Мы из Коми: как девушка с севера создает на юге посохи дождя из ядовитого сорняка
Уроженка Коми Варвара Листопад уже несколько лет превращает борщевик в музыкальные инструменты с волшебным звуком. Девушка создает посохи дождя, которые используют, например, при медитации. Сейчас она живет в Краснодаре. О причинах переезда и увлечении, на котором удается даже заработать, она рассказала БНК для рубрики «Мы из Коми» .
― Почему переехали в Краснодар?
― Я родом из небольшого села под Сыктывкаром. Жила там до 17 лет, после чего подала документы в университет в Пермь и уехала. Прожила там около семи лет и переехала в Краснодар, в который влюбилась с первого взгляда. Я сразу же решила сменить серый и холодный уральский город на теплый южный. Собственно это и стало причиной переезда ― не считая того, что желание побольше узнать Россию всегда сидело во мне.
― Как родилось ваше увлечение?
— Созданием посохов дождя я грезила со школьного возраста ― однажды довелось взять этот инструмент в руки. Тогда я еще не осознавала всю глубину, которая стала для меня причиной увлечения этим необычным музыкальным инструментом из сорняка ― борщевика. Спустя какой-то промежуток времени я поняла, что просто так идея меня не отпустит, и началось путешествие в мир звука методом проб и ошибок.
Вообще, названий у этого инструмента множество: он появлялся в разных культурах из разных растений (кактус, бамбук, в России и Коми, в частности, — борщевик). Его называют и рейнстиком (англ. дождевая палочка, трость дождя), и зэр пу (по Коми ― дерево дождя). Есть и русские — посох дождя, флейта дождя, шум моря, шум дождя. Как фантазия позволит, но основное и которое я чаще всего использую сама — именно посох дождя.
― Сколько посохов получается из одного борщевика?
― Сложно сказать , сколько получится посохов из одного борщевика, ведь растение за зиму может потрескаться, сгнить или получить другие механические повреждения от сильного ветра, снега или человека. Для своих изделий я использую целое звено/ деление, из которых состоит сам сорняк. Чаще всего это нижняя его часть: она толще, крепче и длиннее. Все мои заготовки на сегодня в среднем имеют длину 1 м. Но если потребуется более маленькое изделие, то собрать можно стебли потоньше и короче. Такими удобнее играть детям, их можно держать в одной руке. Я не разрезаю стебель, а использую полную его часть от его соединений, так их назовем.
― С чего начинается «переход» сорняка в музыкальный инструмент?
― Прежде чем получится инструмент, пройдет достаточно много времени. Так, собирать сухой борщевик нужно весной или зимой, когда его яды полностью высохли и уже не представляют никакой опасности. После этого он несколько дней, иногда пару недель должен полежать в помещении ― посушиться, но естественным путем, не у батареи или других источников тепла, поскольку он может потрескаться при резком высыхании. То же самое касается и готовых изделий. После этого стебель проходит несколько этапов обработки: с него нужно счистить верхний слой. Это грязная и порой трудная работа, нужно приложить усилия. После стебель вновь отдыхает, сохнет.
― Какие этапы следуют дальше?
― Дальше в моем случае начинается шпиговка деревянными зубочистками. Здесь тоже нужно приложить усилия, иногда стебель бывает ну очень твёрдым. А уже после этих манипуляций внутрь засыпается крупа. Я использую гречу, рис, пшено, манку и другие крупы. Каждая из них дает определенный звук: например, греча «задорная», а добавление манки делает звук «тягучим».
После этого есть еще несколько этапов с покрытием ствола и его обработки. После каждого опять же требуется просушка. Процесс может затянуться до нескольких недель. И уже в конце можно дать волю фантазии и начать расписывать их.
― Чем вдохновляетесь, когда расписываете посохи?
― Несмотря на то, что я поменяла место жительства, источник моего вдохновения ― это традиции, наследие и культура Коми. Во-первых, борщевик практически стал символом республики и северные пейзажи без этого растения представить уже сложно. Для изготовления зэр пу я использую борщевик с берегов рек и полей Коми.
Во-вторых, для росписи борщевика я использую коми орнамент. Именно пасы лежат в основе украшения стебля. Я считаю, что именно этот фактор наделяет мои изделия уникальностью.
― Как крупа и высушенный борщевик рождают звук воды? В чем секрет?
― Рейнстик по своей сути является шейкером ― ударным инструментом, для которого нужно лишь мелкое и стенки, о которые будет оно ударяться. Весь секрет флейт дождя — в перегородках, которыми пронизан ствол растения. Именно они позволяют звуку превращаться в звук воды, капели, шума прибоя, лесного ручья или бурной горной реки.
Все эти звуки можно извлечь при игре посохом: чем больше угол наклона стебля, тем «бодрее» будет звук. Если наклонять стебель плавно, вращая вокруг своей оси, то и звук будет соответствующим. Вообще, звук формируется исходя из нескольких пунктов: это длина заготовки, ее ширина, а также ― его наполнение и способ «шпиговки».
― Кто покупает рейнстики? По какой цене вы их продаете?
― Пока что стоимость посохов составляет 1500 рублей. Я работаю по всей России, отправляю почтой: выработала методику упаковки, ведь инструмент хрупкий. Изготавливаю длинные коробки, заматываю специальной пленкой. Конечно, есть продажи в Краснодаре и по краю. Некоторые покупают для себя, используют в медитациях, для украшения интерьера, подвешивают или ставят в определенное место в доме, некоторые покупают на подарок.
Продаю сейчас как и все ― через интернет, «Авито», «Юлу». Также участвовала в ярмарках-продажах. Портрета покупателя особого нет. Но чаще всего зэр пу приобретают люди, которые увлекаются чем-то необычным и понимают, как работает посох, увлекающиеся различными практиками. Также это ценители хендмейда. Часть покупателей из тех, кто заботится об окружающей среде. Также покупают и детям, но не малышам, которые еще могут тянуть все в рот, для них это как огромная погремушка.
Для меня это не основная работа, но в то же время, больше, чем хобби. Во время изготовления посохов я отдыхаю, очищаю мысли, я заряжаюсь и сама будто медитирую. Например, роспись достаточно мелкая, и это кропотливая работа, еще и «зацикленная», узор идет по кругу ― своего рода мандала, но в форме кольца. Думаю, если только при их изготовлении наступает спокойствие, то и «в деле» они дарят владельцам еще большее успокоение и помогают им зарядиться хорошими вибрациями, которые источает посох при игре на нем.
Поскольку процесс изготовления достаточно продолжительный, а я не все свое время трачу на них, по возможности, в месяц могу продать всего пару штук, причем в одни руки, а иногда и ноль.
Евгения Гранина
Комментарии (9)