Учитель начальных классов Мария Ячменева: «Мне тесно в заданных рамках»
Сегодня вместе с тремя тысячами первоклассников впервые за парты сели ученики наставника 38-й школы Сыктывкара Марии Ячменевой. Уже несколько лет c ней сотрудничают компании Panasonic и Polymedia, выбрав ее из десятков тысяч российских учителей. О том, что ждет ее учеников в ближайшие четыре года, как сделать учебу интересной и выгодной, а работу учителя прогрессивной и инновационной, Мария Ячменева рассказала корреспонденту БНК.
Фото Николая Антоновского
- Как вы попали в школу?
- Я всегда хотела работать в школе. У меня мама и тетя - учителя, можно сказать, у нас династия. В 2000-м году пыталась устроиться, но не могла – не брали. Школы были переполнены. Как раз пошел спад рождаемости: при возможности набрать пять классов, школы набирали два-три, своих учителей хватало. Но вот освободилось место в 38-й школе в 4-м классе. Очень хорошие мне достались дети: спокойные, хотя были одни мальчишки. Мы идеально сошлись характерами. После этого выпуска я уходила в декрет с мечтой скорее вернуться в школу.
- Когда вы впервые столкнулись с информационными технологиями в школе? Вам было мало быть просто учителем начальных классов?
- Мне всегда было тесно в тех рамках, в которые я попадала. Всегда хотелось чего-то интересного, необычного. И в институте, и на работе: что-то хотелось лепить, мастерить, придумывать. Как только у нас появились компьютеры, даже интернета у меня еще не было, я стала рисовать в программах – поняла, что мне удобней создать то, что не испортится на бумаге, что не надо крепить магнитами, кнопками, и стала использовать это в индивидуальном обучении.
- В институте обучают этому?
- Нет, что вы! Те компьютеры, к которым у нас был доступ, обучали нас в программе «Бейсик» – то есть это даже не вчерашний, а позавчерашний день, не очень-то хотелось и изучать.
Во время второго декрета я заскучала и начала создавать игры. Когда набрала следующий первый класс, то сразу договорилась с родителями, что мы будем учиться по-современному, с использованием информационных технологий. Мы приобрели экран: тот, что был у нас, оказался допотопным. Через полгода в школу пришла новая интерактивная доска, получше, и я стала с ней работать. Теперь у меня уже выигранная в конкурсе доска - elite Panaboard , еще лучше той. Интерактивная доска – всегда благо для учителя, если, конечно, это не те китайские, которые сейчас стали поставлять, лишь бы они висели в классах. У меня теперь доска, которая позволяет работать на ней сразу трем детям.
- Значит ли это, что ваши ученики, попадая в ваш класс, должны иметь свои нетбуки, планшеты?
- Нет. Мы работаем только с тем, что есть в классе. Хорошо бы иметь электронные учебники, но пока этого нет, и мы решили с родителями, что бумажные учебники будем оставлять в кабинете, когда уходим домой. Чтобы дети не таскали тяжести, в классе стоит стенка с индивидуальными ячейками для детских вещей. Мы договорились со второй сменой – и они делают так же.
- Как вы общаетесь с детьми и родителями вне школы?
- Для предыдущего выпуска у меня был создан сайт. Дети ведь разные: один записал задание, другой не успел, один все передал, второй не донес до родителей. Поэтому у меня был свой сайт для родителей, страница со всеми нужными ссылками, для детей – электронный дневник. И еще есть замечательная вещь, которая до сих пор не пользуется почему-то популярностью – это документ Google, удобная форма онлайн-анкетирования, с ее помощью в течение короткого времени узнаю мнение родителей и учеников.
- В ваших устах это звучит легко и просто, и вокруг вроде не «динозавры», однако вы, освоив эти технологии, пока выглядите белой вороной.
- А что тут сложного? Тут не нужны специальные знания и требования, я ими не владею. Я ищу ту среду, которая мне удобна и понятна. У меня был сайт-конструктор, созданный на хостинге «Народ» в Яндексе. Он был достаточно прост для меня. В прошлом году они переехали на uCoz, мне он не понравился, и заново изучать его просто не было времени. Поэтому я перешла на Google, там все очень просто, там я создала сайт для нашей школы, чтобы каждый учитель вел там свою страничку.
- И много учителей пошли за вами?
- У кого есть мотив, кому мало того, чем он занимается, тот этим воспользуется. Например, то же самое дистанционное обучение: вот карантин, актированные дни. Чем писать каждому задания, обзванивать Катю-Витю и просить перезвонить остальным и потом долгие часы проверять это в тетрадках, можно сделать все с помощью сайта, не потерять время и после карантина идти дальше, а не вспоминать, чем занимались до него. И родители видят все, что задано, и ребенку интересно. И тут уж сказать, что я не знал или мне не перезвонили, невозможно.
- Поддерживает ли администрация школы ваши начинания?
- Конечно. У нас была организована группа по изучению этих технологий, мы вместе выиграли в конкурсе еще одну интерактивную доску как активная школа. Но, как бы ни относилась администрация, все зависит от самого учителя: во-первых, захочет ли он меняться, и, естественно, во-вторых, есть ли у него это в кабинете.
- А если учитель готов это освоить, а оборудования у него нет – он вправе потребовать его у администрации школы?
- Хотелось бы, чтобы так было. У нас сейчас как? Вот идут новые федеральные стандарты, по ним школа должна быть оборудована. Но как оборудована: просто мультимедийкой и проектором, когда учитель показывает презентацию, которая уже ушла в прошлое и детям не интересна, экран, или современная интерактивная доска, на которой можно писать, с электронной линейкой, циркулем, где все делается сенсорно, пальчиками, где есть обратная связь?..
- Обращаются ли к вам за распространением опыта?
- Я не отказываю, но обращаются мало.
- Какой процент учителей в Сыктывкаре пользуются этими технологиями?
- Наверное, один процент. Обидно, когда приходишь в школу или гимназию (не буду называть, в какие), чтобы провести мастер-класс, а тебе достают проектор… из шкафа. Это о чем говорит? - значит, им не пользуются, и он просто пылится без дела. А ведь это очень дорогое оборудование, и есть учителя, которые мечтали бы в своем классе его иметь. Лишать этого детей – непростительно.
- Получается, что ваши ученики – самые продвинутые пользователи?
- Они обучаются многому. Прошлый выпуск во втором классе уже участвовал в форуме по использованию интерактивной доски, дети создавали свои презентации – не в традиционном понятии, а интерактивные: в виде игр, у нас есть математический робот, инфографика, рисунки. Жаль, у нас мало времени, чтобы осваивать еще больше. Достаточно бросить это зерно – и они уже не отстают: им все больше надо и все больше интересно.
- Учителя информатики объявляют вам благодарность за учеников?
- Мой «продвинутый» выпуск еще не начал изучать информатику, но вот недавно приходили студенты ко мне, они общались с детьми легко, потому что говорили с ними на одном языке. Но я сталкивалась с тем, что этих детей опасаются брать в среднем звене, потому что им уже мало того, что есть в школе. Им интересно учиться – и хочется узнавать все больше.
- Вы не боитесь, что в средней школе им будет скучно?
- Не боюсь. Я ведь не показываю им постоянно фокусы, не развлекаю их. Они привыкли работать и умеют делать это. Они не только ждут чего-то от учителя, но и сами готовы давать. В принципе, это наша цель: научить самостоятельности, умению учиться, создавать что-то самим. В этом году они заняли призовые места во всех олимпиадах для начальных классов. Это не «отобранные», а обычные дети. Двое учеников ездили в Москву презентовать экологический интерактивный урок как победители международного конкурса. Их слушателями были не только россияне, но и англичане, шведы, японцы. Они уже понимают, что хорошо учиться и много знать – не только интересно, но и выгодно, это стиль жизни.
- Вы – «звезда» компании Panasonic в образовательном плане. Как это произошло?
- Вот опять же, когда я вышла из декрета, у меня было много разных наработок. Я их показывала коллегам, они охали-ахали, но дальше этого я не шла. Но поскольку я засиделась в декрете, мне очень хотелось куда-нибудь съездить. Открываю я почту, а там письмо: не хотите ли поучаствовать в конкурсе на использование интерактивных досок? До сдачи работ оставалось два дня, но я решила попробовать. Договорилась с мужем, что все домашние дела и детей он возьмет на это время на себя. При этом мне не была знакома программа: для каждой интерактивной доски идет своя. Ну, за два дня я успела освоить программу, создала урок, сочинила стихи для урока математики, нарисовала рисунки. И выиграла. Поехала в Казань. Это была компания «Полимедиа». Ее представители предложили мне сотрудничество. А от коллег, которые занимаются интерактивными технологиями, я узнала, что есть компания Panasonic, и осенью они проводят похожий конкурс. Дело было в июне. Я благополучно забыла о нем, а за три дня до окончания срока подачи работ в сентябре снова получила письмо с напоминанием о конкурсе. Решила: раз освоила ту программу, значит, и эту смогу. Изучила. И тоже выиграла. Поехала в Москву. Там мне предложили новые конкурсы, выиграла документ-камеру, замечательную вещь – дети в восторге от нее. Это визуализатор, который выводит на большой экран все то, что есть у меня на столе: мелкие детали, фрагменты текста, с которым мы работаем. Ее даже как микроскоп можно использовать.
- Коллеги не завидуют?
- Думаю, у нас хорошие отношения. Я не ручаюсь за всех, но надеюсь, что большинство меня просто поддерживают.
- А в Японию как попали?
- Panasonic заключила договор на создание лицензионного программного обеспечения с одной британской компанией. Оборудование было новым, и с ним никто не работал. Нескольким учителям по России они предложили освоить его и создать на его основе мастер-классы. Конкурс на лучший мастер-класс выиграла я, сделала несколько уроков и, в принципе, уже предвидела результат. Программа, кстати, оказалась замечательной. Она годами лежала у разных производителей, но теперь все стали закупать этот британский вариант, ссылаясь на мое имя. Кстати, тут я впервые столкнулась с пиратством. Сейчас с этим разбираются.
После этого конкурса у меня появилась доска от компании, предложение долгосрочного сотрудничества и приглашение в Японию в 2010 году за разработку интерактивной экологической азбуки для детей начальной школы. Мы с детьми брали какое-то сложное экологическое понятие и переводили на понятный детский язык. Кроме того, анимировали его. Теперь я сотрудничаю с обеими компаниями. Недавно написала методические разработки по использованию документ-камеры для «Полимедиа».
- То есть ваша любовь к новому приносит вам реальные дивиденды?
- Да. Именно в 2010 году я поняла, как же здорово быть учителем. То, как нас принимают в России и за границей, говорит о том, что престиж профессии вернулся, и учитель – это звучит гордо не на словах, а на деле.
- Какими качествами надо обладать для достижения таких результатов? Прежде всего, не лениться?
- Не скажу. Я очень ленивый человек. Надо просто додумывать идеи.
- Амбициозность?
- В хорошем смысле, да. Хотя я знаю массу амбициозных людей, которым это недоступно, и наоборот, тех, у кого отсутствуют амбиции, но они обладают всеми этими навыками.
- Вы согласны с мнением, что сельской школе это недоступно?
- Абсолютно нет. Как раз в сельских школах рождаются интереснейшие идеи и методики.
- Можете привести конкретные примеры?
- Да. Но не у нас. О Коми, к сожалению, этого не скажешь. Мы равняемся на «звезд» из сел, например, Рязанской области. Среди моих «продвинутых» коллег нет ни одного из Москвы и Петербурга. Это, в основном, провинциальные школы. Но в Коми пока развития нет. Приемы осваиваются, но дальнейшего движения нет.
- Ваш последний проект связан с зимними Олимпийскими играми-2014.
- Panasonic попросила разработать урок для использования в международном педагогическом конкурсе, посвященном зимним Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Нужно было представить два варианта урока - для начальной и средней школы. Цель проекта - рассказать детям об истории Олимпийских игр, о паралимпийском движении, о редких видах спорта, которые пока непопулярны в России. Я немного устала от этого урока, потому что каждый шаг надо было согласовывать с международным Олимпийским комитетом. У меня было меньше свободы, чем обычно. Победители конкурса поедут в феврале в Сочи.
- Неделю назад Минобраз РК привел данные, согласно которым в школах Коми не хватает 450 учителей. Почему не идут в школу и как решить эту проблему?
- Своих практикантов я всегда спрашиваю, собираются ли они работать в школе. Как ни странно, уже с 1-го курса они знают, что пойдут работать куда угодно – в банк, в магазин, на рынок, но не в школу. Я пытаюсь их переубедить. Почему так происходит? Может, не с той позиции им в вузе подается профессия учителя. Им кажется, что учитель – это какой-то загнанный зверь с маленькой зарплатой. Я, например, в школу привела многих своих подруг, у нас в 38-й школе прекрасный коллектив, мы больше чем просто коллеги. Надо ломать стереотип, связанный с профессией. Работа в школе несет огромную положительную энергетику, возможность развиваться. Что касается зарплаты, в последнее время она становится достойной. А какой у нас отпуск шикарный! Ты всегда дома с детьми в праздники и каникулы. Да, ко всему нужно привыкнуть, но организовать себя можно, и, по сути, день вне уроков принадлежит тебе. Я призываю молодежь пристальней посмотреть на профессию учителя. Каждый выбирает для себя, но, по-моему, наша профессия – лучшая.
Комментарии (21)
Этим все и сказано. До сих пор камнем по стенам пещер царапали.
Восхищаемся целеустремленностью учительницы.
И не нужно, чтобы все 100% выпускников шли в учителя. Это ведь призвание. Пусть идут лучшие (как героиня интервью).
Этим все и сказано. До сих пор бы камнем по стенам пещер царапали.
И - ау! - минобраз, ты где?