Сергей Катунин: «Без врагов начинаешь бронзоветь»
БНК представляет текстовую версию интервью с экс-мэром Сыктывкара Сергеем Катуниным.
Фото Юрия Кабанцева
О жизни сейчас
У меня две задачи. Первая – это выжить с учетом того, что достаточно сильно я навредил своему организму и последние 3-4 года у меня огромное количество времени уходит на то, чтобы поправить свое здоровье. Бывают времена, когда я вынужден очень часто вызывать «Скорую помощь», организм перестраивается на мирные рельсы, перестраивается бурно. Выжить мне надо по одной простой причине – нужно поставить на ноги сына, которому 5 лет будет скоро. Поэтому как мне минимум 15 лет надо быть хотя бы в здравом уме.
О последнем месте работы
Госсовет, а негосударственная служба - я возглавлял предприятие, которое создано было, по сути дела, под меня – «Коми транспортная компания». Задачей этой компании, которую мне обрисовал господин товарищ Гайзер, было заняться, в первую очередь, железнодорожными проблемами, транспортом. Я загорелся проблемой соединения Эжвы и Сыктывкара при помощи железнодорожного транспорта. Сейчас появились очень интересные электрички, которые ездят не на электричестве, чего у нас нет, а являются по сути дела тепловозами. И убедил я в этом деле. Союзником стал мне сам Гайзер. Заявка уже даже была сделана, бюджет на покупку локомотива, но транспортное лобби, которое бы потеряло огромное количество доходов, победило, на этом расстались.
О самом интересном портфеле
Последнее, запомнившееся больше всего, работа в городе в качестве мэра - далась мне тяжело, чувствовалась ответственность, приходилось очень много работать. С 8 утра до 8 вечера я занимался с гражданами, а потом с 8 вечера до 11 подписывал бумаги. Я в день подписывал по тысяче листов бумаги, поэтому это было очень тяжело, но было очень интересно и полезно.
Об авторитарном стиле управления
Да, точку ставил я. Последнее слово было мое, но я никогда не вмешивался в работу своих замов, пока там не возникало конфликта.
О чести и честности
Я считаю, что я единственный руководитель города, который в два раза увеличил торговые площади в Сыктывкаре: «Город Мастеров», «Рублик», «Аврора», «Звездный», еще пара магазинов. Это все сделано с моего разрешения, я открывал эти торговые точки. Так вот, могу сказать, что ни одного квадратного метра этих площадей или жилья, которое мы строили больше всех в республике, не приобретено мною с дисконтом, у меня нет собственности в этих торговых площадях и вообще в торговых площадях.
О 17 уголовных делах
После моего ухода было возбуждено 17 уголовных дел, по кляузам, по инициативе следственных органов – ничего не подтвердилось. Только одно уголовное дело о клевете на главу республики, которое, по сути дела, клеветой, наверное, не было, но, тем не менее, суд принял такое решение и я его не оспаривал. Это когда я в эфире радиостанции сказал, что атакой на мэрию руководит лично глава с помощью бандитов, не могли доказать, что с помощью бандитов.
О начале конца мэрства
Как только Павел Орда стал руководителем, первым, а по сути, руководителем республики, тогда уже рубикон был перейден, и мы с ним не нашли контакт. Тщательно меня оттерли от Торлопова, внедрили ему мысль, что я хочу быть главой, или, во всяком случае, поддерживаю будущих претендентов. У нас с ним было несколько разговоров, он мне не поверил, была дана отмашка. И когда я в 2005 году уехал в отпуск на Новый год, мне сообщили, что он собрал депутатов города и предложил им от меня избавиться. Я приехал, депутаты снова успокоились и сказали, что меня поддерживают. Депутатов отдельно обрабатывали два человека. По сути дела, было доказано, что никакого собрания не было, просто каждого депутата объезжали и говорили: «Ставь подпись, что ты против Катунина голосуешь» якобы на каком-то совете города. Совет города был собран по их версии в Торгово-промышленной палате, потом было доказано, что там люди уже были в самолетах, в командировках – масса всяких несуразиц. И следствие это видело, и первое мнение следователя было, что надо посадить депутатов за то, что они врут, но потом он резко переменил свое мнение и решил, что я клеветник. Но это уже другая проблема. Первыми, кто подписал эти бумаги, были депутаты от здравоохранения, которые благодарили за то, что я сделал для здравоохранения в свое время. А рядом с ними дружно бежали жилищно-коммунальные хозяйственники.
О недругах
У меня есть несколько человек, которых я просто не замечаю, не хочу их видеть, я умею не замечать, это выработалось. Есть ряд депутатов, которым я руки не подаю и прохожу мимо, как мимо дерева. Но я в таком сейчас положении, в таком возрасте, столько пережил, что я понимаю всех людей. Я понимаю, что многие люди – это, грубо говоря, куча дерьма, в котором есть огромное количество приличных вещей – золота, алмазов. Когда я начинаю думать о человеке, сколько он сделал для меня, сколько он на мне заработал, придя в мою команду, потом кинув эту команду, я думаю о том, что он сделал хорошего. Получается, что где-то были эпизоды. Ведь человек предатель не потому, что он предал – он слабый. Там или слабость к деньгам или какие-то промашки, за которые его можно наказать, или карьерный рост. Главное, чтобы человек пришел и сказал. Вот Миша Брагин пришел ко мне и сказал, это было в декабре: «Сергей Михайлович, все, я не могу больше сопротивляться». И потом мы собирались всей командой, было понятно, что президент сделал выбор, если вы помните, ситуация была такая, что была большая вероятность, что Торлопова на второй срок не поставят, поэтому мы держались. Но, когда президент сделал выбор и еще на срок поставили главу того же, бодаться с президентом – у нас задачи такой не было, да и с Торлоповым – не было. Нам хотелось, чтобы поменяли, как это положено. Я ведь даже имел разговор с Владимиром Александровичем, говорил, что если ты хочешь видеть Рому (Романа Зенищева – БНК), он же сырой совсем, ничего не знает, пусть у меня поработает замом, полгода. «Нет, ты его за это время сожрешь», - ответил он мне. Ну я не знаю, может быть, я похож на каннибала, но я людей не ем и, в принципе, люблю учить и помогать советами. И вот была выбрана такая ситуация, когда надо было брать нахрапом, ломать, и получилось. Было понятно, что кто-то боится, но есть люди, которым я руки никогда не подам.
О плохих дорогах при любом мэре
Я думаю, что элементарно отсутствие воли, в данном случае у сотрудников правоохранительных органов. Есть четкое описание этих работ. Любой подрядчик, кто сдал эти работы, обязан в течение определенного времени – от 3 до 5 лет - отвечать за качество дорог. Потому что дорожное строительство имеет свойство показывать недостатки не сразу, а через год, надо зиму прозимовать, все учтено. Поэтому если принципиальность администрации города, правоохранительных органов, в данном случае – прокуратуры, была бы на должном уровне, то не надо было бы денег тратить, потому что в течение 5 лет все было бы за счет того предприятия, подрядчика, который бюджетные деньги на эту дорогу израсходовал. Если что-то поменялось в законодательстве, я беру свои слова обратно. Раньше было так.
Об оценке работы мэра
Я помню один звонок в мэрию. Было у меня такое - звонок мэру, мне задавали вопрос. Звонила какая-то девушка, на приглашение по поводу ее проблемы она мне сказала фразу, которая привела меня в великий восторг:
- А как вас найти?
- Вы что – не сыктывкарка?
– Коренная.
- Вам сколько лет?
– 25.
- Значит, либо я и моя команда работаем великолепно, либо вам ничего не нужно.
Если бы все горожане не знали, находится администрация города, это была бы высшая похвала городу, администрации, так же, как и республике. Почему у нас президент по пять часов вынужден разбираться в вопросах, которые на уровне главы муниципалитета Пыелдинского сельсовета решаться должны? Непонятно. Это не дело президента. Его дело, как моя бабушка говорила, – лишь бы не было войны: чтобы мы не воевали ни с кем и не бедствовали.
О роли СМИ, о роли власти
Недостатки видят все, а есть люди, которые об этих недостатках говорят. В некоторых моментах это смелость и гражданское мужество. Но тех, кто имеет гражданское мужество говорить о недостатках, никогда нельзя путать с теми, кто может эти недостатки искоренить. Грубо говоря, есть недостаток на лице у женщины, вы его видите. Если это ваша любимая жена или теща, вы ей сказали – вы имели мужество, но тогда следующий шаг... Она говорит: ты его можешь исправить? Нет. Тогда найди деньги, найми хирурга. То есть, если тебе не нравится, ты идешь к специалисту. Путать эти вещи нельзя! Если все говорят, что господин Навальный должен быть президентом, – это самая страшная вещь. Потому что, когда человек видит недостатки, – это достоинство большое. Вот Коля Моисеев - видит недостатки, может о них говорить, особенно когда разозлится, и говорит красиво, хорошо и умно, но во власть таких людей ставить нельзя, потому что он будет продолжать их видеть. А количество недостатков – чем выше кресло, тем большее количество этих недостатков видишь. А кто исправлять будет? Ты будешь заниматься тем, что эти недостатки выявлять. А народ хочет, чтобы эти недостатки уже начали искоренять.
Я не хочу говорить о том, какие сегодня чиновники, – лучше меня, хуже меня, конечно, все лучше, потому что он сегодня работает, значит, он лучше. Он сегодня нужен времени, людям, какой-то команде. Я в свой период был нужен. Но вопрос в другом. Если сегодня нет людей, которые говорят о недостатках, – это плохо. Если сегодня нет людей, которые смогут эти недостатки исправлять, – это еще хуже. Но путать эти две команды – тех, кто недостатки выявляет, и тех, кто недостатки искореняет, – нельзя. Я уверен, это две несовместимые функции. Поэтому ваша задача, я бы хотел, чтобы вы эти недостатки выявляли и чтобы власть реагировала, хотя бы так, как в Москве. Вы помните – сказали, что дорога не чистится, – они сделали фотографию через компьютер и показали эту дорогу чистой. Есть какая-то реакция, правда, за которой последовала следующая реакция – этих умельцев с работы сняли. Я всегда говорил, что должны быть оппоненты, оппозиция, потому что близкие люди тебя пожалеют – не скажут, подчиненные – побоятся, не скажут, а враги будут говорить постоянно. Вопрос другой – выяснить, где это клевета, неправда, где преувеличено, и обязательно ориентироваться на эту критику, поэтому врагов надо иметь, но не отъявленных - с ножами и битами… Без врагов начинаешь бронзоветь, думать, что ты великий.
О Шпекторе
Безупречный мэр – Шпектор. При нем Воркута получала все полной ложкой и еще больше. Игоря Леонидовича ненавидели мэры других городов. В этом я на своем опыте убедился: когда стал мэром Сыктывкара, я стал старостой совета мэров. Когда мы собрались, я накрыл стол, а когда все остальные узнали, что будет Шпектор, сказали – мы не придем, ну половина. Потому что Игорь Леонидович высасывал весь бюджет на себя – он не платил за жилищно-коммунальное хозяйство, все долги накапливал - в течение года миллиард, а потом перед новым сезоном слал телеграмму главе республики и президенту «Воркута замерзает, шахтеры мерзнут». И все – ларчик открывался. Мы все эти деньги вынуждены были искать и урезать. Заплатив долги за население, которое не хотело платить, или предприятия, которые не могли платить РАО ЕС, Комиэнерго. Мы ущемляли на эту сумму возможности потратить деньги на детские сады, школы, библиотеки, дороги, ремонт дворов.
О недоступном жилье
Цена будет расти до тех пор, пока будут люди, которые хотят и имеют возможность взять квартиру. Я думаю, что сейчас в Сыктывкаре цена завышена в два раза. Вопрос: можно ли сделать ее дешевле? Были такие попытки, Рома (Зенищев - БНК) пытался это сделать за счет бюджета в том числе. У меня был разговор с Валерой Веселовым – достаточно мрачный, но интересный человек. Он предложил научить строить жилье за 25 тысяч, а до того оно стоило по 40 тысяч. Я ему сказал одну простую вещь: «Построй. Я найду денег, выкуплю у тебя все эти квартиры за 25 тысяч и толкну их за 40. Ты что, говорю, дурак, если за 40?» Он тогда очень сильно почесал свой затылок и понял элементарную экономическую мысль: можно, конечно, в качестве примера сделать, но сразу появится вторичный рынок. Как только мы пытаемся за счет бюджета или как-то иначе ослабить эту цену, тут же появляются люди, которые могут не только придумать, как я, а делают и имеют на этом деньги: скупают дешевое жилье и продают его, зарабатывая. Потому что другого нет.
О столичном статусе
Что касается статуса города, то я всегда говорил, что пример для меня – это Воркута. Не только Шпектор это сделал, до него еще было. Воркутинец, сколько я ездил в пионерские лагеря, это была особая каста. У них все было лучше: и люди лучшие, и дороги лучше. И потом я обнаружил, что в Сыктывкаре огромное количество диаспор: усть-цилемская, ижемская, и вот они все сидят и рассказывают, что у нас в Усть-Цильме лучше, чем у вас в Сыктывкаре. Это позволило мне в свое время сказать с трибуны Инты, когда начали говорить, что Воркута – город мира, Инта – столица вселенной – хорошо. А мы – столица республики. Вы все живете в столицах мира и вселенной, а хотите жить в Сыктывкаре. Вопрос в другом: я очень хотел, чтобы эти все диаспоры помогали, так как все ее представители - бывшие главы районов, руководители. Я хотел, чтобы слово «сыктывкарец» для людей, которые слышали его, было пониманием того, что это столица и люди здесь прекрасные. Поэтому я впервые для республики Коми потратил немыслимое для того времени количество денег – 2,5 миллиона на то, чтобы сделать ледяной новый год, ледяную сказку на площади. И горжусь тем, что даже Шпектор, у которого всегда все было лучше, стоял в течение сорока минут, остолбенев, и любовался на ту красоту, которую нам сделали приезжие ребята. Повторяю, за 2,5 миллиона рублей, сейчас все это несколько выше. И он все это сделал у себя, я считаю, немножко похуже. Меня пригласил и сказал: посмотри. Я сказал: ну, конечно, у тебя лучше, чем у меня, потому что я не мог обидеть человека, которого очень уважаю. Но вот тогда я, впервые выйдя на площадь, слышал, как по телефону говорили: у нас тут такая красота, такое чудо! И вот тогда я почувствовал, что принес людям радость. И мне было очень приятно. Вот Юрий Алексеевич был яркая личность, я не хочу ворошить неприятные моменты, я его всегда вспоминаю, когда вижу храм (кафедральный собор Стефана Пермского - БНК). И что бы ни говорили люди, которым этот храм подарен, слуги божьи, он подарен в конечном итоге не им, а городу и жителям республики, вот эта красота. И там нужно доску прибить, что только Юрий Алексеевич своей энергией это огромное чудо нам сделал, а не ныть, что сделано много и как его содержать. Там треснуло, там поплыло. Думайте!
О бесправности мэров
Сегодня по сути дела от нас ничего не зависит, по тому закону о муниципалитете, который недавно вышел. Ты включил свет – частная компания свет тебе добывает. Дернул ручку унитаза – воды нет, водоканал – частная компания, по лестнице спустился, из-за корки апельсиновой ступеньки сосчитал пятой точкой – кто виноват? ТСЖ, которое туда уборщицу за твои деньги не поставило. Пошел мусор выносить – некуда. Кто виноват? ТСЖ и тот, кто сегодня этот мусор вывозит. На улицу выехал, кто убирает? Частная компания, которую нанял город. Город только должен смотреть, как расходуется бюджет. По сути дела в городе надо оставить только одну бухгалтерию и людей, специалистов, которые могут надзирать, потому что вся жизнь – в городе, а городские власти это одеяло на себя тянут. А у всех ручное управление, всех надо пинать. Вот было бы больше доверия – проворовались раз, два, три. Потом бы – у нас кроме палки администрации есть огромное количество органов, которое может дубинами забить, – и прокуратура, и следственный орган. Это я на своей шкуре понял, им только волю дай – из любого события уголовное дело можно состряпать. Поэтому не надо критиковать. Их надо критиковать за то, что они во все дыры лезут, куда им уже не нужно. Весной конкурс провел, раздал деньги, за уборку скверов, улиц – все, иди смотри, как это делается. А если бы еще выполнили то, что я просил и требовал, чтобы сегодня каждый житель города заключил прямой договор с водоканалом на воду, на тепло, напрямую, чтобы не делали заложниками тех горожан, которые платят, из-за тех, кто не платит вовремя, и город из своего бюджета должен миллиард платить. Тогда вообще бы власть не нужна была.
Советы Ивану Поздееву
Просто ходить и смотреть – утром, вечером, ночью – пешочком. Деньги распределил, конкурс объявил, а кому это все досталось? Тут – асфальтика нет, там цветочки не растут, сорняки одни, а тут вообще мусора навалом. Почему баки мусорные наполнены? Все – другой задачи нет. Все остальное - не твое дело. Ты – наемный руководитель.
О пафосе и «рюшечках»
Когда человек едет на огромной машине с правительственными номерами и говорит, что я хочу, чтобы все видели, что я депутат, я думаю, что это. Я в детстве уже заметил, чем посредственнее девушка, девочка, тем больше рюшечек. Чем мельче фраер, тем больше форса. Вот я хожу пешком и езжу на очень нормальной машине – у меня «Форд фокус», и ко мне все с огромным уважением относятся. Я прихожу в магазин, и мне говорят: «Вы, Сергей Михайлович, это мясо не берите, оно уже заветрилось» – вот это уважение. За это я люблю свой город и никуда отсюда не уеду.
Комментарии (42)
а с врагами я как-нибудь сам разберусь.
Через год другой мы с Вами станем свидетелями ломки этой системы и молодых человеческих жизней. Многие сегодняшние молодые руководители окажутся не у дел, их просто выбросят за борт как неспособных и неэффективных. Но они сегодня пока об этом не думают, просто незнают, а эта неизбежность для них уже близка.
Сейчас в музее рядом с синим составом стоял бы дизель-вагон.
А то, что вы тут "лепите горбатого", так это зря.
Город у нас маленький.
-на память о Спиридонове осталось Храм и кардиоцентр
-а не память о другом главе осталось пустота и приватизация Республики Коми одникм кланом
Цены на недвижимость будут расти пока будет существующая социальная политика. Отсутствие государственного жилищного фонда ....закон о приватизации...
Чтоб оставить хорошее впечатление нужно просто сказать что мы живем в установленных сверху рамках а ломать их отстаивая свои интересы желания нет.
и что за бред электричка Эжва Сыктывкар? он вообще в курсе где находится в эжве станция и что эжвинцам туда тоже надо будет ехать на автобусе?? а он вкурсе где находится вокзал и что эжвинцам после прибытия придется снова ехать на автобусе до места назначения??? т.о. эжвинцам придется ехать тремя транспортами (как минимум) или это не в счет??? это абсурд катунин, как были вы глупым хапугой так и остались, слава богу что и тут вы обосрал-сь и никаикого лобби автоперевозчиков, просто здравый смысл, это типичная отмывалка денег, заметтье и эту бредовую идею по его признанию сам гайзер поддерживал, тоже наикомпетенейший супер менеджер, и специально под него контру создал, да еще и наверняка за счет бюджетных средств!!! что это за коррупционные связи такие? и где ж у нас прокуратура столь многочисленная, тут такие признания!
сидели бы вы господин не у дел, меньше вреда нам.
Жизнь сама даст ему справедливую оценку.