Главный гастроэнтеролог КРКБ Нина Тудос: «Если человек хочет улучшить здоровье, то он перестраивает образ жизни и питания раз и навсегда»
Заведующая гастроэнтерологическим отделением Коми республиканской клинической больницы Нина Тудос в интервью БНК рассказала о сложных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, использовании высоких технологий при лечении, редких патологиях, а также дала советы в преддверии новогодних застолий и объяснила, почему бессмысленно заниматься очисткой организма от «шлаков и токсинов».
— Нина Альбертовна, за лечение каких органов отвечает гастроэнтеролог?
— В отделении гастроэнтерологии лечат болезни желудочно-кишечного тракта, начиная от пищевода и заканчивая прямой кишкой. Врачи-гастроэнтерологи занимаются печенью, желудком пищеводом, тонким кишечником, толстым кишечником, поджелудочной железой, желчным пузырем — все это в нашей компетенции. Если нам нужны другие смежные специалисты, то по необходимости мы их приглашаем на консультацию.
— Сколько вы за год успеваете вылечить больных? Сколько в отделении работает врачей?
— Я являюсь заведующей отделения, и два врача-гастроэнтеролога. Наше отделение рассчитано на 34 койки. За прошлый год мы пролечили больше тысячи пациентов, но в этом году прогнозируется больше.
— Какие значимые изменения произошли в отделении за последние годы? Возможно, появились новые методы лечения или новое оборудование?
— Что нам необходимо для диагностики и лечения? Это эндоскопическое исследование — гастроскопия и колоноскопия, лучевая диагностика — КТ с энтерографией кишечника, МРТ (МР-холангиография), лабораторная диагностика на аутоиммунные заболевания, диагностика на редкие заболевания желудочно-кишечного тракта. Мы сотрудничаем с лабораториями других регионов и Национальным центром клинической морфологической диагностики в Санкт-Петербурге, направляем туда биоматериалы пациентов на исследования с подозрением на аутоиммунные заболевания и оверлап синдром. У нас очень развита телемедицина с федеральными центрами колопроктологии и гепатологии. Сейчас у нас активно используется генно-инженерная терапия для лечения тяжелых пациентов с воспалительными заболеваниями кишечника — болезнью Крона и язвенным колитом. Это уже высокие технологии, так как применяются дорогостоящие препараты. По республике на сегодняшний день 62 пациента находятся на генно-инженерной терапии с ВЗК.
— Встречаются очень редкие заболевания у пациентов?
— Недавно мы выявили очень редкое генетическое заболевание — средиземноморскую лихорадку (периодическая болезнь).
— Могли бы вы назвать самые распространенные заболевания желудочно-кишечного тракта? Это гастрит и язва?
— Конечно, это гастриты. Но они у нас не лечатся, так как достаточно амбулаторного лечения. Всех пациентов с гастритом и язвой необходимо обследовать на базе поликлиники на хеликобактерную инфекция, при выявлении хеликобактера пилори проводится эрадикационная терапия под наблюдением участкового врача, с последующим контролем эффективности лечения.
— А язвой можно заразиться?
— Язва заразной быть не может. Но есть у нас бактерия, которая живет в нашем желудке, она называется хеликобактер пилори. Эта бактерия передается фекально-оральным путем — через руки, поцелую, посуду и так далее. Хеликобактер может вызывать эрозии и язвы. То есть заразна сама бактерия, и при длительном носительстве хеликобактера пилори происходит атрофия слизистой желудка, а со временем — метаплазия и рак желудка. Поэтому во всем мире идет борьба с этой бактерией.
— Бактерия может оказаться у любого человека?
— Все люди должны знать свой хеликобактерный статус, сдавать анализы. Есть неинвазивные методы диагностики — уреазный дыхательный тест, кровь на антитела и кал на антиген хеликобактер пилори. В идеале должно быть два метода обследования. Если обнаружится бактерия, то надо лечиться, даже когда нет никаких симптомов. Как говорится, хороший хеликобактер — это мертвый хеликобактер.
— Что из себя представляет язва?
— Язва — это язвенный дефект слизистой оболочки желудка. Это как открытые раны. Если их не лечить, то раны могут увеличиться, стать глубже, что приводит к жизнеугрожающим осложнениям: кровотечению, пенетрации, перфорации.
— Какой может быть самый длительный период лечения при сложных заболеваниях?
— Все болезни хронические, есть периоды ремиссии и обострения. Самый длительный период лечения при сложных заболеваниях около месяца.
— Болит живот. О чем это может говорить?
— Причин для болевого синдрома в животе очень много. От функциональных нарушений до острой хирургической или гинекологической патологии.
— На фоне постоянных волнений и переживаний человеку могут грозить более серьезные заболевания?
— При постоянных волнениях и переживаниях могут развиваться функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта. Это когда нет органической патологии, а все болит, нарушается стул. Таких пациентов необходимо обязательно обследовать, чтоб не пропустить заболевание. После обследования пациентов направляем на лечение к психотерапевту.
— К кому бежать, чтобы определить причину болей в животе?
— Сначала к терапевту. Когда пациент подробно расскажет о жалобах, после осмотра (пальпации живота) врач уже решает, какие проводить обследования. Если есть необходимость, терапевт отправляет к гастроэнтерологу.
— Еще одно опасное заболевание — цирроз печени? В каком случае он появляется у человека?
— Цирроз — это бич нашего государства, причем большинство циррозов печени — алкогольные. Эта болезнь неизлечима. Хочу напомнить, что единственный орган, который восстанавливается в нашем организме, это печень, но только до определенного момента — когда дело не дошло до стадии цирроза. Осложнения цирроза — это портальная гипертензия (асцит — скопление жидкости в животе, варикозное расширение вен пищевода), печеночная энцефалопатия, нарушения кровотворения за счет гиперспленизма развивается анемия, тромбоцитопения, лейкопения и так далее.
Существуют и аутоиммунные заболевания печени, приводящие к циррозу. Среди вирусных гепатитов, гепатит С чаще всего приводит к циррозу печени. Сейчас на базе инфекционной больницы есть центр, который занимается пациентами с вирусным гепатитом С с назначением противовирусной терапии.
— В каком случае врач-гастроэнтеролог назначает пациенту диету? Если говорить о диетах для похудения, то от каких точно стоит отказаться, чтобы не нанести вред желудку и кишечнику?
— Диет нет, существует изменение образа питания. Ведь диета — это лишь временное изменение питания. Если человек хочет улучшить здоровье, то он перестраивает образ жизни и питания раз и навсегда. В любом питании должно быть все сбалансировано — и углеводы, и белки, и жиры. Все должно быть в меру.
— В интернете можно встретить призывы к очистке кишечника от шлаков и токсинов? Стоит ли к этому прибегать?
— Шлак — это продукт переработки угля. Сколько на колоноскопиях я была, ни у кого глыбу шлака не видела, даже у кочегаров. Это все миф. Не существует шлаков в кишечнике. И токсинов нет. Что такое токсины? Это когда патогенная флора попадает и развивается клиника острого энтероколита. Да, бактерии выделяют токсины, которые приводят к интоксикации, нарушению стула, температуре, обезвоживанию. Вот это токсины. А в нормальном состоянии нет никаких токсинов.
— Иногда в аптеке к антибиотикам предлагают биодобавки для восстановления микрофлоры кишечника? Стоит ли ими пользоваться?
— Если человек нормально переносит антибактериальную терапию, у него нет никаких нарушений на этом фоне, то не надо. Кишечник сам восстанавливает свою микрофлору, если нет проблем.
— Давайте перейдем к приятному и полезному. С какого завтрака лучше начинать свой день, чтобы быть сытым до обеда и не перегрузить организм?
— На завтрак должны быть длинные углеводы, белок, овощи. Например, каши и яйца, а не бутерброды.
— А какой ужин не навредит здоровью?
— Ужин должен состоять из белка и клетчатки, поменьше углеводов, особенно быстрых — исключите сладости и хлебобулочные изделия.
— Правда ли, что еда может растянуть желудок?
— Это все происходит со временем. Если человек постоянно переедает, то объем желудка увеличивается, но это не за один раз, а в течение длительного времени. Например, сначала была обычная порция, затем больше и больше. Соответственно, и объем желудка увеличивается.
— Совсем скоро жители Коми будут встречать Новый год, который, как правило, сопровождается застольем. Что вы порекомендуете?
— Самое главное, не переедать. Не надо съедать ночью килограмм оливье и селедку под шубой, а потом еще запивать коньяком — конечно, будет плохо. Везде должен преобладать здравый смысл.
— Стоит ли применять специальные добавки для защиты желудка и кишечника?
— Если у вас хорошо работает поджелудочная железа, если нет проблем, то зачем? Просто не надо переедать, особенно на ночь. Сделайте легкие закуски, вот и все, а оливье можно съесть на обед 1 января.