Заместитель председателя Общественной палаты Коми Роман Койдан: «В Коми с соблюдением авторских прав - настоящий хаос»
В середине прошлого года в республике была создана, а недавно заработала в полную силу Коми региональная организация «Интеллект-Защита», призванная отстаивать права авторов интеллектуальных произведений. По словам заместителя председателя общественной организации Романа Койдана, до сих пор в республике в этой части творился настоящий хаос, в том числе на рынке продуктов питания, одежды и программного обеспечения. С чего приняли решение начать свою работу юристы «Интеллект-Защиты», кто должен отвечать за публичное исполнение чужих песен и что делать пользователям соцсети «ВКонтакте», лишившимся своих плей-листов из-за требований правообладателей в последнее время, он рассказал в интервью БНК.
Фото Кирилла Затрутина
- Кем и с какими целями было создано некоммерческое объединение «Интеллект-Защита»?
- Организация была создана еще в 2012 году как некоммерческий союз юристов, которые были обеспокоены сложившейся в республике ситуацией с соблюдением авторских прав. Это было и остается большой проблемой, на авторском юридическом поле творится настоящий хаос. Это касается не только музыки, но и любой продукции вообще — продуктов питания, одежды, программного обеспечения, техники. Поэтому было принято решение начать наводить порядок с части соблюдения прав авторов и исполнителей. Работы и проблемных вопросов, с которыми нам предстоит столкнуться, еще очень много.
- Сколько человек будет заниматься этой работой?
- В целом с организацией сотрудничают десяток юристов Сыктывкара.
- То есть работать вы пока будете только в Сыктывкаре?
- Да, вопрос нашей деятельности решился совсем недавно, мы ставим перед собой достижимые в ближайшем будущем цели. Но в перспективе начнем работу и на территории всей Коми.
- Неужели в Коми все настолько плохо с соблюдением авторских прав, что потребовалось создание специальной организации и привлечение такого числа юристов?
- Все действительно очень плохо. Этот вопрос рассматривался Общественной палатой Коми, в том числе и она была инициатором создания организации «Интеллект-Защита».
- Соглашения с Российским авторским обществом уже заключены?
- Первый документ, который мы подписали, было агентское соглашение с РАО, и есть доверенности, которые оформлены на физических лиц, которые являются представителями РАО в Коми, имеют право вести переговоры, заключать лицензионные соглашения, представлять интересы по этому направлению. Сейчас это всего два человека — председатель объединения и я.
- Частая провинциальная практика — исполнение песен известных авторов и исполнителей на городских концертах местными артистами. Иногда они поют за вознаграждение, иногда — нет. Что в данном случае будет являться нарушением авторских прав и кто должен нести за это ответственность?
- Если вы выйдете на коммерческое исполнение, то это будет нарушением. Любое коммерческое использование чужого произведения по Гражданскому кодексу обязывает вас произвести отчисление в РАО. Вы должны сначала обратиться в Авторское общество, заключить лицензионное соглашение, оплатить по установленной ставке на конкретное мероприятие. Это вопрос к организаторам мероприятий, которые получают за них прибыль.
- То есть, если я за гонорар выхожу на сцену в городском мероприятии и исполняю чужую песню, ответственность за это будут нести именно устроители концерта?
- Да, в первую очередь это ответственность организаторов, и уже только во вторую — ваша.
- А что с кафе, ресторанами, барами и другими заведениями?
- В своей работе мы берем за основу международные нормы и международные соглашения по защите прав авторов и исполнителей. Уполномоченным органом по сбору и распределению вознаграждения авторам является РАО. Будь то музыка по радио, клипы по ТВ или плей-лист с компьютера, заведение обязано оплачивать их использование в коммерческих целях, заключив с РАО лицензионный договор. При этом аналогичный договор тех же радиостанций с Российским авторским обществом на проигрывание музыки в кафе, скажем, не распространяется, ежемесячно владельцы этих заведений обязаны отчитываться о том, какими средствами, как и какие композиции каких авторов они воспроизводили. Также ежемесячно радио и ТВ каналы предоставляют в РАО отчет об использовании композиций тех или иных авторов. На основании этого отчета прибыль распределяется непосредственно авторам.
- Каких-то результатов уже удалось добиться?
- На сегодня в Коми лицензионные соглашения с РАО имеют только 18 организаций: радиостанции, общепит и другие. При этом только в Сыктывкаре работает свыше ста кафе, баров и ресторанов. Это говорит о сознательности наших юридических лиц и их легальной работе. За последние два месяца мы разослали по почте более 50 уведомлений о необходимости заключить соглашение с РАО владельцам мест публичного использования музыки: фитнес-центры, бары, рестораны, спортзалы. В этих уведомлениях разъясняются основные моменты законодательства, предлагается организовать встречу для получения более подробной информации и присутствует предостережение о том, что в случае нарушения прав авторов мы будем вынуждены обращаться в правоохранительные органы. Смысл работы в этом направлении — не наезд на бизнесменов, а именно разъяснительная, уведомительная работа и юридическая поддержка. Наша задача решать проблемы не путем привлечения правоохранительных органов, а путем проведения семинаров, консультаций и бесед.
- Уже наметили проведение семинаров?
- Совместно с Общественной палатой Коми запланировали проведение круглого стола с привлечением юрлиц, владельцев мест публичного использования музыки. Будем привлекать Министерство культуры Коми, администрации муниципалитетов и организаторов массовых мероприятий. Но надо понимать, что в РАО все семинары распланированы до августа, так что наше мероприятие мы запланировали на сентябрь этого года.
- Вы разослали более 50 уведомлений. Сколько адресатов откликнулось?
- Связались с нами десяток директоров разных заведений, встретиться удалось с пятью, было подписано два соглашения с РАО. Сейчас многие в отпусках, так что планируем продолжить эту работу.
- А кто входит в список 18 организаций, уже имевших соглашения с РАО на момент начала вашей работы?
- Это крупные торговые и развлекательные центры, например, «Релакс», «Торговый двор».
- Много ли придется платить владельцам кафе и ресторанов за фоновую музыку?
- Ставка для среднего кафе на 7-8 столов, а зависит она от количества посадочных мест, составляет 2-3 тысячи рублей. В ночных заведениях это будет около 30 тысяч, то есть не самая большая для заведений сумма. А вот последствия, то есть штрафы за нарушения, составляют десятки тысяч рублей и конфискацию устройств воспроизводства аудио- и видеоаппаратуры, то есть пультов, колонок, плееров, компьютеров и так далее. Поэтому мы рассчитываем на то, что люди будут настроены на цивилизованное решение вопроса и заключение соглашений с РАО, чем общаться с правоохранительными органами.
- А в остальной части соблюдения авторских прав в Коми как обстоят дела, в части, например, программного обеспечения или продуктов питания?
- У нас есть некоторые соображения по этому поводу. Так, совместно с членом Общественной палаты Коми Александром Поповым мы сейчас готовим интересный проект, направленный на выявление контрафактной продукции. Определенная работа в этом направлении ведется, но охватить все пока невозможно. На общем собрании мы утвердили для себя определенный план работы и пока будем его придерживаться. Для работы с контрафактной едой, например, необходимо для начала сформировать экспертное сообщество, собрать людей, обладающих определенной квалификацией, чтобы проводить исследования. Таких людей у нас мало. Также потребуется решать вопросы с правообладателями торговых марок, а это занимает определенное время. Например, на соглашение с РАО у нас ушло более полугода. Это не проблема, просто потребуется провести много согласований, пройти обучение, изучить судебную и административную практики. Это вопрос не одного дня. На этой неделе мы направили официальные предложения заключить соглашения о сотрудничестве по защите авторских прав между Прокуратурой и МВД нашего региона, с одной стороны, и РАО, с другой стороны. В ближайшее время мы планируем это соглашение ратифицировать и приступить к разработке определенных механизмов по пресечению нарушений в данной сфере.
- В России в целом взят курс на ужесточение антипиратского законодательства. Коми следует федеральным тенденциям?
- Я бы не назвал это ужесточением. Это наведение порядка в сферах, в которых до последнего времени был определенный вакуум. Наша Конституция была принята 20 лет назад, в 44-й статье есть указание, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Но в реализации этой статьи мы видим полный хаос. Сложно переломить ситуацию в течение одного дня. Правовые механизмы защиты прав авторов были заложены также и в Гражданском кодексе, они могли работать, но общая тенденция такова, что мы сейчас совершенствуем существующую юридическую практику, принимаются дополнительные правовые акты для защиты прав авторов.
- Интересует ваше мнение о ситуации вокруг музыки в соцсети "ВКонтакте". Пользователи соцсети этому пытаются активно противостоять, переименовывая свою любимую музыку так, чтобы ее нельзя было найти по поиску. Как вы оцениваете действия администрации соцсети и пользователей?
- Действия администрации «ВКонтакте» вполне понятны, есть закон о правах авторов, который нужно соблюдать. В данном случае соцсеть не является исключением, если есть претензии от правообладателей, руководство обязано среагировать. Что касается пользователей, то, да, можно придумать много способов сопротивления закону. Но на любое сопротивление найдется механизм противодействия. Думаю, что правообладатели теперь будут мониторить соцсеть с учетом действий пользователей, и незаконно размещенная музыка будет продолжать удаляться. Проще соблюдать закон.
Комментарии (21)
Интересует такой вопрос. Как на счет того, чтобы реализовать "Право на тишину"? Смысл в том, чтобы гражданин мог указать список песен которые он не хочет слышать ни при каких обстоятельствах. Если вдруг он где-то услышит песню из этого списка, то может выставить счет к РАО. А??
Интересно, а удалит ли он из общего доступа свою музыку. Кароче, сидим и наблюдаем...
друг ему всегда был мезак
друг ему всегда был мезак
Копирайт - это преступление.
Копирайт - это кража.
Копирайт - это рабство.
Может, с себя и начнет?