Сергей Емельянов: «В день отставки с поста министра культуры я обещал быть на столетии Коми»
На празднование 100-летия Коми и для продвижения нового проекта «Национальная театральная школа» в Сыктывкар приехал экс-министр культуры республики, а сейчас директор Александринского театра Сергей Емельянов. В интервью БНК он рассказал, как устроился в новой должности, дал оценку своему преемнику и переносу торжеств к вековому юбилею региона.
— После ухода с поста министра культуры Коми вы стали директором Александринского театра в Санкт-Петербурге. Как освоились в новом городе и на новой должности?
— Что Москву, что Петербург для крупного руководителя, а любой министр — крупный руководитель, — нельзя назвать новым городом. Когда мы пробивали финансирование на проекты для республики, в большинстве своем это было завязано на Москве. Когда мы пробивали инициативы для продвижения республики совместно с крупными федеральными культурными институциями, это во многом было завязано на Петербурге. Что касается новой работы, то я сменил должность, но не сменил сферу. При переходе из культуры в культуру, но немного на другой уровень мне уверенности придал пятилетний опыт в качестве министра.
— Ощущения, что ухтинский мальчишка оказался на работе мечты не было?
— Нет, совсем нет. Работа, естественно, отличается, ведь Петербург — это культурная столица страны, большое сосредоточение всех главных учреждений. Конечно, это иные условия и ритм работы, но в целом сфера та же самая.
— В недавнем интервью «Фонтанке» вы говорили, что после назначения министром культуры Коми вам некоторые коллеги руку не подавали. В Александринке как вас принял коллектив?
— Во многом благоприятствовало то, что я уже работал с Александринским театром. Не только по гастролям в республику, но и по подготовке молодежного арт-квартала, и по многим другим проектам. Эти контакты способствовали тому, что я пришел в коллектив, который во многом был мне знаком.
— Вы забрали с собой часть команды. Начальник управления культурной политики Минкульта Коми Алиса Науменко стала заместителем по продвижению, а руководитель Агентства по туризму Данил Толмачев — заместителем по развитию и цифровизации. Чем обусловлено это решение?
— Я привык в кадровой работе руководствоваться несколькими важными принципами, например, чистоплотность как финансовая, так и моральная, особенно на руководящих позициях. Это связано с тем, что мы работаем не на заводе, не гайки крутим, а работаем с большим количеством людей искусства — это отдельная каста. Те характеристики, которые присущи людям, уехавшим со мной в Санкт-Петербург, как раз-таки в полной мере отвечают этому запросу.
— Сейчас вы приехали в республику для продвижения проекта «Национальная театральная школа». Что это за инициатива и как она затронет Коми?
— «Национальная театральная школа» — это новый уникальный опыт даже для главного драматического театра страны как Александринский. Мы проведем в восьми регионах России резиденции с экспертным сообществом, с привлечением лучших специалистов в сфере культурного менеджмента, командообразования. На 90 процентов это будет проходить в национальных регионах России, в первую очередь в Коми, а также в Карелии, Якутии, Татарстане. Что за резиденции и зачем нужны? Они призваны в первую очередь помочь в анализе театрального и культурного пространства в регионах совместно с молодыми профильными менеджерами, чтобы потом они были полезны с приобретенными навыками и компетенциями и региону, и Александринскому театру. Это наша системообразующая задача. И, конечно, мы проведем летнюю театральную школу Александринского театра в рамках созданной в мае Ассоциации национальных театров России. Она будет способствовать творческому и профессиональному развитию культурных лидеров, которых мы сможем обнаружить на резиденциях.
— То есть школа будет больше для менеджеров, а не для артистов, режиссеров и сценаристов?
— Это больше для людей, которые занимаются обеспечением работы театра, его продвижением. Но еще принципиальный момент — мы не ограничиваемся театральными менеджерами. Возможно, музейщики, креативные индустрии, те, кто работает с музыкой и хореографией, тоже захотят поработать в будущем на театральное сообщество. Мы не ограничиваем потенциальный контингент, чтобы все желающие могли присоединиться.
— Сроки реализации проекта в Коми?
— 2022 год. Коми стоит первой в списке регионов, где мы будем проводить школу.
— Было мнение, что после вашего ухода отрасль культуры в Коми просела.
— Так получилось, что мой уход совпал с окончанием творческого сезона. В этот период отрасль всегда проседает, чтобы с сентября вновь воспрять. Поэтому я не поддерживаю это мнение. Я думаю, что это связано с каникулярным периодом.
— Как можете оценить нового министра Марию Балмастову?
— Мария Алексеевна — высокопрофессиональный человек. Достойный кандидат с уже налаженными связями с регионами России, с федеральным центром, с системообразующим для нас министерством культуры. Нет никаких сомнений, что у нее все получится.
— Глобальные торжества к 100-летию Коми перенесли на 2022 год. Считаете ли вы, что многие проекты к юбилею не получится провести из-за вашего отъезда, так как потерялись личные связи с приглашенными гостями?
— Ничто не вечно. Невозможно жить в полной уверенности, что будешь постоянно занимать какую-то позицию. Перед тем, как приехать в республику, у меня было несколько вариантов: от министерства промышленности и торговли — принять участие в крупном событии в рамках 800-летия Нижнего Новгорода или приехать в Коми. Не было размышлений. Выбор был ясен и очевиден еще в день моей отставки. Я сразу сказал, что буду на столетии. Но ситуация с ковидом по стране разная. Все красить одной краской невозможно. И сказать, что раз в других регионах проходят торжества, то и у нас надо — нельзя — разная эпидемиологическая обстановка. Остается верить и надеяться, что все события, которые были запроектированы, а их была тьма, в 101 году существования республики состоятся. Это печально, что переносятся сроки ввода некоторых объектов. Вместе с тем мы знаем, что это часто случается, хотя это не отменяет всей печальности.
— Намерены ли сохранить связь с Коми, помимо деловой?
— У меня постоянная ментальная связь с Коми. У меня нет ни одного дня — коллеги не дадут соврать — без того, чтобы что-то не вспомнить, не сделать звонок, не выполнить обязательства, связанные с республикой. Республика ни ментально, ни физически не позволит о себе забыть. По малой родине, где ты родился и прожил свою жизнь, невозможно не скучать психически здоровому человеку. Подлетая к Сыктывкару, я испытал неоднозначное чувство. Я впервые в жизни подписывал себе командировку в Сыктывкар. Это очень необычно.
— Ожидать ли в республике гастролей Александринского театра в ближайшем будущем?
— Само собой. Когда как только. У нас в театре есть полное понимание по грядущему театральному сезону. Но есть исторически устоявшаяся практика у нашего театра, что каждый год выезжать в одну и ту же локацию не совсем практично с учетом того, что все спектакли очень громоздкие. В прошлый раз декорации в Сыктывкар привозили несколькими фурами, и ничего не поменялось за полгода. Наш приоритет сотрудничества с Коми – Национальная театральная школа. Но гастрольные проекты будут иметь место.
БНК
Комментарии (30)
...или нелапопожатный?)
Думаю, он далеко пойдет, если не испортится, а это сейчас легко-соблазнов на его должности много (я не про ориентацию -это его личное дело).
"Спартак"
"царь Леонид"
"Пётр Великий"
Что, есть куда ещë портиться!???
БаНКа, а точно эта новость должна всех порадовать? Или надо было лишний раз молодëжи напомнить, каких высот можно сейчас достичь при правильной ориентации?