Тележурналист Алексей Полторанин: «Я перестал звездить, когда меня пнули»
Еженедельник «Молодежь Севера» при поддержке информагентств БНКоми и «Комиинформ» продолжает цикл интервью с журналистами «Новые медиа-лица республики». Сегодня мы публикуем беседу с журналистом телеканала «Юрган» Алексеем Полтораниным.
Фото Кирилла Затрутина
Коротко: 23 года, из которых уже почти 6 лет работает на Коми республиканском телеканале «Юрган»: сначала корреспондентом, а потом редактором. Последний год является продюсером по работе с федеральными каналами: проще говоря, готовит сюжеты о событиях в Республике Коми для «Первого канала», телеканала «Россия 1», «НТВ», «Пятого канала» и других. Коллеги называют его «человек-стендап» за большую любовь появляться в кадре, причем, как признается сам Алексей, иногда и без повода. Недавно он вернулся из Москвы, где ему предложили работу на «НТВ», в программе «ЧП. Обзор за неделю».
- Тебя можно поздравить с работой в Москве?
- Нет. Я отказался.
- Почему?
- Когда я показал свои материалы шеф-редактору программы, он мне сразу сказал: «Вот твое рабочее место, приступай». Но мне осталось полтора года до диплома (я учусь в нашей академии госслужбы), и если бы я согласился, то мне бы не дали доучиться.
- Ну ты же знал, что тебе могут предложить остаться в Москве.
- Я был в Москве по своим делам, и моя поездка совпала с посещением «Останкино», где и зашла речь о работе. Кажется, глупо, что я отказался. Но я все взвесил. Я второй раз уже отказываюсь от предложения работать в другом городе (мне предлагали остаться на «Пятом канале» в Санкт-Петербурге).
- Твои рабочие отношения с «Юрганом» продолжаются?
- Я продолжу работать на «Юргане». Но я договорился с редакцией программы «ЧП» о том, что буду готовить полноценные материалы для них и в самих сюжетах появляться в кадре. Обычно сюжеты местных корреспондентов обрабатывают московские журналисты.
- Криминал - это твоя тематика?
- Не совсем. Но на «Юргане» я стараюсь выезжать на различные происшествия. Например, два дня работал на месте пожара в доме престарелых в Подъельске.
- Мы с тобой общаемся уже несколько минут, и у меня такое ощущение, что ты в образе, как будто сейчас в прямом эфире и играешь на камеру. Я включил диктофон, и Алексей Полторанин превратился из простого парня в звезду мирового масштаба.
- В обыденной жизни я иногда кажусь не таким, какой на самом деле. Просто телевидение меняет человека.
- Ты работаешь на проправительственном телеканале. Чувствуешь ли давление со стороны чиновников?
- Наше правительство, не скрою, не любит, когда на федеральных каналах выходит негативный материал о Республике Коми. С чем это связано, мне понятно: ведь федеральные каналы формируют имидж региона. Схема такая: центральные каналы зачастую заказывают регионам сюжеты про какую-то проблему. Местные журналисты делают эти репортажи и отправляют их федералам. Так вот, практически все материалы из Коми сначала проходят через фильтр ее правительства.
- Какие последствия для тебя были после выходов резонансных, по-твоему мнению, сюжетов в эфире федеральных каналов?
- Меня не уволили.
- А ты не боишься, что это все-таки произойдет?
- Страха совершенно нет. Мне есть куда пойти. Без денег не останусь.
- Я знаю, что иногда сюжеты в Москву уходили без согласования с Желтым домом. Почему ты нарушаешь правила игры?
- Понимаешь, я готовлю некоторые сюжеты отдельно от телекомпании. В принципе, я могу их не согласовывать.
- Можешь привести пример?
- В этом году готовил материал об «астрономических» счетах коммунальной компании «ЖУК». Сюжет вышел в вечерних новостях «России 1». Последовала быстрая реакция со стороны прокурора Республики Коми. В июле мы снимали сюжет про человека в Воркуте, который пнул коляску с ребенком. Этот репортаж выходил в течение двух дней первым в выпуске на «Первом канале». Я не думал, что будет такая реакция после данного сюжета. Мне позвонили следователи из Воркуты и сказали: «Леша, что ты наделал? Нам же из-за тебя теперь всю ночь искать этого человека». Нашли его уже в первой половине следующего дня.
- Работать на федералов гораздо интереснее?
- Я стал чувствовать, что каждый мой сюжет для местных новостей начал повторяться. Ежегодно снимаешь одно и тоже. Мне не хватает бешеного ритма. Снимаешь обычные новости, иногда местечковые проблемы. Да все эти проблемы решаются на районном уровне. А вот для федералов готовишь проблемы большего масштаба, и темы не похожи на предыдущие, да и реакция со стороны властей совершенно другая.
- Как считаешь, тебе удается снимать сюжеты, которые непохожи на местечковые?
- Люди, которые встречают меня на улице, пишут мне «ВКонтакте», говорят, что мои сюжеты отличаются от сюжетов коллег.
- Чем?
- Я работаю с фанатизмом, прохожу практику в федеральных СМИ, пытаюсь реализовать новые знания.
- Ты не ответил на вопрос. Чем твои сюжеты отличаются от сюжетов коллег?
- Во-первых, подачей. Текст, конечно, важен. Но у меня совершенно другой формат съемок. Больше «НТВшный». Это использование проходок в кадре, и не только моих - я прошу ходить героев, что-то делать (они в кадре моют посуду, находятся за рулем машины и говорят со мной). Не люблю шаблонные сюжеты.
- Мне кажется, такое практикуется не только в твоих сюжетах. Впрочем, ладно. Тебя часто критикуют?
- Я наслушался критики в первые годы работы, потому что начинал с нуля. Главным критиком является телезритель.
- Это прописная истина. Сейчас тебя критикуют - коллеги, друзья, начальство?
- Критикуют операторы за неоправданные стендапы (появление корреспондента в кадре - МС). Да, иногда я злоупотребляю ими, но доказываю, что они нужны, чтобы оживлять картинку, статичный план. Я не стремлюсь быть в кадре. Например, стендап на федеральных телеканалах должен быть записан в любом случае. Там не принимается оправдание: не было времени для записи. Если ты не записал, значит, ты неправильно построил работу на съемочной площадке.
- Когда тебя критикуют, ты обижаешься?
- Я отношусь к критике безболезненно. Но больше воспринимаю критику моих московских коллег. Звонит шеф-редактор «ЧП» и просит перестроить сюжет, указывая на мои ошибки. Иногда критикуют, не понимая моей идеи. А раз критикуют, значит, смотрят.
- Очень многие говорят про тебя, что ты нарцисс, что очень любишь себя, любишь понарциссировать?
- Мне не сложно отказаться от работы в кадре. Я могу уйти работать обычным продюсером, оператором, взять в руки камеру и снимать сюжеты, не думая о славе. Мне не нужна слава.
- Как ты думаешь, почему же люди тебя так называют?
- Повторюсь, я работаю с фанатизмом. Пытаюсь что-нибудь придумать, чтобы сюжет был интересным для нашего телезрителя. У нас многие говорят: «Как мне платят, так и буду работать». Или звездят. Обычно это молодые журналисты без опыта, которых нужно пнуть. Я подхватил эту заразу, но быстро вылечился.
- И тебя пнули?
- Да. Я поехал снимать сюжет про балетную школу, и меня героиня упрекнула в том, что я ничего не знаю о нашем балете. Я приехал неподготовленным. Первые полгода звездная болезнь у всех есть. Ты идешь по улице, и тебе кажется, что тебя узнают, а иногда и вообще просят дать автограф. Главное - пнуть человека вовремя, тогда он окажется на своем месте.
- Три года назад на региональном конкурсе среди журналистов «Признание» ты получил награду «Золотое перо». Что эта награда для тебя значит?
- Это была первая оценка моей профессиональной деятельности. Я был рад награде.
- Насколько она важна для тебя?
- Ты думаешь, что сейчас я смогу поехать с этой статуэткой на федеральный канал и скажу: «Посмотрите, у меня есть награда!», и меня сразу примут на работу? Это не так.
- А где у тебя дома стоит эта статуэтка: на видном месте или запрятана где-то в тумбочке?
- Она не на виду. На виду стоят специальные поролоновые штучки, которые защищают микрофон от ветра во время съемок (ветрозащита) с логотипами федеральных телеканалов.
- У тебя есть друзья среди коллег?
- Яков Юхнин, твой бывший коллега по МС (я дружу со всей его семьей), Роман Истомин, журналист «Юргана», Максим Булкин, мой бывший коллега. В последнее время очень много друзей появилось у меня и среди журналистов Москвы и Санкт-Петербурга.
- А враги у тебя есть?
- (пауза) Может быть. Я их просто не замечаю.
- Часто приходится бояться из-за профессиональной деятельности?
- Когда делаешь новости для местного телевидения, ты делаешь обычные сюжеты, они не настолько проблемные. Когда же сюжет выходит на федеральном уровне, то тогда порой испытываешь страх (например, когда я сделал сюжет про «астрономические» счета, которые приходили жителям Сыктывкара от управляющей компании «ЖУК»). Руководитель наверняка знал, кто подготовил сюжет. Было реально страшно, и была боязнь за свою жизнь.
- Некоторые коллеги стесняются говорить, что они из Сыктывкара. А ты?
- Нет. Я не стесняюсь говорить, что я из Сыктывкара. Иногда в Москве спрашивают: «А Сыктывкар - это где-то в СНГ?»
- Ты учишься в академии госслужбы, а в будущем ты журналист или чиновник?
- У меня раньше было желание, закончив академию, уйти из журналистики, сесть в чиновничий кабинет. Но я понял, что мне будет скучно в четырех стенах. Многие журналисты уходят работать в пресс-службу. Мне же об этом пока думать рано. Может быть, лет так в 35 - 40.
- То есть, ты получишь диплом, отложишь его в сторону и забудешь о нем?
- Да.
- И не жалко?
- Я учусь в академии госслужбы и понимаю, что должного образования там не получить, но и бросать жалко. Пять лет назад, когда поступил на исторический факультет СыктГУ, мне пришлось бросить учебу из-за работы. Меня пригласили, то есть, позвали в новости на «Юрган». Роман Истомин решил показать телекухню и предложил пройти практику. Я согласился. Так вот, Истомин завел меня в кабинет, где сидела редактор Анна Медведева. Она спросила: «Читать, писать умеешь?» Я ответил, что да. И она взяла меня на работу.
- Давай заглянем в будущее. Опиши Алексея Полторанина через 20 лет?
- Это Москва, «Останкино». Я - корреспондент федерального телеканала. Уже объехал всю страну и побывал во многих странах, где находил интересные сюжеты. Если я останусь в Коми, здесь можно дорасти и до высокопоставленного чиновника.
- Это пока фантазии, или у тебя есть четкий план, как добиться этого?
- В Сыктывкаре я достиг профессионального потолка, который уже больше года ощущаю. Теперь я самостоятельно езжу в Москву. Там прохожу практику на федеральных каналах, прилагая определенные усилия.
Комментарии (107)
какой (отмодерировано)
где ростят таких?
Считай, что я тебя "пнул", как та балерина.
Как можно звездить вообще работая журналистом такого масштаба? Это же та же назойливая муха которая просто ищет к кому бы пристать. особено юрган, телеканал кукольный,который управляется из вне, какая у него гордость????? Если он совершенно зависим...рассказывать как едросня открыла "очередную" детскую площадку и прочую подобную херню!!! Смешно!!
Правда, он сам постоянно заводит разговор, начиная с того, что он сейчас работает на федеральные каналы, он только что был в Москве, он на днях собирал группу своих поклонников в кафешке и т.д.
Когда он изменился?
Леша в свое время оказался в нужном месте и в нужный час (имеется ввиду Подъельск). Вот после этого он и начал завездить на костях бабушек и дедушек.
Парень вроде неплохой, но, конечно же, скромнее надо быть, скромнее. Хотя, вроде как, скромность сегодня не в моде.
Я удивляюсь коллективу Юргана. Молчат, сопят... В Москве бы такого выскочку давно на место поставили)
"Жаль я в своё время в Москву не уехал"...
Я !!!
Я !!!
Я !!!
Вспомнили бы лучше Игоря Вавилова, который был универсалом в работе и отличным товарищем. Работал в Чечне писал стихи. И так рано ушел от нас...
а так впечателение о нем одно - Хлестаков местного разлива: "Я и с Пушкиным на короткой ноге. Бывало скажу ему, ну что брат ПУшкин..."
один из многих - не более. ну
а талантливые молодые журналисты имеются, и которые к 23 годам добились намного большего.
Многие,закончив эту академию, не млгут правильно изъясняться,а сидят в чиновничьях креслах- за километр не подходи к таким образованным
А у Анны жесткий отбор, республиканский уровень! Круче только в отстаткино.
площадь красная видна,
А из вашего окошка -
только улица н е м н о ж к о.
http://www.mskomi.ru/n/article.php/13559
Например, Лёш, что ты мучаешься, займись шоу-бизнесом. Стань шоу-мэном. Ведущим праздников, концертов. Или стань ведущим какой-нибудь развлекательной программы. Славы, внимания со стороны окружающих и денег будет достаточно. И отравлять своим наполеоновским бредом никого не придется.
Ты ведь чувствуешь, что тебе нужна слава. Так дай волю этому чувству, что ты его гнобишь. Прикрываешься плащем-неведимкой - высокими целями спасти мир своей журналистской деятельностью. Все и так видят, какой ты. Не спрячешься. Так что стань собой, наконец. СТАНЬ САМИМ СОБОЙ.
БНК неужели нет более интересных людей, про которых стоит делать репортажи?