23:01, 07.08.2013

Владимир Шарков: «Мы должны гарантировать, что образовательная услуга будет качественной»

БНК представляет интервью с министром образования Республики Коми Владимиром Шарковым. В беседе с агентством руководитель отрасли рассказал, кто больше всего недоволен и боится ЕГЭ, о том, какие зарплаты сейчас будут получать педагоги, и почему для них необходимо вводить ЕГЭ, особенно среди педагогов высшей категории. Министр объяснил, как намерен решать кадровую проблему в отрасли, и рассказал о новом проекте, который продвигает региональный Минобр, – молодежном правительстве. БНК представляет расширенную, текстовую версию интервью.

 

О результатах ЕГЭ-2013

Результаты единого госэкзамена в этом году очень противоречивые. И не только в Коми. Я разговаривал с коллегами, в Минобразования, Госкомнадзоре - они для всех были неожиданными. То, что у нас произошло по химии, - 33 стобалльника - выстрелило во всех регионах. В этом году у нас 60 стобалльников, но большая часть – что вполне объяснимо – из специализированных учебных заведений. Если вести речь о химии, это, прежде всего, ребята, которые обучаются в химико-биологических, естественно-научных классах. Если мы говорим про английский язык, то это гимназия иностранных языков Ухты и так далее.

Почему я подвергся обструкции на заседании правительства? Это из-за тех ребят, которые первоначально не преодолели пороговый балл по математике. У нас их было достаточно много – около 500. В прошлые годы было в разы меньше. Я не хочу заниматься самоуспокоением, что по России точно так же было. У нас 9% до пересдачи не перешли порог минимальный, а в той же Перми не перешли 15%. Но там жителей и учеников гораздо больше. Конечно, первоначальные результаты шокировали нас всех.

Что бы я еще отметил, у нас в разы увеличилось количество ребят, которые написали работы от 90 до 100 баллов. Их стало около 500. В прошлом году – всего 100 с небольшим.

Проанализировав с коллегами ситуацию, мы наметили план действий на следующий год. Мы планируем, например, сделать обязательным пробный экзамен по математике и русскому языку. Это будет затратно, но мы постараемся эффективно использовать ресурсы, которые у нас имеются.

Об обжаловании результатов ЕГЭ

Апелляция касается только одной части экзаменационной работы – части С, которую оценивают два эксперта. Части А и В проверяются компьютером. Так вот, если разница между экспертными оценками превышает один балл, тогда за часть С берется третий эксперт. В прошлом году у нас была проблема: эксперты давали много третьих перепроверок, а это затратно - третьему эксперту надо платить за работу. В этом году качество экспертов в разы лучше – потому что мы проводили много обучающих семинаров. Ребята, которые подают апелляцию, по сути просят, чтобы часть С проверил третий эксперт. А третий эксперт может снизить балл.

Учителя раньше подталкивали выпускников: «Подай апелляцию, там расскажут, в чем твои ошибки». Но апелляция это не есть работа над ошибками, это перепроверка работы и окончательное принятие решения. В этом году количество поданных апелляций уменьшилось.

Это всегда очень сложный процесс, мы видели и слезы, и крики, и угрозы. Мы сейчас ведем видеопротоколирование, но взрослые и дети пока не особо обращают внимание на видеокамеру и позволяют себе некорректные выражения в адрес экспертов.

Об отношении к ЕГЭ учителей, детей и родителей

Чаще всего – давайте в этом признаемся – родителей убеждают, что ЕГЭ – это плохо, учителя, не дети. Потому что я общался с детьми из простых школ, из инновационных лицеев, гимназий – у них в большинстве случаев страха перед ЕГЭ нет вообще, то есть они готовы. А вот родители, которым учителя внушают, что при плохом результате дорога в высшие учебные заведения будет закрыта, что есть случаи самоубийства, в напряжении полном. ЕГЭ для них – вселенское зло, которое их детям предстоит пережить. Я считаю, что учителя должны внести свою лепту в работу с родителями. Но сначала они должны сами снять свой страх перед ЕГЭ. Я понимаю, почему он у них есть. ЕГЭ – это некая система мониторинга работы учителя.

Сам я – сторонник единого госэкзамена. Не скажу, что буду стоять в его поддержку с транспарантами, но я его сторонник. Потому что, будучи учителем, который принимал выпускные экзамены, и зная систему поступления в высшие учебные заведения, я понимаю, что устный экзамен – достаточно субъективный, когда можно вытянуть ученика, а можно срезать, засыпать на вопросах – это элементарно. Тем более что ученик на экзамене психологически уже подавлен.

Я – за форму единого госэкзамена. Но акценты сейчас смещены – и СМИ сыграли свою роль в создании образа вселенского зла. Надо было обратить внимание на другое – на контрольно-измерительные материалы, - чтобы они были доступны, чтобы полностью соответствовали учебной программе.

О педагогах высшей категории

Я сейчас легко получаю информацию по всем учителям – у кого как ребята сдали. Естественно, у меня вызывает вопросы, особенно если это учитель высшей категории, почему у него такая вот картина по выпускникам? Из района нам на государственной экзаменационной комиссии рассказывали: семь учеников у учителя, пять из них получают двойки, у учителя – высшая категория, которую он получил в апреле, накануне экзамена. А мы сейчас повышаем надбавку за высшую категорию до 60% к заработной плате. Это колоссальные деньги

Об аттестации

Раньше аттестация была в муниципалитетах. Потом федерация поменяла правила игры, мы стали аттестовать педагогов в центре. Естественно, мы их не видим, мы видим бумаги, портфолио, видим массу достижений, а что на самом деле представляет учитель, мы не видим. Сейчас РФ, идя навстречу регионам, предлагает вернуть процедуру аттестации муниципалитетам. А мы предлагаем ужесточить ее - чтобы учителя высшей категории сдавали своеобразный ЕГЭ, потому что они должны быть на голову выше ученика. Взамен они получают высшую категорию и достойную заработную плату. А мы должны гарантировать ученикам, что образовательная услуга, которую они получают, будет качественная.

О молодых педкадрах

Когда передо мной ставят задачу сделать все, чтобы в школу пришли все выпускники пединститута, я с этим не согласен. Не всех выпускников наших институтов я бы хотел видеть в школе. Я хотел бы видеть тех, у кого есть призвание.

О распределении выпускников вузов

Вы меня призываете вернуть крепостное право? Это, во-первых, надо изменить Конституцию, где написано, что каждый человек имеет свободу выбора профессии и места работы. Второй момент. Я уже говорил, что не хотел бы, чтобы все выпускники пединститута пришли в школу. Если мы привяжем к школе системой обязательной отработки того, кто учился в пединституте только потому, что не поступил в другой вуз, это будет не совсем правильно. Мы сначала должны выстроить систему отбора, повысить престиж высшего образования, чтобы его получал не каждый второй. После того, как у нас диплом будет весить, сколько он должен весить, тогда распределение может появиться. Тогда мы будем знать, что хорошие специалисты приходят работать на места.

О поборах в школе

Поборы в школе – это же притча во языцех. Какой КВН ни посмотришь, об этом промелькнет шутка. Уйдет ли это когда-нибудь на второй план или вообще исчезнет? На мой взгляд, вряд ли. Не потому, что государство не захочет отдавать все, что необходимо, а просто-напросто школе, если она развивается, если находится в активном поиске, ей все время будет недостаточно средств. Она будет вкладывать, она же для детей будет стараться.

Поэтому я говорю коллегам: «Когда вы собираете деньги, это, во-первых, должно быть добровольно, во-вторых, это обязательно должно идти ребенку, и родители должны знать, что это пошло именно на их ребенка».

Государство не сможет угнаться за потребностями образовательного учреждения, если оно хочет развиваться. Понятно, что есть система грантов, конкурсов. В Коми недавно закончился конкурс «Лучшая школа» - три городские и три сельские получат по 800 тысяч рублей. Но у каждой школы столько накопилось проблем, что 800 тысяч не спасут. Поэтому школа всегда отчасти будет прибегать к помощи родителей.

О школьной форме

Понятно, что форма – это несколько затратно. Но, бывает, одеть ребенка так, как он хочет, еще дороже. Тут нужно консолидировать не только силы школы и родителей. Нужно, чтобы бизнес выступил со своим предложением. Сейчас у бизнесменов появилось огромное количество возможностей.

Приходили к нам бизнесмены: «Давайте вы к нам родителей направьте, школы направьте». Оставляли мне свои визитки. Я говорю: «Вы идете не по тому пути! Не они к вам, а вы должны к ним идти. Самое главное, вы должны разработать образцы формы, причем она должна быть ноская, немаркая и современная». Именно бизнесмены должны сделать первый шаг. Если развернется производство, увеличится количество рабочих мест. Когда будет массово, и цена снижается.

Принуждения никакого не может быть, поскольку у нас идет поэтапное введение школьной формы. Готовится закон, который, я надеюсь, в этом году мы примем. Пока же есть только рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации, на основании которых мы издали свой приказ и направили в школы, потому что мы понимаем, что те производственные объемы, которые у нас есть, не позволят одномоментно к 1 сентября снабдить школьной формой.

Но мы надеемся, что 1 сентября ребята придут если не в форме, то в «дресс-коде». То есть это будет одежда, приближенная к форме.

О законе «Об образовании»

В нем много чего можно доработать. И это будет делаться. Закон «Об образовании» писался 3 года, 800 страниц было сначала. Огромный талмуд сократился до 250 страниц. Было обсуждение с общественностью, Коми вносила свои правки, и они туда вошли. Новый закон отменил порядка 180 подзаконных актов. И сейчас их надо будет принимать. Вот чего мы все ждем. Они будут иметь больше практического значения, чем сам закон. Закон – это определенные позиции, которые будут подробно расписаны в подзаконных актах. Их как раз сейчас рассматривают очень тщательно – именно с позиции практики.

О высшем образовании и мониторинге эффективности вузов

К сожалению, высшее образование утратило свою должную значимость. Сейчас высшее образование имеет чуть ли не каждый. Произошел перекос: тех, кто хотел получить рабочую специальность, стало в разы меньше, чем желающих получить высшее образование. При этом мы понимаем, что обеспечить всех работой по специальности, которая обозначена в дипломе, мы не сможем. Это, скорее всего, послужило толчком для проведения мониторинга эффективности вузов. Другой вопрос – критерии. Некоторые непонятны для большинства людей, в том числе и меня. А то, что это необходимо, да! Назрела такая ситуация, когда мы должны понять, что получить высшее образование должно быть очень престижно, и должны получать его не все разом, а только те, кто обладает определенными компетенциями и знаниями, и кто все это сможет реализовать, работая по специальности.

О слиянии СГУ и КГПИ

Я думаю, по прошествии времени преподаватели пединститута даже не вспомнят, как они были против объединения. Потому что почувствуют, что это дало толчок для развития вуза. Поскольку он стал более мощным, он консолидировал силы и может стать конкурентоспособным на рынке высшего образования России.

О филиале кировской медакадемии

Филиал кировской медакадемии – это был законодательный нонсенс, на который сейчас обратили серьезное внимание. По закону на территории одного федерального округа не должен находиться филиал вуза другого округа. Киров – это Приволжский ФО. Это был законодательный казус, но на это закрывали глаза. Сейчас мы все приводим в соответствие с законодательной базой.

О профориентации

Августовский педсовет мы посвятим профориентационной работе. То есть увяжем ЕГЭ именно с профориентацией, потому что экзамены показывают, куда больше всего ребят планируют поступать. Самым массовым экзаменом по выбору остается «обществознание», которое нужно для экономических и юридических специальностей. Но ребята должны понимать, что сегодня больше нужны технические специалисты.

Мы хотим, чтобы школы и вузы 2013-14 годы работали в единой связке, для того, чтобы наши ребята были четко сориентированы и сдавали ЕГЭ по тем предметам, которые необходимы для поступления на востребованные нашей экономикой специальности.

Очень надеемся, что на августовское совещание к нам приедет замминистра образования и науки РФ Александр Климов. Он как раз курирует профессиональное образование.

О Молодежном правительстве

Помимо «Арт-квадрата» и «Ты – предприниматель», появится еще проект, который реализует министерство образования, - «Молодежное правительство». Предполагается, что в каждом министерстве и ведомстве будет дублер руководителя. Депутаты Молодежного парламента не знали, к кому прибиться, с кем там общаться, а здесь будет конкретно. Я дал задание продумать проект соглашения между ведомством и дублером – как они будут взаимодействовать, в каком формате. Мы надеемся, что будет заключено соглашение с администрацией главы, и Молодежному правительству дадут возможность собираться в зале заседаний правительства.

Я уже вижу, как буду работать со своим дублером. Выезжая в районы, буду брать его с собой, чтобы вместе смотреть, что происходит, чтобы он был погружен во все, во что погружен я.

1070

Комментарии (28)

Добавить комментарий
  • мм
    08 авг. 2013 г., 1:10:52
    Ответить
    дети не могут сдать егэ, потому что возросло число детей, у кого проблемы со здоровьем есть и проблем с головой в первую очередь......здоровый ребенок всегда может подготовиться к егэ и сдать его, а кто не может, то реально, зачем ему высшее образование?
  • Андрей Бурдаев
    08 авг. 2013 г., 7:46:48
    Ответить
    Отлично выступил.
    Но задал бы еще несколько вопросов по новациям Минобрнауки РФ:
    1. Мнение по системе оценки ОО и педагогов минобрнауки.рф/документы/3541/файл/2365/13.06.20-АП-1073_02-прил.pdf
    2. Мнение по системе выборов руководителей ОО.
    3. Мнение по обязательному участию педагогического сообщества в принятии нормативных и законодательных актов в системе образования.
  • :- )
    08 авг. 2013 г., 7:59:59
    Ответить
    "О результатах ЕГЭ-2013"
    Получается 'умные' умнеют, а 'дурные' дурнеют.
    Стал заметен процесс социального расслоения и в детской среде.
    Впрочем, он был всегда, только раньше не воспринимался как расслоение.
    • Андрей Бурдаев
      08 авг. 2013 г., 8:47:07
      Ответить
      'умные' умнеют, а 'дурные' дурнеют
      _________

      Не совсем так. Расслоения нет. ЕГЭ "заточен" на желающих поступить в ВУЗ. Если ученик выбрал рабочую специальность, то на ЕГЭ "напрягаться" не будет. Поэтому и такой процент "неудов". Это скорее хорошо, чем плохо - меньше будет недоэкономистов и больше квалифицированных "работяг".Проблемы есть, одна из - дистанционная подготовка талантливых учеников из районов (такие есть и их много). Минобраз РК систему приготовил (ГИС "Электронное образование"). Осталось найти источники финансирования и региональных исполнителей ...
  • ффффф
    08 авг. 2013 г., 8:39:28
    Ответить
    Филиалы
    Филиал кировской медакадемии – это был законодательный нонсенс, на который сейчас обратили серьезное внимание. По закону на территории одного федерального округа не должен находиться филиал вуза другого округа. Киров – это Приволжский ФО. Это был законодательный казус, но на это закрывали глаза. Сейчас мы все приводим в соответствие с законодательной базой.

    А как же филиалы московских ВУЗов?
    • 333
      08 авг. 2013 г., 9:25:58
      Ответить
      Ддействительно бред свой кобылы, что мелет ?
      Отправлено из мобильной версии
  • Анна
    08 авг. 2013 г., 8:46:57
    Ответить
    Педаоам ВУЗов вообще непросто после ЕГЭ, надо адаптировать студентов к обучению в ВУЗе.
  • хорошее интервью
    08 авг. 2013 г., 9:45:03
    Ответить
    О педагогах высшей категории
    Всё правильно сказал.
    А то чуть ли не все с высшими категориями, а учат детей через .. одно место
    • Учитель
      08 авг. 2013 г., 10:13:48
      Ответить
      Хорошее интервью
      Вы были в шкуре учителя? Вы знаете как сейчас ему работается? Что от него требуется? И вопрос учителя музыки, трудов, физкультуры вместо ЕГЭ что должны показать? Может сиграть и спеть, показать открытую выставку своих работ и сдать физнормативы? А как класс ней руководитель?
    • Белка
      08 авг. 2013 г., 11:16:19
      Ответить
      По сведениям министерства образования только 50% педагогов республики имеют высшую и первую категории. Значит, высшей категории меньше. Это значит, что только половина-треть педагогов школы имеют высшую категорию. Но и у них зарплата - за счет объема нагрузки. Когда говорят про 60% добавки, прикиньте - от какой ставки? А ставка скромная - 6 тысяч.
      • аааа
        08 авг. 2013 г., 11:27:41
        Ответить
        да об учителей ноги вытирали всегда, а сейчас такой бред несет!
  • против ЕГЭ
    08 авг. 2013 г., 11:07:15
    Ответить
    Против ЕГЭ выступают потому, что он затирает индивидуальности, всякое нестандартное мышление и делает всех одинаковыми, безликими, автоматами, а не личностями.
    • Белка
      08 авг. 2013 г., 11:17:52
      Ответить
      Смешно. ЕГЭ был создан не для выявления индивидуальности. Личность пусть в творчестве себя реализует. Туда ей и дорога.
    • Андрей Бурдаев
      08 авг. 2013 г., 11:27:18
      Ответить
      Это общемировая тема для обсуждений. Подробнее с отличным видео: http://blog.bnkomi.ru/post-2434/
  • пп
    08 авг. 2013 г., 11:26:13
    Ответить
    Министр обр-ия еще забыл проверить педагогов высших учебных заведений!!
    А по поводу высшего образования: пока не будет достаточного финансирования вузов, вуз так и будет набирать кого попало к себе только ради прибыли!!!
  • пп
    08 авг. 2013 г., 11:26:22
    Ответить
    Министр обр-ия еще забыл проверить педагогов высших учебных заведений!!
    А по поводу высшего образования: пока не будет достаточного финансирования вузов, вуз так и будет набирать кого попало к себе только ради прибыли!!!
    • Андрей Бурдаев
      08 авг. 2013 г., 11:28:51
      Ответить
      ВУЗы - это вопросы к федералам:) Разные уровни полномочий...
  • пп
    08 авг. 2013 г., 11:26:22
    Ответить
    Министр обр-ия еще забыл проверить педагогов высших учебных заведений!!
    А по поводу высшего образования: пока не будет достаточного финансирования вузов, вуз так и будет набирать кого попало к себе только ради прибыли!!!
  • Владимиру Шаркову
    08 авг. 2013 г., 11:55:13
    Ответить
    начинайте РАЗДЕЛЯТЬ учеников в Больших школах
    по результатам их учёбы.
    Двоечников с троечниками в последний класс ='Ы + Ъ'.
    Середнячков в средний == 'Б'.
    Отличников и тех кто старается в первый == 'А'.
    по такой технологии ЛЕГЧЕ УЧИТЬ. Не нужно будет тратить ресурсы на тунеядцев.
    --------------
    Впрочем ЭТО уже происходит:
    детки что хотят учиться переходят в Лицеи и Гимназии.
    • Учителю
      08 авг. 2013 г., 12:37:14
      Ответить
      про хорошее интервью
      То, что происходит в школах, знаю не понаслышке. ФГОС- это дурдом, при нашем-то материальном и методическом обеспечении, при количестве учеников в классе больше 20 и т.д. Короче, в нашей стране, как всегда телега впереди лошади бежит. О нагрузке на учителя, которая и так немаленькая была, никто не подумал. А я знаю молодых учителей, которые стараются работать по-новому, ложатся не раньше 12, встают в шесть, поскольку ещё и семья есть.
      Но тем не менее палка должна быть о двух концах: повторюсь:" Всё правильно сказал.
      А то чуть ли не все с высшими категориями, а учат детей через .. одно место".
      • Андрей Бурдаев
        08 авг. 2013 г., 12:46:17
        Ответить
        Соглашусь. Проблем много и их надо решать. Пользуясь случаем, приглашаю Вас и педагогов РК на федеральный Педсовет: http://blog.bnkomi.ru/post-5211/

        Формат проведения - вебинары. Требуется предрегистрация. Само участие бесплатно.
        • Учитель
          08 авг. 2013 г., 20:28:51
          Ответить
          Вебинары Андрей Бурдаев
          Андрей, а смысл? Я была уже дважды в Питере на конференции и на педагогическом форуме. Учителя не раз свои предложения посылали и что? Их слушают? Вот нравится как Олег Смолин выступает везде по поводу образования и на высшем уровне доносит всю проблематику. Только что поменялось? Еще нравилось как работал Жорес Алферов в Общественном совете по образованию.
          • Андрей Бурдаев
            09 авг. 2013 г., 10:09:29
            Ответить
            Смысл есть: все документы, включая федеральные законы, касающиеся вопросов образования и воспитания, будут проходить педагогическую экспертизу. http://www.rg.ru/2013/02/27/pedagogi-site.html
            • Учитель
              09 авг. 2013 г., 12:12:48
              Ответить
              Андрею Бурдаеву
              На бумаге, но не на деле.
      • Учитель
        08 авг. 2013 г., 20:15:59
        Ответить
        Опять автору хорошее интервью
        Не соглашусь с вами по поводу педагогов, они разные! В том числе, и те что с высшей категорией. Например я сейчас с высшей категорией, но это впервые за отработанные больше 25 лет в школе. Раньше не подавала на эту категорию документы так как знала постоянно будут тыкать ею, требовать еще больше, а как дать если есть предел человеческим возможностям. Мой предмет не связан с ЕГЭ, но я хочу уже закончить педагогическую деятельность, не вижу смысла работать в тех условиях в которые сейчас поставлен учитель. Причем на мое место нет очереди и прошедший год я работала 33 часа в неделю, в этом еще хуже будет, коллега ушла а замены нет. Ваш выход...
  • ПЕНСИОНЕР
    08 авг. 2013 г., 14:08:43
    Ответить
    ДАВАЙ ПРО ВОРОВСТВО ПОТОЛКУЕМ, Г, ШАРКОВ,
    ПОЧЕМУ ДОКУМЕНТЫ ПО КРУПНЫМ ЗАКУПКАМ ВО ВСЕХ МИНИСТЕРСТВАХ ПОДПИСЫВАЕТ "БЕРЛАГА" из ЗОЛОТОГО ТЕЛЁНКА? ПОЧЕМУ НА ВСЕ ОСТРЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН ОТВЕЧАЕТ КЛЕРК? ЗАБЫЛИ О ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?!
  • Алевтина
    25 авг. 2013 г., 13:04:24
    Ответить
    Сдача ЕГЭ не может объективно оценивать знания учеников, нужно изменить форму выпускных экзаменов. Эти предложения давно выносит партия Справедливой России.
  • Русскоязычный чукча
    10 сент. 2013 г., 10:54:38
    Ответить
    В русском языке слово "качественный" относится только к качественному анализу, а никак не характеризует качество. Вещи могут быть высококачественными или низкокачественными, могут быть среднего или ниже среднего качества, но просто "качественными" они быть не могут. По нормам русского языка. Хотя, чего ждать от министра,если его директора школ говорят "ложат в портфель"? Слава богу не в пОртфель...