Оперная певица Елена Аюшеева: «Региональные театры вносят новую струю в московскую жизнь»
В Коми продолжается фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса Тулыс». Частью большого творческого десанта из 30 с лишним человек — фишки нынешнего 32-го по счету праздника — стала сопрано Елена Аюшеева.
С республиканской оперой ее связывают долгие творческие отношения — от совместных гастролей до премий. В интервью БНК Елена Аюшеева рассказала, почему при многолетнем опыте сотрудничества с регионом до сих пор не исполнила коми песню, как роль Лизы в премьерной для текущего сезона «Пиковой даме» стала для нее долгожданным дебютом и на что переориентироваться артисту в невыездных условиях.
— На «Сыктывкарса Тулыс» вы заняты в опере «Пиковая дама» 27 апреля — исполняете роль Лизы. Ранее, до премьеры в Коми в 2021 году, этой партии не было в вашем репертуаре, верно?
— В декабре был мой дебют, сейчас уже второй спектакль, да. Сбылась моя мечта: я давно хотела спеть эту партию, долго к этому шла. Но есть партии, для которых надо созреть: несмотря на то, что Лиза по сюжету молодая девушка, музыкальный материал требует большого вокального опыта от певца и определенной духовной зрелости. Образ Лизы очень неоднозначный, глубокий. Сейчас мне он понятен и близок, помогает русская ментальность, ведь на этой литературе я выросла. Но даже перед вторым спектаклем волнительно. Дело в том, что дебют мой был достаточно скорополительным, график моих репетиций был сжатым. А сейчас партия у меня отлежалась, с режиссером и дирижером мы в этом время искали дополнительные краски, в Москве детально прорабатывали образ вместе с Ильей Семеновичем [Можайским — режиссером театра оперы и балета Коми].
— Помимо «Пиковой дамы», где еще зритель «Тулыса» вас услышит?
— На гала-концерте 29 апреля. Зрители услышат в моем исполнении еще одну героиню Петра Чайковского — Иоланту. Выступать буду в дуэте с Николаем Ерохиным [Герман в «Пиковой даме»] из одноименной оперы. Эта партия, которую я пела и пела много – это был еще мой дипломный спектакль в Московской консерватории.
— Вы с 2016 года сотрудничаете с коми театром: ездили с труппой в Великобританию, на гастроли по России, выступали в Москве, получили совместную премию за «Сказки Гофмана». Чем привлекают коллективы из регионов, а не центра России?
— Здесь, в регионах, отношение у людей к процессу совершенно другое — они вовлечены, любят то, что делают. В московских театрах все-таки есть конвейер спектаклей, пресыщение зрителя. В регионах можно больше творчеством заниматься. Проекты театра оперы и балета Коми, в которых я участвовала, дороги мне все — начиная с «Чио-Чио-сан» и «Тоски», заканчивая «Сказками Гофмана». «Тоску» мы в Москве показывали с большим успехом, ко мне подходило огромное количество людей, потом писали коллеги из других театров — из Геликон-оперы, из Станиславского и Немировича-Данченко — люди просто не могли сдержать слез на «Тоске», причем неожиданно для себя. Настолько спектакль был сильный, мощный.
— Регионам стоит чаще выезжать в Москву?
— Абсолютно. Это заряжает, вносит новую струю в московскую жизнь. Приезжают же разные театры, есть даже провальные спектакли. Но такой обмен очень важен, он дает срез: что происходит в театрах, какой уровень певцов, музыкантов, насколько театры оснащены финансово. Все деньги, что вливаются иногда неоправданно в московские театры, бывает, дают такой результат, что публике не нравится. Театрам в регионах хочется добавить возможностей, потому что тогда у труппы, коллектива будет больше шансов реализовать свои мечты, а не каждый раз высчитывать по копеечке, сколько костюмов купить, сколько декораций изготовить.
— В нашем театре есть такое ощущение, что требуется дофинансирование?
— Всегда требуется дооснащение. Это новые постановки, заинтересованность трупы. Тогда люди будут с удовольствием работать, будут приходить новые молодые артисты, которые останутся, чувствуя себя на равных с театрами Казани, Новосибирска, у которых хорошее финансирование. Это то, что я вижу, мне есть с чем сравнивать.
— У вас большой послужной список по работе с зарубежными театрами, коллективами и организациями — как певицы и как педагога. Сейчас стало сложнее за рубежом выступать из-за коронавируса и других событий в мире?
— Как начался ковид, все отменилось, например, фестиваль в Италии. Полетели проекты даже по России. Я даже не знаю, когда это все восстановится. Ну, что делать? У меня появилось другое направление — много камерных тематических программ в Москве, записала и издала с супругом [Чингисом Аюшеевым — солистом оперы, заслуженным артистом Бурятии] альбом вокальных произведений бурятских композиторов. Мы давно сотрудничаем с Бурятией. Сейчас планируем запись диска романсов Чайковского в Большом зале Московской консерватории. Работы много: кто хочет, тот ее найдет.
— Вы издали альбом бурятских песен. А коми композиции удалось вам исполнять за все годы сотрудничества с республикой?
— Нет. Я давно прошу местных солистов: «Дайте мне коми песню». Мне очень интересно это, я хочу выучить и спеть. Но жду до сих пор — пока не делятся. Дело в том, что сложно с фонограммами, артисты сами их записывают. Не так просто найти качественные фонограммы коми произведений.
— У вас есть свой YouTube. Как вы его используете: в профессиональной или просветительской деятельности?
— Я его мало использую, скорее, заливаю туда то, что хочу оставить на память, при этом никак не продвигаю его, не рекламирую. А потом артисты не всегда умеют заниматься менеджментом — и времени особо нет, и образования не хватает. Занимаюсь каналом, когда есть свободное время. Это наш общий с мужем канал. Мне, честно говоря, приходится мужу много помогать. Он у меня тенор, а это отдельная история, жизнь с тенором — это как с еще одним ребенком. Мне, кроме того, что собой надо заниматься, приходится очень много внимания ему уделять. Он очень талантливый человек, и мне хочется ему помогать.
— Помогаете как педагог?
— Нет. Скорее как менеджер, организатор. Могу похвастаться, это была моя заслуга — я уговорила его сделать сольный концерт в МАМТЕ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, супруг долго не решался подойти к художественному руководителю театра с этой идеей. Я все продумала, подготовила сценарный план, придумала название, концепцию, программу всю составила, все обсудила. Дала бумажку: «Иди!» Пошел, и, конечно, руководство поддержало. Концерт был замечательный. Мне приходится все время этим заниматься. Все переговоры через меня идут, плюс занимаюсь с учениками, преподаю в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, а я еще и петь хочу. У меня множество своих программ, концертов. Я сюда, в Коми, приезжаю отдыхать, наслаждаться. Здесь действительно можно заниматься творчеством и развитием.
БНК
Комментарии (0)