Директор Коми филиала «Т Плюс» об отоплении в Воркуте: «За безграмотные решения властей расплачиваться придется горожанам»
Этой зимой из Воркуты стали поступать жалобы на холод в квартирах. Мэрия под каждым сообщением в соцсетях пишет одно и то же: «обоснование о необходимости изменить температурный график в сторону повышения в ПАО «Т Плюс» было направлено в конце ноября - на данный момент результата нет». Кроме этой формулировки, жители Заполярья не получают ничего – как и Коми филиал «Т Плюс», который пытается добиться разумного диалога с воркутинской администрацией. Связан ли холод в квартирах горожан с ТЭЦ-1, можно ли изменить температурный график и скажется ли это на цене за услугу, БНК рассказал директор Коми филиала «Т Плюс» Сергей Добров.
— Страница мэра Воркуты Ярослава Шапошникова в январе 2022 года пестрит сообщениями о проблемах с отоплением из разных районов — от центра до Воргашора. На каждую жалобу у администрации было одно-единственное сообщение: «Техническое обоснование о необходимости изменить температурный график в сторону повышения в ПАО „Т Плюс“ было направлено в конце ноября — на данный момент результата нет. Вопрос вынесен на уровень правительства Коми и полпредства». Что это за формулировка и о каком графике речь?
— О графике, по которому наши ТЭЦ и Центральная котельная отпускают в сеть теплоноситель в зависимости от погоды и ветра. Сейчас максимально возможная температура прямой сетевой воды составляет 120 градусов. Мэрия настаивает, чтобы мы повысили до 150 на ЦВК и 130 на ТЭЦ-2.
— А вы против? Почему?
— Потому что проблема не в графике и его пересмотр ни к чему хорошему не приведет.
От ЦВК и ТЭЦ-2 на центральные тепловые пункты (они, как и городские теплосети, находятся в ведении муниципального предприятия «СТС» — Ред.) приходит теплоноситель установленной температуры. Повторю, на входе и выходе с ЦТП отклонений по температуре нет! Это фиксирует автоматизированная измерительная система.
— А дальше? После ЦТП?
— На основе тех данных, которые мы имеем, напрашивается вывод, что на отдельных ЦТП происходит сбой регулирования температуры теплоносителя, отпускаемого на жилые дома и соцобъекты.
Та же информационно-измерительная система фиксирует, что от потребителей к нам возвращается сетевая вода завышенной температуры. До 9% составляет завышение. Это говорит о том, что в домах нет должного теплосъема, они не потребляют положенное им количество тепла! А жильцы жалуются на холод.
Впервые этой зимой идут массовые жалобы из Воргашора и Северного. При этом мы видим бешеный рост подпитки. Судя по ней, население Воркуты потребляет столько же горячей воды, сколько Сыктывкар, где населения побольше в разы будет. Это значит, что воду просто сливают.
Не график ТЭЦ надо менять, а регулировать систему на теплопунктах и в домах.
Все это — зона ответственности муниципалитета и его теплосетевого предприятия.
Да, это ненормально и неудобно, когда за процесс теплоснабжения отвечают несколько организаций. Мы предлагали изменить ситуацию, заключить концессионное соглашение и передать нам теплосетевой комплекс в управление. Администрация трижды отказала. Поэтому продолжаем работать в ситуации, когда система теплоснабжения лишена единого центра управления и ответственности.
Я уже молчу о том, что все заявления в наш адрес и требования изменить график идут в разрез со схемой теплоснабжения Воркуты, которую совсем недавно, в июле 2021 года, утвердил своим постановлением мэр города.
— Может все-таки попробовать поднять температуру на ТЭЦ или котельной? Хотя бы в порядке эксперимента?
— Еще в ноябре 2021 года мы по просьбе администрации Воркуты поднимали температуру. Никаких результатов это не дало.
Более того, мы предлагали и другой вариант: изменить гидравлический режим. МУП «СТС» с этим предложением не согласилось, ссылаясь на возможное увеличение повреждаемости теплосетей. Между прочим, повышение температуры тоже чревато повреждениями.
— Если график все-таки будет пересмотрен, это скажется на тарифе на тепло? Будут ли воркутинцы платить больше?
— Не исключаю такую вероятность. Только, грубо говоря, не сегодня, а в условном завтра. Чем выше температура, тем больше расход топлива и другие затраты. Через год мы имеем право обратиться в органы тарифного регулирования за компенсацией выпадающих доходов. Это может привести к росту тарифа. То есть за абсолютно бессмысленное мероприятие, каким я считаю пересмотр графика, в итоге придется заплатить воркутинцам.
— Звучит версия, что холод в квартирах связан с переводом на газ ТЭЦ-2 и Центральной котельной (ЦВК) и закрытием ТЭЦ-1.
— Жалобы воркутинцев точно никак не связаны с переводом ТЭЦ-2 и котельной на газ. Все, что мы сделали — повысили надежность оборудования и улучшили экологическую обстановку в городе. Аварийность снизилась в два раза по сравнению с 2020 годом. Выбросы с переводом на газ стали меньше на 28-30%.
Сами подумайте, какая разница, на каком топливе получена тепловая энергия? Вы можете греть воду хоть на газовой, хоть на электрической, хоть на дровяной печи, она от этого закипать не перестанет.
— Но территориально жалобы приходят именно из той части города, которая раньше отапливалась ТЭЦ-1. Как прокомментируете?
— Перевод на газ — это часть большого проекта по оптимизации теплоснабжения Воркуты. Т Плюс выполнила свою часть, перевела ЦВК и ТЭЦ-2 на газ, Газпром — свою, а мэрия должна была выполнить свою. Ей нужно было объединить контуры теплоснабжения ТЭЦ-1 и ЦВК. Проще говоря, произвести такие процессы в теплосетях и на ЦТП, чтобы потребители ТЭЦ-1 безболезненно переключились на ЦВК без ухудшения качества теплоснабжения. Причем мы хотели эту часть проекта тоже взять на себя, реализовать в рамках концессионного соглашения. Мэрия решила, что сделает лучше, дешевле и эффективнее. Сделала. А потом внезапно выяснилось, что забыли про регуляторы давления и предохранительные запорные устройства, которые защищают обратный сетевой трубопровод. Нашей компанией пришлось разработать проект на установку регуляторов и установить их за свой счет, вложив в это мероприятие 7 миллионов рублей.
Теперь выясняется, что центральные тепловые пункты не тянут нагрузку при нынешнем температурном графике. Нам пишут прямым текстом: «требуется замена оборудования ЦТП на более производительное, что потребует дополнительных затрат». Почему эти затраты не предусмотрели изначально? Почему опять чужие ошибки должны исправлять энергетики за свой счет?
— Администрация Воркуты не дает разъяснения?
— Наши письма и приглашения к диалогу остаются без ответа. При этом в соцсетях и СМИ на нас продолжают вешать всех собак за проблемы теплоснабжения Воркуты.
Выход только один. Совместная работа всех участников процесса теплоснабжения. Не популистов, не политиков, а технических специалистов, которые разбираются в вопросе.
Для нас Воркута — стратегически важный регион, в который мы вложили много сил и средств и для качественного теплоснабжения которого сделали очень многое. Мы всегда идем навстречу и готовы оказать любую техническую помощь. Но для этого как минимум нужен диалог. Все, что происходит в Воркуте, — от недосказанности и недоговоренностей.