Предпринимательница Наталья Паутова: «Шаг «в никуда» помог обрести смысл жизни»
История с проектом свечного заводика в селе Ыб, выигравшим грант Министерства экономического развития Коми, недавно широко освещалась в республиканских СМИ. Основательница завода - мать троих детей 16, 8 и 5 лет Наталья Паутова (Кулагина) - сейчас является сельской предпринимательницей. Еще два года назад она была успешной городской жительницей и вдруг в одночасье решила кардинально поменять свою жизнь. «Молодежь Севера» выяснила, почему.
Фото Кирилла Затрутина
- Наталья, как тебя занесло из столицы в село?
- В городе я жила не хуже и не лучше других: семья, работа, карьера в системе продаж. Сначала была менеджером, потом заняла должность выше, до этого работала в Минприроды, в транспортной компании. Амбиции - как у всех, запросы... все было нормально, пока не оказалась в сложной жизненной ситуации. Не могла никак развестись с мужем: душа просит, а сама не могу, почему - не понимаю. Чтобы понять, пошла на исповедь. И так меня это просветило, что я вышла оттуда другим человеком. И вот то, что раньше было «как у всех», все куда-то делось - дискотеки, бары, корпоративы, суета.
Год после исповеди мытарилась. Поняла, что в продажах больше не могу работать - очень это лукавая сфера. А лукавить все трудней и трудней. Перешла в журналистику, стала фрилансером, заключила договор с интернет-агентством Инфакс.ру, работала в колонке «03». Потом поняла, что и тут не могу, потому что самые рейтинговые статьи - это секс, диеты, фитнес. Пришлось оставить все окончательно.
И что делать? Я поняла, что если меня ничего не устраивает, надо открывать собственное дело. Так появился свечной завод - и Богоугодное, и неавтоматизированное дело, которое позволит создать дополнительные рабочие места.
Почему-то решила ехать в Ыб. Взяла благословение в Сыктывкаре у отца Филиппа, в Ыбе - у настоятеля Свято-Вознесенского храма отца Георгия. Он мне предложил, пока не найдем жилье, остановиться в гостинице при храме. А через месяц мы уже купили дом в Еле, сделали в нем ремонт и стали жителями Ыба.
- Как отреагировали на эту кардинальную перемену родные и друзья?
- Очень плохо. Мама была уверена, что у меня с головой не в порядке, потому что я из такой удобной, комфортной жизни в четырехкомнатной квартире, от хорошо обеспеченного мужа, прекрасной работы с «белой» зарплатой шагнула «в никуда». Моему «новому» дому - сто лет, удобств никаких, земля не возделана, баня не построена - в общем ничего готового. Зато в доме - настоящий краеведческий музей, сохранилась даже старинная деревянная люлька.
- Как ты сама считаешь - чего ты лишилась и что приобрела?
- Если чего и лишилась, то только проблем. Приобрела, во-первых, себя, во-вторых, ощущение того, что жизнь идет не зря. Раньше не отпускало ощущение, что ни в чем нет смысла - и у многих это ощущение есть, все живут так, чтобы не думать, не волноваться лишний раз. У нас политика такая: только не волнуйтесь, все в порядке. А душа-то волнуется... И вот теперь у меня ощущение, что все не зря, что все правда. Если это труд, то он реальный - это не то, что ты весь день просидела перед компьютером, приходишь домой: «О-о-о, я так устала!» А вот когда ты дрова потаскаешь, когда у тебя пол неожиданно провалился зимой и надо его чинить - вот тогда начинаешь жизнь воспринимать не как источник каких-то благ, а как шанс проявить себя по полной и не жалеть себя, потому что сил-то у нас, оказывается, «миллион», а вот такая жизнь пассивная и дает человеку ощущение, что он слабый. На самом деле это не так. Человек очень сильный, он может столько всего!
- А как ты убедила старшего сына, что такой перелом - благо? Ведь у подростков на все свое мнение.
- Чудесным образом все произошло. Костя все воспринял плохо, ему тогда было 13 лет. Он боялся, что я повешу на грудь плакат «Покайтесь, ибо грядет Царствие Божие» и так пойду вперед, опасался, что мама рехнулась. Но на одном из приходских собраний в Ыбе батюшка поднял вопрос, что в храме нет алтарника. И предложил Косте помогать ему в алтаре. К тому времени он ходил в храм периодически, а тут само все устроилось: и на воскресной службе надо быть, и в праздники. Так что момента привыкания не было, он с Божьей помощью очень гармонично вошел в ситуацию.
- Как он расстался с городскими друзьями, компьютером?
- Некогда было об этом задумываться. У нас прошлый год был очень напряженным: мы не жили, а выживали. Вечером с ним падали с ног от усталости. Все взялись - и Маруся, и даже Ваня (младший) помогать пытался.
- Как выглядит сейчас твое хозяйство?
- У меня - две козы, восемь кур, пять кроликов, собака и две кошки.
- Самое сильное впечатление от деревни?
- Я до сих пор получаю эти сильные ощущения - все время. Но первое, пожалуй, оглушительная тишина - такая, что поначалу уши закладывало. Или вот звонят подруги из города, жалуются на проблемы суетные, а я смотрю в окно - у меня снег искрится, белый-белый, не такой, как в городе, грязный, и снегири летают.
Еще потрясает чувство безопасности. Мы живем на отшибе, но нам никогда не бывает страшно, тревожно.
- Как тебя восприняло местное население?
- Очень настороженно. Но сейчас все лучше и лучше. В деревне все на виду. Смотрят на тебя издалека, приглядываются - кто ты, какая ты. Кто из городских дачников «крутого» из себя строит, над теми, конечно, издеваются, как хотят.
- Но сейчас ты уже можешь проанализировать, насколько совпало ожидание от деревенской жизни с реальностью.
- А оно и не совпало. У меня было представление, что люди в деревне очень дружные. Это не так. И не потому, что они хуже. Просто у всех хозяйство, как и у меня, времени встретиться часто нет, потому что если они сегодня не сделают своих дел, завтра им придется делать в два раза больше.
Во-вторых, я ожидала, что жизнь в деревне будет дешевле. И это не так. Она дешевле в плане продуктов - свое хозяйство кормит - «молочка», овощи. А все вопросы строительства очень дороги. Конкуренции тут никакой, те, кто умеют что-то делать, нарасхват, и они дороги. Гораздо дороже, чем в городе.
- А какие плюсы?
- Что касается безоговорочных плюсов - это шаговая доступность администрации. Наш глава Николай Форосенко - отец родной. Он человек очень конкретный: что может - сделает, что не может - не будет мозги крутить, скажет прямо. Районная администрация тоже очень доступна.
- Не боишься, что дети не получат достойного образования?
- Совсем наоборот. Как раз школа - это мощный плюс! Я всем говорю: мои дети на индивидуальном обучении. Во всей школе 70 человек, у Кости в классе - 4. Грех тут образование не получить. Многие считают сельских учителей недостаточно прогрессивными. Я с этим не соглашусь. Но самое главное - у них сохранилось личностное отношение к ребенку, что в городе уже редкость.
Маруся с первого класса учит коми язык, болтает с ребятами на их родном языке, и я учусь вслед за ней. Тут и языковая среда сохранилась, и ремесла - кто-то прядет, кто-то печет по старинным рецептам.
Ваня ходит в детский сад. Краеведение и основы православия он благодаря воспитанию постигает на практике. И плачу я за садик и школу более чем скромные средства - безо всяких льгот.
- А как насчет пресловутого сельского пьянства?
- Пьют. Но пили всегда. И не только в деревне. Вот барышни в городе по субботам собираются в клуб, в бар. Они что там делают? Выпивают, причем регулярно. Это что - не пьянство? Просто они себе в этом признаваться не хотят, а живут «как все». Это бесконечная тема.
А мы тут в родительском комитете сталкиваемся со случаями подросткового пьянства. Что ж - будем говорить с позиций православия, потому что если просто сказать: не пейте, потому что это вредно, не поможет, без духовных основ это бесполезно. Все вокруг пьют, от этого и разучились работать. Не поверишь: я с деньгами бегала: «Сделайте!», а мне в ответ: «Да ну!»
Плохо то, что люди бездумно к себе относятся, без этого духовного стержня. Женщины часто меряют жизнь зарплатами и шмотками, мужчины - выпивкой. Упростился народ до тошноты. Это очень жаль. Самое страшное - когда им ничего не надо.
- Процитирую Чернышевского: что делать?
- Чтобы что-то делать, надо, чтобы кто-то вел. Кинул клич - и повел.
- А как клич должен звучать?
- «Мы можем жить по-другому, и это не будет дороже, но это будет лучше». Приведу пример. Вот идет по сельской улице девочка из школы. На ней - короткая юбка. До того короткая, что смотреть невозможно. И ей стыдно, она не знает, куда деваться от самой себя. Но что делать: время пришло - надо заголяться. Я родителям говорю: «Давайте введем школьную форму». Они: «Дорого!» Я: «Не дорого!» Давайте посчитаем: юбка и три блузки вместо всего того, в чем они «щеголяют» сейчас в школе. И вид другой, и самоощущение иное. Введем школьную форму, приобщим их к рукоделию, сводим в храм - и вы уже будете спокойны за своих дочерей.
С мальчиками давайте организуем столярные мастерские, ведь половина из них бегает по селу и не знает, куда себя деть. Сейчас столько программ, грантов! Что, мы не сможем этот станок получить? Еще как сможем! Возможностей для этого - масса! Деревня - это вообще непаханое поле для деятельности.
Так что не надо глобальных призывов и революций. Клич должен быть простым и ясным: мы к чему идем? Или мы хотим спиться и сдохнуть, или хотим будущего для себя и детей?
- А что ты сама думаешь о ситуации со свечным заводом, когда рисковала не получить грант?
- Во-первых, была приятно удивлена, что мне помогли. Малознакомые люди - журналисты, общественники - беспокоились за меня, писали в министерство. Это значит, что времена меняются.
Во-вторых, не меньше меня поразила позиция руководства министерства. Два месяца сотрудники ведомства работали, разрабатывали положение, вникали в каждую деталь, проявляли ко мне участие. И не только ко мне - они ведь с каждым так возились. И вдруг вся их работа, а значит, их компетентность, профессионализм, подвергаются сомнению. Горько мне за сотрудников: они стараются, и они же крайние. Вот такие ситуации и делают из людей номенклатурных работников, которые уже не хотят проявлять инициативу.
По поводу ощущений, которые я испытала, проходя все «круги» на пути к получению гранта. Половина из них придумана для того, чтобы человек отступился. Это ведь я такая упертая, что дошла до конца. А сколько талантливых творческих людей не дошло до «финиша»! У творческих людей ведь мышление другое, они просто неспособны преодолеть этот бюрократический ад. Разумеется, бюджетные деньги нельзя раздавать направо и налево, но процедуру получения государственной поддержки надо однозначно упрощать. Ну и регулировать эту огромную махину, делать выводы, анализировать результаты. Вот у нас в Ыбе пять пилорам. Все они на ладан дышат, нерентабельны, работают от случая к случаю, не имеют постоянных работников, но продолжают получать гранты.
- На что ты собираешься потратить грантовые средства?
- Прежде всего закупить сырье и продолжать развивать три основных направления «Белого света». Это изготовление классических церковных свечей, потом - мое ноу-хау - церковные ароматизированные свечи, ну и третье - свечи ручной работы, декоративное направление. Развиваться есть куда. И планов громадье. Пока мне будут нужны три работника, к концу следующего года планирую набрать семь, а дальше - расширяться и расширяться.
Комментарии (72)
Лукавишь, Наталья. Грехи надо замаливать, а не рядиться в псевдокрестьянскую одежду, прикрывшись благими намерениями и норковой шубой...
Вначале собрали заявки, проверили экономическую эффективность. Потом решили отсеять тех, где нет инноваций.
А тут скандал перед выборами.
А Вам, уважаемый пильщик, не свезло. В лотерею по показухе Вы не попали.
Наталья Паутова - лично за Вас рад, но вот за других обидно. Уточняю, сам пилить доски не собираюсь - комментарии для жителя с.Иб.
Этот бизнес гораздо прибыльнее нефти и водки. Производство свечей - одно из наиболее рентабельных производств. Доход может составлять 5000 процентов. Это вам не пилорама с копеечным доходом:)
у которой в свое время открылся дар предвидения!! В Ыбу тоже этим зарабатываешь?
А не рассказываешь местному населению про то что все отдав тебе (имущество, денежки)или твоей божьей "сестре"(забыла как звать ее)обретешь божью благодать!
Ну чертовка!
Ну актриса)))))
если бы такой свечной заводик захотела открыть местная деревенская женщина ,
был ли бы такой пиар ?
И вообще деревенской женщине дали бы этот грант ???????
а у героини то рыльце в пушку:(
А сейчас в деревне грехи замаливает, такая вся святая, божий человек, деньги отмываешь? Но Бог все видит и поверь, придет расплата и никто тебе не поможет, никакая исповедь.
Стоит задуматься о каких людях пишут в СМИ и кому дают гранты.
Есть факты, которые невозможно опровергнуть и есть обстоятельства, которые имели место быть.
Сторонитесь этого человека и его “добрых” намерений.
Статья тоже понравилась. Но последний комментарий всё стёр.
Кто без греха? А кто из них решил изменить себя и перекроить свою жизнь? Вам интересна тайна исповеди? Так на то она и тайна.
А вы, Аноним, лучше о своей душе подумайте. Неймется, ступайте в прокуратуру.
Наталья, сил Вам, терпения, мудрости!
И не слушай злопыхателей, твое дело правое!)))
Способна увлечь людей, а затем, манипулировать ими, использовать в своих целях. Не терпит правды. Всех, разоблачающих ее, пытается очернить. Вот и в данном случае - появилось несколько людей, открывающих нелицеприятные факты, так их обозвали тролями и анонимами. Хотя все здесь анонимы, потому что не подписываются своими именами. Наверно, Наталья пишет комментарии, защищающие саму себя.
И предполагать, что Наталья расхваливает себя в комментариях, особой чести вам не делает. По себе судите. Миллионерша-аферюшка из нее тоже не получается, живет в более, чем скромных условиях, не буду вдаваться в подробности. Так что, лучше займитесь делом, серые массы, попробуйте внести ясность в собственные мысли и смысл в свое существование!
Да еще она пытается внедрить туда свои ноу-хау в виде ароматизации церковных свечей. Две тысячи лет Святая Церковь обходилась без этого, а тут пришла великий реформатор Наталья со своим новаторством. Церковные свечи уже сами по себе являются источником благоухания, и совсем нет необходимости включать в их состав к ним какие либо ароматизаторы. Это в некачественные продукты добавляют приятно пахнущие отдушки, чтобы скрыть их несвежесть...
И ДУМАЙТЕ СВОЕЙ ГОЛОВОЙ.
К******МИ КИДАТЬСЯ - СТИЛЬ ОТДЕЛЬНЫХ КОММЕНТАТОРОВ БНКоми.