Поэт Мокко fm: «Рад, что своими стихами я смог повлиять на людей» (видео, аудио)
21-летний студент СыктГУ Сергей Елсаков, который пишет под псевдонимом Мокко fm, один из первых в Коми освоил новый литературный жанр - стихи в аудио. Поэт начитывает свои произведения под музыку и выкладывает их в сеть. В его активе уже более 200 стихотворений, 90 из которых в аудио-формате, и творческий вечер в кафе. В рубрике «Даешь молодежь!», организованной БНКоми и редакцией «Молодежи Севера» при поддержке агентства «Комиинформ» и Финно-угорского портала, Сергей Елсаков рассказал, в чем особенность жанра и почему важно, чтобы произведения звучали.
Фото Юрия Кабанцева
- Почему ты пишешь под псевдонимом?
- Интереснее, когда ты создаешь образ. Я разделяю себя в жизни и стихах. Безусловно, пишу искренне, но под псевдонимом продвигаю конкретные мысли, которые доносить до людей в обычной жизни не всегда бывает уместно.
- Что означает Моkkо fm?
- В псевдониме - две части. Mokko - это сорт кофе. Он отличается горьковато-сладковатым послевкусием. Также и с моими стихами: есть позитивные, есть и грустные. Вторая часть «fm» появилась не сразу. Ей я объясняю, что приглашаю всех на свою собственную радиостанцию, где все по своим законам и правилам.
- Ты пишешь в сравнительно новом для Коми жанре - стихи в аудио. Что это такое?
- Этот жанр появился в интернете - исполнение собственных стихов под музыку, как правило, классическую. Кто-то ее пишет сам, но чаще авторы работают с авторской музыкой. Мне нравятся композиции исландских и норвежских композиторов.
- Почему ты решил работать в этом жанре?
- Я перекочевал в стихи из интеллектуального рэпа. Первые песни записал в качестве эксперимента. Мне захотелось послушать, что получится. Конечно, первые записи оказались откровенной ерундой, хотя уровень исполнения и содержания рос от песни к песне. Но затем я стал чувствовать себя некомфортно в жанре рэп. Сейчас он сильно меняется, все меньше харизматичных, интересных артистов. Потом я услышал стихи в аудио, записал свое первое «С маленькой буквы», отправил его автору с Украины Диме Птицами, который создал страничку «ВКонтакте», где размещал подобные стихотворения. Там оно собрало около 50 «лайков». После этого я стал постоянным автором.
- Почему для тебя важно, чтобы стихи звучали? Интонация, акценты?
- Сейчас, если тебе понравилось стихотворение, к нему трудно быстро вернуться, если оно напечатано в книге. А стихи в аудио можно скинуть в свой плеер, тем более в этом жанре работает не так много человек, да и звук лучше воспринимается слушателями.
- Ты свои стихи называешь «стихи под пледом». Почему?
- Плед - это теплая вещь, в которую ты зимой кутаешься с головой и чувствуешь себя маленьким человеком на большой планете. Мне этот образ очень нравится. Я ставлю себе задачу, чтобы мои стихи «укутывали» человека, чтобы его счастье утроилось.
- Ты следил, насколько далеко ушли твои стихи?
- Меня слушают примерно поровну в России, Украине и Белоруссии. Там это направление лучше развито. Так получилось, что у меня меньше поклонников в Сыктывкаре и больше в Москве. А недавно мне написала русская художница из Бремена. Иногда под картинами она оставляет благодарность тем, кто ее вдохновил. И я тоже есть в этом списке. Меня очень вдохновляет, что мои стихи попадают даже в Бремен.
- Как ты считаешь, публика сейчас готова к тому, чтобы слушать стихи со сцены?
- С этим сложнее. В среднем послушать такие стихи собирается человек пятьдесят, и это считается нормально, так как обычно встречи проходят в кафе. Вместе с тем, есть такие авторы, как Вера Полозкова, которые собирают зал в тысячу человек. Потенциал есть.
- А ты готов выходить на большую публику?
- С этим проблем нет. У меня никогда не было боязни сцены: за плечами - театральная деятельность. Несколько лет отдано школьному театру «Парадокс», а еще полгода я был в театре «Фантастическая реальность», однако не смог там прижиться: в нем в большинстве своем люди взрослые и заслуженные. Мне было неуютно, и я ушел.
- Тебя критиковали за стихи?
- Критиковали за рэп. А что касается стихов, то писали, что «могу лучше», что «где-то уже читали подобное». Но так, чтобы в пух и прах, не было.
- Ты читаешь стихи других авторов?
- Это те, с кем я сотрудничаю, - украинские и белорусские авторы. Мы читаем друг друга, чтобы отслеживать творчество. А еще бывает так, что кто-то из ребят читает твое стихотворение и хочет его продолжить. Тогда появляется новое произведение «на двоих». Еще читаю неизвестных авторов.
- А что ты скажешь, например, о стихах Бориса Пастернака?
- Я несколько раз пробовал вникнуть в его поэзию, мне не очень понравилось. У меня к классическим поэтам своеобразное отношение. Я больше люблю Маяковского, Есенина, Блока. Но мне нравится делать открытия. Недавнее, например, это военные стихи Ольги Берггольц.
- Тебе 21 год. Ты считаешь свою поэзию взрослой?
- Я не воспринимаю свои стихи, которые пишу сейчас, как высшую точку. Когда я читаю написанное полгода назад, и мне становится стыдно, то понимаю, что все хорошо. Значит, они чуточку детские. И я надеюсь, что это ощущение будет продолжаться. А насчет возраста - у каждого по-разному. Можно вспомнить французского поэта Артюра Рембо, который написал все свои лучшие стихотворения в юношеском возрасте.
- У тебя зимой был творческий вечер в кафе. Он оправдал твои ожидания?
- Я шел туда с мыслью, что пока я не поэт. Пока ты не выступил перед публикой со своими стихами, ты не можешь себя так называть. И тогда это была возможность стать поэтом. Выступление длилось минут пятьдесят, я прочел 21 стихотворение. Порадовало то, что после каждого стихотворения были аплодисменты, а незнакомые люди присылали SMS с теплыми словами. И тогда я понял, что все прошло хорошо. Люди спрашивали: «А чего так мало?»
- Ты думал продавать стихи в интернете как подкасты?
- Такие мысли были, и в этом я не вижу ничего зазорного. Но речь идет не о подкастах, а о концертах. Сейчас нет задачи зарабатывать, задача - чтобы как можно больше людей услышало о жанре.
- Как ты считаешь, сейчас люди способны увидеть в стихах идею, пойти за ней или за ее автором, как это было полтора-два века назад?
- Безусловно, за стихами идут. Люди сейчас нуждаются в идее. Такие люди, как Вера Полозкова, Олег Груз, влияют на большое количество людей. Я рад тому, что смог повлиять на некоторых людей. Чем хороши стихи? В четыре строчки можно вложить столько, что это перевернет жизнь человека. Если он начнет задавать себе вопросы, то это хорошая поэзия.
- После декабрьских и мартовских выборов общество хорошо принимает поэзию на злобу дня. Например, того же Дмитрия Быкова. Ты пишешь такие стихи, или у тебя больше романтики?
- Мне кажется, люди устали от митингов, постоянных обсуждений. Я к политике отношусь нейтрально. У политиков есть свой круг, где вращается все так, как им нужно. Я не верю, что в России произойдет чудо, и мы встанем на путь развития. Поэтому политических стихов у меня не было. Мне хочется гордиться своей страной, писать об этом, но пока я это не чувствую. А романтические стихи отвлекают от этого. Поколению, которому сейчас от 15 до 21-го, политика не интересна. Все видят фальшь.
- Знаю, что ты хочешь открыть в Сыктывкаре литературное кафе. Откуда такое желание?
- Не кафе, а чайную. Хочется, чтобы в городе было место, где можно было бы душой отдохнуть, а поэты могли бы читать свои стихи. У нас в городе нет таких мест. Там лежали бы пледы, были бы камин, книжный шкаф.
- Ты говорил, что не очень любишь Сыктывкар. Гораздо дороже для тебя люди, живущие здесь, чем сам город. Почему?
- У меня нет привязанности к этому городу, потому что я не считаю, что нужно обязательно любить то место, где ты родился. Ты - гражданин планеты Земля. В нашем городе не хватает возможностей для творческого развития личности. У нас есть потолок, до которого люди доходят, а дальше расти не могут. Лишь немногие этот потолок двигают выше. А в больших городах ты не будешь лучшим. И я понимаю, что если бы я жил в Москве, это сделало бы меня сильнее. Хотя сейчас я рад, что остался, и все складывается так, как мне хотелось. Если бы уехал, никаких стихов бы не было.
- Не боишься агрессивного налета патриотов города, которые могут сказать: «А ты чего здесь живешь? Уезжай».
- Я не считаю патриотами тех, кто так кричит. Для меня в России патриоты - это единицы, они не мелькают на радио или по телевидению. Я спокойно отношусь к этому городу, это условия, в которых я нахожусь. И если я уеду, здесь останутся места, которые я полюбил: какой-то дом, двор, люди. В прошлом году я три месяца учился в Норвегии и сейчас не скучаю по ней. Но я скучаю по людям, с которыми провел там время. Также и Сыктывкар. Это прежде всего люди.
- Ты хочешь стать популярным?
- Для меня популярность - это адекватная цель. По сути каждый хочет, чтобы его услышали. Кроме того, тогда, например, станет легче общаться с интересными людьми. Еще раз повторю, у меня никогда не было самоцели заработать деньги. Некоторые ассоциируют популярность с деньгами, а я - с возможностями.
Комментарии (8)