Дирижер «Musica viva» Александр Рудин: «В столицу Коми мы везем «шедевры» и «премьеры»
В сентябре в Сыктывкаре впервые пройдет фестиваль «Шедевры и премьеры». Три дня классической музыки жителям и гостям столицы Коми подарит московский оркестр «Musica viva». В программе - концерты Вивальди, Моцарта, Чайковского, арии из известных итальянских опер в исполнении именитых музыкантов и певцов. Принимать фестиваль, который пройдет при поддержке культурно-развлекательного портала «Куда идти», будет Государственный театр оперы и балета с 24 по 26 сентября. О том, что такое «Шедевры и премьеры» и кого оркестр пригласил для участия в этом фестивале, "Молодежи Севера" рассказал известный виолончелист и дирижер «Musica viva» Александр Рудин.
Фото газеты "Молодежь Севера"
- Насколько я знаю, это первый фестиваль Московского камерного оркестра «Musica viva» за пределами российской столицы. Какова его основная идея, и почему этот проект получил такое название?
- Действительно, мы очень много гастролируем по разным городам, но свой фестиваль у нас до сих пор был только в Москве. Называется он «Посвящение». Для Сыктывкара мы решили подготовить совершенно другую программу, не связанную с тематическим посвящением какому-либо одному композитору или одной эпохе, а дающую возможность представить в трех фестивальных концертах самые популярные на сегодня произведения, давно и заслуженно названные шедеврами мировой музыки. Я имею в виду «Времена года» Вивальди, Сороковую симфонию Моцарта, вариации на тему рококо Чайковского, не говоря уже о самых известных ариях из итальянских опер. Все эти сочинения будут звучать на фестивале. Отсюда, собственно, и его название: «Шедевры и премьеры». Безусловно, исполнять музыку, которая у всех на слуху с детства, очень ответственно, но мы рискнем это сделать, поскольку в свой первый приезд в Республику Коми нам хотелось бы подарить слушателям ощущение настоящего праздника, наслаждения от общения, а для кого-то, может быть, и знакомства с прекрасной музыкой.
Что касается «премьер», то это слово относится прежде всего к самому событию. Но и для нас, и для оркестра «Musica viva» здесь тоже будет кое-что необычное. Например, мы впервые будем играть с молодым скрипачом Никитой Борисоглебским (раньше нам не доводилось встречаться на сцене, хотя я много наслышан о нем). На мой взгляд, это надежда нашей скрипичной школы. Он получил признание на больших конкурсах, где до него долгое время российские музыканты не занимали призовых мест. А Никита даже выиграл сразу несколько крупных конкурсов, у него очень взвешенный, сбалансированный, благородный звук, яркое дарование. И я надеюсь, что наше сотрудничество будет удачным и в дальнейшем.
- Если уж речь зашла о приглашенных на фестиваль солистах, которые будут выступать с вами и «Musica viva», являются ли они постоянными партнерами оркестра, и в каких проектах вы сотрудничаете с ними?
- Пианист Александр Гиндин – наш старый друг, который, как известно, лучше новых двух. Если Никита Борисоглебский – это для нас чуткое и боязливое ожидание чего-то приятного, то встреча с Александром Гиндиным – всегда радость от общения, огромное удовольствие совместного музицирования. С певицей Еленой Поповской мы сотрудничали только один раз, но я знаю, что она сейчас очень востребована за рубежом: Италия стала для нее буквально второй родиной. Мы с удовольствием продолжим наше знакомство в Сыктывкаре с ней и ее сценическим партнером - итальянским тенором Рафаэлем Сеппе, который на фестивале дебютирует с нашим оркестром.
- В России вы известны не только как знаменитый дирижер, но и как концертирующий виолончелист с мировым именем, и в своих проектах с оркестром «Musica viva» часто выступаете и как дирижер, и как солист, причем одновременно. Мы услышим в вашем сольном исполнении вариации на тему рококо Петра Ильича Чайковского, и в связи с этим хотелось бы узнать, что это произведение значит для вас, чем оно вам дорого.
- Что для жителя Москвы значит Кремль? Вариации на тему рококо - это наше национальное достояние, визитная карточка виолончельного репертуара. А если серьезно, то это замечательное сочинение из тех произведений Чайковского, которые не вынимают из тебя душу и не зовут на самопожертвование, бессонницу, самокопание или даже суицидальные попытки. Это очень светлое игровое сочинение, принадлежащее перу композитора, который умеет играть со стилями, фразировкой, формами, которому ничего не стоит создать шедевр из ничего, сочинение моцартовского плана. Для меня оно стоит в одном ряду с балетами Чайковского по стилю и при этом нисколько не уступает балетам, хотя звучит всего 18 минут. В балетах, в силу их протяженности, неизбежно присутствуют «проходные» фрагменты. Здесь же каждая из восьми вариаций – подлинная жемчужина. Мы исполним вариации на тему рококо в оригинальной авторской редакции, а не в общепринятой редакции первого исполнителя В. Фитценхагена, что тоже, я думаю, будет премьерой для сыктывкарской публики.
- Что бы вы хотели пожелать слушателям фестиваля «Шедевры и премьеры»?
- Я был в Сыктывкаре в последний раз лет 25 - 30 назад. Совершенно точно помню, что это была зимняя поездка, и у меня осталось очень приятное впечатление от моего выступления в этом городе. К сожалению, с тех пор там бывать не доводилось.
На самом деле вне зависимости от того, где это происходит, любой публике в любой стране и в любом городе можно пожелать найти в музыке какие-то ответы, а может быть, и вопросы или, во всяком случае, какую-то духовную пищу - какую-то жизнь, которая выходит за рамки повседневного быта, духовное и душевное отдохновение от всего того, что нас окружает в обыденности. В этом и заключается главная цель фестиваля.
Александр Рудин: виолончелист, дирижер и пианист, исследователь старинных партитур и автор оркестровых редакций камерных произведений, помимо своей сольной карьеры, выступает как художественный руководитель Московского камерного оркестра «Musica viva» и ежегодного Международного музыкального фестиваля «Посвящение». Во многих своих программах он выступает одновременно как солист и как дирижер.
Как приглашенный дирижер Александр Рудин выступает с заслуженным коллективом России - Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П.И. Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова, симфоническими и камерными оркестрами Норвегии, Финляндии, Турции.
В области звукозаписи им выпущено несколько десятков компакт-дисков для лейблов Naxos, «Русский Сезон», Olympia, Hyperion, Тudor, «Мелодия», Fuga libera.
Народный артист России, лауреат Государственной премии и премии мэрии Москвы Александр Рудин является профессором Московской консерватории. Выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных по специальности «виолончель» и «фортепиано» (1983) и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по специальности «дирижер симфонического оркестра» (1989), лауреат нескольких международных конкурсов.
Комментарии (16)
И потом, вы счиатет, что Вивальди, Чайковский, Моцарт, Доницетти, Россини и Беллини - это ширпотреб и попса?! Это классика, и исполнять/слушать ее можно сколько угодно раз, и находить в ней новые идеи.
А "вживую" пишется вместе, Нахтигаль!
И я предпочитаю английский вариант.