21:31, 24.02.2012

Олег Штралер: «Мы не отказываемся от идеи строительства этнодеревни»

Во вторник председатель немецкой национально-культурной автономии (НКА) Коми Олег Штралер был выбран председателем ассоциации НКА республики, сменив на этом посту Леонида Зильберга. Всего в республике 23 национальных объединения, из них в ассоциацию входят 8. Создавалась ассоциация в 2008 году для продвижения проекта строительства в сыктывкарском парке имени Мичурина этнодеревни - комплекса подворий каждой НКА республики. Возглавил тогда ассоциацию председатель еврейской НКА Леонид Зильберг. Идея этнодеревни ушла в прошлое вместе с бывшим мэром Романом Зенищевым. А вот ассоциация сложилась, сохранилась и намерена работать дальше. В каком направлении - МС рассказал ее новый председатель Олег Штралер.

KAB_0802.JPG

Фото Юрия Кабанцева

- Что вы намерены сделать в первую очередь?

- Ассоциация - это не вещь в себе, это орган, который должен координировать деятельность нацавтономий и представлять их интересы. Поначалу ассоциация имела несколько прозаические цели, они заключались в том, что мы хотели вместе с городом построить этнокультурную деревню. Было много шума, писалось много статей, бывший мэр Зенищев обещал. Ничего нет, но это не значит, что ассоциация потеряла свою цель. Этнодеревня была инструментом, она дала бы автономиям свои помещения, возможность создать музей. Сейчас я могу говорить о том, что создание ассоциации дало толчок к принятию решения о создании Дома дружбы. Мы ставили этот вопрос еще перед предыдущим главой не один год. Финно-угорский культурный центр, который должен выполнять функции взаимодействия между нацавтономиями, все-таки нас не очень устраивает, национальные объединения в большинстве своем не имеют собственных помещений. А каждый народ хочет иметь свою крышу над головой, свой дом. Мы же не подпольщики, чтобы собираться на квартире, нам нужно помещение, где будет содержаться библиотека, проводиться собрания, куда смогут приходить люди. Глава республики принял решение о строительстве Дома дружбы. Сваи уже забивают, то есть надежда есть.

- А почему этнодеревня не стала реальностью, и сможет ли общий дом заменить отдельные подворья?

KAB_0782.JPG

- Одно другое не исключает. Дом дружбы - это возможность получить элементарные условия для деятельности практически всем национально-культурным автономиям. Строительство такой деревни по зубам не всем. Более организованные структуры могут найти на это средства. Строительство деревни ведь предполагалось на средства самих автономий, а город только должен был выделить землю, подвести коммуникации, определить участок каждой автономии. Дальше каждый должен был действовать сам, искать себе инвесторов. Есть, конечно, опыт строительства таких деревень в Саратове, Оренбурге, там всегда много народа. Мы видим стремление людей ощущать на себе воздействие разных культур, там побывали главы разных стран, госучреждений, наши лидеры. Я уверен, придет время, и мы построим такую деревню здесь. Есть предложение создать ее в Финно-угорском этнокультурном парке. Единственное, что я пока не видел предпринимателей, готовых вложить десятки миллионов в общественные структуры и ждать, когда эти средства окупятся. С инвесторами надо работать, в перспективе эта идея не исчезает. Деревня не построена пока по разным причинам - город так и не выдал нам обещанных решений, а мы еще не искали инвесторов. Пока будем ждать новоселья в Доме дружбы.

- НКА объединяют людей не только одной национальности, но часто еще и одной веры. Как вы считаете, стоит ли поддерживать идеи строительства в Сыктывкаре синагоги или мечети?

- Это должны решать члены соответствующих общин. Когда понимался вопрос о строительстве мечети, все члены ассоциации в городе эту идею поддержали. Каждая конфессия вправе иметь подобающее здание или помещение, чтобы оправлять свои религиозные надобности. Конечно, каждая национальность, имея в своей культуре, определенную религиозную принадлежность, имеет тесные связи с представителями этой общины. Если говорить о немцах, у нас превалирует лютеранская община, у татар это в основном исламские культура и религия. Ассоциация еще не взаимодействует с религиозными структурами, мы пока разбираемся с национальными проблемами. Сами автономии свои конфессиональные вопросы решают сами. Благодаря религии многие культурные традиции и были сохранены, в этом ее роль трудно переоценить.

- А с ремесленной палатой республики не планируете сотрудничество? Ведь каждой из ваших НКА есть что показать из национальных ремесел.

- Интересная идея. Мы часто проводим выставки, на которых показываются национальные поделки. В наших национальных школах есть кружки, которые обучают детей традиционным ремеслам. Это очень интересное направление, и, думаю, мы к этому придем.

- А на что сейчас существует ассоциация?

- Мы получаем гранты на проектную деятельность. Как любая общественная организация мы - плод деятельности наших членов. Нам помогает Миннац Коми, предоставляя помещения, помогая с организацией мероприятий. В перспективе рассчитываем на создание партнерства между ассоциацией и государством. Мы проводили две недели тому назад круглый стол по социальному партнерству между НКА, бизнесом и государством и пришли к выводу, что очень важно сотрудничество, и даже более важно, чем финансовая поддержка. Грант имеет календарные сроки, а партнерство - перспективу. Это договоры между участниками. В качестве примера могу привести договор между немецкой автономией и школой с углубленным изучением немецкого языка. Этому сотрудничеству уже не один десяток лет, и оно имеет перспективу. По этой же схеме мы ожидаем заключение соглашений с правительством республики. Такой договор в правительстве Коми как раз готовится. Речь идет о взаимодействии, национальной тематике в русле национальной политики, которая реализуется и органами государственной власти и национальными организациями. Одно без другого существовать не может.

- На практике что вам может дать такой договор?

- Это могут как конкретные вещи, вроде Дома дружбы, так и перспективные, которые могут определять направления взаимодействия. Нам ведь придется работать и с министерствами культуры, образования, здравоохранения. Соглашение с правительством даст нам инструмент в руки, с помощью которого мы сможем решать конкретные задачи вместе с конкретными органами власти.

- Есть ли у представителей НКА общие острые проблемы?

KAB_0789.JPG

- Да, это проблема мигрантов. НКА вынуждены заниматься данной проблемой вместе с миграционными службами. Люди, которые приезжают, ищут в первую очередь своих соотечественников, и те выходят при необходимости на федеральные органы. Например, сейчас в Ухте к нам обратился председатель НКА армян Ухты. Они долгое время решают проблему с гражданством одного из своих членов. Сейчас появляется много новых автономий тех национальностей, которых раньше в Коми было очень мало, - узбеки, таджики. Они очень специфичны, своеобразны. Например, во всех автономиях есть совет, в который входят наиболее активные члены. У узбеков - не совет автономии, а совет старейшин, молодежь в нем не участвует. Это их традиции, они сами так решают, а закон этого не запрещает. Это ни плохо, ни хорошо, это просто разные культуры. Задачи, связанные с поддержкой и взаимодействием с новыми автономиями, которые формируются сейчас, - вещь сейчас весьма актуальная для нас.

- Насколько вообще изменился национальный состав республики? Вам не кажется, что одни нетитульные национальности меняются другими?

- Да, есть такое явление. Последняя перепись показала, что появляются новые национальности. Кроме того, во время последней переписи населения 46 тысяч человек вообще не указали никакой национальности. По результатам предыдущей переписи таких было всего около 5 тысяч.

- Вы знаете, почему это произошло?

- Процессы ассимиляции продолжаются. Для Коми характерны смешанные браки, когда молодежи трудно идентифицировать себя в одной нации. В Воркуте есть молодой человек, который входит в немецкое общество. Он сказал мне, что еще в ходит в еврейскую группу. Его мама - еврейка, а отец - немец, и ему все это интересно. Когда в семье национальные традиции не передаются, молодежь предпочитает вообще не определять себя по этническому признаку, и традиции, обряды не сохраняются.

- По-моему, это парадокс.

KAB_0788.JPG

- Все-таки соотношение пока не в пользу тех, кто не может себя причислить к этнической группе. Миграция способствует тому, что автономий становится все больше. Во-вторых, биологически в человеке заложено стремление к национальной идентичности, выделиться из серой массы. Мы проводили социологические исследования среди немцев: «Где вы чувствуете себя больше немцем - дома или в автономии?» Большинство ответило, что в автономии. Люди признавались, что в обыденности они не задумываются о том, что друг от друга отличаются национальностью. При обычном общении это неважно. Это имеет значение, когда речь идет о сохранении культуры и традиций.

1891

Комментарии (24)

Добавить комментарий
  • Я
    24 февр. 2012 г., 22:10:44
    Ответить
    Капец! Немецкая оккупация.
  • Немецкая
    24 февр. 2012 г., 22:32:54
    Ответить
    лучше, чем еврейская.
    Вопрос Олегу Штралеру.
    А как зарегистрировать Русскую автономию в Коми Республике?
    • Гы
      24 февр. 2012 г., 22:49:55
      Ответить
      На эту тему давным-давно наложено табу!
      .
    • Деньги некуда девать!
      10 апр. 2012 г., 9:45:23
      Ответить
      Тема
      Согласна! Для справедливости нужно русскую автономию тоже иметь. И именно потому, что этнических русских не большинство (как утверждается), а, как раз, меньшинство! И вообще русских нужно бъдинить с так называемыми белорусами и украинцами. Ведь настоящие белорусы (литвины) и украинцы и есть основа русской этнической группы! А сейчас все кому не лень имеют автономии, а почему русским себя идентифицировать - это все равно, что назвать себя нацистом! Несправедливо!
  • 333
    24 февр. 2012 г., 23:27:13
    Ответить
    А где же Коми или Русская национально-культурная автономия ?
  • 555
    25 февр. 2012 г., 5:13:11
    Ответить
    уехав в Германию, понимаешь, какая "пустышка" эта контора Штралера. Ничего серьёзного она не делает, только поиски, где бабла урвать.
    • 555
      25 февр. 2012 г., 5:16:01
      Ответить
      - Мы получаем гранты на проектную деятельность. Как любая общественная организация мы - плод деятельности наших членов. Нам помогает Миннац Коми, предоставляя помещения, помогая с организацией мероприятий. В перспективе рассчитываем на создание партнерства между ассоциацией и государством......
      • 555
        25 февр. 2012 г., 5:19:22
        Ответить
        Лучше бы хотя бы курсы немецкого языка организовал для начала
        • инга
          09 окт. 2012 г., 14:40:22
          Ответить
          вообще-то эти курсы уже давно есть.
  • Мэдофф Б.
    25 февр. 2012 г., 8:10:05
    Ответить
    бывший мэр?
    а где сейчас наш бывший мэр о котором упоминалось в начале статьи? ни слуху ни духу....
    интересно получается: был в мэром все о нем трубили, как ушел в отставку - молчок!
    о бывших мэрах других городов РК говорят и пишут а об этом НЕТ!
  • Коми
    25 февр. 2012 г., 8:38:27
    Ответить
    Каждая автономия хочет иметь свою деревню,мечеть,собор,синаногу,своих представителей во власти и т.д.Но,землю и сети им должна бесплатно дать власть за счёт всех налогоплательщиков города.А вот участники боевых действий республики,проливавшие кровь за страну имея по закону право на льготы на всё, никак не могут получить землю для строительства жилья для своих семей.Это как понять?Понятно,новый фюрер толкает новые идеи.А глава Сыктывдинского района Рудольф продаёт за 2тысячи рублей 10га.земли оценённой банком в 30млн. баксов.Рудольф тоже немец,вот пусть продаст Штралеру землю для строительства немецкой деревни по рыночной цене.Дураков будет мало съезжаться в эту деревню,это утопия.Кто хотел,тот давно уехал в Германию и приобщается к немецкой культуре на родине предков.Учи родной язык,коми,немецкий,турецкий,татарский,башкирский,да ещё русский,английский-и ты будешь востребован в любой стране мира,если конкурентен на рынке труда.Зачем в Коми делить людей по национальности?Мы все здесь выживаем,всем одинаково трудно живётся.А вот по вероисповеданию люди должны сами определяться,кто какому богу поклоняется.Православные,католики,мусульмане,и прочие,но это свобода выбора человека.Автономии нашей власти нужны для правильного голосования на выборах,и только.
  • коренной, но не коми
    25 февр. 2012 г., 9:21:06
    Ответить
    для коми
    отвечай только за себя. С удовольствием интересуюсь историей, культурой, традицией различных культур и наций, тем более живущих в моей республике. Считаю необходимым строительство этнодеревни! И не понимаю почему бы и русским и коми не принять в этом самое активное участие.
    • Приезжий
      25 февр. 2012 г., 12:11:45
      Ответить
      Русские с удовольствием примут участие в постройке этнодеревни. Но для начала нужно зарегистрировать русскую национально-культурную автономию.
      • Мамонт -приезжему
        25 февр. 2012 г., 20:15:01
        Ответить
        О чем вы сударь??? Вот они в России и создали национально-культурные автономии.
  • Роман
    25 февр. 2012 г., 10:06:03
    Ответить
    а где Зенищев?
    • я
      25 февр. 2012 г., 18:27:55
      Ответить
      гонит
      водку "Коми му" в Рязани
  • 123
    25 февр. 2012 г., 11:49:36
    Ответить
    Олег Францевич, молодец! Во всем поддерживаю! И курсы немецкого у них есть!
  • ????
    25 февр. 2012 г., 12:29:06
    Ответить
    А для чего тогда Ыбица нужна? Зачем столько этнодеревень? Некуда бабло девать???
    • Мамонт -????
      25 февр. 2012 г., 20:23:06
      Ответить
      Вот, только ради того, что бы посмотреть,,,,, как долго будут будут пудрить мозги с Ыбицей? Галдеть о ней как о бренде Республики, тянуть бюджетные деньги под этот сомнительный проект. Пусть будет второй вариант этно-деревни. Пусть все посмотрят - Кто дело делает, а кто языком треплет??? Ну и здоровая конкуренция - развитию туризма не помешает
  • 222
    25 февр. 2012 г., 16:25:09
    Ответить
    ..
    зенишев с головановой в глубокой автономии
  • 222
    25 февр. 2012 г., 16:26:50
    Ответить
    автономия
    зенищев с головановой в глубокой автономии
  • Влад
    26 февр. 2012 г., 5:35:49
    Ответить
    Возмутительно!
    Случайно нашел на днях бесплатный сайт с полной базой данных о всех жителях России.Думал что очередной розвод.КОГДА ВВЕЛ СВОЕ ИМЯ И ФАМИЛИЮ......ОХ...ЕЛ.Власти очень крепко держат нас на своем контроле...http://russkoe.org/nac/?rid=55586
  • Достали
    10 апр. 2012 г., 9:51:10
    Ответить
    Вообще надоели эти разговоры про этнодеревню. Миннац и автономии фигней занимаются, как всегда! Деньги из бюджета на всякие никому не нужные меропрития тратяться! Штралер достал выпячивать свою немецкую идентичность. Его мама коми! Так, что не такой уж он и немец! Пользы от автономий ноль, это факт. Могли бы действительно курсами немецкого языка (которым Штралер я думаю владеет хорошо!)заработать деньги, а не болтологией. Создают видимость общественной деятельности. Вот только "обществу" от этого лучше не стало! Лучше бы власти этого региона не на выпячивание "культурных" особенностей тратили деньги, а на благоустройство. А то Коми до сих пор остается, по большему счету, полной дырой. В грязи да в национальном костюме - не вижу логики!
    • инга
      09 окт. 2012 г., 14:45:46
      Ответить
      помощь предоставляется только российским немцам.Русские не пережили того,что потерпел этот народ.У них отобрали всё и сослали.