор муниципального автономного учреждения «Молодежный центр Сыктывкара» Александр Морозов рассказал, какие идеи активистов могут воплотиться в жизнь в ближайшие годы и почему бизнес пока остается в стороне.
Фото Юрия Кабанцева
- Что это была за сессия и почему на нее не приглашали журналистов?
- Журналисты там не планировались изначально, потому что это было рабочее мероприятие. Там были люди, уже связанные с туризмом, те, кто пытается создавать туристический продукт, организует экскурсии и туры выходного дня, в том числе физкультурно-оздоровительной направленности. Организаторами были наш центр и Корпорация по развитию туризма республики, приехали два эксперта – предприниматель Святослав Мурунов из Пензы и представитель Санкт-Петербургского исследовательского центра Артем Желтов. Приглашать людей начали еще на экофоруме «Ёж», на подготовку было две с половиной недели, кто хотел, тот сориентировался и собрался. Было около 60 человек, включая студентов, общественников, молодежь, представителей власти, учреждений культуры, образования и нескольких предпринимателей. Позвали представителей турагентств, гостиниц, но, к сожалению, практически никто не откликнулся. Бизнесу, видимо, пока это не интересно: туристический поток есть, деловых туристов довольно много, но пока от них нет явного финансового потока. А ведь, по сути, сейчас открывается новая сфера в экономике.
- И ниши свободные есть. Стоит только вспомнить, что у нас нет ни одного кафе, которое бы специализировалось на коми национальной кухне.
- О чем и речь! Мы звали и рестораторов, но они не откликнулись. Эта сессия показала, что общественности туризм нужен и важен, а бизнес туризмом заниматься не готов - пока не появились на горизонте реальные прибыли. Каждому понятно, что на первом этапе надо будет вкладывать много сил и средств.
Работали два дня. Половину первого дня заняла установочная программа, представлена концепция развития туризма в Сыктывкаре, который позиционируется как основная точка въезда в республику. Отсюда расходятся туристические потоки. Во второй половине первого дня была групповая работа, «мозговой штурм», во время которого за полтора часа генерировалось большое количество идей. А потом по группам эти идеи дорабатывались. И было не так, что группа села и шесть часов разрабатывала одну идею: за два дня каждая из групп несколько раз презентовала промежуточные этапы своей работы. Остальные могли дополнить и высказать свое мнение. Получилось продуктивно. От каждого проекта требовался повременной план, как он будет развиваться с течением времени. Было сразу понятно, что какие-то проекты нужны сейчас, но они проживут два-три года, выполнят свою функцию и отомрут.
- Какие проекты наиболее перспективные?
- Интересные предложения были по Кировскому парку. Он сейчас преобразуется, но нет как таковой площадки для обсуждения, чтобы люди могли высказать пожелания, что там должно быть. Одна из групп как раз и работала над этой темой. Например, предложили плавучий ресторан, живой лабиринт из кустарника вдоль реки, ресторан на берегу с видом на Сысолу, веревочный парк. Еще говорили о том, что не стоит убирать советские карусели – их нужно только отреставрировать и они станут отдельной историей, привлекающей иностранных туристов. Еще было пожелание, чтобы от парка в сторону Красной горы сделали лыжную трассу и велодорожку – чтобы люди могли не только на «Динамо» кататься (там и так не протолкнуться, а пока парк на реконструкции, там будет коллапс).
Интересное предложение поступило от студентов факультета искусств СыктГУ: сделать Сыктывкар местом, где происходят события мультфильма «Маша и Медведь». Действительно, почему бы и не «забрендировать». Ребята разрабатывали семейный пешеходный маршрут по городу от вокзала и аэропорта с ключевой точкой в Кировском парке. Здесь можно построить дом Медведя, проводить анимационные программы.
Думали, как лучше организовать работу Туристского информационного центра. Понятно, что не стоит создавать новое бюджетное учреждение – нужна самостоятельная структура, которая зарабатывала бы деньги, но под это нужен конкретный туристический продукт.
Одна из групп обсуждала арт-кластеры. Нужны арт-объекты, которые бы стали центром притяжения для горожан и гостей столицы, нужен крупный арт-центр, где бы собиралась вся творческая молодежь, устраивала выставки, конкурсы, встречи, обсуждения. В качестве возможного места расположения рассматривали мелькомбинат и водонапорную башню возле ЛВЗ.
Контактный зоопарк с северными животными – тоже перспективное направление. Красная гора стала бы для него идеальным местом. Там, помимо всего прочего, можно было бы сделать одну из обзорных площадок, оттуда открывается великолепный вид на город. Другими «видовыми» точками, откуда можно рассмотреть Сыктывкар и его окрестности, могут стать известная всем «Свечка», та же водонапорная башня, Кировский парк, колокольня в Мичуринском парке или одно из высотных зданий на «кольце». Это пока прожекты, их еще нужно дорабатывать.
- Вы сейчас перечислили объекты, которые виртуально уже фигурируют в проектах, но как получится в реальности? Вам же просто так не отдадут ту же водонапорную башню.
- Если есть инициативные люди, то и проекты будут реальными. Хороший пример для участников сессии показал Святослав Мурунов. У себя в Пензе он задался вопросом, что происходит с городскими сообществами, начал этим плотно заниматься, и уровень взаимодействия сообществ с властью и предпринимателями сильно вырос. Им стало проще находить общий язык. Есть прецеденты, когда предприниматель пустующее помещение, которое, по сути, только в тягость, передает общественникам на поначалу льготных условиях, те начинают его активно преобразовывать, и вокруг него возникает новый кластер. Предприниматель понимает, что это не просто «мертвая» недвижимость – она может «работать». Ребята этим вдохновились.
- Почему вы все-таки уверены, что идеи, выдвинутые на проектной сессии, не пойдут «в стол»?
- Все возможно, но я думаю, что чиновники не прилагали бы столько усилий, чтобы просто выслушать людей. Люди, раз уж им дали возможность сказать свое слово, уже молчать не будут. Они «загорелись». Так что «складывать идеи в стол» в данном случае – это значит, самому себе хуже делать.
Мы получили заказ на проведение сессии, властям надо знать, какие мысли и идеи есть у общественности, чтобы понять, нужен туризм или нет. Нашей задачей было выслушать людей, помочь сформировать мнения. Их доведут до руководителя горадминистрации Ивана Поздеева, уже в мэрии будут смотреть, на что есть деньги, что реально в ближайшие годы сделать, а что позже, на какие проекты можно привлечь инвесторов. Многие проекты довольно прибыльные, ими бизнес может заинтересоваться. Мы понимаем, что эта сессия прошла с широко открытыми глазами, она была немного наивной, много было молодежи. Но я вас уверяю: так и рождаются проекты, которые потом шокируют всех. Если не будем придумывать сейчас – не будем развиваться.
- О развитии туризма говорят уже давно и на разных уровнях, но результатов пока не видно.
- Не знаю, какой будет конкретно результат от этой сессии. У нас образовались группы, которые продолжали работу над идеями всю прошлую неделю и все выходные. Сегодня мы все собираем и отправляем в Корпорацию по развитию туризма, новые предложения специалисты включат в разрабатываемую стратегию. За октябрь мы должны ее завершить, чтобы успеть к принятию городского бюджета.
Получается, что сейчас мы работаем с теми, кто загорелся идеей, кому интересно разрабатывать проекты. Мы готовы помогать, Корпорация тоже. Плюс у нас в конце ноября пройдет молодежный форум, одна из секций обязательно будет посвящена туризму. Туризм – это не только костер и палатка. Это большая сфера, которую, если сейчас не развивать, то не получится уже никогда. Сейчас в Сыктывкаре мало объектов, которые можно посетить, надо создавать их, и конкурс «Городские легенды» очень кстати, он должен сработать на то, что Сыктывкар станет привлекательным.
Комментарии (34)
Что касается туризма и велопроката, там не безопасно! Раньше там видимо были огороды, осталось много за брошенной колючей проволоки. И в кустах, и на полях, можно порваться ЖЕСТКО! Еще какие то ЧЕРНЫЕ КОПАТЕЛИ воровали песок, нарыли глубоких ям. Они обросли травой, попадешь - капец! Особенно зимой!
Далее , мы с пейнтбольной площадки за два месяца убрали 40 мешков мусора, и это еще не весь! Надо организовать МУСОРНЫЕ КОНТЕЙНЕРЫ, нового типа. Для города, я макет отправлял в администрацию. Для леса надо типа такого, только больше раза в 4!
А так идея хорошая!
Какой нах туризм на крайнем севере в принципе и в нашей дыре в частности:-))))
На благополучной Аляске сколько туристов в год??? не больше чем у нас.
люди это предлагающие недоноски, не понимающие что этот мультик уже с детства делает из детей ураган, который вырастает и становится тайфуном, доносящий на своих родителей, ведущий как ему угодно, в общем абсолютно невоспитанный и своенравный ребенок.
гнать таких с раб сессий, поскольку им место за партой. ппц. кто там еще у вас просиживает пятую точку??
чо ржешь то, а?
убогие обезбашенные красные человечки и типа инсталляции из дров это глум и стеб.
Сыктывкар должен избегать гельманоидов и ко.
даже если один псих найдется и начнет продвигать свои обезбашенные проекты, то он ЗАМАРАЕТ всю тусовку!!! гоните прочь гельманоидов!
у человека явно завышенное самомнение такие вещи говорить, пускай из лука лучше постреляет, чем дурковать и выставлять себя и других в негативном свете. что значит никогда? он что властелин мира, криатор там какойто, не знаю, просто сумашедший?!говорить такого НИКОГДА не будет - я сказал и ТАК будет! сидеть смирно, смерды, холопы туризма!! я Батька и я знаю, что говорю! понятно - НИКОГДА! зарубите себе на носу это откровение!
да вы уже шокируете!! что будет дальше уже страшно! что это за шоковая терапия, а? Кому этот ваш шок нужен, кроме вас самих? За кого вы держите людей? Сдается мне, что им точно ничего шокового не нужно - вот уж кому нужен шок, так это управляющим ЖКХ и прочим бездельникам. Вы на кого с шокером прете, к***ы!? Кто к нам с шокером придет, тот от шокера и того, как говрится. Молодежь свою уже зашокировали, так до остальных лапы тянут. УУУ. сами знаете кто. Шокнутые сами знаете кто
А знаем мы действительно много. Если бы не междусобойчик устраивали, а нормальное мероприятие - можно было бы и профессионалов развития гостиничного и туристического бизнеса позвать, а не только местных "молодежных руководителей"
Представьтесь, пожалуйста, чтобы на следующее подобное мероприятие Вы были включены в списки приглашенных
Все разошлись??? Значит не тех пригласили, либо это жосткий косяк организаторов, значит было не интересно.
И потом, прежде чем туризм развивать, провели бы базовую просветительскую работу с населением в отношении бережного отношения к окружающему миру.
Или так пригласили, что им об этом неизвестно..
Для таких мероприятий должно быть больше гласности, пусть даже пока без журналистов (что тоже вызывает недоумение)
Кроме турфирм, которые, конечно, далеко не все так уж активно интересуются развитием внутреннего туризма в РК и больше сконцентрированы на Турциях и Египтах, было бы нелишним позвать просто активных людей из общественности, которые тоже могут дать массу новых идей.
Также нет ясности, куда пойдут эти идеи - то есть, если я предлагаю проект, могу ли я потом рассчитывать на помощь государства (так как это нужно далеко не только мне!), и на возможность реализации и, естественно, получение прибыли, так как бизнес не может существовать без дохода, это не чиновники и бюджет, которые получат свою зарплату, отпускные и больничные, даже если будут совершенно неэффективны.