Директор турагентства Людмила Кожевина: «Отсутствие комфорта и инфраструктуры мы выдаем иностранцам за «изюминку» тура»
В последние годы на разных уровнях предпринимаются попытки привлечь внимание туристов к нашему региону. Но о результатах говорить рано - данные о количестве гостей из-за границы не впечатляют. Почему? Директор одного из крупнейших турагентств региона Людмила Кожевина считает: проблемы взаимосвязаны, и решать их нужно в комплексе. А пока этого не произойдет, развитие въездного туризма будет держаться только на энтузиастах. Предлагаем вниманию читателей интервью с Людмилой Кожевиной, опубликованном в свежем номере еженедельника «Молодежь Севера».
Фото Юрия Кабанцева
- На недавнем заседании комиссии по туризму при замглавы Коми Александре Бурове прозвучало, что республике пока нечего показывать, кроме природы. Действительно нечего?
- Есть, и много чего. Но в основном это ресурс, из которого еще предстоит сделать тур. Одна из главных проблем - нет дорог, нет – элементарно - туалетов (извините за подробности, в кустики иностранцев отправляем). Мы ездили в Финляндию, там прекрасная дорога без ям и будочка, с виду такая же, как у нас. Выгребной туалет, но не пахнет, потому что в углу стоит мешок с опилками и совком. Засыпал - и все. В наши же невозможно зайти - глаза буквально выедает, кругом дыры, гнилые доски. Тут еще и вопрос культуры. Хорошо, что, например, финны к этому с юмором относятся, они нас давно знают и большего от нас не ждут. Но мы же как? Если нам жизнь подсовывает лимон, мы из него делаем лимонад. То есть мы изначально предупреждаем: отсутствие комфорта, ночевка на деревянных нарах в спальниках - это «изюминка» тура. В Европе - прекрасные дороги, и туристы не могут вообразить, что для поездки в горы на машине нужно брать с собой таблетки от укачивания! Для них наши плохие дороги - это часть тура, что-то вроде аттракциона. К папуасам же ездят, хотя и рискуют быть съеденными. Иностранцы выбирают туры по России, и если они выбрали наш, значит, они действительно хотят приехать. Но они должны знать, что тут еще и комары, мошкара, слепни, что это активный отдых, и сопряжен он с отсутствием инфраструктуры. Например, на Вуктыле проблема покормить туристов завтраком в 6 утра перед выездом на маршрут - все кафе закрыты. Проводник готовит бутерброды. Гостиниц много где нет, есть общежития, и, слава богу, если будет горячая вода. У нас есть туры в отдаленные села, где нужно переправляться через реку. Но мы не имеем права перевозить людей без спасательных жилетов. Где взять необходимое количество спасжилетов и трезвых перевозчиков с лодками? В отличие от финнов, у нас в республике нет тщательного подхода к каждой ситуации, к каждой детали. Мы никогда не станем Италией, у нас - своеобразная республика, мы - малозаселенный лесной район. Поэтому должны быть простота и продуманность каждого шага туриста: как он доедет, где переночует и помоется, где пообедает.
- Кто должен эти детали продумывать?
- Тот, кто предлагает, создает тур. Сейчас Минэкономразвития ведет работу по развитию сети туроператоров в муниципалитетах, которые объединят ресурсы района и начнут продвигать продукт. Но сначала, на мой взгляд, должен быть специалист, который понимает в туризме: он приедет на место, посмотрит и скажет, как должны быть решены разные мелочи, чтобы качество услуг соответствовало европейским стандартам. Чтобы не было такого: «Как-то мы перевезем через реку». Мы, турагентства, этого не решим. Мы только продаем готовый продукт.
- Сколько иностранцев побывало в республике за последние годы через ваше агентство? Что вы им показывали?
- Цифра непостоянная. Например, в прошлом году было всего трое - итальянцы, они ходили на плато Маньпупунер. В этом году у нас в работе уже 20 заявок от иностранцев. Чисто теоретически мы можем выложить и 50 внутренних туров, только посещаемые из них 10-15. Маньпупунер - единственный тур, который набирает группы. Культурный туризм у нас больше раскручен: от обзорной экскурсии по Сыктывкару до направлений на Ыб и Усть-Вымь. В самом Сыктывкаре хорошо зимой: театры, выставки... Но развлечений нет - неужели вести москвичей в боулинг? Предлагаем экскурсии на лошадях, в выльгортский центр «Зарань», в Ыб. Теперь еще должен быть этнопарк, но пока не все ладится. И еще один момент: возить группы хорошо, а индивидуальные туры стоят очень дорого - расходы на транспорт, экскурсовода и переводчика получаются выше. К тому же у нас нет гида и переводчика в одном лице, то есть нужно приглашать двух специалистов.
- А как же факультеты иностранных языков?
- А их выпускники хотят быть гидами? Они знают историю края и природу? У них только одно достоинство - знание языка, а на дополнительные вопросы по туру они не ответят. Гид - это человек со специальной подготовкой.
- Но у нас же учат по направлениям «туризм и гостиничное дело».
- Учат, но они хотят продавать Турцию и Египет. Внутренним же туризмом никто заниматься не хочет - это накладно и хлопотно. Мы берем на практику студентов. Они хорошо знают о глобальных проблемах туризма, им об этом много рассказывают, а чтобы могли прийти и продавать туры, таких нет. Их надо учить. Они должны знать географию, операторскую и отельную базы, уметь бронировать и считать, потому что цены привязаны к курсу валют. Но этому не учат. И еще одна проблема развития въездного туризма - отсутствие грамотного маркетинга.
- На заседании комиссии по туризму звучало, что сначала надо создать продукт. Разве это не первоочередное?
- Надо решать все в комплексе. Тогда же была презентация проекта «Алая лента Прилузья». Я сижу и думаю: это же суперские предложения, по европейским стандартам, буквально вторая Финляндия. Но, предположим, вбухают туда эти миллионы, а потом начнут раскручивать. На это уйдет 2-3 года, но все это время построенное надо содержать - обслуживать и отапливать дома, платить работникам... У нас никогда нет гарантии, что группа на планируемый тур заполнится, потому что потока в нашу сторону нет. Мы не раскручены. Многие говорят нам: «Вы далеко». И удивляются, когда мы объясняем, что до нас всего 1,5 часа лета из Москвы.
- Кто должен «раскручивать»?
- Республика, если она хочет, чтобы был экономический эффект. Но этим занимаемся и мы. У нас есть англоязычная страничка в интернете, большая часть туристов из-за рубежа находит нас именно по ней. Интернет помогает, но даже и там должна быть правильная раскрутка. Например, Алтай сделан, Карелия сделана, но финны, наши партнеры, говорят, что у нас охота лучше, чем в Карелии, так как там медведи приручены, и туристы чувствуют себя убийцами. Нам продавать туры отсюда очень сложно, поэтому мы обращаемся в московские агентства. А там - другой менталитет. Нас спрашивают: «Вы можете гарантировать, что медведь будет?» Мы отвечаем: «Нет, это же тайга, дикий зверь». Тогда москвичи говорят, что не будут направлять своих людей без гарантии. И потом, столичные посредники - это один из факторов, которые влияют на стоимость тура; за копеечные проценты операторы не хотят работать. Цены на многие внутренние туры сопоставимы с ценами на отдых за границей. Люди смотрят и говорят: «Мы за эти деньги лучше в Турцию или Эмираты поедем».
- Откуда берутся такие цены?
- Приведу пример: предприниматель построил два домика: не коттедж - сказка, но за рекой. Изначально выставил московские цены. В результате «набегало» 2,5 тысячи рублей в сутки с человека, плюс билеты из Сыктывкара до Ираеля и обратно, плюс трансфер, плюс проценты туроператора... Финны переночевали там одну ночь и больше не захотели. В итоге проект заглох. Развитие внутреннего туризма - это работа не одного дня, это марафон, тут не может быть быстрого результата. Мне кажется, что раньше все держалось только на энтузиастах, патриотах. Но ситуация меняется - первые признаки уже есть. Фильмы о регионе снимают, показывают, где только можно, организованы выезды на международные туристские выставки.
Комментарии (27)
Приведу пример: Тур "За речкой Ижмой" на сайте "Вэртаса" стоит от 30800 рублей с человека. Моя часть состоит из ПОЛНОГО обслуживания от Ираеля и обратно в течении 5 дней и стоит 10000 рублей. Мы даже в дорогу неплохим пайком упомянутых финнов снабдили. Еще сутки по Вашей программе туристы проводят в дороге за 2-2,5 тыс. рублей в поезде. За Вами остается обслуживание в течении суток и эта часть стоит ОТ 20 000 РУБЛЕЙ НА ЧЕЛОВЕКА.
Скажите, пожалуйста, в каком месте стоит подрегулировать цены, чтобы туристы поехали к нам через Вас?
Этот комментарий - первая реакция человека, который в этом немного разбирается.
Я не собираюсь рассуждать о том чего достоверно не знаю.
Я ответил на вопрос, заданный в интервью.
Сравните ответы и сделайте выводы.
Проект ни в коем случае не держался на одной группе финнов.
Проект не заглох.
Его время не наступило.
ужас
Ребята, глядючи на эту кошелку, вы еще попытаетесь купить у нее тур? Тетка из такого совка! я бы ни за что не поехала от нее. Даже в Турцию.
Я не знаю Кожевину. НО ТЫ ХАМ!!!И туризм у нас не развивается еще и потому, что таких, как ты немало.Хамство отвращает от нас больше, чем плохие дороги. Покажи лучше свою прическу.Может и стараться Кожевиной не для кого. ХАМ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!