Директор Северо-Западного филиала Российского авторского общества Наталья Новикова: «Хорошая песня сама себя кормит»
В столице Коми на минувшем заседании Координационного совета общественные деятели и предприниматели Сыктывкара, владельцы ресторанов, кафе и баров обсудили вопросы правового регулирования отношений в области соблюдения авторских прав. Встреча прошла на повышенных тонах, бизнесменам найти общий язык с представителями Российского авторского общества оказалось непросто. О том, что за использование чужой интеллектуальной собственности необходимо платить, столичным коммерсантам пыталась донести руководитель Северо-Западного филиала Российского авторского общества Наталья Новикова, специально прилетевшая на встречу из Санкт-Петербурга. Корреспондент БНК пообщался с госпожой Новиковой и выяснил, кто, кому, сколько и за что именно должен платить.
Фото Кирилла Затрутина
- Для многих владельцев предприятий общественного питания существование Российского авторского общества явилось своего рода открытием. Не могли бы вы поподробней рассказать об этой организации?
- Российское авторское общество — общественная некоммерческая негосударственная организация, осуществляющая управление авторскими правами на коллективной основе. По России общество имеет 12 филиалов. В своем нынешнем виде организация существует с 1993 года. Общество имеет государственную аккредитацию на право собирать для авторов вознаграждение.
- Каким образом происходит сбор вознаграждений?
- РАО заключает со всеми пользователями авторского права лицензионные договоры. По закону, использование авторского произведения невозможно без разрешения правообладателя или организации, его представляющей. Это значит, что всякий, кто хочет использовать авторское произведение, должен спросить разрешение и определить условия его использования.
- Вы пообщались с сыктывкарскими предпринимателями и увидели, что местные бизнесмены в ваш адрес настроены довольно негативно. Вы впервые сталкиваетесь с таким отношением или в вашей работе это не редкость?
- Предприниматели всегда настроены агрессивно. Каждый начинает рассуждать и спорить, не вникнув в суть дела. Вот даже здесь, общаясь с одним бизнесменом, мы начали разговор довольно жестко, но после того, как разъяснили человеку все нюансы, он уже пересмотрел свои взгляды и задумался. Надо четко понимать, что это все не сегодня родилось, существует это давно, и, если вы пришли в этот бизнес сегодня, это не значит, что раньше этого не было.
- Чтобы на законных основаниях воспроизводить музыку в кафе, ресторане, владельцу заведения нужно заключить договор с РАО и выплачивать авторские вознаграждения. А как обстоит дело с музыкантами, работающими в тех или иных заведениях и вживую исполняющими чужие произведения, им тоже необходимо заключить договор с РАО?
- Нет, в этом случае платит только организатор. Если коллектив выступает на какой-то площадке, с которой у нас есть договор, значит, платит площадка. В том случае, если артисты устраивают концерты самостоятельно, они, как организаторы, заключают договор с авторским обществом. В этом случае коллектив обязан предоставить РАО список исполняемых песен, это важно. Но если вы, к примеру, музыкант и играете чужие произведения в ресторане, то платит ресторан. Ставка в этом случае будет повыше, за счет живого исполнения.
- Выходит, проще исполнять записанные произведения, меньше волокиты?
- Я бы так не сказала. Если происходит механическое исполнение песни, без участия артистов, то возникает смежное право, вознаграждение необходимо перечислить не только автору, но и изготовителю и исполнителю фонограммы. Этими вопросами занимается Всероссийская организация интеллектуальной собственности. Кроме этой организации и РАО вознаграждения в пользу авторов, изготовителей и владельцев фонограмм взимать никто не может.
- От каких факторов зависит сумма, взимаемая с пользователя?
- Если мы говорим о заведениях общественного питания, то все зависит, во-первых, от количества посадочных мест, а во-вторых, от видовой принадлежности. Для кафе, например, сумма будет одна, для ресторанов уже другая. Кроме того, существует районный коэффициент, согласно которому, чем меньше проживает в регионе людей, тем меньше ставка. Вознаграждения для авторов взимаются ежемесячно.
- По какому принципу устанавливается размер вознаграждения перечисляемого авторам?
- Сегодня, нам дано право использовать рейтинговое распределение или, как в законе сказано, на основе статистических данных. Существует утвержденный рейтинг, на основании которого идет распределение гонораров. Во всем мире статистика определяется за счет крупных радиостанций.
- То есть ваша организация перечисляет вознаграждения всем авторам, чьи произведения публично воспроизводятся, вне зависимости от того, обращался он лично в общество или нет?
- Ситуация в этом вопросе обстоит несколько иначе. Членство в обществе основано на договоре с автором. Если мы находим незнакомого нам автора с незнакомым нам произведением в отчете от пользователя, мы начинаем разыскивать автора и предлагаем ему вступить в РАО или исключить свое произведение из репертуара организации. Но вот эта вольность закона об исключении из репертуара общества функционирует только в России под давлением тех, кто эту систему еще не до конца понял, в мире подобной практики не существует.
- А что плохого в том, что автору предоставлена свобода выбора?
- Плохого, конечно, ничего нет, но и хорошего, если вдуматься, тоже. В первую очередь ведь это бьет по самому автору. Когда мы спрашиваем у французских коллег, сколько стоит песня, они этого вопроса не понимают. У них принцип другой, как они говорят, «хорошая песня сама себя кормит через систему коллективного управления правами». Что такое система коллективного управления правами? Расскажу на примере нашего прошлого. В Советском Союзе отдельные авторы, такие как Илья Резник, Раймонд Паулс, получали до 2 млн рублей в год, по тем временам деньги немалые, там, правда, налоги иные были, но это уже другой вопрос. Откуда взялись такие суммы? Все потому, что песню исполняли одновременно в десяти тысячах ресторанов в стране и по копеечке, за каждое воспроизведение, денежный ручеек стекся на расчетный счет автора. Вот как работает эта система. Общество выступает посредником между автором и пользователем произведения.
- Получается, что в России за соблюдением авторских прав следят еще с советских времен?
- Я вам больше скажу, не только в России, но и в мире регулирование взаимоотношений в этой сфере началось еще в 19-м веке. Законодательство об авторском праве существует еще с 1809 года, и в России оно мало когда отличалось от законодательства западных стран. Коллективное управление правами корнями уходит в 19-й век, когда три французских автора - два композитора и поэт - зашли в таверну и услышали, что музыканты играют их произведения. Они посовещались, поели и вышли, не заплатив. Когда хозяин трактира побежал за ними и потребовал деньги, они сказали: «Ты же играешь наши произведения бесплатно, почему мы должны тебе платить?» На пересечении этих интересов и появились общества по коллективному управлению правами. Первые организации появились во Франции и Англии. В нашей стране Российское правовое общество в разных вариациях существует с 1875 года. Все началось с собрания наших драматических писателей во главе с Островским, получавших вознаграждения за свои произведения только в Императорских театрах. Авторы хотели, чтобы за их собственность платили все, кто так или иначе ее используют. В 1875 к ним присоединились оперные композиторы, с этого момента, можно сказать, и образовалось авторское общество.
- Работа по контролю за соблюдением авторских прав процесс довольно трудоемкий и затратный. Откуда вы получаете финансирование на реализацию своей деятельности? Государство поддержку оказывает?
- Нет, как я уже говорила, мы не государственная структура, мы - общественная организация. Общество стоит несколько обособленно, аналогов нашего учреждения в России нет, подобные организации есть в только других странах. Финансирования от государства мы не получаем. Средства на покрытие расходов общества мы получаем из отчислений авторам. С каждым автором у нас заключен договор, согласно которому из его вознаграждения РАО отчисляется определенный процент. Сколько бы денег ни было на счетах общества, мы оттуда не можем ни копейки списать, пока не выплатим автору вознаграждение. Выплатили, к примеру, сто рублей автору, процент от этой суммы идет обществу.
- По какому принципу происходят отчисления в РАО?
- У нас есть авторский совет, который устанавливает ставки и процент отчислений по разным видам использования. Например, по радио и телевидению установлена одна из самых высоких ставок — 20%, поскольку это невероятно сложно. Контроль в этих сферах процесс весьма трудоемкий.
- Что ждет предпринимателей, игнорирующих закон и продолжающих воспроизводить музыку незаконно?
- Для начала мы, конечно, предупреждаем и вводим человека в курс дела, что необходимо заключить лицензионный договор и выплачивать авторское вознаграждение за использование интеллектуальной собственности. Если договориться не получается, мы обращаемся в правоохранительные органы и работу осуществляем совместно с ними. Потом, как правило, идут судебные разбирательства, а суды, я вам скажу, не церемонятся. В итоге, в случае подтверждения судом вины, человек, нарушивший закон, все-таки выплачивает положенную сумму и штраф. При злостных нарушениях возможно и уголовное наказание, но это больше характерно для ситуации с аудиовизуальным контентом, в частности, при пиратском тиражировании дисков.
Комментарии (37)
в общем, поведала публике, что коммерсы обязаны её кормить, при этом должны сами снять штаны, разломить собственные булки, или выполнить какое-нибудь другое торжественное задание, иначе суд наложит штраф в случае доказанности разумеется, а в случае недоказанности бюджет республики будет возмещать предпринимателю убытки в связи с незаконным привлечением к адм. ответственности
правильно?
вы Козлову не верите что ли? кристально честному инспектору?
ну, тогда не знаю, что вам сказать еще..
вы Козлову не верите что ли? кристально честному инспектору?
ну, тогда не знаю, что вам сказать еще..
Я не говорю о том, что это избавит от вопросов от авторского общества, но можно будет ссылаться на предоставление услуг со стороны исполнителя. Ничего хранить в на дисках не надо - это и минус (сложно найти композицию) и плюс - как правило искать определённые композиции никто не просит в барах, где музыка просто играет для фона.
1.Поход по открытым мероприятиям - утренникам, праздникам, ярмаркам, выставкам, школьным балам, выпускным и т.д.
2.Аудио-запись звучащих фоном мелодий и направление в надзорные органы требований проверить наличие данного авторским обществом разрешений.
3.После стагнации мероприятий, система сама (в ответах данным гражданам) предложит варианты цивилизованного обхода работы РАО.
Также почитайте в Вики про организацию Creative Commons.
Всё получится! Удачи!
Некоторые композиторы пишут ХОРОШУЮ музыку и распространяют её АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНО! Найти её можно легко в инете, ссылки давать не буду. Некоторые сайты, правда, на иностранных языках, но и там особой проблемы с пониманием нет, просто тыкайте по картинкам и слушайте (и скачивайте) понравившуюся музыку без всякого нарушения авторских прав.
В какой-то соцсети я даже натыкался на сообщество, собирающее такую Free Music. Там и ссылки на сайты с такой музыкой были, и скачать сразу кое-что можно было. И таких произведений тысячи.
Ищущий да обрящет! =)
Автор должен требовать деньги с ЗАРАБАТЫВАЮЩЕГО на этом певца или продавать книжки своих произведений.
А певцы и музыканты должны зарабатывать на ЖИВЫХ КОНЦЕРТАХ, а не за запись в течении одного дня фонограммы.
За то, что клубы рекламируют их произведения, певцы и авторы ещё доплачивать им должны.
Совсем весь здравый смысл вывернули эти жулики.
Остап Бендер взимал деньги за то, чтобы провал не проваливался. Эта самая РАО похожа на детище Остапа Сулеймановича. Требует от исполнителей заключения со своей конторой договора и выплачивать средства, хотя ничем не доказывает, что тот или иной автор или правообладатели доверили им право предъявлять такого рода требования. Полиция дремлет?
выложила кал
думает, что завалила слух
но наши не пальцем деланные..
Полномочия подтверждаются тем, что предъявляются оформленные надлежащим образом права авторов, и заверенной нотариусом доверенности на право иному лицу представлять авторские права автора. Без этих документов никакие договора не имеют юридической силы и могут служить основанием для проверки на предмет мошенничества.