content/news/images/127031/2_mainPhoto.jpg
10:52, 19.04.2021 / ЭКОЛОГИЯ

Иван Косарев о выбросах в Жешарте: «Эту проблему в соцсетях не решить»

В Коми последние несколько месяцев в соцсетях появляются жалобы на работу Жешартского комбината: людей не устраивают выбросы, которые «оседают» в поселке. Главный управляющий директор ООО «Жешартский ЛПК» Иван Косарев в интервью БНК рассказал, как на предприятии будут сводить выбросы к нулю.

Иван Косарев о выбросах в Жешарте: «Эту проблему в соцсетях не решить»

― По какой причине происходят выбросы?

― Завод был построен в 2003 году по существующей на тот момент технологии. Технологии, которая прошла экспертизу и которая предусматривает постоянный выброс древесной пыли в небольшом объеме (по проекту – не более двух процентов от общего объема волокна, такова паспортная эффективность примененных при строительстве завода циклонов). Мы сейчас эксплуатируем завод МДФ с полным соблюдением всех предписанных норм, правил и стандартов. У нас есть утвержденный проект допустимых выбросов. Есть регулярные замеры вредных веществ, которые выполняют независимые лаборатории.

Замечу, что в прошлые годы выбросов было больше. За последние 1,5 года мы реализовали несколько мероприятий, по возвращению в производство части волокна, которое раньше выбрасывалось в атмосферу. Мы ужесточили требования к ведению технологического режима. И в конце концов, мы начали измерять выбросы, чего раньше никогда не было. Я в последнее время много общаюсь с жителями поселка. Все говорят одну и ту же вещь: «Выбросы были всегда». Никто не хочет видеть на машинах или скамейках осевшую древесную пыль, но здравомыслящие люди понимают, что решить эту проблему «взмахом волшебной палочки» или приказом нельзя. Также как нельзя остановить работу МДФ, который является утилизатором отхода фанерного производства.

Важно понимать, что на любом производстве так или иначе есть выбросы: электростанция в Сыктывкаре, автомобили на улицах или кондитерский завод. Часто это гораздо более опасные вещества (например, бенз(а)пирен), просто, как правило, самые опасные выбросы –— бесцветные, поэтому их не получается сфотографировать и выложить в соцсеть. Наши выбросы видны невооруженным взглядом, поэтому --— они в топе экологической повестки.

― Вы говорите о том, что раньше выбросов было больше, а сейчас их меньше. Но жаловаться люди стали чаще.

― Время не стоит на месте. Появились социальные сети, смартфоны, возможность сфотографировать машину и мгновенно показать ее аудитории в тысячи человек. И это очень здорово: у нас появилась быстрая обратная связь. Это очень круто, и я рад этому. Это подгоняет нас всех –— руководителей, инженеров — решать проблему еще быстрее.

— Как завод реагирует на сообщение о выбросе?

— В 2019 году мы начали измерять выбросы. Мы ввели регламент работы, при котором любой человек в поселке может позвонить диспетчеру по номеру, указанному в группе. После наш мастер выезжает на место, проверяет, фотографирует, берет образцы. Их проверяют в лаборатории.

Если мы видим, что это волокно, мастер возвращается и дает команду. Соответственно, уменьшается производительность либо производство останавливается полностью. Все оборудование проверяется, прочищается. Потом — запуск, разрешение на которое дает начальник производства. Меня уведомляют о каждой остановке. Мне по телефону поступают сообщения об отклонениях обо всех ключевых параметрах.

— А что делается для полного избавления от выбросов?

— В 2019 году, когда я стал руководить компанией, мы поставили цель искоренить выбросы полностью. Мы привлекли к работе над этой проблемой экспертов и проектные организации, чтобы найти новые технические решения по очистке выбросов МДФ.

Первое, что мы сделали — выполнили несколько мероприятий по приведению технологической схемы к проектным решениями, в частности, восстановили возврат в производство части волокна, которое раньше выбрасывалось в воздух. Были вещи, которые мы смогли сделать сами без большого проектирования с минимальными затратами. Мы их сделали. Также мы кардинально усилили контроль за технологическими режимами. Весь последний год мы методично по всему производству занимаемся определением целевых значений и диапазона отклонений по каждому параметру технологической схемы. Таких параметров тысячи. Занялись автоматизацией технологического процесса, но на нашем производстве это проект не на 1 год.

Потом весь 2020 год занимались поиском технологии. Посмотрели пять технологий полной очистки выбросов. Выбрали одну. В конце прошлого года подписали договор на проектирование, на которое ушло шесть месяцев. И 31 марта нам выдали проект.

Сейчас у нас есть четкая, понятная дорожная карта, расписанная по неделям. Каким образом какое оборудование мы купим, как мы его смонтируем для того, чтобы те выбросы, которые в рамках технологии есть, полностью убрать из нашей жизни и жизни поселка.

Параллельно продолжаем рассмотрение альтернативных технологий очистки

— Какие технологии вы рассматривали?

— У нас было много предложений, после того как сформулировали техзадание и начали поиск подрядчиков.

На нашем же фанерном заводе стоят системы аспирации. Знаем всех производителей, обращались к ним. Кто-то сказал: «Да, можем попробовать». Когда дело дошло до серьезного разговора и подписания договора, мы просили показать, где установлены их системы аспирации на заводах МДФ.

Просьбу мы озвучили не просто так. Дело в том, что выбросы шлиф пыли и волокна немного по своей структуре отличаются. Одно дело — древесная шлифовальная пыль. Под нее очень много различных конструкций аспирации. Другое дело — волокно, которое имеет иную структуру. Оно по-другому забивается в мешки. В итоге, производители не смогли показать ни одной установки, и мы от этого отказались.

Вторая технология, которую мы рассматривали — так называемая система мокрой очистки, когда выхлоп циклона отправляется в бассейн и пропускается через воду. В итоге чистый воздух выходит, а волокно остается. Оно оседает в воде, где его легче чистить.

Технология работающая, мы ее видели в жизни. Однако, когда дело дошло до деталей, мы поняли, что у нас может появиться проблема с очисткой воды. Проект подразумевал оборотную воду, которую требуется регулярно очищать вследствие наличия в волокне небольших объемов парафина и смолы. Но наши очистные сооружения, введенные в эксплуатацию еще в прошлом веке, не были рассчитаны на дополнительные объемы.

От данного способа не отказались, но сначала надо выполнить ТЭО и проектирование очистных сооружений, а потом вернуться к данной технологии.

Также рассматривалось добавление к существующим циклонам PAL еще двух или замена на циклоны другой модели. Тут, к сожалению, нас затормозила пандемия, так как производители оборудования и одновременно проектировщики – итальянцы, которые из-за введенных ограничений не смогли приехать к нам на проведение первичного обследования. Также как и с «мокрой» очисткой – идею не положили «в стол». Как только появится возможность перелетов – продолжим работу и по этому варианту

В конце концов, мы нашли подходящее нам оборудование в Барнауле. Они уникальный производитель этого оборудования, даже есть патент на конструкцию циклона. Мы привезли несколько мешков нашего волокна в их лабораторию. Они его прогнали, и пилотная установка показала очень высокую эффективность работы на нашем волокне. Это было техническое решение, на котором мы, в итоге, остановились и которое мы запроектировали. Мы рассчитываем, что тот незначительный выброс, который есть сейчас, в этих циклонах сократится в сто раз.

Vizualizaziya.jpg

Проект установки очистки

— Какие работы планируется провести и в какие сроки?

— Проект очень сложный. Это, по сути, будет головной образец: такая технология будет впервые использоваться на производстве МДФ. Есть очень много вопросов, которые нужно внутри разобрать. До конца апреля проект будет полностью проанализирован всеми профильными специалистами завода, которые будут отвечать за эксплуатацию оборудования и технологию очистки. После начнутся закупочные процедуры, мы заключим контракты. Больше всего времени займет получение оборудование от барнаульского завода: во время предварительных переговоров озвучили срок в шесть месяцев.

Параллельно с закупкой оборудования будут вестись подготовительные монтажные работы: закупка металла, установка конструкций. Позже мы поставим циклоны, свяжем их трубопроводами с циклонами PAL, обвяжем электрикой и автоматикой и дальше будем проводить пусконаладочные работы. Пока, учитывая все ограничения, мы планируем выйти на этап пусконаладочных работ в марте 2022 года.

Этот проект в высшем приоритете, он находится на моем ежедневном контроле. У меня нет бункера, я хожу по улице, как и все. Я не хочу, также как и другие жители Жешарта дышать выбросами.

j9ovbJ74aLs.jpg

— В какую сумму оценивается модернизация завода?

— Общая стоимость — 300 млн рублей. И у нас нет доброго дяди с мешком денег. Этот проект мы делаем исключительно за счет средств, которые сами зарабатываем.

Хочу вернуться к соцсетям. В соцсетях в последнее время грязь льется лично в меня и мою команду, на акционеров компании.. Меня лично это нисколько не волнует, а скорее подзадоривает. Я знаю, что мы ведем реальную работу по полному искоренению выбросов. Работу, которую раньше, по различным причинам, в таком масштабе и такими силами – не проводили.

Проблема в том, что негатив нисколько не помогает ускорить реализацию проекта, но легко может привести к сдвигу окончания проекта на несколько месяцев или даже лет.

У комментирующих нет конкретных реальных предложений. Все сводится к тому, что директор ничего не делает, а акционеры «гребут деньги лопатой». Это, кстати, — ложь. Еще постоянные разговоры про остановку комбината. А в Жешарте живет 7 тыс. человек, и в каждой семье есть человек который работает на комбинате. Остановка завода — не только приостановка модернизации, но и невозможность зарабатывать деньги для выдачи зарплаты. Ее за последние годы мы не задерживали ни разу.

Мы заметили, что обострение ситуации с выбросами в соцсетях связано, как правило, с выборами. Многие люди, которые обливают грязью команду руководителей либо не живут в Жешарте, либо бывают здесь наездами. Они пишут комментарии для пиара.

Я приглашаю всех кому действительно небезразличны выбросы – прийти ко мне на прием, принять участие в наших еженедельных совещаниях или присоединиться к ежемесячным встречам с профсоюзным активом завода, на которых я отчитываюсь о ходе выполнения проекта. Я готов каждому рассказать, как идет работа по искоренению выбросов. Если среди вас есть толковые инженеры, которые могут ускорить модернизацию хотя бы на 1 неделю, я возьму вас на работу. Но нужно понимать: проблему с выбросами в соцсетях не решить. Эта проблема требует методичной инженерной работы. Поэтому прошу всех, кому также, как и мне, хочется увидеть чистый Жешарт: дайте нам возможность работать.

БНК

3146