Монтажник систем отопления Михаил Кузьмин: «Если не иметь вредных привычек, то можно работать и жить достойно»
Сыктывкарец Михаил Кузьмин когда-то выучился на преподавателя физкультуры, но сейчас работает монтажником систем отопления. Он учится на четвертом курсе Сыктывкарского лесного института по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и после окончания института вуза станет дипломированным инженером. Почему предпочел педагогике работу сантехника он рассказал «Молодежи Севера» в рамках проекта «Суровая специальность» о людях, реализовавших себя в рабочих профессиях.
Фото Кирилла Затрутина
- Изначально с чего начинали?
- Работал сантехником. Было неплохо, сделал работу - сразу на руки получил деньги. Никаких сложностей. Потом плиткой занимался. Делал все, что можно сделать в квартире. На все руки мастер. Сейчас работаю монтажником систем отопления.
- Почему не стали совмещать работу плиточника и сантехника?
- Плитка отнимает много времени. На одном месте приходится «сидеть» неделю или две. Времени в сутках не хватает, чтобы все успевать. Поэтому я сейчас занимаюсь сантехникой на работе и помимо этого беру заказы в частном порядке. Получается узкая специализация, так и выгоднее.
- Как выстраиваются отношения с клиентами?
- Все люди, со всеми можно договориться. Хотя попадаются и нерадивые, всякие люди бывают. На моей памяти было всего несколько конфликтных ситуаций.
- Как вообще находите клиентов? Или они сами вас находят?
- В основном, это «сарафанное радио», город у нас все-таки маленький. По рекламе мало кто обращается, потому что человеку нужно доверять тому специалисту, которого он пускает в свой дом. Когда есть рекомендация, доверия больше. Тогда и ключи оставляют, даже холодильник доверяют.
- В какие-то курьезные истории попадали?
- Один раз взял заказ и затопил соседей на семь этажей вниз. Заказчик купил полотенцесушитель и две детали к нему. Видимо, не очень хорошего качества, потому что после моего ухода у него ночью прорвало трубу. Несколько часов водой с девятого этажа заливало соседей снизу. Дом-новостройка, поэтому обнаружили только когда вода уже до второго этажа дошла. Заказчик оказался человеком порядочным, сделал экспертизу, установил, что детали были некачественные. Часть расходов по возмещению ущерба взял на себя. Я после этого года полтора сантехником не работал. Страшно было связываться. Потом отошел.
- Разве это не суровая специальность, когда в грязи нужно возиться, в неудобном положении, когда зачастую не созданы условия, холодно? Вас не смущает это?
- Да, какие-то неудобства есть. Вот сейчас мы берем работу в новых коттеджах, где пока нет отопления. Приходится работать и в мороз. Но суровая специальность, как я считаю, у шахтеров, лесорубов, тех, у кого суровы сами условия работы. Со стороны, конечно, виднее. Где-то мы и в грязи возимся, и перфоратором стучим, но я к этому привык.
- А не было мысли открыть свое дело?
- Пробовал, но отказался от этой идеи. Наемные работники, в основном, хотят сразу получить деньги, но работать при этом никто не хочет. На таких людей нельзя положиться. Если появляются большие денежные заказы, всегда найдутся люди, которые тебя могут подвести. Проще рассчитывать только на себя. Сам сделал и если что-то «накосячил», то сам за это и отвечаешь.
- В детстве кем мечтали быть?
- Как мама говорит, я мечтал стать трактористом. Когда у нас в школе был тест на профессиональную ориентацию, вышло, что у меня склонность к работе с техникой. Перфоратор и шуруповерт были моими детскими игрушками (смеется).
- В чем сейчас заключается интерес к работе?
- Мне всегда интересно увидеть результат своей работы. Например, нам заказывают монтаж системы отопления в новом доме. И после того, как мы закончим работу, у людей в доме появляется тепло. Хочется сделать и сразу увидеть ощутимый результат.
- Судя по вашей страничке «ВКонтакте», вы давно увлекаетесь фотосъемкой.
- Я уже год сотрудничаю с одной фотостудией, мы снимаем свадьбы. Вообще, фотосъемка - это прекрасный способ встретить множество интересных людей, творческих, с нестандартным образом мышления. Вот и выбрал такое хобби.
- Вы воспитываете сына. Он делился с вами планами насчет своей будущей профессии?
- Ему 13 лет, и я его настраиваю, чтобы он не пошел по моим стопам. Я его, конечно, научу, как починить кран, сделать канализацию, поставить унитаз. Но я хотел бы, чтобы карьеру он строил в другой сфере. Я ему советую поступать в УГТУ на инженерную специальность. Он больше тяготеет к компьютерам, технике. Я стараюсь его направлять в ту область, где я сам по жизни разобрался.
- По вашему мнению, рабочие специальности сейчас популярны?
- Вообще, это денежная профессия. Если не иметь вредных привычек, то можно работать и жить достойно, ездить на хорошей машине. Но, может быть, рабочие профессии не так популярны, потому что никто не хочет видеть грязь, какие-то проблемы и сложности, присущие такой работе.
- Лет через десять кем себя видите?
- Есть мысли попробовать и снова начать свое дело. Обучиться работе со сложными системами отопления и уйти в узкую специализацию.
Предыдущие статьи из цикла "Суровая специальность":
Бизнесмен Максим Алексеев: «Я всего добивался сам, не имея за плечами университетов».
Инженер Алексей Шулепов: «Клиенты для меня - самая лучшая реклама»
Стропальщик Виктор Грабовский: «Популярность рабочих профессий среди молодежи практически нулевая»
Механизатор Виталий Бабцов: «С детства люблю возиться с техникой»
Бульдозерист Сергей Пруднеченков: «Работу менять не собираюсь»
Комментарии (25)
1. Является или нет этнос системой?
2. Этнос явление природное или нет?
Так или иначе, но на мои вопросы ответил Лев Самуилович Клейн:
1. Вы переоцениваете мои возможности, способности и знания. Я не мастер на все руки. Политологией, социологией и социальной психологией я профессионально не занимаюсь. В отличие от Льва Николаевича все разнообразные явления к этногенезу не подверстываю. Этнос считаю одной из разновидностей социальных общностей — объединения людей, мыслящих свое происхождение общим и на этой основе испытывающих некоторую солидарность. Какие реальные объединяющие признаки есть — безразлично, могут быть самые разные, много или мало. Этнос образует основу, на которой нередко формируются государства. Это всё. Системность этноса для меня сомнительна. Культура во всяком случае не системна.
Соответственно этногенез — формирование этносов. Биология, ландшафты и космос тут не при чем. Хотя, конечно, какие-то биологические характеристики у этносов вторичным образом оказываются. Всё, что накручено сверх этого — мистика и мифы.
Гумилев был талантливым мифотворцем. С наукой общего очень мало. Все его основные положения выдуманы и не доказаны. Красивы, привлекательны и не более. Методики нет. Брать у него концепции — всё равно, что брать идеи из галлюцинаций.
2. 1. Системы бывают разных видов, не все законы относятся ко всем системам.
2. Полно образований, не относящихся к системам вообще. Ну, не системны они. Например, культура.
3. К синергетике отношусь прохладно, чтобы не сказать скептически. Пока не вижу, в чем ее обобщения привели к усовершенствованию тех конкретных законов, которые она обобщает. Тогда зачем она? Разве что для философии.
4. Совершенно не вижу, как можно объединить заключения, которые некто выводит из видений, откровений и фантазий, а другой — из научных гипотез и фактов. И зачем их объединять?
5. Прямой связи между мышлением (мозговой деятельностью) человека и биофизическими механизмами нет. Они совершаются на разных уровнях, которые путать и смешивать не следует. Редукционизм возможен, но тогда переходим на нижележащий уровень.
3. Поскольку этнос — не явление природное, то всё, что Вы говорите о мерах защиты индивидов и небольших групп перед грядущими потрясениями, к этносам не относится и их не спасает. Индивиды не обязательно погибают вместе с этносом —они могут выжить и объединиться в новые этносы. Это совершенно другая картина.
Из его ответов, я так и не получил ответов на мои вопросы.
Попробуйте ответить на эти два простых вопроса, может это у Вас получится?
http://trv-science.ru/2011/05/10/zagadka-lva-gumilyova/#comment-12505
А если еще и не есть, то можно и одеваться достойно.