Министр образования Владимир Шарков: «Большая часть учителей идет в ногу с новыми технологиями»
Сегодня в Сыктывкаре станет известно имя победителя республиканского конкурса «Учитель года-2013». В различных номинациях право стать лучшим отстаивали 27 педагогов, из них 11 — молодые учителя, со стажем работы до 5 лет. В интервью агентству БНК министр образования Владимир Шарков рассказал, что мешает нашим учителям выигрывать на всероссийском конкурсе и что нужно сделать, чтобы вернуть профессии былой престиж.
Фото Юрия Кабанцева
- В прошлом году за звание «Учителя года» боролись 20 педагогов. И это было своеобразным рекордом. В этом году претендентов 27. О чем это говорит?
- С одной стороны, о популярности конкурса. Потому что участие в нем — это определенный этап в развитии учителя, не каждый на это отважится. Учителя становятся все более прогрессивными, и интерес к подобного рода мероприятиям у них растет. Они хотят развиваться, делиться своим опытом, и такие конкурсы это позволяют. Самое отрадное в нынешнем конкурсе то, что много молодых участников. И есть еще один момент: конкурс дает право на некоторые бонусы при аттестации. Замечательно, что нашелся такой инструмент, который побуждает педагогов участвовать в конкурсе, а затем представлять опыт на уровне страны. Ведь ни один из профессиональных конкурсов так, как этот, широко не освещается в СМИ: информацию об «Учителе года» можно найти и на новостных лентах, в российских газетах и на телевидении. И у нас на российском конкурсе были учителя, которые входили в десятку, в тройку лучших.
- Но это все-таки не победа. Что мешает нашим учителям побеждать на всероссийском конкурсе? Чего не хватает?
- Мне кажется, им не хватает серьезных амбиций, духа соперничества. Это такая их природная скромность. В конкурсе должны быть «бойцы», которые ставят перед собой задачу победить. Я видел наших учителей-победителей, они немного другого склада — им интересно само участие, представление своего опыта публике. Я даже не уверен, нужно ли им меняться.
-То есть? Республике не нужны победители?
-Конечно, нужны. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Было бы здорово, если бы мы заявились, победили, смогли бы показать всей стране, что у нас есть такие замечательные учителя. Но делать это самоцелью не стоит. Каждый раз я желаю нашим победителям победы на всероссийском конкурсе, чтобы им вручили хрустального Пеликана, но я понимаю, что для многих это вторично. Первично то, что наши учителя входят в десятку лучших, что наши конкурсанты на уровне республики задают тон школам, где они проводят открытые уроки.
- О необходимости повышать престиж профессии учителя говорится много лет. Сдвинулась проблема с мертвой точки или все остается на уровне разговоров?
- Понимаете, учитель — как работник культуры. У него тонкая душевная организация. Некоторые наши деятели искусств могут носить в себе обиду, что их недооценили, что о них не говорят. Есть, наверное, такая же обида и у учителей. Здесь речь не только о повышении зарплаты. Зарплата — это только малая часть того, что должно быть сделано. Нормальная оплата труда — это естественно. Мы должны сформировать общественное мнение об учителе через, например, передачи, сериалы. Вы посмотрите, какие сериалы снимают! Я говорил с врачами, они не любят «Интернов», также учителя не смотрели сериал «Школа», «Папины дочки», где школу показывают в неприглядном свете, где не совсем нормальные директор и учителя. Все показывается с позиции того, что учителя монстры, обижают детей. Где добрые хорошие фильмы? Вспомните, какие были раньше - «Сельский учитель», «Доживем до понедельника», «Расписание на послезавтра»…
- Стоит вспомнить, наверное, и случаи разбирательств по заявлениям родителей в прокуратуру...
- Да. Мы зацикливаемся на том, что ученик ударил учителя, учитель ударил ученика — и это потом транслируется по всей России. Или один директор школы положил деньги в карман — а после этого говорят, что «все директора такие». Но это совсем не так. Я третий год подряд призываю руководителей муниципалитетов использовать инструмент социальной рекламы. Прошел, например, районный конкурс «Учитель года» - закажите баннеры с портретами учителей, повесьте на видном месте. Это же реклама профессии. В Белоруссии (я полгода жил в Витебске) мне постоянно на глаза попадались плакаты «Лучший педагог», «Лучший воспитатель». И ты гордишься, что эти люди — твои коллеги. Нельзя сказать, что у нас вообще нет работы в этом направлении. Есть изменения. Ведь приходят молодые учителя в школу - это замечательно, это говорит о престиже профессии. И поддерживать этот престиж должны и власти, и СМИ.
- Новый закон «Об образовании», новые программы, современные технологии, да и дети другие, с другими ценностями - наши учителя успевают перестраиваться под требование времени?
- Не могу ответить за всех учителей. Педагог — это, как правило, человек, который сам постоянно обучается. Большая часть учителей, я считаю, готова к тому, чтобы овладевать новыми технологиями. Приведу пример: в Коми республиканском физико-математическом лицее работают люди, которым уже за 60 лет, но они в совершенстве владеют мультимедийным оборудованием и интерактивными технологиями, сами пишут программы. Возраст здесь ни при чем. Это зависит от самого учителя. Ученики волей-неволей будут провоцировать учителя к профессиональному росту, педагог по роду своей деятельности должен быть на полголовы выше учеников, владеть современными технологиями, быть авторитетом.
- Какой он, современный учитель?
- Это человек, который обладает серьезным багажом знаний, кто всегда держит руку на пульсе событий, разбирается в информационных потоках и технологиях, использует их. Современный учитель креативен, у него много увлечений помимо работы, то есть он разносторонен, постоянно ищет что-то новое и занимается самообразованием, он пользователь интернета, общается со своими учениками не только на уроке, но и в социальных сетях.
- Вы рисуете идеальный портрет.
- Нет. У идеального учителя много необходимых качеств помимо тех, которые я назвал. Я общаюсь с учителями, и вижу, что они действительно такие. Даже в сельской местности. Когда приезжаю в сельскую школу, смотрю на учителей — сразу понимаю, что это элита, они не отстают от городских. Учителя всегда были высокообразованными людьми, к ним всегда шли за советом. И это остается.
Комментарии (7)
с замами
====================================================
Зарплата педагогов в Финляндии составляет 144 тысячи рублей
Источник: rg.ruДобавлено 26.03.2013 в 13:59
Самое большое количество финских абитуриентов стремятся попасть в педагогические вузы страны. Сейчас уже начинается прием документов, а экзамены пройдут в мае. Конкурс в педагогические вузы Финляндии — 15 человек на место. Ведь профессия учителя в этой стране гарантирует безбедное существование и престижную должность.
Почти 40 лет назад финские власти решили перестроить образование в стране, переиздавая учебники, увеличивая период обучения в начальной школе на два года. Однако по их мнению, без повышения престижности учительской профессии нельзя добиться поставленных целей в реформе образования.
- Прежде всего, было решено повысить заработную плату педагогов!!!
Так, сегодня зарплата учителя финского языка составляет 3,6 тыс. евро (144 тыс. рублей). У педагогов, работающих в старших классах по различным предметам, зарплата выше на пятьсот евро...