Александр Кочеваткин: Сохранение языка зависит от создания условий на селе
В Сыктывкаре завершилась V Межрегиональная конференция «Государственные языки финно-угорских регионов: реалии современности», посвященная 20-летию принятия Закона Республики Коми «О государственных языках». Среди нескольких десятков высокопоставленных участников со всей России на форум приехал главный специалист Министерства по нацполитике Республики Мордовия Александр Кочеваткин. Коми и Мордовию связывают давние добрососедские отношения. В экспресс-интервью в кулуарах конференции чиновник поделился с корреспондентом БНКоми своим взглядом на влияние экономики на развитие языков.
Фото Юрия Кабанцева
- Александр Михайлович, как вы относитесь к мнению о негласном соперничестве Мордовии и Коми в их влиянии на российский финно-угорский мир?
- Ну, я бы не назвал это соперничеством, скорее, конкуренцией, причем очень здоровой и исключительно созидательной. Она только на пользу развитию братских отношений. В Саранске и Сыктывкаре параллельно существуют Финно-угорские культурные центры, каждый из них занимает свою нишу и плодотворно сотрудничает друг с другом и остальными родственными регионами.
- Как ситуация с государственными языками складывается в Мордовии?
- В отличие от Коми, где два государственных языка, в Мордовии их три: русский, эрзянский и мокшанский. Соответственно, возрастают и расходы на реализацию закона. Принят наш закон несколько позже, чем в Коми, - в 1998 году. Инициатором принятия закона стала общественность, власти лишь поддержали устремления активистов на языковую самоидентификацию.
- Не секрет, что экс-главе Мордовии, ныне губернатору Самарской области Николаю Меркушкину благоволит глава государства Владимир Путин, что в немалой степени влияет на благополучие региона.
- Действительно, лояльное отношение и поддержка федерального центра имеет огромное значение. При этом важна и воля региональных властей. Например, огромной заслугой прежнего главы мы считаем реализацию программы поддержки сельских жителей, о чем говорилось и на вашей конференции. Лозунги о возрождении села нашли воплощение в реальной программе, которая завершила свое действие 5 лет назад. Эта программа действовала с 1995 года и была запущена сразу же после прихода к власти Николая Меркушкина. Первым делом мы газифицировали все наши деревни и села, несмотря на то, что газ в Мордовии не добывается. Сейчас мы завершаем установку во всех селах центрального водопровода, так что жизнь в сельской местности у нас ничем не отличается от жизни в городе.
- Принесло ли это свои плоды? Стали ли люди возвращаться в село?
- Ну, такой статистики мы не проводили, но, по крайней мере, те, кто планирует всю жизнь связать с селом, – а Мордовия традиционно аграрная республика – сейчас имеют все условия для достойной жизни.
- Как это влияет на языковую ситуацию?
- Напрямую. Люди остаются в родовых местах, где их предки жили столетиями, сохраняют свою культуру, язык, который в меньшей степени подвергается ассимиляции, чем при миграции населения. Я считаю, что сохранение и развитие языка напрямую зависит от экономических условий. Это должно быть на первом месте. Не сначала культура, а потом экономика, а сначала экономика, а от нее уже культура.
- Что можете посоветовать в этом плане Коми?
- Обратить внимание на село и не упускать из внимания ситуацию с образованием. В Мордовии с 1 по 6 класс во всех школах республики преподается эрзянский или мокшанский языки, есть у нас и национальные школы, где преподавание ведется на родном языке.
- А отношение родителей к изучению детьми родного языка мониторите?
- Да. И если в первые годы был негатив, причем в большей степени со стороны самих носителей: и письма были в прокуратуру, и различные демарши, то сейчас этого нет – все понимают, что это нормальный процесс.
- Есть ли «косвенные» способы формирования внутреннего и внешнего имиджа региона и национального языка?
- Их достаточно. Пример их удачного использования – удмуртские «Бурановские бабушки». Мы, в свою очередь, надеемся стать причастными к мировому футболу. Сейчас Саранск готовится к инспекционному визиту делегации оргкомитета «РОССИЯ-2018» при участии экспертов Международной федерации футбола (FIFA), который состоится 20 июня текущего года в рамках процедуры отбора городов-кандидатов на проведение Чемпионата мира по футболу 2018 года. И это будет отличный способ продвижения.
- Во всем мире неизбежен процесс глобализации. Надо ли ему противостоять?
- Безусловно надо. Вопрос только – как. Тут большую роль играет и человеческий фактор. Вроде как приняты государственные стандарты, которые направлены на то, чтобы помочь национальным регионам в сохранении языка. Но часто не хватает воли самих чиновников на местах для использования этих возможностей с максимальной отдачей. С другой стороны, и в федеральном центре есть «специалисты», которым приходится доказывать, что изучение родного языка в национальных регионах идет народу только на пользу.
- Что главное в сохранении и развитии языка?
- В первую очередь, семья. Государство, в том числе, система образования, - лишь поддерживающие факторы в этом вопросе.
- Так когда же все-таки наши «слабые» языки вымрут?
- Думаю, что никогда!
Комментарии (13)
Где в Коми села с газификацией и центральным водопроводом? Господа из власти, хватит ездить по финно-угорскому миру и носиться с Ыбицей как с писаной торбой; умных людей не проведешь словами о достижениях, из окна автобуса все увидят сами
А как же судопроизводство на Коми языке? Марков совсем забыл, что эту тему в ОП РК поддерживал обеими руками?
И я так понял, что основным показателем Маркова в борьбе за сохранение Коми языка и Коми культуры останется принудительное изучение Коми языка в школе.
А вот его оптимизм по поводу сохранения "слабых" языков заметно преувеличен. Процесс исчзновения естественных языков, но прежде всего диалектов, происходит со скоростью изменения среды обитания соответствующих народов. Разрушая геобиоценоз, современная 'цивилизация', изменяет экологические, исторические и даже физиологические формы, поэтому корродирует резистентность этнической системы, что неизбежно влечёт за собой исчезновение естественного языка. Тут ведь вот какой механизм: загадили речку с чистейшей водой - там, где была "ва", появляется "арык"; вырубили под корень лес - такая пустошь назовётся "степью", в лучшем случае.
Лучше быть не "донором", а "дотационником"? А может быть, в Мордовии и Татарстане как-то иначе видят, думают, решают и делают?
Тогда, получается, правы и Вильгельм фон Гумбольдт, и Эдвард Сепир, и Бенджамин Уорф, утверждая, что языковая сфера очень заметно влияет на мыслительные процессы, формируя совершенно особую рече-мыслительную среду...