Олег Штралер: «Мы не отказываемся от идеи строительства этнодеревни»
Во вторник председатель немецкой национально-культурной автономии (НКА) Коми Олег Штралер был выбран председателем ассоциации НКА республики, сменив на этом посту Леонида Зильберга. Всего в республике 23 национальных объединения, из них в ассоциацию входят 8. Создавалась ассоциация в 2008 году для продвижения проекта строительства в сыктывкарском парке имени Мичурина этнодеревни - комплекса подворий каждой НКА республики. Возглавил тогда ассоциацию председатель еврейской НКА Леонид Зильберг. Идея этнодеревни ушла в прошлое вместе с бывшим мэром Романом Зенищевым. А вот ассоциация сложилась, сохранилась и намерена работать дальше. В каком направлении - МС рассказал ее новый председатель Олег Штралер.
Фото Юрия Кабанцева
- Что вы намерены сделать в первую очередь?
- Ассоциация - это не вещь в себе, это орган, который должен координировать деятельность нацавтономий и представлять их интересы. Поначалу ассоциация имела несколько прозаические цели, они заключались в том, что мы хотели вместе с городом построить этнокультурную деревню. Было много шума, писалось много статей, бывший мэр Зенищев обещал. Ничего нет, но это не значит, что ассоциация потеряла свою цель. Этнодеревня была инструментом, она дала бы автономиям свои помещения, возможность создать музей. Сейчас я могу говорить о том, что создание ассоциации дало толчок к принятию решения о создании Дома дружбы. Мы ставили этот вопрос еще перед предыдущим главой не один год. Финно-угорский культурный центр, который должен выполнять функции взаимодействия между нацавтономиями, все-таки нас не очень устраивает, национальные объединения в большинстве своем не имеют собственных помещений. А каждый народ хочет иметь свою крышу над головой, свой дом. Мы же не подпольщики, чтобы собираться на квартире, нам нужно помещение, где будет содержаться библиотека, проводиться собрания, куда смогут приходить люди. Глава республики принял решение о строительстве Дома дружбы. Сваи уже забивают, то есть надежда есть.
- А почему этнодеревня не стала реальностью, и сможет ли общий дом заменить отдельные подворья?
- Одно другое не исключает. Дом дружбы - это возможность получить элементарные условия для деятельности практически всем национально-культурным автономиям. Строительство такой деревни по зубам не всем. Более организованные структуры могут найти на это средства. Строительство деревни ведь предполагалось на средства самих автономий, а город только должен был выделить землю, подвести коммуникации, определить участок каждой автономии. Дальше каждый должен был действовать сам, искать себе инвесторов. Есть, конечно, опыт строительства таких деревень в Саратове, Оренбурге, там всегда много народа. Мы видим стремление людей ощущать на себе воздействие разных культур, там побывали главы разных стран, госучреждений, наши лидеры. Я уверен, придет время, и мы построим такую деревню здесь. Есть предложение создать ее в Финно-угорском этнокультурном парке. Единственное, что я пока не видел предпринимателей, готовых вложить десятки миллионов в общественные структуры и ждать, когда эти средства окупятся. С инвесторами надо работать, в перспективе эта идея не исчезает. Деревня не построена пока по разным причинам - город так и не выдал нам обещанных решений, а мы еще не искали инвесторов. Пока будем ждать новоселья в Доме дружбы.
- НКА объединяют людей не только одной национальности, но часто еще и одной веры. Как вы считаете, стоит ли поддерживать идеи строительства в Сыктывкаре синагоги или мечети?
- Это должны решать члены соответствующих общин. Когда понимался вопрос о строительстве мечети, все члены ассоциации в городе эту идею поддержали. Каждая конфессия вправе иметь подобающее здание или помещение, чтобы оправлять свои религиозные надобности. Конечно, каждая национальность, имея в своей культуре, определенную религиозную принадлежность, имеет тесные связи с представителями этой общины. Если говорить о немцах, у нас превалирует лютеранская община, у татар это в основном исламские культура и религия. Ассоциация еще не взаимодействует с религиозными структурами, мы пока разбираемся с национальными проблемами. Сами автономии свои конфессиональные вопросы решают сами. Благодаря религии многие культурные традиции и были сохранены, в этом ее роль трудно переоценить.
- А с ремесленной палатой республики не планируете сотрудничество? Ведь каждой из ваших НКА есть что показать из национальных ремесел.
- Интересная идея. Мы часто проводим выставки, на которых показываются национальные поделки. В наших национальных школах есть кружки, которые обучают детей традиционным ремеслам. Это очень интересное направление, и, думаю, мы к этому придем.
- А на что сейчас существует ассоциация?
- Мы получаем гранты на проектную деятельность. Как любая общественная организация мы - плод деятельности наших членов. Нам помогает Миннац Коми, предоставляя помещения, помогая с организацией мероприятий. В перспективе рассчитываем на создание партнерства между ассоциацией и государством. Мы проводили две недели тому назад круглый стол по социальному партнерству между НКА, бизнесом и государством и пришли к выводу, что очень важно сотрудничество, и даже более важно, чем финансовая поддержка. Грант имеет календарные сроки, а партнерство - перспективу. Это договоры между участниками. В качестве примера могу привести договор между немецкой автономией и школой с углубленным изучением немецкого языка. Этому сотрудничеству уже не один десяток лет, и оно имеет перспективу. По этой же схеме мы ожидаем заключение соглашений с правительством республики. Такой договор в правительстве Коми как раз готовится. Речь идет о взаимодействии, национальной тематике в русле национальной политики, которая реализуется и органами государственной власти и национальными организациями. Одно без другого существовать не может.
- На практике что вам может дать такой договор?
- Это могут как конкретные вещи, вроде Дома дружбы, так и перспективные, которые могут определять направления взаимодействия. Нам ведь придется работать и с министерствами культуры, образования, здравоохранения. Соглашение с правительством даст нам инструмент в руки, с помощью которого мы сможем решать конкретные задачи вместе с конкретными органами власти.
- Есть ли у представителей НКА общие острые проблемы?
- Да, это проблема мигрантов. НКА вынуждены заниматься данной проблемой вместе с миграционными службами. Люди, которые приезжают, ищут в первую очередь своих соотечественников, и те выходят при необходимости на федеральные органы. Например, сейчас в Ухте к нам обратился председатель НКА армян Ухты. Они долгое время решают проблему с гражданством одного из своих членов. Сейчас появляется много новых автономий тех национальностей, которых раньше в Коми было очень мало, - узбеки, таджики. Они очень специфичны, своеобразны. Например, во всех автономиях есть совет, в который входят наиболее активные члены. У узбеков - не совет автономии, а совет старейшин, молодежь в нем не участвует. Это их традиции, они сами так решают, а закон этого не запрещает. Это ни плохо, ни хорошо, это просто разные культуры. Задачи, связанные с поддержкой и взаимодействием с новыми автономиями, которые формируются сейчас, - вещь сейчас весьма актуальная для нас.
- Насколько вообще изменился национальный состав республики? Вам не кажется, что одни нетитульные национальности меняются другими?
- Да, есть такое явление. Последняя перепись показала, что появляются новые национальности. Кроме того, во время последней переписи населения 46 тысяч человек вообще не указали никакой национальности. По результатам предыдущей переписи таких было всего около 5 тысяч.
- Вы знаете, почему это произошло?
- Процессы ассимиляции продолжаются. Для Коми характерны смешанные браки, когда молодежи трудно идентифицировать себя в одной нации. В Воркуте есть молодой человек, который входит в немецкое общество. Он сказал мне, что еще в ходит в еврейскую группу. Его мама - еврейка, а отец - немец, и ему все это интересно. Когда в семье национальные традиции не передаются, молодежь предпочитает вообще не определять себя по этническому признаку, и традиции, обряды не сохраняются.
- По-моему, это парадокс.
- Все-таки соотношение пока не в пользу тех, кто не может себя причислить к этнической группе. Миграция способствует тому, что автономий становится все больше. Во-вторых, биологически в человеке заложено стремление к национальной идентичности, выделиться из серой массы. Мы проводили социологические исследования среди немцев: «Где вы чувствуете себя больше немцем - дома или в автономии?» Большинство ответило, что в автономии. Люди признавались, что в обыденности они не задумываются о том, что друг от друга отличаются национальностью. При обычном общении это неважно. Это имеет значение, когда речь идет о сохранении культуры и традиций.
Комментарии (24)
Вопрос Олегу Штралеру.
А как зарегистрировать Русскую автономию в Коми Республике?
интересно получается: был в мэром все о нем трубили, как ушел в отставку - молчок!
о бывших мэрах других городов РК говорят и пишут а об этом НЕТ!
отвечай только за себя. С удовольствием интересуюсь историей, культурой, традицией различных культур и наций, тем более живущих в моей республике. Считаю необходимым строительство этнодеревни! И не понимаю почему бы и русским и коми не принять в этом самое активное участие.