11:52, 16.12.2011

Предпринимательница Наталья Паутова: «Шаг «в никуда» помог обрести смысл жизни»

История с проектом свечного заводика в селе Ыб, выигравшим грант Министерства экономического развития Коми, недавно широко освещалась в республиканских СМИ. Основательница завода - мать троих детей 16, 8 и 5 лет Наталья Паутова (Кулагина) - сейчас является сельской предпринимательницей. Еще два года назад она была успешной городской жительницей и вдруг в одночасье решила кардинально поменять свою жизнь. «Молодежь Севера» выяснила, почему.

KIR_9727.jpg

Фото Кирилла Затрутина


- Наталья, как тебя занесло из столицы в село?

- В городе я жила не хуже и не лучше других: семья, работа, карьера в системе продаж. Сначала была менеджером, потом заняла должность выше, до этого работала в Минприроды, в транспортной компании. Амбиции - как у всех, запросы... все было нормально, пока не оказалась в сложной жизненной ситуации. Не могла никак развестись с мужем: душа просит, а сама не могу, почему - не понимаю. Чтобы понять, пошла на исповедь. И так меня это просветило, что я вышла оттуда другим человеком. И вот то, что раньше было «как у всех», все куда-то делось - дискотеки, бары, корпоративы, суета.

Год после исповеди мытарилась. Поняла, что в продажах больше не могу работать - очень это лукавая сфера. А лукавить все трудней и трудней. Перешла в журналистику, стала фрилансером, заключила договор с интернет-агентством Инфакс.ру, работала в колонке «03». Потом поняла, что и тут не могу, потому что самые рейтинговые статьи - это секс, диеты, фитнес. Пришлось оставить все окончательно.

И что делать? Я поняла, что если меня ничего не устраивает, надо открывать собственное дело. Так появился свечной завод - и Богоугодное, и неавтоматизированное дело, которое позволит создать дополнительные рабочие места.

Почему-то решила ехать в Ыб. Взяла благословение в Сыктывкаре у отца Филиппа, в Ыбе - у настоятеля Свято-Вознесенского храма отца Георгия. Он мне предложил, пока не найдем жилье, остановиться в гостинице при храме. А через месяц мы уже купили дом в Еле, сделали в нем ремонт и стали жителями Ыба.

- Как отреагировали на эту кардинальную перемену родные и друзья?

- Очень плохо. Мама была уверена, что у меня с головой не в порядке, потому что я из такой удобной, комфортной жизни в четырехкомнатной квартире, от хорошо обеспеченного мужа, прекрасной работы с «белой» зарплатой шагнула «в никуда». Моему «новому» дому - сто лет, удобств никаких, земля не возделана, баня не построена - в общем ничего готового. Зато в доме - настоящий краеведческий музей, сохранилась даже старинная деревянная люлька.

- Как ты сама считаешь - чего ты лишилась и что приобрела?



KIR_9716.jpg


- Если чего и лишилась, то только проблем. Приобрела, во-первых, себя, во-вторых, ощущение того, что жизнь идет не зря. Раньше не отпускало ощущение, что ни в чем нет смысла - и у многих это ощущение есть, все живут так, чтобы не думать, не волноваться лишний раз. У нас политика такая: только не волнуйтесь, все в порядке. А душа-то волнуется... И вот теперь у меня ощущение, что все не зря, что все правда. Если это труд, то он реальный - это не то, что ты весь день просидела перед компьютером, приходишь домой: «О-о-о, я так устала!» А вот когда ты дрова потаскаешь, когда у тебя пол неожиданно провалился зимой и надо его чинить - вот тогда начинаешь жизнь воспринимать не как источник каких-то благ, а как шанс проявить себя по полной и не жалеть себя, потому что сил-то у нас, оказывается, «миллион», а вот такая жизнь пассивная и дает человеку ощущение, что он слабый. На самом деле это не так. Человек очень сильный, он может столько всего!

- А как ты убедила старшего сына, что такой перелом - благо? Ведь у подростков на все свое мнение.

- Чудесным образом все произошло. Костя все воспринял плохо, ему тогда было 13 лет. Он боялся, что я повешу на грудь плакат «Покайтесь, ибо грядет Царствие Божие» и так пойду вперед, опасался, что мама рехнулась. Но на одном из приходских собраний в Ыбе батюшка поднял вопрос, что в храме нет алтарника. И предложил Косте помогать ему в алтаре. К тому времени он ходил в храм периодически, а тут само все устроилось: и на воскресной службе надо быть, и в праздники. Так что момента привыкания не было, он с Божьей помощью очень гармонично вошел в ситуацию.

- Как он расстался с городскими друзьями, компьютером?

- Некогда было об этом задумываться. У нас прошлый год был очень напряженным: мы не жили, а выживали. Вечером с ним падали с ног от усталости. Все взялись - и Маруся, и даже Ваня (младший) помогать пытался.

- Как выглядит сейчас твое хозяйство?

- У меня - две козы, восемь кур, пять кроликов, собака и две кошки.

- Самое сильное впечатление от деревни?




KIR_9718.jpg


- Я до сих пор получаю эти сильные ощущения - все время. Но первое, пожалуй, оглушительная тишина - такая, что поначалу уши закладывало. Или вот звонят подруги из города, жалуются на проблемы суетные, а я смотрю в окно - у меня снег искрится, белый-белый, не такой, как в городе, грязный, и снегири летают.

Еще потрясает чувство безопасности. Мы живем на отшибе, но нам никогда не бывает страшно, тревожно.

- Как тебя восприняло местное население?

- Очень настороженно. Но сейчас все лучше и лучше. В деревне все на виду. Смотрят на тебя издалека, приглядываются - кто ты, какая ты. Кто из городских дачников «крутого» из себя строит, над теми, конечно, издеваются, как хотят.

- Но сейчас ты уже можешь проанализировать, насколько совпало ожидание от деревенской жизни с реальностью.

- А оно и не совпало. У меня было представление, что люди в деревне очень дружные. Это не так. И не потому, что они хуже. Просто у всех хозяйство, как и у меня, времени встретиться часто нет, потому что если они сегодня не сделают своих дел, завтра им придется делать в два раза больше.

Во-вторых, я ожидала, что жизнь в деревне будет дешевле. И это не так. Она дешевле в плане продуктов - свое хозяйство кормит - «молочка», овощи. А все вопросы строительства очень дороги. Конкуренции тут никакой, те, кто умеют что-то делать, нарасхват, и они дороги. Гораздо дороже, чем в городе.

- А какие плюсы?

- Что касается безоговорочных плюсов - это шаговая доступность администрации. Наш глава Николай Форосенко - отец родной. Он человек очень конкретный: что может - сделает, что не может - не будет мозги крутить, скажет прямо. Районная администрация тоже очень доступна.

- Не боишься, что дети не получат достойного образования?

- Совсем наоборот. Как раз школа - это мощный плюс! Я всем говорю: мои дети на индивидуальном обучении. Во всей школе 70 человек, у Кости в классе - 4. Грех тут образование не получить. Многие считают сельских учителей недостаточно прогрессивными. Я с этим не соглашусь. Но самое главное - у них сохранилось личностное отношение к ребенку, что в городе уже редкость.

Маруся с первого класса учит коми язык, болтает с ребятами на их родном языке, и я учусь вслед за ней. Тут и языковая среда сохранилась, и ремесла - кто-то прядет, кто-то печет по старинным рецептам.

Ваня ходит в детский сад. Краеведение и основы православия он благодаря воспитанию постигает на практике. И плачу я за садик и школу более чем скромные средства - безо всяких льгот.

- А как насчет пресловутого сельского пьянства?

- Пьют. Но пили всегда. И не только в деревне. Вот барышни в городе по субботам собираются в клуб, в бар. Они что там делают? Выпивают, причем регулярно. Это что - не пьянство? Просто они себе в этом признаваться не хотят, а живут «как все». Это бесконечная тема.

А мы тут в родительском комитете сталкиваемся со случаями подросткового пьянства. Что ж - будем говорить с позиций православия, потому что если просто сказать: не пейте, потому что это вредно, не поможет, без духовных основ это бесполезно. Все вокруг пьют, от этого и разучились работать. Не поверишь: я с деньгами бегала: «Сделайте!», а мне в ответ: «Да ну!»

Плохо то, что люди бездумно к себе относятся, без этого духовного стержня. Женщины часто меряют жизнь зарплатами и шмотками, мужчины - выпивкой. Упростился народ до тошноты. Это очень жаль. Самое страшное - когда им ничего не надо.

- Процитирую Чернышевского: что делать?

- Чтобы что-то делать, надо, чтобы кто-то вел. Кинул клич - и повел.

- А как клич должен звучать?

- «Мы можем жить по-другому, и это не будет дороже, но это будет лучше». Приведу пример. Вот идет по сельской улице девочка из школы. На ней - короткая юбка. До того короткая, что смотреть невозможно. И ей стыдно, она не знает, куда деваться от самой себя. Но что делать: время пришло - надо заголяться. Я родителям говорю: «Давайте введем школьную форму». Они: «Дорого!» Я: «Не дорого!» Давайте посчитаем: юбка и три блузки вместо всего того, в чем они «щеголяют» сейчас в школе. И вид другой, и самоощущение иное. Введем школьную форму, приобщим их к рукоделию, сводим в храм - и вы уже будете спокойны за своих дочерей.

С мальчиками давайте организуем столярные мастерские, ведь половина из них бегает по селу и не знает, куда себя деть. Сейчас столько программ, грантов! Что, мы не сможем этот станок получить? Еще как сможем! Возможностей для этого - масса! Деревня - это вообще непаханое поле для деятельности.

Так что не надо глобальных призывов и революций. Клич должен быть простым и ясным: мы к чему идем? Или мы хотим спиться и сдохнуть, или хотим будущего для себя и детей?

- А что ты сама думаешь о ситуации со свечным заводом, когда рисковала не получить грант?



KIR_9725.jpg


- Во-первых, была приятно удивлена, что мне помогли. Малознакомые люди - журналисты, общественники - беспокоились за меня, писали в министерство. Это значит, что времена меняются.

Во-вторых, не меньше меня поразила позиция руководства министерства. Два месяца сотрудники ведомства работали, разрабатывали положение, вникали в каждую деталь, проявляли ко мне участие. И не только ко мне - они ведь с каждым так возились. И вдруг вся их работа, а значит, их компетентность, профессионализм, подвергаются сомнению. Горько мне за сотрудников: они стараются, и они же крайние. Вот такие ситуации и делают из людей номенклатурных работников, которые уже не хотят проявлять инициативу.

По поводу ощущений, которые я испытала, проходя все «круги» на пути к получению гранта. Половина из них придумана для того, чтобы человек отступился. Это ведь я такая упертая, что дошла до конца. А сколько талантливых творческих людей не дошло до «финиша»! У творческих людей ведь мышление другое, они просто неспособны преодолеть этот бюрократический ад. Разумеется, бюджетные деньги нельзя раздавать направо и налево, но процедуру получения государственной поддержки надо однозначно упрощать. Ну и регулировать эту огромную махину, делать выводы, анализировать результаты. Вот у нас в Ыбе пять пилорам. Все они на ладан дышат, нерентабельны, работают от случая к случаю, не имеют постоянных работников, но продолжают получать гранты.

- На что ты собираешься потратить грантовые средства?

- Прежде всего закупить сырье и продолжать развивать три основных направления «Белого света». Это изготовление классических церковных свечей, потом - мое ноу-хау - церковные ароматизированные свечи, ну и третье - свечи ручной работы, декоративное направление. Развиваться есть куда. И планов громадье. Пока мне будут нужны три работника, к концу следующего года планирую набрать семь, а дальше - расширяться и расширяться.

1954

Комментарии (72)

Добавить комментарий
  • Яков
    16 дек. 2011 г., 12:13:24
    Ответить
    Успехов вам на избранном пути!
  • Тратата
    16 дек. 2011 г., 12:21:18
    Ответить
    Очень интересное интервью!
    Спасибо, с удовольствием почитала! Очень понимаю и поддерживаю Наталью! Надо иметь мужество, чтобы вот так кардинально менять свою жизнь и делать только то, что хочется. Наталья умная женщина. Удачи Вам!
  • !!!
    16 дек. 2011 г., 12:23:54
    Ответить
    Молодец, Наташа!
    Рассуждает абсолютно здраво, побольше бы таких. Не ноет, не стонет, а просто что-то делает. По поводу сельских школ тоже точно сказала. Городские школы, в основном, дают очень низкий уровень образования. Учителя замудоханные, загнанные, из-за низкой зарплаты их не уважают ни дети, ни родители. Племянник пошёл в первый класс, где было 35 (!!!) детей в классе. И какое тут может быть качество образования?
    • 525
      17 дек. 2011 г., 22:47:04
      Ответить
      было 35 (!!!) детей в классе
      я все 10 лет училась в классе, гле было 40 учеников и даже не знала, что это много.... и вузы закончили московские... не это главное, а вот учителя были - класс, за каждого бились, пока тему не поймем - просто добивали нас, а сейчас - как лекции читают, а результат не важен
  • Алексей
    16 дек. 2011 г., 12:49:17
    Ответить
    Изменения
    Зря, городская жизнь - это не только бары, дискотеки и гулянки.
  • Марина
    16 дек. 2011 г., 12:57:02
    Ответить
    С интересом прочла интервью.Восхищаюсь стойкостью духа,целеустремлённостью и обаянием.Удачи вам и вашим ребятишкам.Пример того, как оставшись без мужской поддержки можно выжить,выстоять, не спиться и зарядить своей энергией и идеями односельчан.
  • Светлана
    16 дек. 2011 г., 13:06:14
    Ответить
    Наташа, ты такая умница! Очень приятно читать твое интервью, потому что мысли твои правильные и очень добрые. Я скоро к тебе приеду.
  • М.
    16 дек. 2011 г., 13:11:23
    Ответить
    Красивая женщина - это профессия.И если она до сих пор не устроена, -Ее осуждают. И каждая версияИмеет своих безусловных сторонников.Ей, с самого детства вскормленной не баснями,Остаться одною, а значит - бессильною,Намного страшнее, намного опаснее,Чем если б она не считалась красивою.Пусть вдовы листают романы прошедшие,Пусть бредят дурнушки заезжими принцами,А в редкой профессии сказочной женщиныЕсть навыки, тайны и строгие принципы.Идет она молча по улице трепетной,Сидит, как на троне, с друзьями заклятыми.Приходится быть ежедневно расстрелянойНамеками, слухами, сплетнями, взглядами...
  • Болеслав
    16 дек. 2011 г., 13:15:23
    Ответить
    Натаха! Привет тебе и как всегда пожелания успехов. Светлый ты человек. А невзгоды только нас закаляют. Как отремонтировала комнату...
  • T
    16 дек. 2011 г., 14:07:51
    Ответить
    она
    своеобразная женщина
  • 123
    16 дек. 2011 г., 14:24:00
    Ответить
    .
    фото то в шубе, то без шубы... а материал хороший. удачи на добром пути героине
  • 1
    16 дек. 2011 г., 14:52:03
    Ответить
    2
    Я пытался делать выбор за детей-они выросли и сказали -это ты за нас решил...так что все впереди у тети.
    • Кот Леопольд
      16 дек. 2011 г., 15:08:10
      Ответить
      Наталья, Ангела Хранителя Вам и ВАшим детям!
      У Вас уже все хорошо и выбор Вы сделали единственно правильный.Необходимо в каждом республиканскои издании опубликовать данное интервью.Сколько последует ее примеру и спасуд свою душу.Спасибо редакции за интервью.Побольше публикуйте аналогичные материалы.
  • 321
    16 дек. 2011 г., 15:26:08
    Ответить
    Мне кажется, что Наташа все сделала правильно. Умный, добрый и глубоко порядочный человек. Никого не осуждает, просто делает все по совести. Я бы хотела, чтобы у меня была такая подруга.
    • ма
      16 дек. 2011 г., 19:48:19
      Ответить
      половина России живет по понятиям - в деревне, делает дело, кормит себя, детей и остальную половину России, токо без понтов, коли тетя вывела бы из статейки себя а представила, что таких тёть у нас в России 1 млрд., было б богоугодно, а то ишь геройка кака, и свечной заводик доходик то сирым-убогим нести должен, не прав?
  • Татьяна
    16 дек. 2011 г., 15:37:20
    Ответить
    Понравился материал и сама героиня. действительно, героиня!!!!
  • Вопрос
    16 дек. 2011 г., 15:38:08
    Ответить
    для каждого - в чем смысл дизни
    • Кот Леопольд
      16 дек. 2011 г., 15:44:04
      Ответить
      поверьте в Бога и все станет на свои места
      .
  • Лидия
    16 дек. 2011 г., 16:01:26
    Ответить
    Женщина!
    Какое одухотворённое лицо - иконы писать!
  • меня и пряником не заманить
    16 дек. 2011 г., 16:07:19
    Ответить
    статья понравилась,но у каждого свой выбор и понимание своего места.Пусть у Натальи все будет хорошо.
    • ???
      16 дек. 2011 г., 16:15:22
      Ответить
      А Вас никто и не заманивает. Наталья рассказала о своём личном, и не призывала "Все в деревню, в колхоз". Главное, что свой выбор она сделала.
  • 123
    16 дек. 2011 г., 16:44:34
    Ответить
    Бог Вам в помощь!
    После всех суетных статей на БНК, такое одухотворённое интервью. Спасибо редакции и этой красивой и душой и лицом женщине.
  • Андрей
    16 дек. 2011 г., 17:14:19
    Ответить
    Какой же отец Федор не мечтает о свечном заводике.
    Ага, отец Федор из "12 стульев" тоже мечтал о свечном заводике, но этот образ показан в романе как антипод христианства.
    Лукавишь, Наталья. Грехи надо замаливать, а не рядиться в псевдокрестьянскую одежду, прикрывшись благими намерениями и норковой шубой...
  • М да
    16 дек. 2011 г., 17:24:21
    Ответить
    Удачи Вам
    С Богом!
  • федор
    16 дек. 2011 г., 18:36:14
    Ответить
    Бог не фраер все видит все знает и за грешки недавнее тож помнит
  • Снежа
    16 дек. 2011 г., 21:23:08
    Ответить
    Возрождаются Женщины в русских селеньях! В вере сила..
    • Есть Женщины в русских селеньях!
      17 дек. 2011 г., 0:52:10
      Ответить
      В нерусских-одни мужики!
      т
    • Ыб .........
      17 дек. 2011 г., 2:23:33
      Ответить
      Ыб - это коми село.
  • слабая женщина
    16 дек. 2011 г., 21:42:14
    Ответить
    Спасибо, Наталья, Вам за Ваш пример и силу! Я бы так не смогла. А иногда очень хочется! Сил Вам, веры, оптимизма, добрых людей на пути.
  • Мария
    16 дек. 2011 г., 21:50:20
    Ответить
    Удачи
    Очень хорошая статья. Спасибо. Очень хочется чтобы все у этого человека получилось. Упорства Вам, Наталья! Будьте внимательнее при оценке людей...
  • 12345
    16 дек. 2011 г., 22:10:08
    Ответить
    у меня пилорама в Ибе, купленая на свои деньги и используемая на те нужды, которые я считаю нужным. почему для развития какого-то производства сначала надо выцыганить деньги у государства, т.е. в данном случае на свечной заводик скидывались все налогоплательщики...
    • нг
      16 дек. 2011 г., 22:51:56
      Ответить
      не завидуйте, это плохое чувство. желаю вам искренне удачи - и гранта впридачу. Наталья, думаю, справилась бы и без него, просто обороты были бы не те.
      • 12345
        17 дек. 2011 г., 11:04:13
        Ответить
        абсолютно не завидую
        • 123
          17 дек. 2011 г., 13:53:34
          Ответить
          А что это тогда.
          Иногда легче завести бизнес на свои денежки (тем более когда они есть), чем выбить какой то грант от наших властей. Ты пошёл по лёгкому пути, и дай Бог что бы твой путь не осложнялся выбиванием грантов. Пусть у тебя всё получиться.
    • она начала скандалить
      17 дек. 2011 г., 16:06:22
      Ответить
      хотя , если честно, по правилам ей грант не положен (свечи - это не инновации)
      Просто в МинЭк такой тупизм (не в обиду конкретно, наверное в других министерствах не лучше).
      Вначале собрали заявки, проверили экономическую эффективность. Потом решили отсеять тех, где нет инноваций.
      А тут скандал перед выборами.
      А Вам, уважаемый пильщик, не свезло. В лотерею по показухе Вы не попали.
      Наталья Паутова - лично за Вас рад, но вот за других обидно. Уточняю, сам пилить доски не собираюсь - комментарии для жителя с.Иб.
  • ....
    16 дек. 2011 г., 23:15:02
    Ответить
    Не думаю, что храмы республики Коми испытывают дефицит свечей. Или барышня хочет оттяпать часть дохода Русской Православной Церкви, предварительно получив халявный грант???:)
    Этот бизнес гораздо прибыльнее нефти и водки. Производство свечей - одно из наиболее рентабельных производств. Доход может составлять 5000 процентов. Это вам не пилорама с копеечным доходом:)
    • 123
      17 дек. 2011 г., 13:55:20
      Ответить
      Надо сказать,
      что в храмах Коми самые дешёвые свечи (в несколько раз дешевле, к примеру, чем в Кировской области)
      • к сведению
        18 дек. 2011 г., 11:52:37
        Ответить
        цены на свечи в православных приходах никак не связаны с их себестоимостью. стоит свеча копейки. все остальное - это жертва храму.
  • Татьяна
    17 дек. 2011 г., 0:15:02
    Ответить
    Ой, кого я вижу!!! Наталья свет наша!!!
    у которой в свое время открылся дар предвидения!! В Ыбу тоже этим зарабатываешь?
    А не рассказываешь местному населению про то что все отдав тебе (имущество, денежки)или твоей божьей "сестре"(забыла как звать ее)обретешь божью благодать!
    Ну чертовка!
    Ну актриса)))))
    • Федор
      17 дек. 2011 г., 0:28:44
      Ответить
      Ай молодца вот и грешки вспоминают
      • Татьяна-2
        19 дек. 2011 г., 16:36:52
        Ответить
        Полностью согласна с Татьяной
  • нуу..
    17 дек. 2011 г., 2:26:52
    Ответить
    Вот только вопрос ,
    если бы такой свечной заводик захотела открыть местная деревенская женщина ,
    был ли бы такой пиар ?
    И вообще деревенской женщине дали бы этот грант ???????
    • 12345
      17 дек. 2011 г., 11:04:58
      Ответить
      Вот-вот
    • 123
      17 дек. 2011 г., 13:45:41
      Ответить
      Конечно бы не дали.
      Только упорство этой женщины позволило довести всё до логического конца. В этом её заслуга. Дай Бог что бы и у вас так же всё получалось.
  • эх,
    17 дек. 2011 г., 12:59:00
    Ответить
    Хорошо в деревне жить, если есть личный свечной заводик:)))
    а у героини то рыльце в пушку:(
    • 123
      17 дек. 2011 г., 13:50:00
      Ответить
      Завистникам.
      В деревне жить не легко, даже если у тебя есть и свечное дело. Завидовать можно этой женщине, но только в просветлении души.
  • злобынюшка
    17 дек. 2011 г., 13:33:58
    Ответить
    прчитала Ваше интервью и так тепло на душе стало.пусть у Вас все получится!
  • anonim
    17 дек. 2011 г., 14:15:45
    Ответить
    На досуге открыли сайт БНК-Коми и не поверили своим глазам, кому дают гранты, как такие люди выигрывают конкурсы?! Наталья Паутова в свое время на протяжении нескольких лет занималась сомнительной деятельностью - со своими “подружками” вводила некоторых жителей Сыктывкара в заблуждение. Она представлялась целительницей, приглашала людей в сомнительные квартиры, где происходили странные обряды религиозного характера, после которых человек становился неадекватным и полностью попадал под власть этой секты. Результатом этой “религиозной“ деятельности , которую осуществляла Наталья Паутова, было лишение людей их собственности – квартиры, автомобили. Наталья ставила ложные диагнозы, постоянно ссылалась на обращение к Богу, бесконечные молитвы, после которых люди теряли связь с близкими, не могли жить без их присутствия, их тянуло к Наталье , в ее религиозную организацию. После передачи имущества человеком этой секте, в которой важную роль играла Наталья, люди заканчивали жизнь самоубийством или в психушке.
    А сейчас в деревне грехи замаливает, такая вся святая, божий человек, деньги отмываешь? Но Бог все видит и поверь, придет расплата и никто тебе не поможет, никакая исповедь.
    Стоит задуматься о каких людях пишут в СМИ и кому дают гранты.
    Есть факты, которые невозможно опровергнуть и есть обстоятельства, которые имели место быть.
    Сторонитесь этого человека и его “добрых” намерений.
    • Шпиён
      17 дек. 2011 г., 15:11:18
      Ответить
      Гранты дают не достойным их , а настойчивым. Наглость - второе счастье.
      Статья тоже понравилась. Но последний комментарий всё стёр.
      • согласен - теперь понятно
        17 дек. 2011 г., 16:11:15
        Ответить
        простым работягам, как выше писал пилорамщик из Иба - ноль
        Может этой тете лучше в Ер вступить - карьера обеспечена?
    • Ольга,
      17 дек. 2011 г., 17:00:18
      Ответить
      Господин Аноним! Вы выдвинули очень серьезные обвинения в адрес Натальи Паутовой. У Вас есть доказательства, имена, адреса, свидетели? Потому что, если все действительно так, как вы представляете, то делом должна заниматься прокуратура. А если Вы выступаете в лучших своих традициях ("анонима"), то Вам должно быть очень стыдно! Что конкретно Вы можете сказать?
      • гость
        17 дек. 2011 г., 19:35:12
        Ответить
        Меня вообще удивило, что троли здесь в меньшинстве. Приятно удивило. Человек на виду - вот к******ми в него и кидают. Это нормально.
        Кто без греха? А кто из них решил изменить себя и перекроить свою жизнь? Вам интересна тайна исповеди? Так на то она и тайна.
        А вы, Аноним, лучше о своей душе подумайте. Неймется, ступайте в прокуратуру.
        Наталья, сил Вам, терпения, мудрости!
        • гость-проповедуй в церкви
          17 дек. 2011 г., 20:10:40
          Ответить
          и не дави на информацию, если ты не едораст
          это, кстати, второй человек, что сомневается в ее праведности. Это их святое право сказать правду, что они знают. А ежели сам грешник великий, нечего брать грех другим рот затыкать. Не сужу, но правду ищу...
    • аноном anonimu
      17 дек. 2011 г., 23:58:14
      Ответить
      По-моему, эта женщина и не набивается никому - идет своим путем, да и жизни особо никого не учит. правильно вам сказали - если у вас есть серьезные факты - в прокуратуру вам дорожка, а что тут-то слухи-сплетни разводить. Тут к этому давно все привыкли, вы просто очередной троль- не больше. А героиня интервью дело делает и, кстати, ни от кого не прячется, в отличие от нас с вами)))
  • ал
    17 дек. 2011 г., 20:08:25
    Ответить
    какое-то мутное дело с этим свечным заводом...
  • знакомая
    17 дек. 2011 г., 23:54:45
    Ответить
    Наталья! Как рада видеть! Потеряла было, а ты вона где вынырнула! Очень рада, очень! Не потеряешься теперь. Главное, с пути не сбиться.
    И не слушай злопыхателей, твое дело правое!)))
  • Ольга,
    18 дек. 2011 г., 7:03:22
    Ответить
    Неординарный человек не оставляет равнодушным никого, можно либо любить либо ненавидить, так что все здесь понятно. Никого не учит, а поучиться нам всем есть чему, так что стоило бы и поучить. Всегда говорила, что ты, Наташ, святой человек, а святой человек на Руси всю жизнь был не тот, кто не грешил, а кто светом делился. Счастлива, что знаю тебя уже 15 лет и греюсь твоим светом. Молодчина!
    • птп
      18 дек. 2011 г., 11:23:47
      Ответить
      Распутина тоже считали святым человеком...
  • 1
    18 дек. 2011 г., 11:55:44
    Ответить
    Приходилось несколько раз сталкиваться с этой "героиней".
    Способна увлечь людей, а затем, манипулировать ими, использовать в своих целях. Не терпит правды. Всех, разоблачающих ее, пытается очернить. Вот и в данном случае - появилось несколько людей, открывающих нелицеприятные факты, так их обозвали тролями и анонимами. Хотя все здесь анонимы, потому что не подписываются своими именами. Наверно, Наталья пишет комментарии, защищающие саму себя.
    • я
      18 дек. 2011 г., 22:10:51
      Ответить
      нынче модно у аферюшек брать интервью
  • Ольга,
    19 дек. 2011 г., 8:09:40
    Ответить
    Ну по поводу Распутина, это просто смешно. В российской и мировой истории гораздо более примеров, когда людей харизматичных, выделяющихся из серой массы анонимов, людей, "способных повлечь за собой", изменить мировозрение, топили, сжигали, приговаривали к распятью.
    И предполагать, что Наталья расхваливает себя в комментариях, особой чести вам не делает. По себе судите. Миллионерша-аферюшка из нее тоже не получается, живет в более, чем скромных условиях, не буду вдаваться в подробности. Так что, лучше займитесь делом, серые массы, попробуйте внести ясность в собственные мысли и смысл в свое существование!
    • птп
      19 дек. 2011 г., 11:31:30
      Ответить
      Ольга, а по поводу святости Натальи говорить тем более смешно. То, что она примазывается к церкви, еще не говорит о ее исключительных человеческих качествах. Есть много фактов, от которых невозможно отвертеться.
      Да еще она пытается внедрить туда свои ноу-хау в виде ароматизации церковных свечей. Две тысячи лет Святая Церковь обходилась без этого, а тут пришла великий реформатор Наталья со своим новаторством. Церковные свечи уже сами по себе являются источником благоухания, и совсем нет необходимости включать в их состав к ним какие либо ароматизаторы. Это в некачественные продукты добавляют приятно пахнущие отдушки, чтобы скрыть их несвежесть...
  • Ольга,
    19 дек. 2011 г., 16:39:10
    Ответить
    Точно, все сводится к колбасе.
  • Ольга,
    19 дек. 2011 г., 17:18:16
    Ответить
    Да где ж они, факты то эти? Пока одни страшные истории из области фантастики. :)
    • Обманутый
      19 дек. 2011 г., 19:33:29
      Ответить
      не пишите таких комментариев, не устраивайте пляски на костях тех, кто сталкнулся с этой "организацией"
  • Обманутый
    19 дек. 2011 г., 19:32:27
    Ответить
    Стыдно читать про таких людей, куда смотрит прокуратура ? Ее давным давно пора проверить как следует. Грешков там ТЬМА несусветная.
  • Артемий
    20 дек. 2011 г., 10:02:39
    Ответить
    Каждому свое. У каждого свой путь. Если бы все долбанулись об религию и ринулись в деревню, от России ничего бы не осталось.
  • Тата
    20 дек. 2011 г., 16:18:20
    Ответить
    Ну вот, прочитала комментарии. Начали за здравие, кончили за упокой.
  • нг
    20 дек. 2011 г., 18:11:17
    Ответить
    ГОСПОДА, ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ, А НЕ КОММЕНТАРИИ.
    И ДУМАЙТЕ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ.
    К******МИ КИДАТЬСЯ - СТИЛЬ ОТДЕЛЬНЫХ КОММЕНТАТОРОВ БНКоми.
    • Кот Леопольд
      21 дек. 2011 г., 0:20:54
      Ответить
      "не создавай себе кумира" иначе придет расплата.
      А потом и смеем на кого-то обижаться: "увлекли", "обманули". А голова в это время где была? Наталья если и согрешила, то покаялась и ей простилось.А грех осуждения у кого-то может остаться.
      • sf
        21 дек. 2011 г., 11:55:24
        Ответить
        покаявшиеся не пиарятся и не внедряют сомнительные "ноу-хау"
        • Кот Леопольд
          21 дек. 2011 г., 16:37:20
          Ответить
          вряд ли Наталья напросилась на интервью. Согласилась, думаю, потому, что не прячется ни от кого.
          "ноу-хау" сомнительное или нет втемя покажет, просто не будет пользоваться спросом и не выпускатся.Время покажет.