Художница Валерия Осташова: «Здесь не выбирают «мое» или «не мое», просто поголовно идут смотреть»
22 июня в селе Глотово Удорского района состоялось открытие не совсем обычной выставки. Художница Валерия Осташова представила свои работы, выполненные в технике графики по железу, батика, ткачества, ассамбляжа и акварельной живописи, в рамках проекта «Единичная система измерения». Экспозиция разместилась на стенах разрушенной церкви, сельсовета и столбах электросвязи.
Фото Евгении Габовой
На пути к зданию Христорождественской церкви села Глотово – два магазина. «Колобок» в день открытия выставки будет работать лишь с четырех часов дня. «Лысва» закрыт весь день, почему – неизвестно. Местные на людей с фотоаппаратами сначала оглядываются с опаской, потом привыкают. Затем стреляют сигареты – если отделение «Почты» закрыто, табак не купишь. Совсем освоившись, просят в займы 100 рублей. Стольник здесь валюта универсальная. Именно за эти деньги можно купить пол-литра самогона. Глотово прежде славилось как село коновалов. Лошади здесь до сих пор играют важную роль. И свою значимость ощущают в буквальном смысле. Перемещаясь по пространству улиц населенного пункта, как полновластные хозяева, они искоса посматривают на людей как на некие объекты меблировки в комнате. Иногда «мебель» начинает двигаться, копытные лишь пренебрежительно отмахиваются хвостами. Здесь, как и везде на Удоре, много лодок и рыбаков. И совершенно иные звуки. Здесь не услышишь рингтонов, потому что сотовая связь не ловит. Для звонков – проводные аппараты, но это не особо дешево, поэтому просто так никто не болтает. Ночью в деревянном доме отчетливо слышны звонкие и хлесткие удары каплей дождя, под утро – окрики владельцев коров, загоняющих буренок доиться, изредка – пробурчит мотоцикл. Почему именно здесь художница и педагог из Сыктывкара Валерия Осташова решилась открыть выставку – вопрос скорее риторический. Хотя у самой Леры на него есть конкретные ответы.
- В Глотово я в первый раз побывала лет 12 назад, а в прошлом году приехала снова. Гостила у поэтессы Нины Обрезковой, и она мне предложила сделать выставку в храме. Я представила, как это могло бы быть. Визуально картинка получилась очень мощная – сплошное удовольствие: грамотный генплан села, красивейшее здание церкви, ландшафт окрестностей. Я стала прорабатывать ситуацию. Когда организуют выставку в каком-либо учреждении культуры, как правило, закладывают такую цифру: экспозицию должны посмотреть не менее 500 человек. В Глотово - 300 домов. В каждом живет не по одному человеку. Получается, сделав выставку здесь, можно даже за короткий срок перевыполнить все планы и побить цифры, потому что в Глотово до этого никто выставок не делал и не привозил. И было очевидно, что народ придет смотреть. К тому же, когда мои работы выставляются в Сыктывкаре, в музее или галерее, я с этого ничего не имею. Так и здесь я тоже ничего не имею. И ничего не теряю.
- Выставка состоялась в рамках празднования Дня коми книги на Удоре…
- Изначально - из организационных соображений. Когда подвязываешься к какому-либо крупному мероприятию, вопросы, касающиеся всяческих разрешений, транспорта, помощи, решаются намного проще. Планировалось, что выставка пройдет 21 июня, потом программа изменилась, сроки сдвинули на день. А 22 июня у моего деда – Константина Андреевича, пережившего блокаду, - день рождения. Мы с ним были очень дружны, многое из того, что я умею, – это благодаря ему. Я вот рыбачить очень люблю – он научил.
- «Единичная система измерения» - о чем это?
- Самая простая система измерения – двоичная: единица и отсутствие единицы. Троичные, пятеричные, десятеричные системы существуют. Единичная система сама по себе, возможно, не столь популярна. Но я в это вкладываю смысл такой: множество событий можно свести к одной единице. Равно как и отдельно взятое событие можно представить в виде пятна, знака, символа. В итоге же все стремится к единице гармонии, абсолютная гармония – Бог. Но нам пока до этого далеко, конечно.
- Ты приехала сюда за неделю до открытия выставки, и сначала экспозиция монтировалась внутри церкви. Почему потому перенесли на улицу?
- По технике безопасности. Хотя первоначальная задумка была именно в том, чтобы создать все внутри стен. Администрация поселения, кстати, очень многое для этого сделала. Внутри здания навели порядок, настелили пол.
- Задумка не пострадала?
- Перемонтировать материал, если ты понимаешь, зачем его сделал, можно в любом пространстве. К тому же удалось уйти от плоскости, эффект 3D сохранился. Более того, когда работы «вышли» на улицу, стремление к одной точке усилилось. Они визуально стали собираться в единицу, воплощением которой стала церковь. Получилось все более чем логично. Хотя, отмечу, моя выставка не носит никакого религиозного содержания, в ней нет опоры ни на библейские сюжеты, ни на какие-то моменты веры.
- Ты сказала, что каждая работа в виде знака, символа, линии представляет конкретную историю. Расскажешь о каких-нибудь?
- Там не только истории, там есть еще то, что можно назвать выражением ощущений. Есть, например, работа про любовь. На ней – лампа накаливания. Почему? Потому что есть ощущение тепла, а любовь – это тепло. Есть смешная работа по мотивам моего сна. Однажды мне снилось, что я летала, и вот я лечу, круги, пируэты выписываю и вижу такие штуки наподобие турника или спортивной лестницы. И решила между брусьями пролететь, и застряла. Помню, проснулась тогда, обидно было очень. Зато потом работа получилась. Есть картина, посвященная Республике Коми. Она о несоответствии. По информации справочников Республика Коми – удивительно богатый край, здесь много леса, глубокие реки, ведется добыча нефти, газа, угля. Вроде все так. А потом едешь по региону и видишь, что вместо лесов - пустыри, реки мелеют. Нефть есть, да. Иногда она течет по этим самым рекам.
- На выставке еще представлены скульптуры «Деревянные костюмы»…
- Да, это серия работ о нашей архитектуре, о типовых жилых районах, похожих друг на друга, безликих, всем своим видом убивающих красоту. Одна скульптура, например, называется «Минздрав предупреждает: косяки опасны для вашего здоровья». Она сделана из старого дверного косяка. Но суть не только в этом, по форме эта скульптура повторяет одну из детских больниц, которую мне довелось видеть в одном из городов республики. Ужасное здание. Некрасивое. Есть другая работа, называется «А ля рус». Она о том, что было очень популярно лет десять назад. Когда городские жители свои типовые квартиры декорировали как деревенские дома. Сейчас это тоже встречается. По мне так, хочешь, чтобы вокруг тебя все было как в деревне, приезжай и живи в деревне. А не лепи из квартирки в панельном доме избушку на курьих ножках.
- Первое время, когда выставка была уже смонтирована внутри церкви, ты ночевала в палатке рядом с картинами. Зачем?
- В основном, чтобы следить за сохранностью работ. После Глотово они будут выставляться в Центре культурных инициатив «Югор» в Сыктывкаре, потом поедут по городам и весям республики. Поэтому очень важно, чтобы они были в целости. А в церкви сквозняки ужасные. Работы периодически слетали, их нужно было сразу же подхватывать и приводить в порядок. Насчет местных я не особо боялась. Здесь, наверное, могут украсть только то, что плохо лежит и что можно реально впарить. Мои работы так просто никому не продашь.
- Давай вернемся к вопросу смысла проведения подобной выставки в глухой деревне. Более-менее понятно, зачем это стало нужно тебе. А если посмотреть глубже. В чем суть процесса тащить абстрактное искусство в деревню? В городе-то не все поймут, что ты хотела сказать своими работами...
- Подобный опыт я пережила в девяностых годах. Тогда была возможность в виде каких-то выборных денег, и мы организовали этнофутуристическую выставку. Экспозицию показывали в разных населенных пунктах республики, в том числе и малочисленных деревнях. Чем хороша такая аудитория? Здесь не выбирают «мое» или «не мое». Здесь просто идут поголовно смотреть, «а чё там такое привезли». Здесь чувствуется живой интерес не только к культуре, но и вообще к любому проявлению чего-либо нового. И еще вот что, как правило, здесь мало кто разбирается в стилях и жанрах искусства, зато суть они ловят изумительно и немудреными словами попадают в самую десятку. Еще с момента монтажа в церкви стали появляться «ходоки». Причем, сначала люди относились очень настороженно. Потом уже стали показывать заинтересованность. Когда работы висели в церкви, ко мне народ толпами ходил. Тут человек 10 придет, чуть позже человек 15. Я им все показываю, рассказываю. Спрашиваю: «Хоть что-нибудь поняли?» Они сначала категорически: «Нет, не поняли». Потом походят, еще посмотрят. И эта их категоричность на нет сходит. Потому что на подкорке какие-то процессы начинаются. Задевает струны какие-то, осознание приходит.
- Тебя проект в Глотово очень воодушевил. Сейчас будешь только такими выставками заниматься?
- Нет. Это интересно, конечно, но очень выматывает. Я год готовила эту выставку и создавала работы конкретно под нее. Это сложно – сидеть все время только на одной теме. Сейчас я возьму паузу. И постараюсь просто работать, создавая отвлеченный материал. Подкоплю силы. А там видно будет.
Комментарии (13)
красота внутри тех, кто живет в этих типовых жилых районах. зачем выливать свой яд на то, к чему О. скорее всего и пальца не приложила. особенно со своим подкорочным абстракционизмом
-"Чем хороша такая аудитория? Здесь не выбирают «мое» или «не мое». Здесь просто идут поголовно смотреть, «а чё там такое привезли». Здесь чувствуется живой интерес не только к культуре, но и вообще к любому проявлению чего-либо нового."
так живой интерес или безысходность??
- ".. зато суть они ловят изумительно и немудреными словами попадают в самую десятку."
ну и где эти слова. столько восторга и ноль информации. самое ценное за кадром осталось.
восторженно глядит на холст
и вдруг один седой и строгий
отчетливо сказал го8но
Что всё, что бездарно завется "го8но".
Плохие пейзажи, плохие портреты
Го8енные афторы пекут как котлеты.
Настоящий передвижник!