Дирижер театра Станиславского и Немировича-Данченко: «Коми опера для меня родная»
Театр оперы и балета Коми 28 апреля представит «Тоску» Джакомо Пуччини. Дирижером спектакля, который вошел в афишу фестиваля «Сыктывкарса Тулыс», является Ариф Дадашев. Сейчас он работает в Московском академическом музыкальном театре им К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижирует Саратовским симфоническим оркестром, его приглашают в Мариинский театр. Но именно Коми опера первой приняла его еще студентом.
Ариф Дадашев — выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В 2007-2008 годы он работал дирижером в Театре оперы и балета Коми. В интервью БНК музыкант рассказал, как сыктывкарский театр повлиял на его карьеру, почему он забывает себя во время «Тоски» и готов ли республиканский оркестр «одолеть» мировые шедевры.
— Вы работали в Коми опере и постоянно участвуете в «Сыктывкарса Тулыс». Как театр и его коллектив изменились за эти годы, на ваш взгляд?
— Учитывая ситуацию [уход с поста директора Дмитрия Степанова], я бы хотел начать со слов поддержки директора Дмитрия Николаевича. Я с удивлением узнал, что у него закончился контракт, и его не продлили. Для меня за последние годы все театральные успехи коллектива, все яркие события связаны с его деятельностью. Этот человек — наиважнейший для театра. Качество постановок — это видно невооруженным глазом, слышно, если говорить о музыке. Яркие спектакли. Замечательные солисты, которые сюда приезжают. Я могу судить по своему цеху: оркестр стал намного сильнее, более сплоченным и сыгранным, действительно, вырос за эти годы. Я связываю это напрямую с работой директора. Надеюсь, что ситуация разрешится, и все-таки, Дмитрий Николаевич вернется на свою должность.
— Как опыт работы в Сыктывкаре на вас повлиял?
— Этот город и этот театр для меня родные. Театр оперы и балета — первый, именно здесь, в этих стенах, я начал свою деятельность как дирижер, приехав еще студентом, пока продолжал учебу. Для меня, конечно, большая радость приезжать на фестиваль уже четвертый год подряд. Это огромное событие в жизни республики, это весна [«тулыс» с коми языка — весна], это обновление, это интересные постановки. Я рад быть причастным. Дирижеры занимаются таким делом, которое требует постоянного совершенствования, работы над собой. Потому что во время спектакля мы должны вести за собой коллектив, он должен быть заинтересован в совместном творчестве. Заинтересовать можно своей энергией, знаниями, вдохновением. Не прекращаю работать над собой, хотя чувствую, что прошел большой путь: я был студентом без опыта работы в профессиональном театре, а Коми опера стала для меня первым важным шагом вперед.
— На «Тулыс-2024» вы участвуете в «Тоске». Как оцените музыкальный материал, и по силам ли он нашему оркестру?
— «Тоска» — одна из сложнейших опер вообще и в частности для оркестра. «Одолеть» этот музыкальный материал, безусловно, не каждый коллектив может. Это одна из вершин оперного творчества, поэтому здорово, что спектакль идет в Коми, появляется на фестивале. Я знаю, что до этого коллектив достойно справился с еще одной достаточно известной и трудной оперой — «Фауст». Музыкальный материал в «Тоске», на мой взгляд, идеален по многим параметрам, гениально написанный, он в прямом смысле слова не дает передышки ни солистам, ни оркестру, ни дирижеру. В этой опере нет такой ситуации, где дирижер может сказать: «Окей, я десять минуточек могу отдохнуть». От первой и до последней ноты это интенсивный материал. Каждый эпизод невероятно сложен. Но Пуччини создает потрясающую форму, где ты не можешь в хорошем смысле слова расслабиться — как зритель, как участник.
— Судя по вашим словам, это морально и физически изматывающий спектакль.
— Я не могу так сказать. Эта опера более интенсивная, чем другие. Иногда время, наоборот, для меня гораздо быстрее пролетает. Дирижируя «Тоску», я не замечаю его: вроде бы только начали первый акт, а уже конец. Я иногда ловлю себя на мысли, что прихожу в себя только в антракте. Опера требует от тебя такого огромного внимания, что ты забываешь обо всем в этот момент.
— У вас большой опыт работы с разными оркестрами и театрами. Разве не проще оставаться с одним и тем же коллективом, повышая его уровень, а не постоянно сотрудничать с несколькими?
— Театр Станиславского и Немировича-Данченко основной для меня. И моя первостепенная задача — служить ему. Этот театр мой дом, моей мечтой было попасть туда. Но чтобы развиваться, дирижерам нужно выходить к разным коллективам. Если работать только с одним и тем же, возникает привычка — оркестр привыкает к дирижеру, и наоборот, это может носить как позитивный, так и негативный характер. Обмен с разными музыкантами очень важен, ты двигаешься вперед и привносишь новое в свой родной коллектив. Это еще больше знаний, умений, энергетики.
— Одну мечту вы исполнили. Сейчас у вас какая?
— Например, мечтаю всю жизнь поставить «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова. Жду, когда совпадут желание и возможность сделать это в одном из театров. Есть несколько таких мечтаний. Я очень надеюсь, что однажды что-то реализуется в театре Коми.
Возрастное ограничение оперы «Тоска» 16+
БНК
Комментарии (4)