Вячеслав Гайзер: «Развитие республики должно начинаться с каждого поселения»
Правительство Республики Коми перестроит свою работу с органами местного самоуправления. Глава Коми Вячеслав Гайзер выступил на VII съезде ассоциации «Совет муниципальных образований Республики Коми», который состоялся 22 сентября в Финно-угорском этнокультурном парке в селе Ыб Сыктывдинского района, с программной речью. В интервью газете «Республика» руководитель региона мнением о съезде и раскрыл новые задачи, стоящие перед системой местного самоуправления.
Фото БНКоми
– Вячеслав Михайлович, как Вы оцениваете прошедший cъезд?
– Работа съезда прошла в деловом, конструктивном стиле. Мы собирали глав муниципальных образований для того, чтобы обсудить с ними изменения в подходах к работе всей вертикали власти, в которой местному самоуправлению теперь отводится значительно большая роль, нежели прежде. Расширяется круг ответственности, круг задач, стоящих перед главами – не только городов и районов, но и небольших поселений. Это происходит сейчас по всей стране, толчок дан с федерального уровня власти, но отмечу, что и наша республика в лице правительства давно уже начала работать в этом направлении, как бы предвидя новую тенденцию. Фактически стратегия взаимодействия с муниципальным уровнем в основных чертах разрабатывалась ранее, и я, как глава республики, прекрасно вижу, как должна строиться работа с руководителями на местах.
Считаю, на съезде мы задачу выполнили, главы муниципалитетов получили необходимые вводные, и теперь им предстоит работать в единой команде над решением нашей общей задачи – повышения качества жизни населения Коми.
– Какие задачи поставили Вы перед главами муниципальных образований?
– Прежде всего, все главы должны работать на позитивный результат. Нам пора преодолеть мышление, которое выработалось в непростые годы, когда хорошие показатели имело очень небольшое число муниципалитетов. Территорий, добывающих, транспортирующих, перерабатывающих нефть, газ, еще некоторые природные ресурсы. Но ситуация изменилась значительно, в том числе благодаря усилиям правительства республики. Мы сумели стабилизировать бюджет, а затем значительно нарастить его – сравните с тем, что было 7-10 лет назад! Республика оказывает огромную поддержку муниципалитетам. Это наши программы по поддержке сельского хозяйства, по энергосбережению, газификации, жилью и многие другие. Поселения могут включаться в программы и самостоятельно, и через район. Активность всегда вознаграждается. Надо напрягаться, искать инвестиции, стимулировать малый и средний бизнес, заботиться о социальной стороне жизни граждан. Действуй, работай, привлекай предпринимателей, участвуй в республиканских социальных программах, зарабатывай средства для развития района, поселения! Будь успешным, рачительным хозяином! Такие руководители всегда могут рассчитывать на поддержку региона.
Правительство на своем уровне сумело привлечь в республику инвесторов – и каких! Новолипецкий металлургический комбинат будет разрабатывать месторождение угля на севере, приобретено оборудование и будет расширено производство на «Интаугле», реализован проект «СТЕП» на Сыктывкарском ЛПК, напомню и о новом нефтеперерабатывающем заводе в Усинске, лесопереработке в Троицко-Печорском и Усть-Вымском районах, модернизирована Зеленецкая фабрика, реализован инвестпроект в ОАО «Южное» в Прилузском районе. Средства у республики есть – теперь важно их правильно распределить. Республика не может развиваться точечно, движение вперед должны почувствовать все жители региона. Вся цепочка органов власти должна работать эффективно: от меня, Главы республики, до главы самого маленького поселения в глубинке.
– Как придать ускорение муниципальной власти?
– Местную власть выбирают люди, живущие в этих поселениях, районах, городах. Но демократия – отнюдь не самоуспокоенность, бесконтрольность. Ведь от повседневных действий муниципальных глав зависит жизнь людей. Оперативный контроль и со стороны граждан, и со стороны вышестоящих властей остро необходим. Собственно, работу органов местного самоуправления мы и так отслеживаем. Но в связи с тем, что муниципалы будут получать больше полномочий и ресурсов, этот контроль будет еще четче, строже и качественнее.
Я считаю, что для этого контроля нужен четкий перечень зримых показателей, по которым любой гражданин сможет оценить работу местной власти. Это и новые производства, и занятость, успех в развитии малого бизнеса.
Главные параметры – развитие производства, малого и среднего бизнеса – но акцент не на торговле, купи-продай, а на производстве товаров и услуг, занятость населения. Без производства и бизнеса нет налогов и новых рабочих мест, без налогов и рабочих мест мы не движемся вперед, не развиваемся. Об этом должна каждый день болеть голова у руководителей городов и районов, у каждого ответственного чиновника и управленца.
С теми, кто не справляется, будем прощаться. Кто хорошо работает – получит возможность роста, продолжения карьеры вплоть до главы района, руководителя направления в министерстве или ведомстве республики. Недавний пример: глава администрации села Зеленец Олег Амвросиевич Лажанев возглавил Сыктывдинский район. Будем смотреть, как он справится с новым объемом задач. Пока вопросов нет.
– Поселения и районы нередко возглавляют люди, не имеющие достаточного опыта руководства территорией. Что намерено делать в этом случае правительство?
– Правительство республики уже делает многое в этом направлении – в союзе с законодательной властью, кстати говоря. Государственный Совет Коми активно ведет работу с депутатами муниципалитетов, проводит их обучение.
Мы со своей стороны запустили республиканскую целевую программу «Развитие муниципальной службы в Республике Коми на 2011-2013 годы», положив начало повышению квалификации муниципальных управленцев. По заказу правительства Коми и за счет средств республиканского бюджета академия госслужбы и управления разработала и начала реализовывать инновационную систему обучения служащих органов местного самоуправления с выездом преподавателей на места. Отмечу, наша республика стала первой в России в организации такой формы повышения квалификации муниципальных служащих. Будем обучать и глав муниципалитетов.
Конечно, многое зависит от самих глав на местах. Руководителями должны быть активные люди, болеющие душой за свой поселок, село, город, но и рациональность, эффективность, результативность их действий должны быть видны, ощущаться на деле. Правительство отслеживает характер и результаты работы управленцев на местах и делает соответствующие выводы.
– Какие примеры позитивного опыта работы муниципалов Вы могли бы привести?
– Удивитесь, но этих примеров довольно много. Возьмем село Большая Пысса в Удорском районе. Глава его администрации Милада Яковлевна Букина смогла практически только на энтузиазме организовать работу по профилактике и тушению пожаров. У нее не только на высшем уровне подготовлены к чрезвычайным ситуациям пожарные дружины, но они обеспечены питанием, проездом. Благодаря их слаженной работе в прошлом году на территории этого отдаленного поселения были ликвидированы пожары и множественные очаги возгорания. Можно сказать, что эти люди не допустили экологической катастрофы.
Глава сельского поселения «Летка» Прилузского района Сергей Михайлович Попов работает уже третий созыв. Поселение много лет является лидером района по благоустройству. Сергей Михайлович и его помощники – депутаты и представители общественных организаций смогли организовать жителей для наведения и поддержания порядка в своих селах. Они добились просто образцового содержания территории!
Сыктывдинский район, село Озёл: инициативный, грамотный глава Елена Валерьевна Доронина. Поселок находится в труднодоступном месте, но руководитель умело решает вопрос по содержанию переправы. По федеральной программе получила 9 единиц сельхозтехники, за счет средств спонсоров в отличном состоянии находятся детский сад и школа.
Глава села Усть-Кулом Сергей Владимирович Рубан активно работает по благоустройству села, строит детские площадки, ремонтирует дороги. И этим примерам нет числа!
– Традиционно муниципалы жалуются на отсутствие средств. Что изменилось в этом плане?
– Прежде всего изменились подходы федеральной власти. Кое-какие шаги уже сделаны Государственной Думой РФ: если сейчас местные бюджеты получают 70 процентов единого сельхозналога, а 30 процентов отдают на уровень региона, то с 1 января 2013 года все 100 процентов сельхозналога подлежат зачислению в местные бюджеты.
Кроме того, вводится патентная система налогообложения – все собираемые средства останутся на местах. До конца текущего года ожидается пересмотр ряда положений налогового законодательства, что позволит местным и региональным бюджетам получить дополнительные виды доходов. Так что поводов для жалоб останется меньше, а возможностей для созидательной работы станет явно больше.
– Какие формы работы могут еще использовать местные власти?
– Дополнительный ресурс муниципальных чиновников – территориальное общественное самоуправление, или, как говорят коротко, ТОСы. Это низовой уровень самоорганизации граждан для решения конкретных задач. На самом деле активность людей – это огромный ресурс для наведения порядка в каком-либо населенном пункте, в решении насущных проблем его жителей.
Чиновники не должны отмахиваться от ТОСов, от активных, неравнодушных граждан, наоборот, должны поддерживать их инициативы.
Считаю, что через Ассоциацию муниципальных образований необходимо запустить проект создания ТОСов на местах, всемерно их поддержать. Первый опыт организации ТОСов есть, он успешен, я имею в виду и Гажакерес, за что огромное спасибо организатору Александру Васильевичу Козлову, и Пажгу, где этот процесс поддержал местный глава администрации Александр Васильевич Ермолин. Этот опыт нужно распространять, не жалея сил. Думаю, что подобные наработки нужно издавать в виде специальных пособий для руководителей муниципального уровня.
– Что еще полезного смогли вынести главы муниципальных образований со съезда?
– Задачи проговорили, стратегию действий расписали – но еще важен и сам момент общения, обмена опытом. Если хотите, это тоже учеба: опытные, успешные главы администраций рассказывали, как они решают те или иные проблемы.
Например, глава поселения «Спаспоруб» Прилузского района Оксана Григорьевна Помысова рассказала, как ей удалось провести реконструкцию уличного освещения благодаря участию в республиканской программе по энергосбережению и повышению энергоэффективности. Для амбулатории получили хорошее помещение, провели ремонт в Доме культуры села... Казалось бы, в масштабах республики это небольшие достижения, но для данного поселения это серьезный прорыв.
В Инте у Павла Валерьевича Смирнова, например, успешно ведется ремонт дворовых территорий, в Прилузском районе умело поддерживают активную молодежь, в Усть-Куломском районе у молодого главы Дмитрия Александровича Шатохина хорошо реализуется программа модернизации здравоохранения. Все это, уверен, было небезынтересно узнать их коллегам-муниципалам.
– Каково главное условие для реализации этого опыта на практике?
– Жизнь не стоит на месте, все динамично меняется. Сейчас все в руках граждан – и участие в ТОСах, и контроль за работой глав и депутатов поселений, районов, городов, информирование о проблемах и выработка способов их решения. Главное, не оставаться равнодушными, занимать активную жизненную позицию. Помните: жизнь в республике зависит от нас с вами!
Сергей ИГНАТОВ, газета «Республика»
Комментарии (40)
Особенно интересно узнать ответ на такой ворос в свете того, как "выбиралась" власть недавно в Ухте, а совсем уж скоро - в Воркуте. В Воркуте-то и вовсе стало "модным" менять властюшку ежегодно...
Это, разумеется, выбор людей, но кто они - эти люди!? :- )
Честно сказано, что развитие республики ещё не начиналось, но должно начаться.
Известны же наиболее распространённые образовательные программы, т.с. интересные для местной власти, это и "Государственное и муниципальное управление" (со специалитетом "Муниципальное управление", и "Городской кадастр", и "Комплексное развитие городов" (направление в "Экономике"), и т.д. Не одними же полуперекупленными юристами с "верхним" образованием должно быть наполнено муниципальное управление! Нужны в немалом количестве люди, которые смогут жить и работать в паттерне "Развитие", о котором так непозволительно долго переживает Вячеслав Михайлович. Но ведь мало переживать, надо выстраивать стратегию, чтобы всё действительно способствующее Развитию получало преференции моральные, материальные, образовательные и другие...
А этого не происходит.
Да остальные прожекты за уши притянуты.. Забыл он про Беломорканалур , да про Ямал-Украл-Европа , обычно Фридман поёт про свои заслуги.. Да и развитие муниципалитетов свелось к простому увеличению количества дармоедов. У нас в Ухте при Казарцеве их количество подросло больше чем на 30% , а толку пшиикк..
В.М. не врите людям.
На уровне поселений в выборы пришла таже "грязь", что теперь и на районном уровне.Народу выбирать не дают, людям угрожают и шантажируют.
Извините, по Вашему Республика развивается, а по нашему сдыхает. Жить людям на селе стало не просто тяжело, а уже и невыносимо
Ничего, народ терпелив, мы подождем и выдержим, а Вы, придет время ответите за этот бардак.
В.М. выйдете из своего виртуального мира и осмотритесь.
Один современный хрущев у нас уже есть, это Д.А.Медведев, который согласовал проект пенсионной реформы с трудовым стажем 40 лет. Ладно стрелками на часах баловался, но это полное безрассудство!
Поэтому исключили бюллетеневску позицию "Против всех". Нельзя ж так!
Надо, хоть за кого-нибудь. Вот и повсплывало наверх всякоеньГо...
И это выборы?
Леоновцы все политическое поле затоптали.
Что будет? "Территория мечты"!!!
называл "кремлёвским мечтателем"...
Зачем выбирать слабых депутатов? Если бы действительно сильные кандидатуры выдвигались, вы бы не стали от конкурентов избавляться.
А ещё говорят: Мы за честные выборы. Выборы без конкуренции это цирковое представление. Россия -матушка, когда же будет порядок в стране и жуликов и мошенников начнут сажать? Члены ТИКа Сосногорска вам спится спокойно? Совесть не мучает?