Зооволонтер из Печоры: «Домашние животные тоже часто бывают в беде»
Ольга работает в сфере ЖКХ, в остальное время, а иногда и параллельно, приходит на выручку четвероногим питомцам. Она волонтер группы помощи животным, попавшим в беду, — «Три лапы». За восемь лет они спасли больше 3,5 тысячи животных: нашли, вылечили, пристроили. В интервью БНК Ольга рассказала о главной проблеме зооволонтерства, как в Печоре справляются без приютов для животных и почему помогает четвероногим.
— Каким животным вы помогаете?
— Всем! Не только бездомным, но и домашним, они тоже часто попадают в беду. Бывает, остаются сиротами: умирает хозяин, а наследникам любимец их родственника не нужен, пишут нам: «Если не поможете найти новый дом, мы его усыпим». Никакого приюта у нас нет. В Печоре вообще их нет. Есть понятие квартирной передержки. Поэтому будь то уличный или домашний питомец, делаем пост в группе и ищем желающих помочь передержкой конкретному животному. Неравнодушных людей мы каждый раз ищем и всегда находим.
Пока есть передержка, у нас есть время свозить четвероногого к врачу, стерилизовать, дать глистогонные препараты. Если надо, лечим: кто простужен, у кого-то раны. Еще нужно красиво сфотографировать для поиска дома.
Группа во «ВКонтакте» — наш основной инструмент. Там сейчас больше семи тысяч подписчиков. Кроме того, конечно работаем руками — ловим, заботимся.
— Расскажите алгоритм действий, если кто-то просит забрать его питомца.
— В жизни разное бывает: животное осиротело, аллергия у детей, развод хозяев и бывший друг никому не нужен. Тут стараемся помочь информационно. Красиво рассказать о питомце в группе, чтобы им заинтересовались. Вот сейчас мы пристраиваем кота. Хозяйка умерла, а хозяин лежит в больнице, если его выпишут, то останется инвалидом. Родственникам кот не нужен. Хвостатому 10 лет. Сами понимаете, желающих на взрослых питомцев найти трудно. Откликов пока нет, но дело мы так не оставим, продолжим поиск нового дома. К сожалению, на собственном опыте знаем, что ненужных животных часто выгоняют на улицу.
А вот еще история. Хозяин ушел на СВО, собаку некуда девать, и ее взяла семья, у которой и так трое бездомышей. Мы и тут помогаем: кормом, оплатили медуслуги.
— Сколько человек в вашей команде?
— Основных волонтеров, которые занимаются широким спектром помощи (поймать, организовать, оплатить, всегда на связи, договориться с врачом и многое другое), — шесть обычных женщин. Мы не учились на это: кто-то педагог, кто-то бизнесом занимается, я вот в ЖКХ. Не в свободное время, а в параллель своей жизни: работе, семьям, увлечениям, помогаем животным. Просто делаем свое дело.
Но нельзя сказать, что это вся команда. Это неправильно. Вот все эти семь тысяч человек в группе, и даже больше — наша команда, без них у нас ничего бы не вышло. Кто-то выступает автопомощью (забрать, отвезти, привезти), кто-то финансово, кто-то помог передержкой, кто-то поставил лайк, сделал репост, и нашу новость увидели потенциальные хозяева животных. Действие каждого очень важно. Возможно, кто-то поможет только однажды, но значимо повлияет на судьбу конкретного животного.
Группе восемь лет. За это время спасли больше 3,5 тысячи животных, не только уличных, но и домашних, потеряшек, например. Как было три года назад. Женщина написала, что маленький чихуахуа уехал в Усинск. На вокзале он испугался, сорвался с поводка и прыгнул в поезд, который остановился буквально на пару минут, в итоге уехал в соседний город. Мы разыскали проводника, договорились, что он привезет пса обратно, но собакен у него вырвался. Я подавала объявления во все усинские группы. Приведена большая работа. На БНК об этом случае тоже была статья. Представьте, на второй день позвонил мужчина и спрашивает: «Ваш?». Я говорю: «Наш!». Вот такая операция по поиску и поимке, хотя животное не бездомное, у него есть хозяева, но наша информационная поддержка — это была единственная возможность спасти собаку, и мы ее оказали.
— Как появилась группа?
— В гаражах нашли щенка 3-4 месяцев. Девочка была искалечена человеческими руками — отпилена передняя лапа. Щенок не ходил, ползал. После осмотра врачом выяснилась, что есть травма спины, по словам очевидцев, собаку били лопатой. Наши девушки решили дать бедняжке шанс, не усыплять, а вылечить. Три месяца стараний принесли результаты — щенок твердо встала на три лапы. Его забрала основательница группы Габриэла. Девочку назвали Сара, сейчас она абсолютно здорова, наимилейшая трехлапая собака, цветет и пахнет. Вот с тех пор спасаем!
— Расскажите про уроки добра.
— Мы проводим мероприятия для детей. «Три лапы» часто зовут в детские сады и школы. Заходим с темой гуманного отношения к животным, рассказываем истории спасения. Одна из таких: был пожар, хозяева погибли, котик весь в ожогах выпрыгнул из окна пятого этажа. Волонтер его выходила, вылечила. И показываем фотографии, где у него были лапки повреждены огнем и каким он стал потом, после ласки и заботы человека — красивый, здоровый. Ему нашли новый дом, у него все хорошо. Дети любят счастливые истории.
Кроме того, рассказываем кое-какие правила: что жалеть нужно не только своих животных, но и бездомных, которым намного хуже, которые мерзнут, голодают. Что домашних надо правильно выгуливать — на поводке и так далее. Если видите бездомную собаку со щенками, то идти туда нельзя, потому что мама всегда защищает детей. И щенков растаскивать не надо. Потому что мама их потом не найдет.
А вообще подстраиваем программу под возраст слушателей, где-то в игровой форме — интерактив такой для малышей. Тем, кто постарше рассказываем, как кошки спасали Эрмитаж от грызунов, как зерно от тех же крыс и мышей охраняли.
Бывает, что учреждения сами открывают сбор для наших подопечных: кто пакетик корма, кто крупы, кто банку тушенки, наполнитель принесет. А потом зовут нас принять помощь, мы обязательно благодарим и пишем об этом пост в группе.
— Как вы пришли в зооволонтерство?
— Я влилась уже в поставленное дело, если группе восемь лет, то я в ней пять. Началось элементарно: увидела пост «требуются люди расклеить листовки о поиске собаки». Смотрю никто не откликается, и взяла это на себя. Мне не 18 лет, но бегала зимой и искала эту собаку. Просто представила, как страшно и холодно этой бедняжке, у меня у самой собаки, поэтому прониклась. К сожалению, ее сбила машина.
В «Трех лапах» мне предложили вести информационную работу: писать посты, распространять. Вот уже пять лет телефон из рук не выпускаю. Мониторю все паблики города. В одной группе увидела пост «Пропала кошечка», а в другой — «Нашли кошечку». Беру и связываю этих людей. Это важная работа. Я уже знаю, что и где искать, а человек, который столкнулся с этим впервые, может «поплыть».
Не текстами едиными, конечно. Сама подбираю, объявляю сбор средств, вожу на стерилизацию и медицинские процедуры, ищу подопечным дом.
Бывает и красивое, и здоровое животное, но не откликаются люди. Значит, надо как-то пост изменить. Может, что-то грустное, жалостливое, может, с юмором, а может, от третьего лица, будто от этого животного написать. Но не все такой подход понимают. Бывает, пишут, что мы уже совсем с ума сошли, если у нас собаки разговаривают.
Был недавно лабрадор. Хозяин умер. Родственница забрала питомца, но ее муж оказался против, угрожал разводом. Поэтому нас попросили помочь с пристроем. Долго искали новый дом, тогда женщина сказала, что придется собаку усыплять. Чтобы этого не допустить, я выпустила новый пост с фотографией собаки и заголовком «Меня скоро не станет». В текст включила всю боль и возмущение. Откликов было очень много. Сейчас лабрадор живет в новой семье. Вот так, на простые посты, нейтральные, без эмоции люди не откликались, хотя собака та же самая.
— Часто пишут грубости?
— Да, их получаем много. Посты раскидываем по пабликам, не только у себя пишем, поэтому часто прилетает: «Надоели вы своими собаками, пишите в своих группах». Но мы понимаем, если будем только у себя писать, то это будут очень долгие истории пристроя. Хочется, чтобы в мире было больше доброты, меньше критиканства. Не любишь собак — просто промолчи.
— Почему вы этим занимаетесь?
— Я этим занимаюсь для себя — хочу помогать. Кто-то помогает бездомным людям, кто-то пострадавшим в катастрофах. У нас в этом смысле довольно спокойный город, поэтому — животные. Люблю это делать, несмотря на то что очень трудно — пишут и день и ночь.
Недавно вечером пришло сообщение: «Здравствуйте, помогите, собаке стало плохо». Я не обязана помогать, это их животное, пожалуйста, поезжайте утром в клинику и решайте проблему. Но я пишу доктору из клиники «Айболит», который с нами уже много лет, прошу совета. Получается, нарушаю этические границы. Она отвечает, и я передаю этим людям рекомендации по первой помощи — дать таблетку, купить укол. А утром уже едут в клинику и проводят все необходимые процедуры. Потом спрашиваю: «Как животное?». Мне пишут: «Все нормально, спасибо!». От этого появляется смысл жизни — помогать, быть полезной! Слова громкие, но это нужно в первую очередь мне.
— Что требуется группе? Как помочь, что приносить?
— Обычно все пишем в группе, что и куда. Если есть желание, то можно написать мне или в группу, расскажу куда нести — у нас все подопечные на передержках, сразу распределяем по животным. Конечно, предоставляем отчет, все прозрачно. Каждую копейку расписываем в группе. Там видно, сколько всего нужно: и лекарства, и попоны, и воротники.
Можно помогать финансово. Все стоит денег, каждое действие осмысливаем с финансовой точки зрения. Надежда только на наших групповчан. Они у нас любимые, очень активные. Без них мы никуда. Многие хотят помочь, но возможности, например, в передержке нет, отправляют деньги. Это огромная помощь. Мы не можем всех животных забрать себе, прокормить и вылечить на свою зарплату. Например, вчера один предприниматель оплатил нашему бездомышу — песику Цезарю — прививки и всю счастливую судьбу.
Стараемся и сами зарабатывать. Проводим благотворительные ярмарки. Например, закупаем материал по нашей теме: с кошками, собачками, шьем полотенца, волонтер Елена шьет кукол «Носулей», потом продаем. Весь доход идет на питание, оплату медпроцедур нашим подопечным.
— Какая основная проблема в вашем деле?
— Невежество людей. XXI век, но до сих пор люди верят, что стерилизация — это нехорошо, не надо стерилизовать домашних. Если кобель гуляет без поводка, то его хозяев не волнует, что он может сделать щенков. Другие где-то начитаются неизвестно чего — мол, собака сначала должна родить, потом стерилизуем, и начинают нам щенков предлагать: «Берите или утопим». Есть воинствующие невежество, когда в комментариях пишут: «Заберите себе сами своих котов, что вы их всем суете».
В спасении конкретного животного проблем нет. Препятствия, неурядицы — все решаемо. Неприятие людей, нелюбовь к животным — с этим труднее. Называют нас по-разному: что мы к животным лучше относимся, чем к людям. Вот укусила собака ребенка, кто же сравнивает? Конечно, ребенок важнее. Никто не говорит, что собака хорошая, а ребенок плохой. Но находятся люди, которые все извращают. Просто мы всех животных под одну гребенку не ровняем.
Пустить росток любви к животным пытаемся как раз на уроках доброты. Мировоззрение людей и их взгляды на бездомных собак — это проблема всероссийского масштаба.
— Какая история в этом году запомнилась больше других?
— Если кошачьих берут охотнее, то пристрой собаки — это всегда праздник, а найти дом для инвалида немыслимая задача. Бездомыша то ли сбила машина, то ли дверью придавило. В результате лапа повреждена и гниет. Еле-еле поймали, раненые собаки вдвойне осторожнее. Мы ее спасли, назвали Лапа. Поврежденную конечность выше колена ампутировали. Лапе было тяжело, она не понимала, как вообще ходить. Но выходили, и в конце концов нашлась очень хорошая передержка — Анна подружилась с собакой, гуляла с ней, заботилась. Лапа снова стала доверять людям. А так как группа тоже началась с трехлапой собаки, эта история запала в наши сердца. Нужно было найти песику дом, а, сами понимаете, инвалида взять очередь не стояла. В этом году нашлась семья, которая забрала Лапу навсегда. Такую непростую собаку. Присылают нам фотоотчеты, как она гуляет, ходит. Это история самая значимая в этом году.
— Сколько ваших подопечных в данный момент ищут новый дом?
— Пристраиваем сейчас 15 кошек и шесть собак. Некоторые собаки и кошки живут в доме, но мы им ищем новый. Это тоже на моей обязанности. Сколько их точно сказать не могу.
— Дайте три совета людям.
Первое — не бояться брать бездомных животных в дом. Второе — не бояться брать вторых, третьих животных, это здорово для самих же питомцев. Третье — жалеть животных, птиц, живущих на улице. Всех.
Фото из группы «Три лапы»
Комментарии (16)
Проверка: попробуйте им сказать, что в магазин с животными заходить не стоит - я вам не позавидую.