Лучший невролог России и Коми Анатолий Лузин: «Не все болезни от нервов»
Заведующий психоневрологическим отделением Коми республиканской детской больницы Анатолий Лузин в 2020 году стал сразу лучшим неврологом республики и России. В интервью БНК врач с 23-летним стажем рассказал об участии в конкурсе, работе своего отделения, а также о сложных неврологических заболеваниях, дал рекомендации родителям и подрастающему поколению.
Почему решили принять участие в конкурсе «Лучший врач года»?
– Было предложение администрации больницы в лице главного врача Игоря Генриховича Кустышева и заместителя главврача по оргметодработе Елены Альбертовны Балиной. Предложили мне принять участие в номинации.
– Конкурс проходил в этом году заочно?
– Да, как и обычно: пишется работа по заданным стандартам плану, где мы показываем свою профессиональную лечебную деятельность в структуре работы отделения, в структуре показателей по лечебному учреждению, далее статистические данные, показатели работы идут в сравнении с республиканским уровнем и с российским уровнем.
– Какие для этого берутся показатели?
– Они достаточно специфические: количество пролеченных пациентов в течение года, разбивка по нозологиям, по возрастам, по месту жительства, показатели экстренной и плановой помощи, результативность лечения, кратность госпитализации: эпилепсия, пароксизмальные состояния, ДЦП, последствия инсультов, последствия перенесенных нейроинфекций, нейропатии, аномалии развития нервной системы, различные виды головных болей, нейродегенеративные, нервно-мышечные заболевания, генетическая, хромосомная, наследственная патология, сопровождающаяся страданием центральной и периферической НС, различные виды двигательных расстройств, задержки моторного, психоречевого развития.
– Дети с какими диагнозами проходят у вас лечение?
– У нас многопрофильное отделение на 40 коек, из них: неврологические, психиатрические, реабилитационные, паллиативные койки. Мы занимаемся диагностикой и лечением различных пароксизмальных состояний, эпилепсии, детскими церебральными параличами, нарушениями сна, головными болями, различной этиологии, последствиями инсультов, психоречевыми проблемами, миопатией, миастенией, заболеваниями с расстройством навыков общения, поведения. Стараемся оказать максимально возможную помощь в диагностике, лечении и реабилитации при различных видах поражения нервной системы. Например, дети с ДЦП должны получать комплексную терапию, как медикаментозную, так и реабилитационно-восстановительную, помощь целой бригады специалистов – врача ЛФК, врача-ортопеда, логопеда, дефектолога, психолога, психиатра, также помощь специалистов функциональной, лабораторной диагностики.
– Сколько проходит через отделение юных пациентов?
– Если брать по больнице, то это 10-11 тысяч деток за год. Если брать по нашему отделению, то это от 600 до 900 пациентов.
– Минздрав региона писал, что вы используете современные методы диагностирования и лечения. Какие именно? И чем они отличаются о тех, что были раньше?
– На сегодня мы имеем возможность проведения в стенах нашей больницы достаточно широкого спектра диагностики, достаточно широкую базу для обследования. С конца 2019 года установлен МР-томограф (диагностика опухолей, аномалий развития вещества и сосудов головного мозга, ишемические, геморрагические инсульты, различные виды гидроцефалии, нейродегенеративные, демиелинизирующие заболевания, спинальные патологии). Ранее приобретен КТ-томограф для диагностики структурных изменений со стороны головного, спинного мозга, патологии легочной, костной ткани, внутренних органов. Методы регистрации вызванных слуховых, зрительных потенциалов (диагностика патологических проблем слухового, зрительного анализаторов).
Проводится ЭНМГ (диагностика нервно-мышечных заболеваний, патологии передачи нервного импульса). Различные виды ультразвуковой диагностики (УЗИ ткани головного мозга, периферических нервов, внутри и внемозговых сосудов).
Это и ЭЭГ-видеомониторинг, когда одновременно идет запись биоэлектрических потенциалов клеток головного мозга и видеофиксация различных судорожных, пароксизмальных, двигательных феноменов, данное обследование проводим с захватом дневного сна или ночного сна (верификация эпилептических, неэпилептических состояний, эпилептических энцефалопатий, различных расстройств сна). Также используется широкая диагностическая возможность лабораторной диагностики. Но нельзя обойтись и без классических методов диагностики (рентгенография, спинномозговая пункция, ЭКГ, осмотр глазного дна, рутинная ЭЭГ…). Как и в давние времена невролог в ежедневной работе использует неврологический молоточек, фонарик, камертон, сантиметровую ленту и старый добрый неврологический справочник.
– При помощи ЭЭГ-видеомониторинга вы смотрите, как ведет себя организм во сне?
– Как ведет себя нервная система. Мы видим какой-либо «приступ», пароксизмальное событие. Определяем, что это – эпилептический разряд или неэпилептический. Если мы говорим, что это эпилептический разряд, то вторым шагом нужно определиться с диагнозом и далее с необходимостью лечения. Если мы говорим об эпилепсии, то надо назначать специфическое противоэпилептическое лечение. То есть возможность ЭЭГ-видемониторирования помогает в диагностике пароксизмальных расстройств, различных нарушений сна. Потому что тактика лечения абсолютно разная. Клинически мы не всегда можем все понять, каков характер приступа, поэтому в диагностике и лечении используем сочетание результатов анамнеза, клинический осмотр и результаты лабораторно-инструментальных методов диагностики.
– Если человек вздрагивает во сне, это говорит о каких-то неврологических заболеваниях?
– Есть доброкачественные, физиологические феномены сна, которые не требуют лечения. Каждый у себя или своих близких может замечать подобные вздрагивания. Но если данные состояния нарастают по частоте или интенсивности, то надо обратиться к неврологу. Данный специалист поможет разобраться при различных расстройствах сна.
– Какие самые сложные заболевания нервной системы?
– Есть различные формы эпилепсии, которые обладают фармакорезистентностью, то есть нечувствительны к противоэпилептической терапии. В частности, возрастзависимые, генетические формы эпилепсии. «Таблеточку» даем из раза в раз, изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год, а заболевание плохо или совсем не поддается лечению. К сожалению, 10-15 процентов входят в эти фармокорезистентные формы. Когда мы использовали основные методы диагностики – МРТ, КТ, ЭЭГ-ВМ, УЗДГ – осуществили подбор антиэпилептической терапии, но приступы сохраняются, то дальше рекомендуем дообследование пациентов на уровне центральных федеральных клиник. Там есть более современное оборудование (МРТ 3 тесла, режим эпилептологического сканирования, ЭЭГ-картирование, ПЭТ, трактография, возможность поиска генетических причин эпилепсии).
– У детей может случиться инсульт?
– Инсульт – это болезнь не только пожилых. К сожалению и у новорожденных и у детей младшего и подросткового возраста случаются инсульты. За год через наше отделение поступает 3-6 маленьких человечков с инсультом – это катастрофа. Чаще всего причинами являются не остеохондроз, артериальная гипертония, высокий холестерин, наличие вредных привычек, как у взрослых, а аномальное развитие сосудов головного и спинного мозга, различные генетические болячки, заболевания крови, метаболические нарушения.
– Неврологи, как и другие врачи, работают по клиническим рекомендациям. В регионах бывают своих подходы у специалистов?
– Если есть разработанные стандарты по заболеванию, необходимо придерживаться данных рекомендаций («ни шага вправо, ни шага влево»). Но, мне кажется, у любого доктора должно быть свое чутье, на уровне ощущения, подсознания. Интуицию нигде юридически [не пропишешь]. А интуиция есть у большинства докторов, не обманешь ее.
– Как повлияла пандемия на работу вашего отделения?
– Во время пандемии мы не работали с «плановыми» детьми. И сейчас только-только начинаем работать. Полная госпитализация, к сожалению, у нас временно приостановлена, работаем с экстренными и условно экстренными пациентами. На 40 койках у нас 20-25 пациентов. Каждый день 2-3 пациента поступают.
– Уже известно, как коронавирус влияет на нервную систему?
– Да, статистика уже есть, наработки есть, но больше по взрослому населению. Дети все-таки болеют коронавирусной инфекцией значительно меньше и менее тяжелыми формами. Данный вопрос – к докторам, непосредственно занимающимися лечением данной патологии (врачи инфекционисты)
– С какими неврологическими проблемами чаще всего сталкиваются юные пациенты?
– С самого раннего возраста это нарушение сна. Это может быть возрастная физиологическая норма, может быть структура характера, может в структуре болезни. Определит это только опытный врач-невролог, психолог, психиатр, педиатр. Также мы подключаем и лабораторно-инструментальные методы диагностики: электроэнцефалографию, нейросонографию или томографию головного мозга, необходимость консультации смежных специалистов (офтальмолог, логопед). Лучше, чтобы родители пришли на прием к неврологу и принесли хотя бы несколько видеозаписей этих состояний [нарушения сна]. Даже по взгляду ребенка мы можем сказать плохо это или в рамках нормального возрастного развития. Ребенок до года может пробуждаться от 3 до 5-6 раз за ночь. Если он успокаивается, когда его берут родители на руки, когда его попоили, покормили, переодели, и он лег спать – это нормально, также оценивает самочувствие ребенка во время бодрствования в течении дня.
– Часто ли пациенты уходят в себя?
– Многое зависит от того, как сам человек к этому относится, многое зависит от характера, кто человек: холерик, сангвиник, флегматик или смешанный тип. Холерики шустрые, быстрые, на месте не сидят. Что-то случилось, они «вскипели, поорали» и им стало легче. А меланхолик или сангвиник все в себе держат до поры до времени, пока его не настигнет какой нибудь криз – еще хуже будет. Эмоции мы не рекомендуем держать в себе, но при этом надо находить правильную ситуацию – золотую середину. Кто-то за свое любимое занятие сел – почитал, на гитаре поиграл, пошел к реке, покормил уток, сделал 50 приседаний – и стало легче. Каждый должен уметь разгружаться сам и попытаться помочь близкому человеку.
– Есть ли рекомендации, которые могут предотвратить развитие неврологических заболеваний?
– Необходимо следить за своим здоровьем. Если есть проблема, то обратиться к доктору. Педиатр или терапевт уже грамотно подскажет, нужно ли бежать к узкому специалисту или нет. Опять же следует [соблюдать] режимные моменты: во сколько лег спать, сколько поспал в течение дня, сколько просидел за компьютером или партой. Поддерживать физическую активность: сходил и поплавал пару раз в неделю, вместо машины прошелся пешком, питание должно быть разнообразное, полноценное, необходимость позитивных впечатлений.
Если есть проблема, то нужно ее решать в раннем возрасте – в первый-третий год жизни. Диагноз «детский церебральный паралич» чаще всего выставляется с года до двух-трех лет. Чем раньше начинаешь лечение и реабилитацию, тем благодарнее ситуация. После 5-6 лет глобально уже сложно помочь пациенту, только поддерживать.
– Правда ли, что нервные клетки не восстанавливаются?
– Раньше говорили, что нет. В настоящее время достижения науки показывают что клетки головного мозга находятся в состоянии постоянного движения и развития, нейрогенез – это процесс фунционирования нейронов и нейроглии. Существует много факторов влияющих как на процессы старения, так и процессы обновления обмена веществ в нервной системе. Оставим этот вопрос на откуп ученым, исследователям. На мой взгляд, основной вариант «нестарения» – это сочетание физической и интеллектуальной нагрузки: пазлы, шахматы, чтение книг, разгадывание головоломок, занятие любимым делом, достаточные физические нагрузки и позитивное мировоззрение.
– Все болезни от нервов – это миф?
– Действительно, нервная система практически всем управляет. Человек понервничал – у него голова заболела, заболели сердце, живот. Кардиологи рекомендуют принять таблетку успокаивающуюю: это не сердце болит, а голова чувствует. Но опять же я не говорю о всех ситуациях, не все болезни от нервов. Если есть болевой синдром в области сердца, надо попасть к терапевту, сделать ЭКГ, УЗИ сердца и показаться кардиологу. А уже он может сказать: лечить ли сердце или записаться на прием к психологу, психотерапевту, психиатру. Все-таки, не все проблемы здоровья человека можно объяснить психосоматикой.
Комментарии (15)
Его небыло в 90-х ...
.......
Губят людей не нервы
Губит народ бабло