content/news/images/123089/DSC_9265_mainPhoto.jpg
10:00, 21.01.2021 / КУЛЬТУРА

Писатель Андрей Макаров: «Вместе народы России создают тот загадочный русский дух, который не всегда понятен европейцам»

Важную роль в развитии Республики Коми в годы СССР сыграли спецпереселенцы. Именно они стали главными героями увидевшей недавно свет книги «Дорога к Белому берегу». Ее автор уроженец Коми с немецкими корнями Андрей Макаров. В интервью для рубрики «Многонациональная Коми» он рассказал о романе и работе над ним.

Писатель Андрей Макаров: «Вместе народы России создают тот загадочный русский дух, который не всегда понятен европейцам»
Фото Андрея Макарова

― Почему вы решили написать этот роман? Что к этому подтолкнуло?

— Не секрет, что у каждого человека в жизни наступают моменты, когда количество знаний и опыта переходит в качество. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, пройденный путь, свое бытие. Кто-то прячется от встающих перед них вопросов во внешний событийный антураж — праздники, спорт, путешествия, смену образа и места жизни, а кто-то пытается честно ответить на эти вопросы. В последнем случае человек возвращается к осмыслению нравственных и этических ценностей, к предкам, сохранившим и передавшим нам духовную ответственность. И тогда перед ним внезапно открывается важность ощущения своей преемственности и неслучайности в этом мире.

Мы часто упрекаем детей в том, что они мало интересуются своими родителями, но ведь и родители забывают о собственном детстве, о том важном, что формировало мировоззрение, характер, личность. Роман для меня стал той дорожкой, которая позволила заглянуть в собственное детство. Он помог вспомнить, отыскать то истинно человеческое и неизбывное, что с самых ранних лет живет в душе каждого, и рассказать об этом читателю на универсальном языке — языке детства. Это понимание, кроющееся на залитых солнцем, белых берегах нашего детства, стоит того, чтобы возвращаться снова и снова, соизмеряя с ним свои дела и поступки в любом возрасте.

― Как долго шла работа над книгой?

— В совокупности три года. Но я доволен, что процесс оказался небыстрым. Это позволило не только тщательней поработать над текстом, но и пройти некоторый путь осмысления бытия самому.

00-DSC02561.jpg

― Что стало самым сложным во время написания романа?

— Вычеркивать уже написанное и отказываться от различных красивостей. Пока ты пишешь текст, появляются ветви повествования, которые тебе, как человеку, импонируют. Но как автор ты прежде всего должен следовать тем художественным целям и задачам, которые лежат в основе произведения. И вот понять, что важное, а что второстепенное, а после безжалостно отказаться от всего лишнего, и есть самое сложное.

― Почему для романа вы выбрали именно предперестроечное время?

— Доживающий свое посёлок бывших ссыльно-каторжных во многом напоминает жизнь всей нашей страны того периода, делает понятной психологию последующих перемен и оказавшихся в их власти людей. Наша страна пережила страшные внутренние и внешние потрясения. Одна из важных задач, которую я поставил перед романом, — ответить, за счет чего гуманизм вопреки всему продолжает оставаться главной движущей силой общества в России.

DSC02660.JPG

― Вы изначально хотели сделать акцент на историчность или художественную составляющую?

― От соблазна написать документально точный, почти автобиографический роман нужно было сразу отказаться. Это серьезно бы отдалило текст от начального замысла. Поэтому описание персонажей, их судеб, сюжетную линию я выстраивал исходя из художественной логики с толикой вымысла. Но при этом каждая деталь, каждое слово, каждое событие из прошлого должны были быть правдоподобными и достоверными. Ведь только поверив, читатель начнет впускать в себя предлагаемый ему мир, ассоциировать себя с его героями. Это, конечно, потребовало внимательной и скрупулезной работы с различными историческими и энциклопедическими источниками.

― Тогда закономерный вопрос: поселок ― реальное место? Его можно найти на карте?

— Отчасти. У него есть прообраз. Но в общем-то это место условное — ведь подобных поселений было много. Я бы не стал привязывать его к конкретному месту. Это бы уменьшило объем восприятия.

― Как вы «рисовали» портреты героев?

― Главный герой моего романа, десятилетний мальчик, предлагает читателю вернуться в точку бифуркации — в точку, когда все еще не определено, когда все еще возможно, а видение мира не искажено чужими мыслями, образами и клише. В поиске ответов читателю вместе с главным героем помогают другие персонажи — люди различных национальностей и характеров, волей судеб оказавшихся в одной точке пространства и времени — поселке спецпереселенцев.

Каждый из них не случаен. С их помощью читатель раскрывает для себя различные грани человека и общества, ставит перед собой вопросы человеческого достоинства и самоуважения, веротерпимости и миролюбия, отношения к природе как важной составляющей качества жизни человека. Несмотря на существенные отличия типажей ― национальные, мировоззренческие — вместе они составляют единое гармоничное целое. Исчезновение любого из них влечет за собой сдвижки и перемены в обществе, и не всегда к лучшему.

Поскольку роман основан отчасти на личных воспоминаниях, то многие герои имеют свои прообразы. Это позволило сделать их типажи достоверными и легко узнаваемыми. Но в каждый персонаж добавлены и специфические черты характера, и вымышленные особенности судьбы, служащие как логике повествования, так и глубинному смыслу книги.

DSC02663.JPG

― Насколько мне известно, ваш дедушка Ортлиб Рудольф Эдуардович ― этнический немец. Он тоже послужил прототипом для одного из героев? Какую часть немецкой культуры вы «впитали» от дедушки?

― Да, мой дед оказался одним из так называемых спецпоселенцев. Его жизнь в какой-то степени отражена в романе, став прообразом судьбы Дедушки. Рассказывать долго и многое достаточно типично в его судьбе для тех лет. Думаю, лучше всего в этом смысле прочесть роман. Но, главное, он не озлобился, не начал воспринимать нашу страну, как враждебную. Он врос в нее и стал её частью.

В советские времена публичная демонстрация немецкой культуры, как национальной, не приветствовалась. Но не только. По национальному признаку права многих людей ― немцев, евреев, литовцев, корейцев — ограничивались: их не принимали в вузы, препятствовали заслуженной карьере и свободному творчеству. Именно по этим причинам в национально смешанных семьях многие давали своим детям фамилии русских, украинских или коми матерей, а не отца, как принято в нашем обществе, вписывали в графу более безопасную национальность. Поэтому и дед мой, если говорить именно о немецкой культуре, не старался её каким-то образом проявлять. Впитывать в этой части было особо нечего.

scanlite4-sm-02.jpg

― Чему вас научил дедушка?

— Главное, думаю, жизнестойкости, терпению и рассудительности. В нём была какая-то природная основательность, удивительная способность находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром. В его мировидении не было место ни унынию, ни апатии, ни депрессии, была просто сама жизнь во всем многообразии. В этом смысле он был настоящий стоик. Полагаю, именно это восприятие себя в мире и помогло ему преодолеть все перипетии его непростого жизненного пути.

― Какая культура вам ближе: немецкая, русская или коми?

― Российская нация сегодня представляет собой сплав из различных национальностей. И каждая национальность со всей своей культурой и историческим наследием является неотъемлемой составной частью российского народа. Вместе народы России и создают тот «загадочный русский дух», который не всегда понятен европейцам.

Как живущему в России, выросшему в Республике Коми, имеющему в генах немецкую кровь, наверное, мне в равной степени интересны все эти культуры. Вообще, когда-нибудь мы поймем, что в мире нет отдельных национальностей, а есть единое человечество. И это единое человечество – самая главная ценность всего мира.

foto-dlya-prezentazii.jpg

— Какие отзывы вы получаете о книге? Какие самые необычные?

― Те отзывы, которые сегодня я получаю, объединяет то, что людям кажется, будто описанные в романе обстоятельства и люди им знакомы, а книга эта про них самих. Это очень отрадно, поскольку, преодолев барьер доверия к автору и роману, они начинают задаваться более глубинными вопросами — к примеру, почему мальчик вдруг отказывается быть мальчиком, начиная рассуждать как взрослый?

В одном отклике прозвучала удивительная фраза: «роман даёт главное — остановиться, передохнуть, взять иную интонацию в разговоре с миром». Ведь мы все в этом году благодаря пандемии тоже, можно сказать, остановились и по-иному взглянули на свое бытие, на окружающий нас мир. Многие в итоге переосмыслили свою жизнь и ценности.

IMG_9746.JPG

― Есть ли у вас уже идеи о новой книге?

— Скорей не о книге, а о других формах. В частности, хочется попробовать себя в небольших рассказах ― там, где плотность текста и смыслов на порядок должна быть выше. Малая проза заставляет автора сконцентрироваться на главном, научиться отсекать все лишнее. Это хорошая практика для литературного мастерства и упражнение для ума.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Станислав Штралер: “Национальность у меня немецкая, а по духу я русский”

1203

Комментарии (17)

Добавить комментарий
  • ЮНЕСКО
    21 янв. 2021 г., 10:13:17
    Ответить
    Самогон, махорка и портянки
    1
    • Коми АССР
      21 янв. 2021 г., 11:05:58
      Ответить
      Очередной "солженицын" со своими придумками.
      2
  • Р2Д2
    21 янв. 2021 г., 10:55:44
    Ответить
    "Вместе народы России и создают тот «загадочный русский дух», который не всегда понятен европейцам." .
    Сам себя то иногда не понимаешь...
    1
  • Загадочный
    21 янв. 2021 г., 11:34:20
    Ответить
    дух чаще всего бывает от
    гороховой каши, редьки, кваса и иных национальных блюд.
    • Отгадочный
      21 янв. 2021 г., 11:56:47
      Ответить
      От этого бывает аромат или запах
      Духи в каше - это уже синтоизм
    • Русский дух
      14 февр. 2021 г., 19:05:58
      Ответить
      Понюхал старик Ромуальдыч свои портянки и аж заколдобился (с)
  • 321
    21 янв. 2021 г., 11:46:11
    Ответить
    Вас русских крен поймёшь..
    Я правильно понял смысл данного эссе?
  • про какие советские
    21 янв. 2021 г., 12:01:15
    Ответить
    времена идёт речь
    они были разными и предперестроечные совсем не походили на послевоенные
    • Время действия в романе
      21 янв. 2021 г., 15:34:31
      Ответить
      Основное - вторая половина 80-х
      С отсылками в воспоминания в различные периоды, и довоенные, и послевоенные
  • БиБи-ханум
    21 янв. 2021 г., 12:37:19
    Ответить
    Сколько же этих пейсателей развелось! Никто на лесоповале работать не хочет!
    2
  • Разделил народ
    21 янв. 2021 г., 12:37:42
    Ответить
    Кто-то прячется от встающих перед них вопросов во внешний событийный антураж — праздники, спорт, путешествия, смену образа и места жизни, а кто-то пытается честно ответить на эти вопросы.
    1
    • Так народ разделить нельзя
      21 янв. 2021 г., 15:39:05
      Ответить
      Здесь он един.
      А вот каждый человек, как личность, сам принимает для себя те или иные решения, совершает поступки - и всегда в конкретный момент времени.
  • отр
    21 янв. 2021 г., 15:56:49
    Ответить
    Один по телику сказал-когда детей нечем будет кормить только тогда восстанет мужик.а пока сухарь подкидывают да китайское барахло.
  • молодец
    21 янв. 2021 г., 20:13:16
    Ответить
    удачи
    не обращай внимания,они "замороженные" ,но умные(слова Гапликова С.А. музыка народная )
  • Андрей
    22 янв. 2021 г., 19:56:38
    Ответить
    Жизнь немцев в России
    Здравствуйте вы маленький угол проблем того времени затронули а сколько судьб сломали ком ун....и. да это правда стыдились нации брали другие фамилии и это все было 40-50 лет назад
  • 000110
    25 янв. 2021 г., 17:50:18
    Ответить
    Вместе народы России и создают тот «загадочный русский дух», который не всегда понятен европейцам.
    А мы тут вроде как азиаты получается?))
  • Рецензия
    30 янв. 2021 г., 23:44:06
    Ответить
    после фразочек "кровь в генах" так и вылезает образ ватника и пузырька Трояра.