Директор театра оперы и балета Валентина Судакова: «Будем выводить «Сыктывкарса тулыс» на новый уровень»
В Сыктывкаре завершился XXIII международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» имени народной артистки России Ии Бобраковой. Финальным аккордом мероприятия стал концерт «Звезды театров России и Республики Коми на родной сцене». Солисты республиканского Государственного театра оперы и балета выступили вместе с приглашенными гостями, исполнив «хиты» классического репертуара.
Фото Кирилла Затрутина
Одним из впечатляющих моментов концерта стало его начало — под увертюру к опере Верди «Сила судьбы», исполненную оркестром, на экране публика могла видеть эпизоды жизни Ии Бобраковой, имя которой отныне носит фестиваль. Мелькали фотографии, отрывки интервью и видео со спектаклей, многие не могли удержаться от аплодисментов, почтив память художественного руководителя и главного режиссера театра, сыгравшей большую роль в становлении и развитии учреждения. Сам концерт представил собой сборную «солянку». Арии первого отделения разбавил яркий «Танец басков» из балета «Пламя Парижа». Тепло зрители приняли отрывки из оперы «Евгений Онегин» - арию Ленского в исполнении солиста Театра при Санкт-Петербургской консерватории Вячеслава Лесика и последовавшую сцену оперы, которую разыграли заслуженный артист РК Михаил Журков и солистка театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории Ольга Георгиева.
Второе отделение запомнилось блестящим и задорным исполнением каватины Фигаро из оперы Россини. В качестве знаменитого цирюльника выступил солист Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского Алексей Герасимов. Народная артистка Коми Ольга Сосновская преобразилась в Джульетту из оперы Гуно, другая народная артистка Коми Альфия Коротаева предстала в образе Куклы из произведения Делиба «Сильвия, или Нимфа Дианы». Солист Мариинского театра Владимир Ванеев, будто на «бис», спел арию короля Рене из оперы «Иоланта», которая была показана в один из последних дней фестиваля. Пластики в действо привнесли артисты балетной труппы. Ренат Бикмухаметов станцевал вариации раба из балета Адана «Корсар», его коллега Андрей Потапов лихо исполнил гопак из балета Соловьева-Седого «Тарас Бульба». Завершением концерта стал заключительный хор из оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» - премьерного спектакля фестиваля. О фестивале, его атмосфере и перспективе в интервью БНК рассказала директор театра Валентина Судакова.
- По вашим ощущениям, изменилось ли настроение и атмосфера внутри фестиваля с того момента, как он стал носить имя Ии Бобраковой?
- Изменилось. Название фестиваля, которое ассоциируется с именем его создателя, придает какой-то особый настрой. Это очень чувствовалось внутренне. Как будто зрители и те, кто изнутри принимал участие в фестивале, - все вместе отдали дань памяти, уважению и признанию Ие Петровне. И это не просто высокие слова, а действительно личное впечатление. Мы подводили итоги, и все отметили, что каждый день фестиваля у нас были полные залы. Зритель пришел даже на те спектакли, которые недавно были в репертуаре сезона. Что важно, много было молодежи. Наверное, Ия Петровна помогала. А значит, мы делаем то, что она хотела бы видеть.
- На открытии фестиваля Михаил Герцман сказал о том, что у театра появились новые внутренние силы и ресурсы. Вы с этим согласитесь?
- То, что к фестивалю театр вышел с двумя премьерами, говорит о многом. Мы выполнили сверхзадачу. Да, можно много говорить и спорить об исполнении и реализации тех или иных задумок - это нормальный процесс, без которого не обходится ни один акт творчества. Но, что касается самого постановочного процесса, спектакли были сделаны. Цеха справились со своими задачами, труппа — со своими. Сил действительно было затрачено немало, условия были жесткими. Но, если мы можем готовить такие сложные продукты и показывать их зрителю, значит, планка растет.
- Было ли что-то удивившее вас в этом году?
- На каждом фестивале мы становимся свидетелями очень полезных и необходимых творческих встреч. Какую сферу ни возьми — вокалисты, артисты балета, постановщики, музыканты — абсолютно все благодаря фестивалю приобретают новый опыт, но более того — новый импульс, новые впечатления. К нам приезжают разные мастера, и каждый новый человек открывает что-то, показывает, знакомит. В этом году, мне кажется, это общение приобрело очень позитивный и активный характер. Стоило, например, посмотреть, как общаются наши солисты с приглашенным солистом Большого театра Алексеем Пашиевым во время репетиций и показа «Царской невесты». И таких примеров я могу привести множество. Театр стал площадкой для обмена опытом, и к этому процессу, что очень важно, наши артисты и музыканты отнесли с большим воодушевлением.
- Среди приглашенных гостей на этом фестивале была одна очень примечательная пара. Солисты Большого театра, которые выступили в балете «Лебединое озеро». Елена Андриенко — заслуженная артистка России, опытная балерина, в копилке которой огромное количество выступлений в самых разных спектаклях. Ее партнером стал Денис Родькин, который только начинает свой путь. Это было так задумано — свести на одной площадке опытного мастера и начинающего молодого артиста?
- На самом деле это вышло случайно. С Еленой мы знакомы очень давно. С тех пор, когда артисты нашей труппы ездили на гастроли в Финляндию вместе с Имперским Русским балетом Таранды. Она согласилась приехать на наш фестиваль с большой охотой, но проблема была в том, что мы не сразу смогли найти ей подходящего партнера. Конец весны — начало лета — время очень напряженное, фестивалей много, артисты разъезжаются по разным городам и странам. И тогда она предложила себе в пару Дениса Родькина, отметив, что он очень талантливый ученик Николая Цискаридзе. Так и получилось, что на нашей сцене сложилась пара, где один является воплощением мастерства и опыта, а второй - молодости и восходящего таланта. Со стороны это смотрелось интересно. Думаю, мы возьмем такой вариант на вооружение.
- Сейчас, наверное, рано спрашивать о планах на следующий фестиваль?
- Не рано. Мы уже начали думать, более того - определяться, какие постановки могут быть показаны на следующем «Сыктывкарса тулыс». Но об этом говорить пока не будем. Могу отметить другое. Если у нас получится, мы попробуем уже в следующем году вывести фестиваль на новый уровень. И не только устраивать праздник для зрителей и публики. «Сыктывкарса тулыс» сможет стать полноценной площадкой развития творчества, с мастер-классами от ведущих специалистов. Мне кажется, потребность в этом есть. И она огромная. В городе и в республике есть множество школ, музыкальных, хореографических, у нас есть колледж искусств и колледж культуры. Если мы пригласим на мастер-класс какого-нибудь педагога по вокалу или хореографа, произойдет оживление. Кроме того, нам хочется создать некую площадку для открытого обсуждения проблем и путей развития фестиваля. Возможно, это будет круглый стол, за которым соберутся приглашенные театральные критики и местные деятели искусств. Наш фестиваль существует уже 23 года. Это на самом деле очень большая цифра. Мало найдется в России подобных мероприятий с такой историей. Нам есть чем гордиться, но и расти тоже есть куда.
Комментарии (8)