Начинающий документалист из Сыктывкара Лада Поздеева: «В Дагестане люди очень добрые»
Лада Поздеева родилась в Сыктывкаре, а после замужества шесть лет прожила в селе Уег Усть-Цилемского района. Когда она снова решила вернуться в столицу Коми, работала в соцзащите, журналистом и маркетологом в фитнес-клубе, но затем посвятила себя режиссуре документального кино. Ради новой мечты переехала в Москву, чтобы получить образование, но на этом профессиональное путешествие не закончилось — после пройденного курса она оказалась в Дагестане и в свои 30 лет сняла фильм о вымирании пчел.
— Почему вы решили связать свою жизнь с кино, режиссурой?
— Давно мечтала лучше снимать фото и видео. Еще в Сыктывкаре занималась съемками роликов под названием «Социальный репортер». Хотелось повысить свои скиллы в съемке и в повествовании. Я поняла, что мне нужно развиваться в сфере фото и видео дальше, и почувствовала, что в Сыктывкаре мне этого не сделать, поэтому решила уехать в Москву и отучиться там. Так как снимала ролики про реальную жизнь, я понимала, что художественное кино для меня это что-то далекое, а близкое — документальное кино.
— Вы же окончили Московскую школу кино. Сколько обошлось вам это удовольствие? Не жалеете, что потратили столько денег?
— Само обучение стоит около 470 тысяч. Плюс год жизни в Москве, плюс съемки проектов за свой счет. Обучение дорогое, но не понимаю, как иначе развиваться. Можно получать гранты на обучение, но в момент моего поступления достойных предложений не было, я не была информирована о возможностях.
— А как вы оказались в Дагестане?
— Я поступила в лабораторию научного кино, где нас учили снимать научно-популярные фильмы. Потом художественный руководитель отправил в Дагестан за колоритом. Здесь я сняла свою первую неучебную работу «Почему умирают пчелы». До этого еще сняла — шесть учебных. Они были показаны на фестивалях «Человечное кино», SWIFF. А дипломную работу будут показывать в составе альманаха по всей России в рамках дней научного кино.
— Сложно было привыкать к жизни в новом регионе? Все-таки менталитет различается.
— Люди очень добрые, но, как мне показалось, слишком любят жизнь и не очень любят работать. В 90 процентах мест нельзя расплатиться картой — уходят от налогов. Это несправедливо по отношению к жителям других регионов России.
— Расскажите о вашей дипломной работе?
— Я сняла мини-работу на 10 минут о смерти пчел в Дагестане, где появилась новая болезнь — пчел убивает клещ тропи. Я всегда интересовалась темой экологии, поэтому решила снимать о пчелах.
— С какими сложностями столкнулись при съемках?
— Сложно было переезжать с пасеки на пасеку по жаре на старых машинах, общаться с незнакомыми людьми. Пришлось брать камеру в аренду — моя сломалась. Также взяла компьютер в аренду, а потом купила ноутбук.
— На это же все нужны деньги? Вы их накопили?
— Пришлось искать работу, чтобы жить и вести съемки. Частично съемки оплатила лаборатория. Но гранта хватило на билеты и на такси.
— В нашей республике тоже есть ребята, которые хотели бы связать свою жизнь с кино. Что бы вы им посоветовали? Может, убережете их от ошибок, которые вы совершили.
— Копить деньги на камеру — документалисту нужна своя техника. Постоянно участвовать в лабораториях документального кино, общаться с другими режиссерами, чтобы обмениваться информацией.
— Как вам помог опыт работы в Коми, в том числе журналистике?
— Наверное, помогло умение быстро реагировать на происходящие события. В стрессовых моментах удается не сильно паниковать.
— Как планируете дальше развивать свои умения? Наметили какую-то цель?
— Я регулярно участвую в лабораториях документального кино и по продюсированию, подаю заявки на гранты, конкурсы и питчинги. Общаюсь с другими творческими людьми. Цель — снимать об экологии на высоком уровне. Сейчас мои работы очень низкого уровня, но я только учусь. Весной я выступала весной на питчинге ММКФ (Московский международный кинофестиваль) на круглом столе «Россия — Иран», представляла свою идею документальной работы.
— У вас уже получилось заработать на своем творчестве?
— Нет, не получилось. Да и я не думаю об этом, я стараюсь делать на максимум, не думая об отдаче.
— То есть источник дохода у вас другой.
— Я управляю хипстерской школой музыки в Дагестане — обучаем игре на девяти музыкальных инструментах, а также продвигаю художников — на этом зарабатываю. Плюс сейчас рассматриваются несколько моих заявок на гранты на документальное кино.
— А в данный момент что-то снимаете?
— Параллельно веду съемки по теме умирания каспийского тюленя — снимаю о загрязнение Каспийского моря, собираю материал. Самая главная идея — это Каспийское море и весь ужас, который там происходит. Стоки города, вся канализация сливается туда, поэтому стоит ужасный смрад. Недавно на берег выбросилось около 2000 краснокнижных тюленей — власти делают вид, что все хорошо.
— Что вам больше всего нравится в Коми и Дагестане?
— В Коми нравится лес, река, стадион «Динамо», безопасность. В Дагестане — вкусная еда, возможность работать в творческой сфере. В Сыктывкаре продукты безвкусные, мне страшно даже уже подумать о том, чтобы ими питаться. В Дагестане не соблюдают ПДД, что небезопасно, а в Сыктывкаре высокая культура вождения. В Дагестане не развит туристический сервис, в Сыктывкаре больше внимания уделяют индустрии туризма.
— Что посоветуете попробовать в Дагестане нашим туристам?
— Попробовать именно в Дагестане — попробовать всю еду. Чуду — лепешку из тонкого теста, в нее кладут дикие травы и начинки. Здесь любят блюда с мясом, делают очень вкусные соусы. В обычном магазине можно встретить по 60-80 видов выпечки. Обязательно нужно попробовать урбеч — пасту перемолотую из орехов.
Комментарии (26)
А так да, исключительно талант помог. Полмосквы таких талантов