Владимир Шарков: «Дети воспринимают ЕГЭ нормально»
В республике подвели официальные результаты сдачи ЕГЭ, ранее их публиковало агентство БНКоми. В эксклюзивном интервью агентству министр образования региона Владимир Шарков прокомментировал результаты прошедшей кампании и заявил, что ЕГЭ в первую очередь боятся преподаватели, а не школьники, поскольку от результатов сдачи Единого Государственного Экзамена зависят учительские зарплаты. По мнению министра, многие до сих пор недооценивают, какие возможности предоставляет система ЕГЭ.
Фото Юрия Кабанцева
- Владимир Витальевич, вы наверняка уже успели посмотреть задания по ЕГЭ. Как вы оцениваете уровень их сложности?
- Задания действительно сложные. По физике, например, в части С предлагалось решить задачу из программы олимпиады всероссийского уровня. Можно констатировать такую тенденцию: задания по ЕГЭ усложняются, а количество бюджетных мест в вузах сокращается. При поступлении идет жесткий отбор среди абитуриентов.
- Давайте признаемся честно - не каждый учитель сможет решить олимпиадную задачу.
- Да, ЕГЭ заставляет преподавателей задуматься над подходом к процессу обучения и над вопросами повышения собственной квалификации. Ведь даже зарплаты учителей сейчас зависят от результатов ЕГЭ их учеников. С другой стороны, в министерстве все понимают, сколько у нас учителей с большим стажем. Если человек проработал в школе не один десяток лет, ему трудно перестроиться и привыкнуть к новым требованиям времени. Не удивительно, что с негативом к ЕГЭ в первую очередь относятся именно учителя. А дети ЕГЭ воспринимают абсолютно нормально.
- Газеты бесплатных объявлений пестрят объявлениями с предложениями подготовить детей к ЕГЭ. Даже лицеи при вузах организовывают подобные курсы. Неужели школа не в состоянии дать необходимые знания для успешной сдачи Единого Госэкзамена?
- Учителя-противники ЕГЭ еще на стадии внедрения подобной формы испытаний заявляли, что школа должна готовить детей к сдаче выпускных экзаменов, а не к поступлению в вуз. Я с такой позицией никогда не был согласен, но мне приходилось работать с одаренными детьми. Республиканский физ-мат лицей, в котором я преподавал и в течение многих лет возглавлял его, был нацелен на подготовку выпускников к поступлению в вуз. Справедливости ради отмечу, что сегодня в школах есть немало учителей, старающихся дать знания, которые позволят ученикам с легкостью поступить в лучшие вузы страны. Но есть и педагоги, работающие исключительно в рамках утвержденной школьной программы.
Это во-первых, а во-вторых, мне совершенно не понятна позиция учителей, которые запугивают детей тем, что они не смогут сдать ЕГЭ. Они стращают родителей, что ЕГЭ сдать невозможно. Естественно, родители стараются искать дополнительные варианты подготовки своего ребенка к предстоящему испытанию.
Учитель должен четко понимать, что его задача состоит не только в теоретической подготовке к ЕГЭ, а том, чтобы психологически настроить учеников к предстоящим экзаменам. Бывает, что дети теряются во время экзамена, даже не могут правильно заполнить бланк.
- А, может, следует больше рассказывать детям о том, какие перспективы открываются перед выпускниками, успешно сдавшими ЕГЭ? Сейчас результаты экзаменов можно направить в три вуза на пять специальностей.
- В этой связи в приемных комиссиях вузов появляются проблемы. После подведения итогов вступительной кампании при формировании списков первокурсников, выясняется, что отдельные поступившие выбрали другой вуз. Но это право абитуриентов. Они решают, какой вуз или факультет им больше нравится.
- Ведется ли статистика, сколько ребят поступало в вузы других регионов
- Такими цифрами я не владею, но действительно выпускники уезжают. Многие видят больше перспектив в Москве или Санкт-Петербурге. Хотя лично я считаю и всегда говорил об этом своим ученикам, что в провинции легче добиться карьерного роста. В мегаполисах конкуренция выше. Лучше всего получить качественное московское образование, а потом вернуться домой и конкурировать на рынке труда с дипломом столичного вуза. Ведь немногие, кто переехал жить в столицу, достигают каких-то карьерных высот. Большинство наших земляков растворяется в общей массе людей со средним заработком, который даже не позволяет им приобрести квартиру в Москве. Так что я настоятельно советую выпускникам — поступайте в московские или питерские вузы, но возвращайтесь домой.
Комментарии (25)
Скоро, вероятно, и в детских садах появятся "обэжисты"; нам не довелось, а детей достали уже с обезопасиванием. Эту и подобную муру надо убирать из школы девятилетнего цикла, хотя бы потому, что исследования не выявляют зависимость между этими знаниями и безопасным поведением их носителей. Сравнили года 1900-й и 2010-й в удельных цифрах на 100 тыс человек: сто лет назад больше помирали от туберкулёза и пневмонии, а в наше время - от рака и сердечно-сосудистых заболеваний. Удельный вес несчастных случаев и суицидов эпохи керосиновых ламп такой же, как и в эру космических полётов! Чему тогда и зачем пичкают детей? Надо больше русского языка и литературы, чтобы детки, хотя бы в классах начальной школы читали по очереди, вслед за учителем, что такое хорошо и что такое плохо (вот вам и "ОБЖ"!). Надо больше математики, физики и химии с биологией. Да, разумеется, т.н. лирики будут "плавать" в этих предметах, но остаётся и следует расширить ИСТОРИЮ (миров, страны, идей, культуры и т.п.). Надо с корнем вырвать в школе всесилие идеологии оценки и баллов (пусть этим забавляются на закрытых заседаниях в "минобразах"), нужно прививать всяческим педагогическим ухищрением элементарную тягу к познанию окружающего мира и стремлению шагать вверх по ступенькам человеческого развития.
"Интеллект и характер -
вот цели настоящего образования!",
Мартин Лютер Кинг.
Кстати, у меня вскорости начинается вторая волна ЕГЭ - наблюдаю от общества...
Хотя, конечно, не это главное. Главное, чтобы здоровье было, а войны - наоборот - не было!
" Но есть и педагоги, работающие исключительно в рамках утвержденной школьной программы."
А как они должны ещё работать? Именно так и должны, выполняя свои должностные обязанности. Поэтому упрек не в их адрес. Пусть работают те, которые эти программы составляют. И причем тут задание в ЕГЭ на уровне всероссийской олимпиады?! Что, у нас ЕГЭ только для отдельных одаренных детей? Поэтому пусть работают и те, которые составляют задания для ЕГЭ.
Второе , что зацепило -
- Ведется ли статистика, сколько ребят поступало в вузы других регионов?
- Такими цифрами я не владею, но действительно выпускники уезжают.
ЯПАЦТАЛОМ. Немедленно разогнать весь штат минобразования.
Недостаток знаний и компетенций даже докторов наук доводит до бреда, что уж тут говорить об образовании. А может как раз все наоборот. Искуственный интелект есть не просит, а обслуживание необходимо. Значит делать будет все то, что скажут.
Эволюция биосферы создала такой биологический вид (животное) как человек. Биосфера за счет вторжения в геном человека, наделив его сознанием, его преобразовала до уровня Homo Sapiens.
Так как это противоречило законам самой биосферы, мы получили то, что получили, и этот биологический вид стоит на грани уничтожения биосферой, как ненужный элемент системы. Можно считать, что “эксперимент ” проведенный биосферой оказался неудачным.
Теперь, что надумал Homo Sapiens? Раз человек благодаря своей деятельности выходит за рамки своей генетической программы, тогда надо отказаться от этой программы, т.е.надо загнать сознание в некую железяку. Другими словами реализовать хорошо известную идею: кто не имеет миллиарда пусть идут в одно известное место.
По всей видимости, данный доктор наук плохо читал Гумилева.
По этому поводу Л.Н. Гумилев отмечает, что природа творит то, чего мы творить не можем: горы и реки, леса и степи, новые виды животных и растений. А люди строят дома, сооружают машины, ваяют статуи и пишут трактаты. Природа этого делать не может.
Есть ли между творениями природы и человека принципиальная разница? Да! Элементы природы переходят в друг друга… «Этот камень рычал когда-то, этот плющ парил в облаках». Природа живет вечно, набухая той энергией, которую получает от Солнца и звезд нашей Галактики и радиораспада в глубинах нашей планеты. Биосфера планеты Земля побеждает мировую энтропию путем биогенной миграции атомов, стремящихся к расширению. И наоборот, предметы, созданные человеком, могут или сохраняться, или разрушаться. В этом принципиальная разница между биосферой и техносферой, какие бы грандиозные размеры последняя не приобрела.
Как этот доктор наук представляет себе ходячую и сознательную железяку без человека. Я это представляю себе как пустыню, по которой ходит и ржавеет эта железяка. Вот когда она основательно заржавеет, то ее не будет.
Данный доктор наук поступает строго по принятым в обществе стереотипам «Человек – царь Природы», что хочу то и ворочу.
Из такой гуманитарной науки как Экономика, когда к ней пристегивают такие прилагательные, как либеральная или социалистичекая, то сразу такая наука становится лженаукой. Когда такой гуманитарной науке как Философия пристегивают тот или иной ….изм, то все прелести лженаучного направления в виде Капитализма, Социализма и т.д. мы сразу ощущаем на своей “шкуре”.
Бред здесь:
«Глобальное будущее»
Давид Дубровский, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, сопредседатель научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта
http://vz.ru/opinions/2012/7/3/586516.html
Считаю: не сдал экзамен каждый восьмой???
Дети воспринимают это но нормально???
Во-вторых, вот Вы, действительно, говорите, что "...сегодня в школах есть немало учителей, старающихся дать знания, которые позволят ученикам с легкостью поступить в лучшие вузы страны. Но есть и педагоги, работающие исключительно в рамках утвержденной школьной программы". Но если первое - желанное и преследуемое многими учащимися и родителями их, а второе, видимо, слегка порицаемо, то почему не поменять местами целевую приоритетность? Иными словами, выстроить школьную программу, хотя бы в 10-11 классах таким образом, чтобы она была ориентирована на абитуриентскую будущность большинства школьных выпускников! Мне казалось, что министерства, подобные вашему, как раз и призваны решать задачи стратегического плана - вот Вам и карты в руки.
В-третьих, Вы говорите, что "зарплаты учителей сейчас зависят от результатов ЕГЭ их учеников". Но правильно ли это? Базовая зарплата учителя, посвящающего школе и ученикам дни и годы своей жизни, не должна зависить от результатов одномоментного трёхчасового тестирования, тем более ориентированного, как уже говорилось, на поступление в учебное заведение совершенно другого уровня. Базовая зарплата должна покоиться, если хотите, на школьном предназначении. А вот надбавки и надбавки заметные можно и нужно увязать с участием детей в школьных, районно-городских или более высокого уровня олимпиадах, а также с результатами ГИА и ЕГЭ.
В-четвёртых, Владимир Витальевич, организуйте срочно соцопросы, если Вы считаете, что учитель и педагог, проработавший в школе не один десяток лет, истытывает трудности в перестраивании и привыкании к новым требованиям времени. Потому что директора и 'завучи' уже сейчас с ужасом думают о том, что наступит момент, когда учителя с советской базой подготовки поуходят на пенсию, а школа останется "во власти" новых кадров. Да и не идут особо эти новые кадры в школы, особенно в бедных регионах и глубинке.
В стране, где неглупые люди серьёзно говорят и обсуждают проблему 'генетической усталости нации', тем более в регионе, где повальное пьянство и врождённый уже алкоголизм разъедает не только тела, но и души, нельзя смотреть на систему образования исключительно через призму руководителя продвинутого физико-математического лицея...
Все ли хорошо у школе с системой оценок?
Да, в предыдущем комменте забыл приписать, с болтологией ЕР в контакт не вступаю (что то заподозрил вас в партийной принадлежности). Вот для них это в самый раз.
у Эйнштейна было 201 пункт,
у М.Вос Савант было 228 пунктов!
Но первого мы знаем, а вторую... как-то...