Yarga Sound System: «Мы хотим всколыхнуть забытые корни»
23 ноября в Сыктывкарском клубе «Mix» прошел фестиваль фольклорной музыки «Pro-ЭТНО». Выступили музыканты из Сыктывкара, Ижевска, Москвы. Но самым большим подарком для зрителей стала петрозаводская группа «Yarga Sound System». Вокалистка Ольга Гайдамак и основатель музыкального проекта Александр Леонов более известны по группе «Ва-Та-Га». Считается, что музыканты играют этноэлектронику. Но название стиля, в котором они работают, весьма условно. Основной своей целью Ольга и Александр считают возрождение старинной русской песни. После фестиваля нашему корреспонденту удалось побеседовать с музыкантами.
Фото Кирилла Затрутина
- На фестивале вы имели возможность услышать наших музыкантов. Кто вам понравился и почему?
Александр:: Барабанщики понравились, «Beat Boysss»!
Ольга:: Да, это феномен, я видела. Достояние Республики Коми. Нужно их поддерживать, продвигать, помогать. Просто чудо. Они настоящие. Все у них сделано по-честному, с головой и с душой.
- А каковы плюсы и минусы организации фестиваля?
Александр:: Да все хорошо. Все, что возможно было сделать, сделано. Ну вот разве что были проблемы с площадкой. Мы, конечно, хотели, чтобы это был театр.
Ольга:: Организация, в данном контексте, мне кажется, идеальная. Но мы думали, что это будет сольный концерт. Когда полгода назад мы договаривались с Андреем Викторовичем (Андрей Дикоев — директор колледжа искусств РК, один из организаторов фестиваля «Pro-ЭТНО» - прим.), решили, что будет сольный концерт. Потом выяснилось, что будет еще Марио Калдарару с Марией (Лади Мари — прим.)
- Где вы берете тексты? Собираете народные песни?
Александр: Мы не только собираем, сейчас все доступно, все архивы. В основном используем песни русского Северо-Запада: поморские, заонежские, псковские. Это пограничие со странами Балтии, и там много интересного происходило с музыкой. Вот Маша Корепанова (Лади Мари — прим.) тоже занимается этой пограничной ситуацией, все эти бесермянские крези (крезь - название традиционной песни у удмуртов — прим.) как раз возникают там, где пересекаются удмурты и бесермяне.
- На фоне современной поп-музыки это звучит довольно свежо, хотя, наверное, ваше творчество можно охарактеризовать как «назад к корням».
Александр: Ну не то чтобы «назад к корням». У нас ведь есть и электронная музыка. Мы не ограничиваем себя только фольклором. Исследуем поэзию, к примеру, Велимира Хлебникова.
- В свое время к его поэзии обращался «Аукцыон», у них есть альбом на стихи Хлебникова «Жилец вершин».
Александр: Да, Хвост и «Аукцыон». Но там была в основном мелодекламация — под ритм, под музыку больше читалось, а не пелось. У нас именно песня, которую могут петь все.
- Мне хотелось бы спросить Ольгу: как вы пришли к своему стилю исполнения?
Ольга: На самом деле, я еще ни к чему не пришла, я еще иду. А поиск в том и заключается, чтобы понять, в чем поиск.
- Мне ваше сегодняшнее выступление местами напомнило о немецком музыканте Стефане Микусе. Он часто поет на языке, который придумал сам. А у вас нет желания изобрести какой-то новый язык для своих песен?
Ольга: Нет, нет, нет! Никогда!
Александр: Просто на сегодняшний день у нас настолько непаханое поле.
Ольга: Наша задача состоит в том, чтобы всколыхнуть забытые корни, отмершие, может быть, даже убитые. На самом деле, человек не может взять и своей волей что-то там отрезать, отрубить. Если верить в то, что человек не способен решать, что он может уничтожить, а что нет, то забытое всегда можно услышать живым, если прислушаться.
- Однако в современном российском обществе существует несколько превратное представление о русской народной музыке. Мы думаем, народная песня — это «Вот кто-то с горочки спустился» или «Ой, мороз, мороз», то есть то, что обычно поют во время застолий.
Александр: Именно об этом я и хотел сказать. Сейчас не надо никуда ездить, что-то собирать. Тем более, что уже фактически не осталось «соловьев», но есть богатое наследие, которое в Институте языка и литературы хранят как зеницу ока, никому ничего не дают. Тем не менее, что-то выплескивается: забытые сказки, былины, эпическая традиция, забытое живое слово.
- А как обстоят дела с музыкой — вы ее как-то восстанавливаете или сочиняете сами?
Александр: Распевы иногда приходится придумывать.
Ольга: Приходится иногда и адаптировать, делать в контексте нашего времени, так, чтобы слушатель мог проникнуться этими вибрациями смысловыми. Это не потому, что хочется позиционировать себя, сказать: это я интерпретировал песню. Нет! Хочется донести этот чувственный глубокий смысл до людей, которые об этом даже не задумываются либо вообще ничего об этом не знают. Их всколыхнуть — в этом задача.
- А в чем особенность именно русской песни?
Ольга: Я не могу сказать, что конкретно русская древняя песня чем-то отличается от других. Дело в том, что человеческий быт сопрягался со словом, которое пелось. Важна именно концепция слова, потому что из него все и произошло, его воспевали.
Александр: А мне кажется, и не надо ничего разделять. Человек поет, и это понятно. Смысл песни начинаешь понимать не головой.
Ольга: Да, именно на чувственном уровне. Вот Мария (Мари Лади — прим.) рассказывала, что бесермяне говорили ей: «Ты наша». А удмурты: «Нет, ты по-нашему поешь». На самом деле, когда эти вибрации возникают по-настоящему, то все народы чувствуют корень. Все человечество все равно произошло от Адама и Евы.
- Если мы вспомнили о корнях, то я хотела бы задать вопрос Александру: говорят, вы собираете сказки? Вам ведь сегодня подарили сборник коми народных сказок. Это идет параллельно музыке или все переплетается?
Александр: Сказки сейчас связаны не только с книгами. Мы давно сотрудничаем с театрами. И начали сотрудничество свое с театром кукол. Он очень отличается от драматического тем, что там своя условность. Сейчас там революция! И художники, и режиссеры такие интересные делают вещи! Есть эти куклы и другие объекты. Человек ограничен в своей моторике, он оживляет куклу, и она гораздо живее, чем человек-актер, даже если он не лажает.
Ольга: У нас с детства сложилось представление, что кукольный театр — это примитивные спектакли. А мы столкнулись с совсем другим. Никто еще об этом не знает. Посредством кукол гораздо больше можно сказать и показать. Сейчас в театре кукол ставятся спектакли для взрослых, и они настолько многоплановые, просто удивительно.
- Может, тогда вы хотите соединить свое выступление с кукольным спектаклем?
Александр: Хотим! Два года назад мы уже делали сказку в рамках одного биенале. С нами еще художница работала, в реальном времени рисовала на черной доске белым мелом, и ее рисунки накладывались на заранее подготовленные фотографии. Сегодня нам интересно работать в перфомансе, так что собираемся готовить презентацию будущего спектакля.
Комментарии (8)
Если у фестиваля будет продолжение, мы обещаем пересмотреть его формат, сделав его более компактным и комфортным для восприятия.
С уважением, Дикоев А.В.