Лидер движения «Пульс» Людмила Джидзалова: «Вопросы по инвалидам в Коми должны решаться на автомате»
Ровно год назад в Сыктывкаре было организовано общественное объединение молодых инвалидов «Пульс». За год его активисты успели провести несколько успешных акций и добиться первых успехов. Этим летом «Пульс» перешел под крыло республиканского общества инвалидов, но остался молодежным движением. Корреспондент МС пообщался с его лидером Людмилой Джидзаловой. Разговор шел не только о трудоустройстве, но и о непростых отношениях с чиновниками, а также уроках доброты и понимания инвалидности среди школьников.
Фото МС
- Почему вы решили отказаться от статуса общественного объединения?
- Мы были юридическим лицом, а стали молодежным движением. Просто ребята захотели влиться в республиканское общество инвалидов.
- Когда и почему это произошло?
- Это произошло в июле. У республиканской организации сменился лидер, им стала председатель Общественной палаты Коми Маргарита Колпащикова, которая нас и поддержала.
- Как это отразилось на активности молодежи?
- Сейчас это большая проблема - молодежь у нас не столь активна: она больше просит, чем отдает. Процентов 95% не хочет влиться в общество инвалидов, считая это непрестижным.
- Почему?
- В обществе существует «культ денег». Ведь как принято: поработал - получи за это. А на общественных началах не все согласны работать.
- Я думаю, что «культ денег» не на пустом месте появился – инвалидам же очень трудно трудоустроиться. Вы можете оценить, насколько легче стало людям с ограниченной возможностью получить работу?
- Вопрос хороший. Во-первых, им чаще всего предлагается труд с невысоким заработком - это 4 - 6 тысяч рублей, чтобы был прожиточный минимум. Те же, у кого, группа инвалидности выше третьей, стоят на учете в центре занятости, получают пособие, могут найти временную работу. Но здесь многое зависит оттого, как человек подаст себя, чтобы его захотели принять.
- А много таких примеров?
- Например, Евгений Гузей, который работает со мной в обществе инвалидов. Он как раз курирует вопросы «доступная среда и трудоустройство». А еще как только прошла акция «Доступная среда», на нас вышло руководство МЧС. Оно было заинтересовано создать условия для инвалидов и обучить их простым специальностям, чтобы те могли работать, скажем, диспетчерами, поэтому разработало программу по трудоустройству на федеральном уровне. Сейчас там учится 7 человек. Среди них есть и колясочники. Да и некоторые предприятия спрашивали, как сделать свои здания доступнее.
- Это, безусловно, победа. Я помню, когда Маргарита Колпащикова рассказывала про ухтинскую организацию «Стимул», то признавалась, что ей приходилось с боем бороться за права инвалидов. А почему вообще в такой ситуации надо драться за свои права?
- Вода камень точит. Надо капать-капать-капать, и тогда проблемы будут решаться.
- Неужели чиновники сами это не понимают?
- Наверное, просто существуют и другие проблемы в обществе. Я считаю, что надо подключать к работе и инвалидов, которые готовы разрабатывать законопроекты и пробивать эти вопросы. В Ухте уже многие годы вопросы, связанные с социальной средой для таких людей, решаются автоматически. Нам в Сыктывкаре надо стремиться к этому же.
- Знаю, что некоторые руководители боятся брать на предприятия инвалидов из-за лишних хлопот.
- Многие директора предприятий считают, что брать человека с инвалидностью - затратное дело. Надо обустроить рабочее место, сделать широкие дверные проемы. На самом деле, может быть, достаточно удобного рабочего места. Нужно разъяснить руководителям, тогда они не будут бояться брать людей с инвалидностью на работу.
- Проблемы с получением престижной и высокооплачиваемой работы у многих инвалидов начинаются еще в школе, когда они не могут получить достойное образование. Я знаю, что в этом вопросе есть подвижки, и вы курируете данную отрасль.
- Да. Есть два вида образования для детей-инвалидов - дистанционное и инклюзивное. Дистанционное - это когда ребенок дома учится через скайп. Но тогда он лишен общения со своими сверстниками. А при инклюзивном образовании инвалид учится в обычном классе. Общество принимает его. Проект инклюзивного образования работает в Ухте и Сыктывкаре. Мы готовимся к тому, чтобы проводить уроки доброты и понимания инвалидности. Когда дети маленькие, то они принимают сверстника нормально. Но чем старше становится ребенок, тем тяжелее ему привыкнуть. Человек с инвалидностью считается не нормой, а проблемой. А прежде всего в нем надо увидеть личность.
- За последний год не только у вашей организации было много изменений, но и у вас лично. Вы закончили вуз, сменили работу.
- Ой! (Улыбается.) Ну, во-первых, в прошлом году, когда мы начали работать, я почувствовала на себе внимание. Очень многие у меня спрашивали, каково это быть с инвалидностью. Но спустя какое-то время перестали ее замечать. Еще появилась уверенность в своих силах. Конечно, бывает такое, что я начинаю сомневаться в себе, но это как и любой человек.
- А что нужно сделать в обществе, чтобы люди понимали ваши проблемы и хотя бы не обзывали?
- Нужно активно проявлять себя, общаться со всеми наравне, чтобы другие видели, что мы тоже активные, что мы тоже работаем.
- Я, если честно, ожидал другого ответа. Думал, вы будете кивать в сторону людей, чтобы они в первую очередь менялись. А вы говорите про себя.
- Конечно, надо, чтобы и люди не замечали наших болячек, каких-то внешних недостатков. Этого сложно добиться. Исторически так сложилось, что ущербных и обездоленных у нас жалели, создавали для них богодельни, опекали их. И чтобы изменить сознание людей, нужен большой промежуток времени. Ведь долгое время человек с инвалидностью либо жил в интернате либо сидел дома. Сейчас эту ситуацию мы пытаемся переломить, показывать себя как можно чаще. Когда тебе в след оборачиваются из-за твоих недугов, это просто неприятно, некомфортно. А надо, чтобы этого не было.
Комментарии (9)
молодым и не очень