Барабанщик Олег Бутман: «Если вы любите джаз, ходить на концерты нужно»
Во вторник в республиканской филармонии состоялась презентация нового альбома Олега Бутмана и Натальи Смирновой «Взлетная полоса». По традиции музыканты приехали в компании звезд мировой джазовой сцены: сыктывкарцам сыграли басист Эссиет Эссиет и Леон Томас, виртуозно владеющий карибским инструментом «стил пэн». По окончании концерта Олег Бутман ответил на вопросы «Молодежи Севера».
Фото Андрея Ретанова
- В последнее время нередко можно услышать рассуждения о том, что живые концерты нынче не в моде. В интернете есть качественные записи с хорошим звуком, которые для людей разбирающихся представляют куда больший интерес. Как прокомментируете такую позицию?
- Живые концерты не сравнить с тем, что можно увидеть в записи. Звук, энергетика, даже если музыкант супер-класса, все это теряется. К тому же джазовый концерт – событие во многом неповторимое. В джазе очень важно то, что происходит здесь и сейчас. Плюс, если вы действительно любите джаз, ходить на концерты нужно, ведь таким образом вы поддерживаете музыкантов и помогаете их развитию. Есть и другой момент. Обычно, когда люди говорят: «Мы любим джаз», их знание ограничивается громкими именами. Они знают, кто такие Дюк Эллингтон и Майлз Дэвис. А про русский джаз ничего не слышали. Более того – они не слышали современных джазменов. А ведь если ты любишь какое-то направление в музыке, ты должен знать не только истоки и классику жанра, но и следить за тем, как оно развивается, быть в курсе его современного состояния.
Мы на свои выступления стараемся привлекать достойных, опытных музыкантов, которые могут продемонстрировать настоящее качество джаза. Например, со мной часто играют отличные контрабасисты, мастера импровизаций Павел Протасов и Григорий Зайцев. Павел выступал у вас в прошлом году. Сегодня на концерте были настоящие легенды джазовой музыки. Эссиет Эссиет долгое время выступал с барабанщиком Артом Блейки, играл в коллективе Jazz Messengers. Эссиет играл и с Фредди Хаббардом, и Джо Хендерсоном, он - мастер мирового уровня. И сегодня он был в Сыктывкаре. Разве такое можно пропустить? Леон «Фостер» Томас играет на редком карибском инструменте, и играет виртуозно, выдает потрясающие соло. Вряд ли вы найдете полноценные качественные записи подобных концертов. Знаете, есть люди, которые вообще ничего не понимают в джазе. Но, побывав однажды на таком концерте, они стремятся к джазу вновь и вновь, чтобы еще раз погрузиться в эту атмосферу, почувствовать эти эмоции и напряжение. Это очень на спорт похоже: некоторые приходят смотреть игры, не зная правил. Я вот до сих пор не понимаю американского футбола. Но когда приходишь на стадион, чувствуешь потрясающую атмосферу, и в нее хочется возвращаться.
- Вы долгое время выступали только как исполнитель, потом стали выступать и в роли композитора. Что ближе?
- Первично, конечно, исполнительство. Муза появилась благодаря Наташе (Наталья Смирнова, супруга Олега Бутмана - МС). Начали приходить какие-то мелодии, мы стали делать аранжировки. У нас сложился очень правильный творческий тандем: мы советуемся, создаем, тут же записываемся. Мы можем играть джазовые стандарты вместе или просто импровизировать и искать какие-то необычные, цепляющие вещи. Сейчас все это происходит очень легко.
- Ваши впечатления от нового альбома, с презентацией которого вы сейчас гастролируете?
- Альбом «Runway» был записан в августе 2011 года в Нью-Йорке. По сути он – продолжение первой нашей пластинки, которая вышла под названием «Страсть». Заканчивая работу над ней, мы уже знали, что будем писать второй альбом. Поэтому многие темы имеют продолжение. Сейчас мы немного приостановили «альбомную» тему, потому что идет процесс создания аранжировок наших произведений для исполнения симфоническим оркестром. Их пишет Николай Левиновский - создатель и аранжировщик группы «Аллегро», который также плотно работает с моим братом Игорем Бутманом и его оркестром. Что из этого получится, пока неясно, но сам процесс очень интересный.
- Вы привозили американку Полетт МакВильямс, сейчас Эссиета Эссиета и Леона Томаса. Не боитесь таких музыкантов приглашать в северные города?
- Для музыкантов нет большой разницы, где выступать: в Италии, Франции или в Сыктывкаре. Мы же видим только аэропорт, гостиницу и сцену. Быт должен быть комфортным, а в графике передвижений не должно быть сбоев. Главное – сцена: инструменты должны звучать и быть в рабочем состоянии. Все остальное относительно. Для нас жизнь – дарить людям счастье, и если люди собираются, получают заряд эмоций, слушают музыку, бытовые моменты не имеют большого значения.
- Где географически проводите больше времени?
- В России. Мы были в Штатах в мае, все лето были здесь, до января будем гастролировать по городам страны и лишь в январе планируем поехать за океан. Ненадолго – в феврале у нас снова начнутся гастроли по русским городам и весям. Летом нас приглашают в Германию. Кроме того, идут переговоры о выступлении на джазовом фестивале в Индии в сентябре.
- Вы 18 лет прожили в США. Нет желания вернуться?
- Нет, разрываться не хочется, а по-другому, если жить там, а работать здесь, не выходит. Я получил в Штатах хорошую школу, много с кем успел поиграть, смог «повариться» в этой среде. Но сейчас, чтобы полноценно работать, я должен быть здесь. К тому же, если я кому-то нужен там, все решается за один звонок. Виза мне уже не нужна, просто сел в самолет и полетел.
- После концерта вы проанонсировали зрителям приезд в следующем году. Уже есть какие-то планы?
- Есть такая традиция: частить не надо, не следует давать большие концерты в одном зале чаще одного раза в год. Мне кажется, за год появится множество новых наработок, может, успеем записать альбом. И, разумеется, мы привезем какой-то новый проект.
- Существует множество определений джаза. Ваше какое?
- Джазовая музыка вышла из Америки с африканскими ритмами и европейской гармонией. Афроамериканцы говорят, что это их музыка. Они изначально играли блюз, у них были спиричуелс, но без белых классических гармоний и белых музыкантов джаз вряд ли был бы таким богатым музыкальным направлением. Лично для меня джаз – язык, на котором разговаривают музыканты. Очень важно понимать, что это не какая-то устойчивая и застывшая форма. Наоборот, джаз очень подвижный: он, как и любой другой язык, меняется. Что-то уходит, что-то ассимилируется. Он впитывает в себя современные и популярные веяния, интерпретирует и примеряет на себя. Так здесь можно услышать и рэп, и латинские мотивы – и все это нужно воспринимать нормально. Это ведь джаз.
Комментарии (3)
Фэтс Уоллер в подобной ситуации сказал: “Если вы сами не знаете, то лучше не путайтесь под ногами”.
Одна женщина как-то спросила Луи Армстронга: "Мистер Армстронг, так что же такое джаз?". "Леди, если вы спрашиваете, то вам этого никогда не понять (Луи Армстронг).