01:34, 13.06.2012

Лидер группы «Иван Купала» Алексей Румянцев: «Усть-Цилемская Горка» – квинтэссенция бережного сохранения настоящего фольклора»

12 июля Усть-Цильма отметит свое 470-летие. Почти за половину тысячелетия староверы села сумели сохранить традиции. Участвовать в празднике будет знаменитый фольклорный коллектив «Иван Купала». О том, зачем музыканты едут в Усть-Цильму, "Молодежи Севера" рассказал лидер группы Алексей Румянцев.

МС (17).jpg

Фото БНКоми

– Чем для вас интересна Усть-Цильма?

– Усть-Цильма – одно из немногих российских сел, где сохранилась традиционная народная культура. И «Усть-Цилемская Горка» – это как раз квинтэссенция бережного сохранения настоящего фольклора, который пронесен народом через века в корневом, неизмененном виде. Мы очень хотим увидеть этот праздник, о котором много читали и слышали, и который прочно вошел во все антологии русского фольклора как ярчайший пример сохранения русской народной культуры.

– Много ли подобных аутентичных праздников сохранилось в России? Многие ли из них вы видели?

– К сожалению, в России практически не сохранилось подобных праздников. Можно вспомнить лишь знаменитые хороводы в курском селе Плехово или «Похороны стрелы» на Брянщине. Совсем недавно мы были на празднике «Каравон» в русском селе Лаишево под Казанью, где несколько тысяч человек собирается в огромный хоровод, который водится «утиным шагом». Но это восстановленный праздник, его новому летоисчислению всего 20 лет. Мы бывали на шаманских камланиях в Горном Алтае, на больших этнографических праздниках за рубежом, но «Усть-Цилемская Горка» станет первым русским аутентичным праздником, на котором мы побываем.

– Как часто удается на подобных праздниках отыскать фольклорный материал, пригодный к переработке?

– Фольклорный материал, на котором основываются наши произведения, в основном появляется в результате работы в этнографических фондах и архивах, а не в «полевых условиях». Это скорее научная работа, о чем мы не устаем говорить. Есть в наших песнях и собранный нами фольклорный материал, например, частушки «под язык» в любимой многими песне «Брови», но его количество не так велико, как приписывает нам народная молва. Записать «в поле» хороший фольклорный материал в 21-м веке гораздо сложнее, чем в 20-м. На подобном «Горке» празднике скорее нужно постигать саму суть русского фольклора, изучать его изнутри и вдохновляться на написание новых песен.

– У вас уже была возможность познакомиться с культурой русских староверов? Насколько я знаю, оригинальные записи у вас есть.Удалось сделать что-то на их основе?

– Да, в некоторых наших песнях мы обращаемся к культуре староверов. В нашем треке «Перепелка» использован фрагмент усть-цилемской песни «Это вся наша кампанья весела», но, конечно же, познакомиться воочию с устоями, бытом и песнями староверов Республики Коми мы рассчитываем во время нынешней поездки в Усть-Цильму.

МС (18).jpg

– Насколько глубоко «Купале» свойственно погружаться в фольклор?

– Несмотря на то, что в первую очередь «Иван Купала» – музыкальный коллектив, мы постоянно сотрудничаем с учеными-фольклористами и получаем от них ценную информацию по обычаям и укладу жизни народов различных краев и областей России. Именно поэтому мы стараемся доносить корневой фольклор до слушателя не только с помощью голосов и музыкальных инструментов. В наших концертных выступлениях используются настоящие старинные традиционные костюмы, а в некоторых видеоклипах – съемки из этнографических экспедиций.

– Чем можно объяснить высокую популярность этнической и фолк-музыки в России? Что, по вашему мнению, заставляет народ слушать и любить переработанные народные песни?

– На наш взгляд, популярность этно- и фолк-музыки в России не так высока, какой бы могла быть. Она, скорее, стабильна: популярные стили приходят и уходят, а у музыки на фольклорной основе всегда есть слушатель. И это объясняет неослабевающий интерес людей, в частности, к нашему творчеству: на каком-то подсознательном, генном уровне у человека все равно есть потребность обращаться к своим корням, в том числе и музыкальным. Мы же стараемся не потерять саму суть народной песни и именно поэтому отбираем для использования в наших треках записи, сделанные настоящими этнографическими исполнителями – деревенскими бабушками и дедушками. А последующая электронная обработка этих песен всего лишь делает их восприятие более легким для современного слушателя. Основой же всегда остается народная песня, потому что важнее нее для нас ничего нет.

2180

Комментарии (1)

Добавить комментарий
  • Владимир
    19 июля 2012 г., 22:23:21
    Ответить
    Иван Купала в Коми - а особой рекламы не было...
    Жаль что их концерт не был широко разрекламирован - съездил бы обязательно! Коллективы такого уровня не часто бывают у нас. Зато всякая шелуха на рок-фестиваль в Сосногорске приезжает. :((((