Следствие на транспорте в 2023 году в Коми: авиаинцидент в Усинске, падение самолета в Усть-Куломе и пожар на пароме в Усть-Усе
В России 25 июля отмечают День сотрудников органов следствия. Старший следователь Сыктывкарского следственного отдела на транспорте Западного межрегионального следственного управления на транспорте СКР Андрей Уваров в интервью БНК рассказал о самых резонансных делах и специфике работы следователя на транспорте.
- Когда вы начали работать следователем на транспорте? Почему решили работать именно в Коми?
- Работаю около года. В республику меня направили по распределению после окончания Санкт-Петербургской академии Следственного комитета по распределению. Для меня регион новый, необычный, ранее в Коми я не был. Решение о работе в следственных органах было принято мной еще будучи студентом первого курса, когда я впервые попал на практику в следственный отдел.
- В чем особенность работы следствия на транспорте?
- Мы расследуем специфические составы преступлений, не характерные для следственных отделов территориальных следственных органов, которые напрямую связаны с использованием водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Для работы с такими делами необходимы знания в определенных областях, к которым можно отнести устройство отдельных механизмов, процесс образования тех или иных следов на месте происшествия и многое другое. Еще у нас больший охват территории: так, например, подследственность территориальных следственных управлений, как правило, ограничивается одним городом или муниципальным образованием, в то время как в ведомстве нашего подразделения находится вся республика Коми и частично ЯНАО.
- В каких вот этих специфичных областях чувствуете себя максимально уверенно? В школе по какому предмету были одни пятерки?
- В силу опыта, общения с различными специалистами узкого профиля, изучения специальной литературы, у того или иного следователя появляется своя специализация, то есть при расследовании дел той или иной категории следователь гораздо легче ориентируется в возникающих проблемных моментах. В каждом отделе нашего управления существует условное деление следователей по профилю работы. Я занимаюсь делами, связанными с водным транспортом. Стоит сказать, что багаж знаний специалиста начинает формироваться еще в школе. Больше всего я тянулся к гуманитарным предметам, а именно к истории и обществознанию.
- Бывали ли у вас в работе какие-либо страшные моменты?
- Работу следователя нельзя назвать обычной и подходящей для всех. Для этой деятельности человек должен обладать не только определенными знаниями, но и обладать серьезной психологической выдержкой и крепкими нервами. Порой в работе случаются вещи, которые для обычных людей могут показаться в какой-то степени пугающими. Люди готовятся к данной деятельности еще в студенческие годы, приходя на практику и становясь общественными помощниками следователя, что позволяет им видеть эту работу и все ее аспекты вживую, а не через призму телевидения.
- Не было мысли, что ошиблись с выбором профессии в какой-то момент?
- Могу со всей серьезностью заявить, что таких моментов не было.
- Какие происшествия за все время работы вам запомнились и почему?
- Если брать именно опыт работы в Коми, то это крушение самолета под Ухтой в августе прошлого года. Весьма специфичный состав: нужно провести огромное количество следственных действий, допросить большое количество специалистов. Данное уголовное дело пока находится на стадии предварительного следствия. Отдельное расследование ведет Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Информация о нем будет доступна позднее.
- В Коми каких происшествий регистрируется больше всего и почему?
- Чаще всего в Коми преступления совершаются на объектах железнодорожного и авиационного транспорта. Водных происшествий почти нет. Железнодорожные происшествия чаще всего происходят в Сосногорском районе, поскольку там находится концентрация железнодорожных путей. Авиационные происшествия случаются повсеместно в виду обилия аэропортов, аэровокзалов и аэродромов на территории Коми.
- Какой вид транспорта можно назвать проблемным?
- Железнодорожный транспорт ввиду большого количества объектов транспортной инфраструктуры на территории Республики Коми.
- Сколько случаев травмирования на транспорте уже зарегистрировано в этом году?
- В сравнении с другими субъектами, случаев травмирования граждан, к большому счастью, меньше. Это может быть связано с большим количеством факторов, к которым можно отнести как удаленность объектов железнодорожного транспорта от населенных пунктов, успешную профилактику травматизма, так и многое другое. В среднем, в гор регистрируется от 5 до 10 случаев.
- В последнее время происходит много инцидентов с легкомоторными самолетами. В прошлом году зафиксировали 4 таких случая. Чем это обусловлено?
- Причины крушения разные, соответственно, это может быть связано с огромным спектром условий и факторов. Это может некачественное топливо, плохое техобслуживание, недостаточная квалификация пилота, его излишняя самоуверенность и многое другое.
- Еще одно нашумевшее дело о пожаре на буксире в Усинском районе. Что можете сказать об этом происшествии?
- По этому делу также ведется предварительное следствие. Для установления причин пожара в настоящее время назначено производство различных экспертиз, направленных как на установление причины пожара, так и на правильность действий экипажа судна.
- Расследуете ли вы дела о хулиганстве в транспорте? Можете рассказать об одном из них?
- Фактически, в нашем производстве могут быть и такие дела. Но все зависит от особенностей конкретного происшествия. Если расследование представляет большую сложность, если происшествие имеет общественный резонанс, то производство предварительного следствия могут передать и нам. Нами, например, расследовалось преступление, которое случилось в октябре прошлого года. В Сосногорском районе нарушитель, находясь в поезде, употреблял алкогольные напитки и на фоне ссоры со супругой, приставал к пассажирам, угрожал им убийством, применил насилие в отношении сотрудников транспортной безопасности. После он разбил стекло в вагоне, выломал дверь.
- С зацеперами тоже вы разбираетесь? Действительно ли это в основном подростки? Насколько это опасно?
- Тема является довольно злободневной в отдельных регионах, но в Коми случаев зацепинга практически не регистрируется. Сам зацепинг может быть связан с желанием получения острых ощущений, потому этим и занимаются подростки и молодые люди в возрасте от 12 до 35 лет. Однако зачастую вместо острых ощущений человека ждет жизнь в инвалидном кресле или смерть.
- Бывали ли споры с коллегами из-за подследственности дела? Например, с линейным отделом внутренних дел на транспорте?
- На самом деле нет. Все «споры» разрешаются в рамках действующего уголовного процессуального законодательства, где перечислены составы преступлений, подведомственные тому или иному органу.
Комментарии (8)
Вот какая Академия оказывается есть!