Видеохудожник Тарас Геш: «Мультимедийная площадка на «Ыбице» должна вырасти в самостоятельный фестиваль»
24 июня гости «Ыбицы» смогут окунуться в новую для себя атмосферу, которую с помощью аудиовизуальных средств создадут авторы видеоинсталляций и перформансов. Медиа-арт - это молодое направление в искусстве, которое использует синтез видео, звуков и различных технологий. Подробнее о планируемом действе рассказал «Молодежи Севера» сыктывкарский видеохудожник Тарас Геш.
Фото МС
- Ваша программа запланирована на 24 июня, и она продлится несколько часов. Что это будет?
- Точнее, пять часов. Предварительно так, потому что 23-го мы первый раз встретимся с участниками перформанса. У нас четыре пункта программы. Первый - это аудиовизуальный перформанс «Шаман туй» («Путь шамана»). Это будет некая медийная инсценировка шаманского обряда. Солист театра оперы и балета Евгений Гаврилов в костюме шамана будет играть на разных этноинструментах, электронный музыкант Владимир Левашов будет ему аккомпанировать, а я - создавать визуальные образы, которые будут зависеть от музыки и погружать зрителя в некий транс. Все - полная импровизация. Следующая часть программы - световой перформанс «Полет кометы» с Юлией Середой из Fire fly. Это «рисование» в пространстве источниками света при помощи камеры и проекции. Здесь «порисовать» светодиодами смогут и зрители. Отдельным блоком или в перерывах между частями планирую что-то вроде выставки моих работ из портфолио. Последняя часть - это аудиовизуальный сет под музыку Стаса Шарифуллина, с которым мы участвовали в международном мультимедийном фестивале «Электро-Механика» и получили премию Сергея Курехина. Частично будет то, что было на фестивале, что-то новое появится в процессе.
- Вот сам процесс и непонятен. Чем ваши постановки могут быть интересны зрителям?
- Фишка в том, что часть графики генерируется на месте, из того, что я получаю от среды - от звука, от картинки с камеры, от игры актера. Это экспериментальное направление, взаимосвязь разных областей искусства: музыки, танца и видео. То есть я слышу музыку и, грубо говоря, как ди-джей, манипулирую видеообразами. Я могу заранее определиться со стилем, атмосферой, подобрать материал, какие-то эффекты. Потом, во время выступления, когда звучит музыка, рождаются сложные композиции. Интерес у зрителя появляется, когда он понимает, что видео рождается здесь и сейчас, что все это максимально интерактивно, что это импровизация. Например, будет момент, когда я буду фонариком рисовать разные штуки, они будут обрабатываться и замешиваться с другой графикой, а потом выводиться на проекцию. Результат получается более сложный и непредсказуемый, а потому интересный. Главное - это эмоции, которые получит зритель. Должно что-то сдвинуться в его восприятии видео.
- То есть? А можно как-то по-другому к нему относиться?
- Конечно. По сути видео-арт - это альтернатива видео и кино. С его помощью художники ищут новые выразительные средства и возможности использования видеотехнологий. «Ящик» использует только повествовательные возможности видео, а на самом деле возможности намного шире. Сравните с живописью: сколько там существует течений и направлений. Сегодняшнее кино - это реализм. Виджеинг, например, у меня ассоциируется с экспрессионизмом. Сейчас расцвет искусства в сфере видео. Этому способствует развитие технологий. Многие работы, которые сейчас создаются в этой сфере, войдут в историю искусств, появятся новые течения.
- Где можно найти практическое применение этим новшествам?
- Чаще всего в клубах, на концертных площадках, в театрах во время постановок. То есть это могут быть интерактивные видеодекорации, в которых работает актер. Отчасти, с шаманом у нас это и будет.
- Кстати, по поводу шамана. Почему именно этот образ?
- У нас будет коми подворье. И образ шамана как раз в тему.
- Насколько тебе самому эта тема близка?
- С некоторого момента она мне интересна. Я понял, что там огромные залежи материала - мифы, образы, сказки. То есть большое поле для творчества. Я ведь тоже «шаманю», только с визуализациями. «Путь шамана» не привязан конкретно к коми культуре. Это же этнофутуризм, синтез. Ритуала коми шамана, как и что он делал, нет, поэтому мы все это придумываем, воссоздаем для зрителя. Немного в графике будет пермский звериный стиль.
- Как все это будет выглядеть на месте, в коми подворье?
- Подворье - это деревянная изба, в ней три комнаты, мы будем в большой. В другой комнате есть печь, на ней будет инсталляция Василия Фибо, который сотрудничает с Олей Сан. В третьей Женя Гаврилов хочет гадать. Вообще, площадка открыта для новых людей - если кто-то хочет что-то сделать, может обращаться ко мне.
- Разве с инсталляциями у нас еще кто-то работает?
- Слышал, что художники и фотохудожники экспериментировали с видео. Но, в принципе, интерактивным видеоартом я один в республике занимаюсь, о других не знаю. По России такая же картина; где-то этого вообще нет, а в больших городах по несколько человек. Эта сфера виджеинга, видеоарта очень молодая, она трансформируется, в ней пока нет правил.
- «Ыбица» как площадка для выступления тебе чем интересна?
- Это единственная площадка, где я могу что-то сделать. Есть центр «Югор», но для персональной выставки понадобится минимум 10 проекторов. Это непросто. Ну и на «Ыбице» гарантированно будет зритель. Вообще, в планах у меня сделать эту площадку на «Ыбице» постоянной, чтобы она стала самостоятельным проектом, переросла в свой фестиваль. Возможно, осенью перееду в Москву, поэтому хотелось бы, чтобы то, что я тут начал, продолжалось.
- Интересный поворот. Решил уехать?
- Я всегда был против переезда. Меня тут все устраивало. Но в последний раз, когда ездил в Москву, делал инсталляцию в планетарии, понял, что там есть возможности, которых нет здесь. В некоторых случаях это касается технической части, в некоторых - финансовой. Ну и главное - аудитория. Там постоянно проходят разные фестивали и выставки, где можно показать себя. Хочу выводить свои работы на другой уровень. Но в любом случае буду приезжать на мультифестиваль и делать эту площадку. Может быть, будем кого-то привозить.
- Зачем? Разве не с глаз долой - из сердца вон?
- Нет. Чувствуется какая-то ответственность за место, где рос художественно, профессионально.
Комментарии (7)
возможность выразиться абыкак, не прилагая усилий в количестве 5 лет обучения на профи и дальнейшей работы в поте лица.