09:30, 06.07.2012

Владимир Шарков: «Дети воспринимают ЕГЭ нормально»

В республике подвели официальные результаты сдачи ЕГЭ, ранее их публиковало агентство БНКоми. В эксклюзивном интервью агентству министр образования региона Владимир Шарков прокомментировал результаты прошедшей кампании и заявил, что ЕГЭ в первую очередь боятся преподаватели, а не школьники, поскольку от результатов сдачи Единого Государственного Экзамена зависят учительские зарплаты. По мнению министра, многие до сих пор недооценивают, какие возможности предоставляет система ЕГЭ.

KAB_9457.jpg

Фото Юрия Кабанцева


- Владимир Витальевич, вы наверняка уже успели посмотреть задания по ЕГЭ. Как вы оцениваете уровень их сложности?

- Задания действительно сложные. По физике, например, в части С предлагалось решить задачу из программы олимпиады всероссийского уровня. Можно констатировать такую тенденцию: задания по ЕГЭ усложняются, а количество бюджетных мест в вузах сокращается. При поступлении идет жесткий отбор среди абитуриентов.

- Давайте признаемся честно - не каждый учитель сможет решить олимпиадную задачу.

- Да, ЕГЭ заставляет преподавателей задуматься над подходом к процессу обучения и над вопросами повышения собственной квалификации. Ведь даже зарплаты учителей сейчас зависят от результатов ЕГЭ их учеников. С другой стороны, в министерстве все понимают, сколько у нас учителей с большим стажем. Если человек проработал в школе не один десяток лет, ему трудно перестроиться и привыкнуть к новым требованиям времени. Не удивительно, что с негативом к ЕГЭ в первую очередь относятся именно учителя. А дети ЕГЭ воспринимают абсолютно нормально.

- Газеты бесплатных объявлений пестрят объявлениями с предложениями подготовить детей к ЕГЭ. Даже лицеи при вузах организовывают подобные курсы. Неужели школа не в состоянии дать необходимые знания для успешной сдачи Единого Госэкзамена?


KIR_8400.jpg


- Учителя-противники ЕГЭ еще на стадии внедрения подобной формы испытаний заявляли, что школа должна готовить детей к сдаче выпускных экзаменов, а не к поступлению в вуз. Я с такой позицией никогда не был согласен, но мне приходилось работать с одаренными детьми. Республиканский физ-мат лицей, в котором я преподавал и в течение многих лет возглавлял его, был нацелен на подготовку выпускников к поступлению в вуз. Справедливости ради отмечу, что сегодня в школах есть немало учителей, старающихся дать знания, которые позволят ученикам с легкостью поступить в лучшие вузы страны. Но есть и педагоги, работающие исключительно в рамках утвержденной школьной программы.

Это во-первых, а во-вторых, мне совершенно не понятна позиция учителей, которые запугивают детей тем, что они не смогут сдать ЕГЭ. Они стращают родителей, что ЕГЭ сдать невозможно. Естественно, родители стараются искать дополнительные варианты подготовки своего ребенка к предстоящему испытанию.

Учитель должен четко понимать, что его задача состоит не только в теоретической подготовке к ЕГЭ, а том, чтобы психологически настроить учеников к предстоящим экзаменам. Бывает, что дети теряются во время экзамена, даже не могут правильно заполнить бланк.

- А, может, следует больше рассказывать детям о том, какие перспективы открываются перед выпускниками, успешно сдавшими ЕГЭ? Сейчас результаты экзаменов можно направить в три вуза на пять специальностей.

- В этой связи в приемных комиссиях вузов появляются проблемы. После подведения итогов вступительной кампании при формировании списков первокурсников, выясняется, что отдельные поступившие выбрали другой вуз. Но это право абитуриентов. Они решают, какой вуз или факультет им больше нравится.

- Ведется ли статистика, сколько ребят поступало в вузы других регионов


KAB_9450.jpg


- Такими цифрами я не владею, но действительно выпускники уезжают. Многие видят больше перспектив в Москве или Санкт-Петербурге. Хотя лично я считаю и всегда говорил об этом своим ученикам, что в провинции легче добиться карьерного роста. В мегаполисах конкуренция выше. Лучше всего получить качественное московское образование, а потом вернуться домой и конкурировать на рынке труда с дипломом столичного вуза. Ведь немногие, кто переехал жить в столицу, достигают каких-то карьерных высот. Большинство наших земляков растворяется в общей массе людей со средним заработком, который даже не позволяет им приобрести квартиру в Москве. Так что я настоятельно советую выпускникам — поступайте в московские или питерские вузы, но возвращайтесь домой.

1303

Комментарии (25)

Добавить комментарий
  • Шарковому от С.А,
    06 июля 2012 г., 9:51:51
    Ответить
    Дети ВСЁ воспринимают нормально. Они же дети.
  • Верните мне Родину
    06 июля 2012 г., 10:10:17
    Ответить
    Дело не в том,как наши дети воспринимают ЕГЭ или, кто его больше боится.Сама отработала в школе больше 30 лет.Я училась в Советской школе,сдавала экзамены.Знала гораздо больше,чем нынешние школяры,не потому,что шибко умная,обычная.Сразу скажу-мои родители много работали, часто выезжали в командировки,если в месяц целую неделю были дома-счастье!Особо с нами не сидели,уроки не долбали,как сейчас я это делаю с внуками.Программка та еще...Да,была неглупая бабушка.Но...все остальное было в школе,все знания из школы,из книг.Была цель-сначала стать пионеркой,потом комсомолкой.Были приоритеты.А что сейчас?Похерили все горе-правители.Русскому народу,большому или маленькому,нужна идея.Мы ведь,как корейцы.Забери у них идею и они окажутся там же,где и мы.Поэтому вся эта новость сплошная демагогия.
    • :<)
      06 июля 2012 г., 11:37:22
      Ответить
      ...---...
      А мне довелось заглянуть в обществоведческие книжки сына-девятикласника и в пособие по экономике, которую штудирует жена, получая второе высшее образование, - разницы в текстах и подаче материала по одной и той же тематике практически не было! Нас при большевиках так в школе не долбили общественно-политическим знанием, хотя вопросы идеологии тогда были всегда в первых рядах.
      Скоро, вероятно, и в детских садах появятся "обэжисты"; нам не довелось, а детей достали уже с обезопасиванием. Эту и подобную муру надо убирать из школы девятилетнего цикла, хотя бы потому, что исследования не выявляют зависимость между этими знаниями и безопасным поведением их носителей. Сравнили года 1900-й и 2010-й в удельных цифрах на 100 тыс человек: сто лет назад больше помирали от туберкулёза и пневмонии, а в наше время - от рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Удельный вес несчастных случаев и суицидов эпохи керосиновых ламп такой же, как и в эру космических полётов! Чему тогда и зачем пичкают детей? Надо больше русского языка и литературы, чтобы детки, хотя бы в классах начальной школы читали по очереди, вслед за учителем, что такое хорошо и что такое плохо (вот вам и "ОБЖ"!). Надо больше математики, физики и химии с биологией. Да, разумеется, т.н. лирики будут "плавать" в этих предметах, но остаётся и следует расширить ИСТОРИЮ (миров, страны, идей, культуры и т.п.). Надо с корнем вырвать в школе всесилие идеологии оценки и баллов (пусть этим забавляются на закрытых заседаниях в "минобразах"), нужно прививать всяческим педагогическим ухищрением элементарную тягу к познанию окружающего мира и стремлению шагать вверх по ступенькам человеческого развития.

      "Интеллект и характер -
      вот цели настоящего образования!",
      Мартин Лютер Кинг.

      Кстати, у меня вскорости начинается вторая волна ЕГЭ - наблюдаю от общества...
      • С.А.
        06 июля 2012 г., 11:50:16
        Ответить
        Как педагог, работающий в колледже, могу сказать, что у послешкольников знания по истории, географии, литературе, физике... - на нуле. Смотришь в личное дело, а там четвёрки и пятёрки в школе у них были.
        Хотя, конечно, не это главное. Главное, чтобы здоровье было, а войны - наоборот - не было!
      • :<)
        06 июля 2012 г., 20:40:28
        Ответить
        ...---...
        Мне, как выходцу из "советского колледжа", а нынче ещё и папику, поступающего в колледж российский отпрыска, очень даже близки и понятны Ваши наблюдения и тревоги.
  • Шпиён.
    06 июля 2012 г., 11:51:18
    Ответить
    Страшно далеки они от народа
    2 вещи зацепили:
    " Но есть и педагоги, работающие исключительно в рамках утвержденной школьной программы."
    А как они должны ещё работать? Именно так и должны, выполняя свои должностные обязанности. Поэтому упрек не в их адрес. Пусть работают те, которые эти программы составляют. И причем тут задание в ЕГЭ на уровне всероссийской олимпиады?! Что, у нас ЕГЭ только для отдельных одаренных детей? Поэтому пусть работают и те, которые составляют задания для ЕГЭ.

    Второе , что зацепило -
    - Ведется ли статистика, сколько ребят поступало в вузы других регионов?

    - Такими цифрами я не владею, но действительно выпускники уезжают.

    ЯПАЦТАЛОМ. Немедленно разогнать весь штат минобразования.
  • Леонид
    06 июля 2012 г., 12:24:08
    Ответить
    Зачем тратить деньги на образование, когда искусственный интеллект уже на подходе? Достаточно, чтобы население могло прочитать, что написано на ценнике и уметь делать два действия: сложение и вычитание при расчетах за покупку.
    Недостаток знаний и компетенций даже докторов наук доводит до бреда, что уж тут говорить об образовании. А может как раз все наоборот. Искуственный интелект есть не просит, а обслуживание необходимо. Значит делать будет все то, что скажут.
    Эволюция биосферы создала такой биологический вид (животное) как человек. Биосфера за счет вторжения в геном человека, наделив его сознанием, его преобразовала до уровня Homo Sapiens.
    Так как это противоречило законам самой биосферы, мы получили то, что получили, и этот биологический вид стоит на грани уничтожения биосферой, как ненужный элемент системы. Можно считать, что “эксперимент ” проведенный биосферой оказался неудачным.
    Теперь, что надумал Homo Sapiens? Раз человек благодаря своей деятельности выходит за рамки своей генетической программы, тогда надо отказаться от этой программы, т.е.надо загнать сознание в некую железяку. Другими словами реализовать хорошо известную идею: кто не имеет миллиарда пусть идут в одно известное место.
    По всей видимости, данный доктор наук плохо читал Гумилева.
    По этому поводу Л.Н. Гумилев отмечает, что природа творит то, чего мы творить не можем: горы и реки, леса и степи, новые виды животных и растений. А люди строят дома, сооружают машины, ваяют статуи и пишут трактаты. Природа этого делать не может.
    Есть ли между творениями природы и человека принципиальная разница? Да! Элементы природы переходят в друг друга… «Этот камень рычал когда-то, этот плющ парил в облаках». Природа живет вечно, набухая той энергией, которую получает от Солнца и звезд нашей Галактики и радиораспада в глубинах нашей планеты. Биосфера планеты Земля побеждает мировую энтропию путем биогенной миграции атомов, стремящихся к расширению. И наоборот, предметы, созданные человеком, могут или сохраняться, или разрушаться. В этом принципиальная разница между биосферой и техносферой, какие бы грандиозные размеры последняя не приобрела.
    Как этот доктор наук представляет себе ходячую и сознательную железяку без человека. Я это представляю себе как пустыню, по которой ходит и ржавеет эта железяка. Вот когда она основательно заржавеет, то ее не будет.
    Данный доктор наук поступает строго по принятым в обществе стереотипам «Человек – царь Природы», что хочу то и ворочу.
    Из такой гуманитарной науки как Экономика, когда к ней пристегивают такие прилагательные, как либеральная или социалистичекая, то сразу такая наука становится лженаукой. Когда такой гуманитарной науке как Философия пристегивают тот или иной ….изм, то все прелести лженаучного направления в виде Капитализма, Социализма и т.д. мы сразу ощущаем на своей “шкуре”.

    Бред здесь:
    «Глобальное будущее»
    Давид Дубровский, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, сопредседатель научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта
    http://vz.ru/opinions/2012/7/3/586516.html
  • Выводы делать будем?
    06 июля 2012 г., 12:33:18
    Ответить
    Цитирую: В экзамене принимали участие 5892 человека. Минимальный пороговый балл по математике составлял, как и в прошлом году, 24. Его не преодолели 736 человек (в 2011 году - 459), 473 из которых — выпускники этого года (Комиинформ)!!!
    Считаю: не сдал экзамен каждый восьмой???
    Дети воспринимают это но нормально???
    • не сдал экзамен каждый восьмой
      06 июля 2012 г., 13:23:24
      Ответить
      и что? не всем дано. Незачем прятать голову в песок. ОБъективно, есть дети, которые не могут учиться или не хотят. Искусственно их вытягивать на экзамене - для чего? зачем?
      • клавиатура Ш
        06 июля 2012 г., 14:58:46
        Ответить
        но тогда зачем родители правдами и неправдами "запихивают" своих детей в старшее звено - 9-11 классы. Смысл, если ребенку не дано и нет желания учиться ? зато по итогам ЕГЭ учИтеля крайним сделают
        • Клаве Шиффер
          06 июля 2012 г., 18:35:29
          Ответить
          ну так претензии к родитем, егэ тут совершенно ни при чем. Благодаря егэ огромное число выпускников по всей стране попали в престижные московские вузы, куда бы они ни за что не попали при традиционной форме сдаче экзаменов. Стало значительно сложнее проворачивать различные махинации, уже хотя бы за это надо сказать спасибо егэ. Опять же, мне непонятны претензии к егэ как фактору, способствующему снижению уровня образования выпускников. Извините, но ЕГЭ просто оценивает полученные в школе знания, т.е. сам образовательный процесс с момента ввода егэ никак не изменился, учителя как учили, так и учат, учебники остались те же. Значит проблемы в чем-то другом, никак не в егэ, как об этом кричат критиканы.
          • Как это ничего не изменилось?!
            06 июля 2012 г., 19:31:47
            Ответить
            Да всё изменилось - и учебники, и учителей по-другому заставляют учить. КАк ничего не изменилось7
            • вышестоящей персоне
              06 июля 2012 г., 20:07:51
              Ответить
              по существу ничего не изменилось, в любом случае введение ЕГЭ на это не повлияло. У вас конкретно с егэ какие проблемы?
        • :<)
          06 июля 2012 г., 19:24:28
          Ответить
          ...---...
          У меня дежавю, или к нам присоединился Дмитрий Анатольевич!?
  • :<)
    06 июля 2012 г., 12:55:41
    Ответить
    ...---...
    Владимир Витальевич, министерству, вероятно, пошло бы на пользу, если будут проводиться регулярные социологические опросы (раз в полугодие) как среди педагогов, так и среди учеников 9-х, 10-х и 11-х классов, готовящихся и сдающих ГИА и ЕГЭ. Это будет очень важный инструмент, позволяющий на ранних стадиях выявлять настроенность и готовность, разумеется, учителей, но ещё больше школьников не только экзаменоваться в новозаведённом порядке, но и профориентироваться в своей послешкольной жизни. Это, во-первых.
    Во-вторых, вот Вы, действительно, говорите, что "...сегодня в школах есть немало учителей, старающихся дать знания, которые позволят ученикам с легкостью поступить в лучшие вузы страны. Но есть и педагоги, работающие исключительно в рамках утвержденной школьной программы". Но если первое - желанное и преследуемое многими учащимися и родителями их, а второе, видимо, слегка порицаемо, то почему не поменять местами целевую приоритетность? Иными словами, выстроить школьную программу, хотя бы в 10-11 классах таким образом, чтобы она была ориентирована на абитуриентскую будущность большинства школьных выпускников! Мне казалось, что министерства, подобные вашему, как раз и призваны решать задачи стратегического плана - вот Вам и карты в руки.
    В-третьих, Вы говорите, что "зарплаты учителей сейчас зависят от результатов ЕГЭ их учеников". Но правильно ли это? Базовая зарплата учителя, посвящающего школе и ученикам дни и годы своей жизни, не должна зависить от результатов одномоментного трёхчасового тестирования, тем более ориентированного, как уже говорилось, на поступление в учебное заведение совершенно другого уровня. Базовая зарплата должна покоиться, если хотите, на школьном предназначении. А вот надбавки и надбавки заметные можно и нужно увязать с участием детей в школьных, районно-городских или более высокого уровня олимпиадах, а также с результатами ГИА и ЕГЭ.
    В-четвёртых, Владимир Витальевич, организуйте срочно соцопросы, если Вы считаете, что учитель и педагог, проработавший в школе не один десяток лет, истытывает трудности в перестраивании и привыкании к новым требованиям времени. Потому что директора и 'завучи' уже сейчас с ужасом думают о том, что наступит момент, когда учителя с советской базой подготовки поуходят на пенсию, а школа останется "во власти" новых кадров. Да и не идут особо эти новые кадры в школы, особенно в бедных регионах и глубинке.
    • :<)
      06 июля 2012 г., 13:10:10
      Ответить
      ...---...
      Простите великодушно, Владимир Витальевич, совсем забыл о 'в-пятых'.
      В стране, где неглупые люди серьёзно говорят и обсуждают проблему 'генетической усталости нации', тем более в регионе, где повальное пьянство и врождённый уже алкоголизм разъедает не только тела, но и души, нельзя смотреть на систему образования исключительно через призму руководителя продвинутого физико-математического лицея...
      • Согласна
        07 июля 2012 г., 7:34:23
        Ответить
        Поддерживаю предыдущего оратора)))
  • !
    06 июля 2012 г., 14:18:46
    Ответить
    не сдал экзамен каждый восьмой...
    Получается 11 лет им ставили удовлетворительно (может и выше)и вдруг в одночасье они не стали "удовлетворять". Детей (и их родителей)обманывали столько лет.
    Все ли хорошо у школе с системой оценок?
  • Власов
    06 июля 2012 г., 15:03:47
    Ответить
    Долой ЕГЭ!
    Уважаемый г-н Шарков, было бы странно, если бы вы высказывались против ЕГЭ. Во-первых, потому что до этого работали в привилигированном заведении -лицее. Во-вторых, статус министра не позволяет ругать навязанную сверху систему, которая убивает народное образование. Вам прекрасно известно, что по результатам соцопросов общество в целом (не только педагоги) выступает против ЕГЭ. То есть народ против,а вы с кучкой чиновников Минобраза - за. Задумайтесь, стоит ли давать такие интервью или лучше помолчать в тряпочку, дабы не раздражать общественное мнение.
    • власову
      06 июля 2012 г., 18:39:46
      Ответить
      власов, а с чего вы взяли, что народ против егэ? Против егэ только жалкая кучка горлопанов, стремящаяся таким образом наработать себе политический капитал.
  • Si
    06 июля 2012 г., 18:09:21
    Ответить
    Да, у нас правительство с уровнем интелекта "типа ЕГЭ"
    не знаю, кто пробовал его сдать. Сам как-то прикололся. Получил незабываемое удовольствие от задаваемых вопросов. Авторы экспериментировали с вариантами "выкручивания смыслового содержания" русского языка. С первого раза даже смысл не понятен. А про отношение авторов к самому предмету приличных слов у меня не осталось... Кстати, для блуждающих юмористов - IQ по тестам получил нормальный.
    • для Si
      06 июля 2012 г., 18:42:37
      Ответить
      ну да, конечно, а то, что сотни тысяч выпускников успешно сдали егэ, а некоторые даже на 100 баллов, это в расчет не берется? Т.е. если г-н Si завалил тест, то и все выпускники должны?
      • Si
        06 июля 2012 г., 21:22:18
        Ответить
        пару слов для "для Si"
        Простите, такое впечатление что вы в логике егэ. И в казино есть процент выигрышей. Вы хоть немного знаете семантику опросов IQ?
        Да, в предыдущем комменте забыл приписать, с болтологией ЕР в контакт не вступаю (что то заподозрил вас в партийной принадлежности). Вот для них это в самый раз.
      • :<)
        07 июля 2012 г., 23:39:52
        Ответить
        ...---...
        Эх, нашёл-таки немного о семантике опросов IQ:
        у Эйнштейна было 201 пункт,
        у М.Вос Савант было 228 пунктов!
        Но первого мы знаем, а вторую... как-то...
  • Да
    15 июля 2012 г., 17:40:17
    Ответить
    Откройте любую респ. газету с молодыми кадрами в штате - результаты ЕГЭ налицо!!! и на лице тоже.