Станислав Штралер: «Национальность у меня немецкая, а по духу я русский»
В Коми, по данным последней переписи населения 2010 года, живет более 100 разных национальностей. Коренных жителей в Коми порядка 30 процентов от общего числа населения. Каждый день представители разных этнических групп участвуют в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики. В интервью БНК для рубрики «Многонациональная Коми» сыктывкарец с немецкими корнями Станислав Штралер рассказал о своих предках, известных в Коми, культурном контрасте и о том, почему русские остаются в Германии.
Станислав Штралер — российский немец, родившийся в 1973 году в Заречье, в рабочей семье: мама была товароведом, а отец водителем. Всю свою профессиональную деятельность Станислав Васильевич посвятил работе в ПАО «Ростелеком». Начав свою карьеру с работы в роли обычного электромонтера. Он постоянно повышал квалификацию, и добился должности инженера технического блока.
Станислав Штрален известен активным участием в общественной жизни города, один из последних его проектов - информирование горожан об острой проблеме раздельного сбора мусора. Еще одним его проектом является создание благоустроенных дворовых и общественных территорий в Сыктывкаре. Но беседу начали с двух выдающихся представителей его фамилии — Франце и Олеге Штралерах:
— Стоит начать с истории моего деда, чистокровного немца — Франца Штралера. Родился и вырос он в Германии, молодость его проходила в период Первой мировой войны. По образованию он был химиком. В 1899 году оказался в России. В 20-е и 30-е годы 20 века в Советский союз было приглашено много немецких специалистов, большинство которых впоследствии обвинили в контрреволюционном шпионаже.
После стремительного ухудшения отношений между СССР и Германией, Франц Штралер принял решение отправить членов семьи обратно в Германию, а сам он в числе остальных иностранных специалистов был обвинен советскими властями, а после чего сослан под Ухту в поселок Водный. Там он работал на предприятии по производству радия.
После окончания ареста работал как вольнонаемный, позже был отправлен на лесоповал в Корткеросском районе. Одним из значимых моментов его биографии можно отметить работу в судоремонтном заводе, где был задействован в создании судна «Коммунальник». Он был высококвалифицированным химиком, под его руководством проходили испытания альтернативных горючих смесей, которые должны были заменить бензин и дизель.
Задолго после его смерти, моим дядей, Олегом Францевичем были найдены архивы в городе Харьков. В частности, была обнаружена копия решения суда, которая доказывала, что сослан мой дед был незаконно.
Я очень жалею, что мой дедушка ушел из жизни, когда я был еще совсем ребенком. Несмотря на это, я всегда интересовался его жизнью и старался узнавать через родственников новую информацию о нём. После него в семье осталось очень много литературы. Также у него было хобби — собирать марки. Необычным можно отметить то, что он собирал именно гашеные марки. Поэтому в доме осталась большая библиотека из художественных произведений и коллекционных альбомов. После смерти дедушки было принято решение отдать коллекцию в распоряжение Ленинской библиотеки.
Не менее важная личность в моей семье — это Олег Францевич, бывший руководитель Немецкой национально-культурной автономии в Сыктывкаре. Совместно с ним мы, в свое время, собирали семейное древо, которое затронуло целых восемь поколений. Начало этому проекту положил еще дедушка. Благодаря ему сохранились редкие изображения, датированные 17 веком. Олег Францевич внес большой вклад в развитие немецкой культуры в Коми. Одним из глобальных его проектов можно считать попытку создания немецкой слободы, с целью сближения немцев, чтобы они оставались здесь и жили в своей общине.
— Принимаете участие в национально-культурных мероприятиях немецкой диаспоры?
- Я всегда старался участвовать в жизни немецкой автономии. Но получалось это периодично и, в большей части, я помогал Олегу Францевичу. Это связано с тем, что такая деятельность занимает огромное количество времени, поэтому участие в культурной жизни немецкого центра не всегда становится возможным. Могу отметить, что своими глазами видел становление и развитие автономии. Мои дети часто посещали центр, а моя мама по сей день старается принимать участие в культурной деятельности автономии и участвует в проводимых мероприятиях.
Говоря о культурных мероприятиях, скажу, что в свое время, я увлекался любительским монтажом и участвовал в конкурсе, приуроченному к 9 мая. В рамках акции нужно было подготовить видеосюжет. Для себя я выбрал историю о русских немцах в период Великой Отечественной Войны, а точнее сказать о героях Советского союза. В конкурсе клип занял второе место, а в проекте приняло участие 20 человек. Люди предоставляли информацию из личных архивов, кто-то черпал информацию из интернета. Одной из сложностей в проекте стало то, что многие немцы того времени старались спрятать свою причастность к немецкой национальности. Они меняли фамилии, с целью скрыть свою национальность и служить на стороне советской армии. Поэтому, мы едва ли сможем узнать историю многих героев тех времен…
— Стараетесь продвигать культурные традиции немцев в Коми?
— Этим, непосредственно, нужно жить. Для меня первостепенно важно доносить до людей информацию о том, что у нас существует немецкий национально-культурный центр. Несмотря на то, что в Коми живёт большое количество людей немецкой национальности, среди них существенная часть не знает о существовании этого места. Именно этот центр нацелен продвигать немецкие традиции и культуру. Он создан с для того, чтобы участники немецкой диаспоры не забывали свои корни, традиции и язык.
— Считаете себя немцем? Культура чьей страны вам ближе по духу?
— Скажу так, национальность у меня немецкая, а по духу я русский. У каждой национальности есть свои и плюсы и минусы. Я понимаю, что родился и вырос я в России, поэтому эта культура мне ближе и роднее.
— Многие немцы разграничивают понятия «немец» и «российский немец», объясняя это историей национальности. Есть ли для вас разница между этими понятиями?
— Я считаю, что эти понятия синонимичны. Нет такой страны, где проживали бы лица одной национальности. В республике очень много представителей разных этнических групп, каждый из которых самостоятельно выбирает национальность. На мой взгляд, приписка «русский», в этом случае не сильно важна.
— Как люди реагируют на немецкую фамилию?
— Практически никак. Это связано с тем, что очень много немцев, в свое время, были высланы в Россию и немецкая фамилия не является какой-то редкостью. Сейчас такие фамилии можно встретить в органах власти, среди ученых и просто известных людей. Конечно, встречались люди, держащие злобу после войны. По рассказам мамы, их было не так много, и, в основном, они просто цеплялись за фамильную причастность к немецкому народу и по глупости приписывали таких людей к врагам народа.
— Россия и Германия — два абсолютно уникальных государства, с разной культурой, но есть ли между ними нечто общее?
— Тяжело тем, кто родился в России, как-то сравнивать население нашей страны с гражданами Германии. Между странами существует большой культурный контраст. Переезжая в Германию, русских зачастую не принимают коренные жители. Просто потому, что это разные люди. На примере знакомых мне семей могу подтвердить слова о том, что это очень частая практика, когда люди не приживаются в другой стране. Многие возвращаются обратно, потому что в Германии им тяжело. Страны кардинально не похожи друг на друга.
— По данным Национально-культурной автономии российских немцев, ежегодно около трех тысяч немцев возвращаются в Россию. С чем это связано?
— Я сделал выводы, после многочисленных бесед с различными семьями. Часть людей, проживающих в относительно плохих жизненных условиях, обычно решали остаться в Германии. Это напрямую связано с высоким уровнем жизни в Европе. А те, кто имели здесь определенный статус, работу, высшее образование, квартиру, дачу, машину и прочие блага, возвращались в Россию. Просто потому, что прошлые условия жизни для них более комфортны, выгодны и удобны.
— Думали о переезде?
— Нет, такой мысли у меня не было. Родившись здесь, я понимаю, что тут мне будет гораздо комфортнее. Признаюсь, что я никогда не был в Германии, но очень хочу побывать там. Меня очень тянет увидеть те места, откуда приехал мой дед, где жил он и его родители.
Комментарии (80)
— Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?
— Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!
— Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный — татарин, вот финн, а там крещёный еврей.
— Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
— А вот все вместе они и есть русские.
Сердце мое – сердце коми морта.
Я чувствую это и действую как коми морт.
Забыли язык, культуру свою... непонятно даже, как можно
Смоти комментарий выше. Сказал сам Николай I
Очень многих приветствуют)
2. Шумахер - начальник автоцеха РПО"Комикомунэнерго"
В 1899 году не было территории «бывшего Советского союза», так как до создания самого Союза оставалось еще более 20 лет.
Фотография была изобретена только в 19 веке...
вот так вернее будет:
Штралер Франц Эдмундович
Родился в 1899 г., Германия;
Приговор: высылка на спецпоселение по нац.призн. (немцы) Реабилитирован 20 февраля 1996 г.
Источник: МВД Республики Коми
Это единичные случаи, из которых некоторые опять бегут назад "теряя тапки" от 'ужасов' рос.действит-ти
просто выгуляли свой бзик
"Манифест Екатерины Второй
4 декабря 1762 года и 22 июля 1763 года Екатерина Вторая подписала два знаменитых манифеста, согласно которым иностранцам было дозволено селиться на территории Российской империи". "Основные положения манифеста были закреплены законом о колонистах от 19 марта 1764 года. Все эти льготы немало способствовали тому, чтобы в буквальном смысле поток иностранцев (в том числе и немцев) хлынул в Россию".
Еще петербургские колонии, новгородские (расселенные из петербургских немецких колоний).
Тот эксперт написал такое заключение, какое от него ждало руководство республики (Чернов, Марущак).
,
То решение имеет отношение только к делу Чупров против Норкина.
Повторяю: судебный прецендент не может быть источником права.
Давай, друг, спеши время нынче сердитое.
Вырываются из деревни, поселков и общагах, на улице, в клубах, в ТЦ, начинают самоутверждаться ни с того ничего. Получают в нюх. Печалятся после типа выпил, был не прав.
Конечно, не только коми-ребята, дофига головной боли милиции в Лесозаводе в прежние годы и люди с немецкими фамилиями доставляли Фрели к примеру. Порядок наводили тоже они другие спасибо Карпухе Виктору.
А Штраллеры порядочные люди все кого знал. Знаю трудно им было за честность. Ну вот не все с немецкими фамилиями оказались честными Гайзер к примеру.
Но у каждого свой шкаф со скелетами и никто о них добровольно не упомянет!!!
Низкий рост о многом говорит, комплекс Наполеона не дает покоя.
Лапшу на вешал, а между строк не все так складно)
Ан нет, какой-то Штралер.
Очень похож. Род один.