Главы муниципалитетов охладели к зиме (Видео)
Главы некоторых муниципалитетов Коми подверглись в четверг на заседании правительства РК критике за не вполне удовлетворительную подготовку к зиме. С претензиями к ним согласился и глава региона Вячеслав Гайзер, посоветовавший местным руководителям считать проблемы ЖКХ основными, поскольку основными их считают для себя жители республики.
Фото Юрия Кабанцева
Положение дел в подготовке к осенне-зимнему сезону обрисовал министр архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Николай Смышляев. По общим показателям картина получилась вполне благополучной. Из 493 котельных паспорта готовности к зиме получили 488, на 95% подготовлен жилищный фонд. Практически на 100% готовы тепловые и водопроводные сети, замена ветхих теплосетей в целом произведена даже с превышением плана.
Между тем, сообщил министр, среди муниципалитетов, как обычно, есть отстающие. Например, в Инте заменено только 46% теплосетей от плана, в Усть-Куломском — 55%. Еще хуже в Инте обстоят дела с заменой ветхих водопроводов — 18% от плана. Власти Троицо-Печорского района поменяли 47%.
Николай Смышляев уведомил также собравшихся, что в Печорском и Вуктыльском районах испытания теплотрасс привели к многочисленным порывам. Хуже дела обстояли в Вуктыле: там до 8 сентября не могли ввести в строй центральную городскую котельную, и в результате 5 детских садов, 3 школы и 5 учреждений здравоохранения остались без тепла.
- При этом администрация Вуктыла благостно рапортовала на заседаниях штаба по подготовке к зиме, что все испытания успешно проведены! И другие руководители муниципалитетов тоже докладывали, что у них все готово! - «сдал» местные власти Николай Смышляев.
Сложности при поготовке к зимнему периоду возникали и гораздо более глобальные. Еще до 1 сентября 180 котельных по республике не были подключены к поставкам электроэнергии — из-за больших долгов перед «Коми энергосбытовой компанией».
- Действия энергетиков могли поставить под угрозу начало отопительного сезона, и мы вынуждены были обратиться в прокуратуру республики. После ее вмешательства поставки электроэнергии были возобновлены, а с энергосбытовой компанией были подписаны договоры о реструктуризации задолженности, - сообщил глава Минархстроя.
Высказывание конкретных претензии продолжилсь на властях Усинска. По словам Николая Смышляева, они получили предписание выделить из городского бюджета средства на погашение задолженности перед «Усинской тепловой компанией». Этого сделано не было, и подключение к теплу происходило в авральном режиме.
Глава профильного министерства отметил, что не снимает ответственности за возникшие трудности с «Коми тепловой компании», однако, признал он, КТК все же проделала в сложных финансовых условиях большую работу при подготовке к зиме.
Следующим под раздачу попал глава Печорского района Василий Торлопов.
- Глава муниципалитета докладывал штабу, что у них нет проблем с горячей водой. Однако многочисленные жалобы жителей говорят об обратном, - «сдал» и его тоже Николай Смышляев.
Министр напомнил о большой задолженности за жилищно-коммунальные услуги со стороны населения. На 1 августа она достигала 2,7 млрд. руб. На привычном месте впереди всех Воркута - 1,3 млрд. руб. Это 936% от месячного потребления — по подсчетам докладчика, жители города не платят 9 месяцев. Затем следуют Инта — 423 млн., Печора — 155,4 млн. и Удорский район — 78,5 млн. руб.
Неудовлетворительными Николай Смышляев назвал и темпы капитальных ремонтов многоквартирных домов. Деньги на эти работы поступили летом, однако, например, в Сыктывкаре ремонты на сегодняшний день не начаты ни в одном из 10 стоящих на очереди домов. В Сосногорске они ведутся только в двух домах из пяти.
Как уже сообщали БНКоми, генеральный директор КТК Геннадий Левошкин определил финансовое положение компании как «катастрофическое». Задолженность перед поставщиками топлива достигла 800 млн. руб., размер кредиторской задолженности в два раза превышает объем дебиторской.
- Предприятие находится в критическом состоянии, его финансовая устойчивость утеряна, - вздохнул Геннадий Левошкин.
По признанию гендиректора, «плачевным» положение дел оказалось еще летом, когда были отключены от электроэнергии котельные и заблокированы счета дочерних компаний КТК. Однако, как заверил Геннадий Левошкин, главное (передовым его назвать уже сложно) тепловое предприятие республики сделало все возможное для готовности к зиме. Подготовлены почти все котельные (96%), заменены 17 км ветхих теплосетей из 22-х, почти на 100% проверены водопроводные системы. По словам гендиректора, финансовую помощь компании оказал Фонд поддержки инвестиционных проектов РК.
Геннадий Левошкин со знанием дела заявил, что плановые замены 20 км теплосетей в год, учитывая изношенность, недостаточны: ежегодно заменять, по его мнению, нужно не менее 40 км.
Выступавшие следом главы муниципальных образований по очереди обещали в течение октября подтянуть ремонтные «хвосты». Наиболее убедительно это делал руководитель администрации Инты Павел Смирнов. На настрой сити-менеджера, очевидно, повлияли не только непростая тема обсуждения, но и то, что Вячеслав Гайзер в начале заседания поздравил его с днем рождения, а затем прозвучали сведения о «кардинальном отставании от планов подготовки». Павел Смирнов сообщил помимо прочего, что жилфонд города подготовлен на 60%, а оставшиеся 40% - это ветхие дома, жители которых будут переселены в соседние поселки.
- И мы сделаем это за свой счет, помощь Республики Коми нам в этом не нужна, - добавил себе плюсов в глазах членов правительства глава администрации города.
Более экстравагантно отчитался глава Удорского района Василий Федоров. Николай Смышляев прямо спросил его, когда будет полностью подготовлен к зиме жилфонд.
- Когда морозы будут, тогда и подготовим, - спокойно ответил Василий Федоров, добавив, что осталось только застеклить окна в подъездах.
- А если они завтра наступят? - удивился Вячеслав Гайзер.
- Вот они начнутся — сразу и застеклим. Это не проблема, - повторил Василий Федоров.
Его коллега из Княжпогостского района Виктор Попов заявил, что КТК самоустранилась от подготовки территории к зиме. После того, как с компанией был расторгнут договор об оперативном управлении местным предприятием ЖКХ, районным властям пришлось брать кредит на 12,5 млн. руб. на приобретение необходимых материалов.
Между тем ранее представители КТК отмечали, что договор был расторгнут не по их инициативе.
Последней выступила глава созданной при «Единой России» комиссии по проблемам ЖКХ Татьяна Замятина. Она предложила несколько пунктов решения этих проблем — например, разграничить полномочия между органами власти.
- А то получается, что полномочия Минархстроя и других структур дублируются, а в итоге никто ни за что не отвечает, - пояснила она.
Еще одно ее предложение — организовать работу управляющих компаний так, чтобы можно было проконтролировать расходы на каждый конкретный дом.
Татьяна Замятина сказала «спасибо» тем, кто помогал в работе комиссии. В шорт-лист попал Павел Смирнов, но не попало ведомство Николая Смышляева.
- А Минархстрой-то вы почему не поблагодарили? - поинтересовался заместитель главы РК Алексей Чернов.
- Не за что. Их представители в нашей работе не участвовали, - пояснила Татьяна Замятина.
Как известно, еще недавно она занимала в этом ведомстве пост заместителя министра.
- А мэры как-то участвовали, за исключением облагодаренного вами Смирнова? - задал еще один вопрос зам главы.
- Печора была только на втором совещании, и все.
Алексей Чернов напомнил и главам администраций, и руководителям коммунальных предприятий, что президент поручил Генпрокуратуре держать на контроле ситуацию в ЖКХ.
- Если кто-то не понимает причинно-следственной связи, я поясню: это значит, что такие указания получат и региональные прокуроры. И тогда вопрос может коснуться и вас. Хочу, чтобы вы учли: мы будем обращаться и в прокуратуру, и в МВД. И тогда, возможно, кому-то придется поменять привычный образ жизни на строго регламентированный — с прогулками по расписанию и трехразовым питанием, - прозрачно, но достаточно тонко сформулировал он.
Зам главы посчитал нужным пояснить, почему он так считает:
- Мы тут все взрослые люди и понимаем, что может быть так, когда в стоимость коммунальных услуг включается содержание лифта, а самого лифта в доме нет. И директор предприятия ездит потом на хорошей иномарке. ЖКХ - это бизнес. Но бизнес с определенной рентабельностью, и не надо ее повышать незаконными методами.
Подводя итог почти двухчасовому обсуждению, Вячеслав Гайзер отметил, что услуги ЖКХ - самый сейчас главный и волнующий вопрос для жителей республики. Поэтому и для каждого руководителя муниципалитета он тоже должен быть главным.
- Но я пока не вижу у глав муниципальных образований понимания такой постановки вопроса, - заявил Вячеслав Гайзер.
Комментарии (45)
-это что? где искажается информация? Что- все нормально?
Зато все лето с бубном в ыбу плясали.
Красавцы. А уж Танюшка Замятина чего так обижена на свое родное министерство. Прикиньте, как только она с ИА оттуда сдриснули, как сразу поумнела - и разделение полномочий, и отказ от дублирования функций. Может прокуратуре через суд пора взыскать с нее заработную плату, которую она много лет получала и практически ни хрена не сделала.
нада автоматику поставить в котельной усогорска. а то котлы без автоматики безопасности в эксплуатации
================================
— Добрый день, уважаемые жильцы нашего микрорайона. Вы дозвонились в приёмную ЖЭКа №13, с Вами говорит автоответчик. Оставьте все надежды после звукового сигнала...
Цели проекта
1. Сокращение затрат всех видов ресурсов (финансовых, энергетических, трудовых) на обеспечение потребителей тепловой энергией в сельской местности.
2. Повышение качества теплоснабжения, обеспечение горячим водоснабжением потребителей, повышение надёжности и устойчивости обеспечения теплом.
3. Высвобождение средств у потребителей для стимуляции спроса на рынке потребительских товаров. Сокращение социальной напряжённости.
Результаты реализации проекта
1. Незамедлительное прекращение ежегодного роста платежей, связанных с организацией теплоснабжения потребителей на период 3-5 лет, с последующим существенным, кратным, сокращением затрат финансовых средств бюджетов и расходов граждан на теплоснабжение.
2. Ресурсо- и энергосбережение, повышение энергоэффективности.
3. Повышение качества жизни граждан и комфортности жилья.
Описание проекта
Перспективы развития децентрализованного теплоснабжения
Развитие рыночных отношений в России коренным образом меняет принципиальные подходы к выработке и потреблению всех видов энергии. В условиях постоянного роста цен на энергоресурсы и их неизбежного сближения с мировыми ценами проблема энергосбережения становится по настоящему актуальной, во многом определяющей будущее отечественной экономике.
Вопросы разработки энергосберегающих технологий и оборудования всегда занимали значительное место в теоретических и прикладных исследованиях наших учёных и инженеров, но на практике в энергетику передовые технические решения внедрялись не достаточно активно. Государственная система искусственно заниженных цен на топливо (уголь, мазут, газ) и ложные представления о неограниченных запасах дешёвого, природного топлива в российских недрах привели к тому, что отечественная промышленная продукция является в настоящее время одной из самых энергоёмких в мире, а наше коммунальное хозяйство экономически убыточным и технически отсталым; население не имеет доходов для оплаты затрат коммунального хозяйства, что ведёт к глобальным негативным последствиям.
Малая энергетика коммунального хозяйства оказалась заложницей большой энергетики. Ранее принятые коньюктурные решения о закрытии малых котельных (под предлогом их низкой эффективности, технической и экологической опасности) сегодня обернулись сверх централизацией теплоснабжения, когда горячая вода проходит от ТЭЦ до потребителя путь в 25-30 км, когда отключение источника тепла из- за неплатежей или аварийной ситуации приводит к замерзанию городов с миллионным населением.
Большинство индустриально развитых стран шло другим путем: совершенствовали теплогенерирующее оборудование повышая уровень его безопасности и автоматизации, КПД газогорелочных устройств, санитарно гигиенические, экологические, эргономические и эстетические показатели; создали всеобъемлющую систему учёта энергоресурсов всеми потребителями; приводили нормативно-техническую базу в соответствие с требованиями целесообразности и удобства потребителя; оптимизировали уровень централизации теплоснабжения; перешли к широкому внедрению альтернативных источников тепловой энергии. Результатом такой работы стало реальное энергосбережение во всех сферах экономике, включая ЖКХ.
Наша страна находится в начале сложного пути преобразования ЖКХ, которое потребует проведения в жизнь многих непопулярных решений. Концепцией реформирование ЖКХ, принятой в 1997 году, предполагалось, что все нововведения реформ будут вестись при опережающем росте доходов населения и не будут обременять людей – реалии получились обратные.
Энергосбережение является магистральным направлением развития малой энергетики, движение по которому способно значительно смягчить болезненные для большей части населения последствия от роста цен на коммунальные услуги.
Постепенное увеличение доли децентрализованного теплоснабжения, максимальная приближения источника тепла к потребителю, учёт потребителем всех видов энергоресурсов позволят не только создать потребителю более комфортные условия, но и обеспечить реальную экономию газового топлива.
Традиционное для нашей страны система централизованного снабжения теплом от ТЭЦ через магистральные теплопроводы, известна и обладает рядом достоинств. В общем, объеме источников тепловой энергии на централизованные котельные приходится 68% , децентрализованные –28%, прочие –3% . Крупными теплофикационными системами вырабатывается около 1,5млрд.Гкал в год, из них 47% на твердом топливе,41% на газе, 12% на жидком топливе . Объемы производства тепловой энергии имеют тенденцию к росту примерно на 2-3% в год (доклад зам . министра энергетики РФ). Но в условиях перехода к новым хозяйственным механизмам, известной экономической нестабильности и слабости межрегиональных, межведомственных связей, многие из достоинств системы централизованного теплоснабжения оборачиваются недостатками.
Главным из которых является протяженность теплотрасс. Согласно сводным данным по объектам теплоснабжения 89 регионов РФ, суммарная протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 183,3 млн.км. Средний процент изношенности оценивается в 60-70% . Удельная повреждаемость теплопроводов в настоящее время выросла до 200 зарегистрированных повреждений в год на 100 км тепловых сетей. Причём тяжесть повреждений нарастает и повреждаются не отдельные элементы, а выходят из строя целые системы, восстановлению, в отдельных случаях, не подлежащие; число таких аварий растёт. По экстренной оценке не менее 15% тепловых сетей требуют безотлагательной замены . Чтобы прервать процесс старения тепловых сетей и остановить их средний возраст на существующем сейчас уровне , необходимо ежегодно перекладывать более 4% трубопроводов , что составляет около 7300 км сетей в двухтрубном исчислении .Это потребует выделения примерно 70 млрд. . руб. в текущих ценах (доклад зам. министра РФ) .В дополнению к этому, за последние 10 лет в результате недофинансирования практически не обновлялся основной фонд отрасли. Вследствие этого, потери теплоэнергии при производстве, транспортировке и потреблении достигают 70%, что привело к низкому качеству теплоснабжения при высоких затратах. И отчасти это объясняет прирост производства теплоносителя.
Организационная структура взаимодействия потребителей и теплоснабжающих предприятий не стимулирует последних к экономии энергетических ресурсов. Система тарифов и дотаций не отражает реальных затрат на теплоснабжение.
В целом, критическое положение, в котором оказалась отрасль, предполагает в ближайшем будущем возникновение крупномасштабной кризисной ситуации в сфере теплоснабжения для разрешения которой потребуются колоссальные финансовые вложения.
Таким образом, техническая и экономическая эффективность сетей недопустимо низка, а затраты на приведение в нормативное состояние или на их замены сегодня для общества непосильны – такие затраты приведут к кратному увеличению тарифов. Наше общество, видимо, не обладает возможностью расходования таких ресурсов – отвлечение средств может привести к крайне негативным последствиям для всей экономической ситуации в стране.
Насущный вопрос времени – разумная децентрализация теплоснабжения, по квартирное теплоснабжение. Децентрализация теплоснабжения (ДТ) – наиболее радикальный, эффективный и дешёвый способ устранения многих недостатков.
Обоснованное применения ДТ в сочетании с энергосберегающими мероприятиями при строительстве и реконструкции зданий даст большую экономию энергоресурсов в России. Вот уже четверть века в наиболее развитых странах не строят квартальных и районных котельных. В сложившихся сложных условиях единственным выходом является создание и развитие системы ДТ за счёт применения автономных теплоисточников.
Процесс децентрализации теплоснабжения, охвативший ряд стран Европы (Италия, Германия), Азии (Корея, Япония – последняя вовсе не имеет централизованного теплоснабжения) и Америки (США, Канада), с каждым годом все более ощутимо проявляется и в России. На данный момент можно уже говорить об общероссийской тенденции децентрализации отопления. Это косвенно подтверждается данными опубликованных в прессе маркетинговых исследований. Так за последние годы пуск в эксплуатацию котельных большой мощности (свыше 100 Гкал/час) в большинстве административных округов России отмечался лишь в единичных случаях, в то время как ввод в строй котельных малых мощностей (до 20 Гкал/час) повсеместно растет. Наступление процесса децентрализации серьезным образом затрагивает самые разные отрасли ЖКХ, как на этапе строительства систем автономного теплоснабжения так и при их эксплуатации.
Причины, по которым все чаще предпочтение отдается автономным системам отопления, в общем, очевидны. По сути, децентрализация теплоснабжения является одним из наиболее эффективных методов экономии энергоресурсов и материальных средств. Максимальное приближение источника тепла к потребителю значительно снижает и даже практически полностью исключает потери тепла по ходу теплотрасс. Вместе с тем снижаются или полностью исключаются расходы на прокладку и обслуживание теплотрасс. Снижаются затраты на строительство и оборудование специальных помещений для тепловых узлов. Более того новые возможности обретает жилищное строительство. При использовании автономных систем теплоснабжения, становится возможным строительство многоквартирных жилых объектов в районах новой застройки, необеспеченных развитой сетью теплотрасс; в микрорайонах и кварталах с хроническим недогревом; в зонах тупиковых теплотрасс.
Сегодня, как никогда остро встал вопрос эффективного использования тепла и электроэнергии. Один из путей решения этой проблемы – создание децентрализованных систем теплоснабжения. Возникла необходимость создания автономных источников теплоснабжения. Стоимость производства тепла у таких котлов в разы дешевле по сравнению с центральным отоплением. Существенным плюсом является значительная экономия площади застройки. Практика показывает, что они окупаются через 2-5 лет, при этом ресурс эксплуатации составляет 20 лет. Уходит в прошлое ремонт теплотрасс с нарушением автодорожной сети и отсутствием горячей воды.
Децентрализация теплоснабжения – в районах новой застройки каждый вводимый объект (здание, группа зданий) сооружаются одновременно с собственным источником тепла – котлом. Обеспечивается экономия затрат на строительство магистральных тепловых сетей больших диаметров, т.к. стоимость газопровода к котельной здания или микрорайона на порядок ниже, чем теплосети при равной передаваемой тепловой мощности.
Как показывает опыт применения автономного теплоснабжения экспериментального жилого района Куркино в г. Москве, единовременные капитальные вложения на источники тепла сократились почти на 30%, на тепловые сети в 3,4 раза, почти на 50% уменьшился годовой расход топлива, стоимость отпускаемого тепла снизилась в 2,5 раза. При этом повысилась надежность, экономическая безопасность и комфортность обеспечения теплом потребителей. Созданы условия без замораживания огромных капитальных вложений, введения в действие систем теплоснабжения к сроку и к месту ввода жилья и объектов соцкультбыта. Во многих случаях и с опережающими темпами.
Еще один положительный пример применения локальных технологий.
В муниципальном образовании «Крутинский район» Омской области были проведены работы по переводу жилищного фонда и объектов социальной сферы на индивидуальные источники отопления. В целом весь комплекс работ, включая строительство газопровода и установку локальных источников теплоснабжения, был осуществлен в течении 3-х месяцев. Стоимость выполненных работ составила 47,4 млн. рублей. В результате закрытия газомазутной котельной и перевода потребителей на отопление от индивидуальных газовых котлов (население) и автономных теплоисточников (прочие потребители) удалось добиться следующих показателей:
• Снизилась в 5 раз стоимость услуги теплоснабжения для населения и в среднем составляет 1,42 руб./м2 в месяц и в то же время качество услуги теплоснабжения полностью соответствует утвержденным санитарным нормам;
• Потребление топлива (природного газа) снизилось более чем в 3,5 раза, что в целом составило экономию бюджетных средств в 274,2 тыс. рублей в месяц;
• Ликвидировано тепловых потерь в объеме свыше 4,0 тыс. Гкал/год и отпала необходимость в восстановлении теплотрассы, ориентировочная стоимость – 5,0 млн. рублей;
• Снизилась на 20% стоимость услуги теплоснабжения для потребителей бюджетной сферы, отапливающихся от локальных теплоисточников, что в целом составит экономию в 840 тыс. рублей в год;
• Снизилась нагрузка на все уровни бюджетов в части возмещения разницы в тарифах – 827,9 тыс. рублей, субсидий и льгот – 400 тыс. рублей в год.
Степень экономии средств и тепла в первую очередь зависит от избранного варианта автономного теплоснабжения.
Автономное отопление многоквартирных домов
Пристроенные к дому или располагающиеся в непосредственной близи от него автономные фасадные котлы - один из вариантов, использующийся при децентрализованном теплоснабжении в т.ч. и жилых объектов (по два на подъезд). Размещение такого оборудования не требует дополнительных площадей.
Высшая степень децентрализации бытового теплоснабжения обеспечивается при использовании поквартирных систем отопления и горячего водоснабжения. В этом случае для отопления многоквартирных домов в каждой квартире устанавливаются газовые настенные котлы малой мощности, обычно 24-28 кВт.
Уже российский опыт показывает, что по сравнению с традиционным централизованным теплоснабжением стоимость единицы тепла снижается при использовании поквартирного отопления кратно, а по отдельным расчетам в 5-7 раз. Системы поквартирного отопления оказываются экономически выгодными как на этапе капитального строительства так и в процессе эксплуатации. Реальные затраты для системы поквартирного отопления в сравнении с расчетными по центральному отоплению и отоплению блочной котельной были просчитаны на примере 33-квартирного дома, построенного в Туле, и подтверждаются результатами сравнительного технико-экономического анализа проведенного на базе 12-этажного дома группой исследователей Московского строительного университета. По данным собранным в Туле в эксплуатационный период удельный расход топлива на единицу отапливаемой площади при использовании системы поквартирного отопления, почти вдвое ниже, чем при центральном отоплении и в полтора раза ниже расхода при использовании блочной котельной. Даже с учетом 55% дотации для потребителей услуг центрального отопления, эксплуатационные затраты при пользовании "поквартиркой" все равно оказались существенно ниже.
Отдельно стоит отметить вариант решения автономного отопления за счет установки каскада котлов малой или средней мощности. Особые надежды на перспективу внушает использование в этих целях конденсационных котлов, сравнительно недавно появившихся на Российском рынке. Эта техника отличается при малых размерах и относительно небольших мощностях очень высокой производительностью, за счет высокого КПД. Объединенные в каскад несколько настенных конденсационных котлов, способны отапливать многоквартирный дом, не требуя специально отстроенного и оборудованного помещения для их размещения.
Однако если за каскадами конденсационных котлов возможно будущее, на сегодняшний день самым продвинутым проектом автономного отопления в России, несомненно, можно считать системы поквартирного отопления.
Поквартирное отопление в городах
Поквартирное отопление, получившее широкое распространение в Европе - в Италии, например, таким способом отапливаются 14 миллионов квартир — в Россию пришло с некоторым опозданием.
На начальном этапе развития поквартирного отопления в России, строители часто устанавливали в системах поквартирного отопления одноконтурные котлы мощностью 19 и даже 16 кВт, с открытой камерой сгорания. Такой котел используется только для отопления, а для обеспечения потребности пользователя в горячей воде необходимо дополнительно устанавливать накопительный или проточный водонагреватель. Забор воздуха для горения пламени горелки котла с открытой камерой сгорания, осуществляется из внутренней среды отапливаемого помещения, не изолированной и от попадания в нее продуктов горения.
На сегодняшний день очевидно, что перспективу для поквартирки имеют только двухконтурные котлы с закрытой камерой сгорания, мощностью 18-24 кВт, к которым предъявляется еще ряд дополнительных требований:
• Закрытая камера сгорания.
• Мощность 18-24 кВт.
• Наличие двух контуров для отопления и ГВС.
• Принудительная тяга.
• Циркуляционный насос.
• Электронное зажигание, ионизационный контроль пламени горелки.
• Непрерывная электронная модуляция пламени.
• Автоматическая электронная система самодиагностики.
• Относительно невысокая стоимость.
Требование невысокой стоимости котлов диктуется не только и не в первую очередь конкуренцией производителей, а более всего самим массовым применением котлов для оборудования системы отопления многоквартирного дома. Когда строители должны закупать котлы сразу большой партией, стоимость каждой единицы становится далеко немаловажным фактором, а порой и решающим. В принципе только этим и объясняется то, что до сих пор возводятся новые дома, где системы поквартирного отопления, оборудованы моделями с открытой камерой сгорания. Модели же высокой стоимости используются лишь в элитных, домах-коттеджах, в лучшем случае рассчитанных на несколько квартир, или не востребованы для поквартирки вовсе. По тем же причинам для отапливания многоквартирных домов чаще используются котлы с проточным водонагревателем ГВС. Модели, оборудованные бойлером, применяются в этих целях крайне редко.
В последнее время и в России все больше внимания стало уделяться надежности техники, удобству обращения с ней и созданию комфортных условий для пользователя, предоставления ему дополнительных удобств. Поэтому к современным котлам, в том числе и для поквартирного отопления, все чаще предъявляется еще одно требование - наличие в конструкции или возможность подключения к приборам программируемых устройств контроля теплового комфорта в помещениях. Для этого обычно используются комнатные или выносные термостаты, порой с дистанционными системами управления. При оборудовании отопительного оборудования термостатами и датчиками температур, размещающихся на улице, работа котла автоматически согласуется с погодными изменениями. Такую автоматику называют погодозависимой. Фактор предоставления комфорта пользователю настолько стал значим в конкурентной борьбе на российском рынке отопительного оборудования, что практически все крупные поставщики имеют в линейке настенников модели, оснащенные погодозависимой автоматикой. Которая, кроме предоставления условий дополнительного комфорта потребителю, позволяет еще намного рациональнее расходовать топливо при работе котла.
Поквартирное отопление в сельской местности
Существующие системы централизованного теплоснабжения на селе, как правило,
обеспечивают потребителей горячей водой сезонно или не обеспечивают совсем.
Технический и моральный износ, несоответствие мощности системы присоединённой нагрузке, сверхнормативные потери и низкая плотность застройки - это те факторы, которые не позволяют вести эффективную эксплуатацию, обеспечивать требуемую надёжность и комфорт. Всё это ведёт к неустойчивому финансовому положению поставщиков и к значительной тарифной нагрузке на потребителей тепла.
Создание новых централизованных систем теплоснабжения в сельских населённых пунктах экономически бесперспективно -- затраты на устройство децентрализованного теплоснабжения кратно ниже: от 2 до 20 раз. Кроме того, эксплуатационные затраты для децентрализованных систем теплоснабжения, обеспечивающих потребителей горячим водоснабжением и отоплением, ниже в разы. Выше комфорт и надёжность.
Ответственность за организацию отопления на территориях несут администрации сельских поселений. Поэтому затраты на восстановление вентканалов, на обустройство коробов для удаления продуктов сгорания, затраты на проведение работ на общедомовом имуществе в МКД, на подготовку проектной документации и на её согласование полагается целесообразным возложить на муниципальное образование, что потребует принятия муниципальной программы, аналогичной программам, принимаемым при финансовой поддержке Фонда содействия реформирования ЖКХ. Кроме того на работы общего характера возможно привлекать средства собственников существующих теплоисточников. Они часто не заинтересованы экономически в эксплуатации существующей системы централизованного теплоснабжения.
Однако, существует объективное препятствие в проведении децентрализации систем
теплоснабжения в сельской местности - у собственников помещений отсутствуют в
необходимом объёме денежные средства на проведение работ и приобретение оборудования.
Предлагается решить эту проблему через использование таких инструментов как кредитование населения на приобретение и монтаж отопительного оборудования, настенных котлов или передачу данного оборудования в лизинг.
Вариант № 1. Децентрализация теплоснабжения, с переходом на поквартирное отопление с использованием кредитования физических лиц на льготных условиях.
На сегодняшний день, Правительством РФ совместно с ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» инициированы и финансируются программы кредитования «Газификация жилья на селе» и «Инженерные коммуникации». Данные программы представляют специальные условия по кредитам на выполнение работ по газификации - оплату проекта, прокладку газопровода, монтаж газового оборудования и даже пристройку под котельную, замену систем отопления, в том числе и ее децентрализация. На сегодняшний день условия кредитования выглядят следующим образом:
На селе кредит на газификацию Россельхозбанк даёт в итоге под 14,5% годовых для тех, кому на день окончания выплат не более 65-ти лет и под 7,4% для тех, кому будет 75 лет. Кредит выдается сроком до пяти лет. В бюджетах многих регионов заложена компенсация выплаты кредита на вышеуказанные нужды. Например, в курской области администрации компенсируют 8,1 % годовых по выданным кредитам Росссельхозбанка, поэтому конечная ставка по кредиту обходиться населению в 6,4 % годовых.
При реализации и монтаже более чем 50 котлов, возможно предоставление скидок, которые могут покрывать расходы на обслуживание банковских процентов. В результате затраты семьи на организацию теплоснабжения фиксируются на 5 лет на уровне сегодняшнего платежа за отопление, не повышаются каждый новый год и позволяют обеспечить себя не только теплом, но и горячей водой и погасить кредит.
Схема реализации данного варианта выглядит следующим образом:
1.Администрация сельского поселения (муниципалитета) организует сход граждан и доводит информацию о децентрализации теплоснабжения, с переходом на поквартирное отопление, об условиях и затратах на проведение децентрализации;
2. Принятие решения о переходе на децентрализованное теплоснабжение на общих собраниях собственников жилья - для решения нужно иметь не менее 66,67% от площади;
3. Муниципалитет исключает дома из схемы централизованного теплоснабжения;
4. Заключение собственниками квартир договоров с подрядчиком;
5. Оформление и получение кредита под эти договоры;
6. 50% авансирование денежных средств на приобретение оборудования подрядчиком и проведение монтажных работ.
7. Выполнение работ и окончательный расчёт с подрядной организацией со стороны собственников жилья.
Вариант № 2. Децентрализация теплоснабжения, с переходом на поквартирное отопление с использованием лизинга отопительного оборудования.
Одним из вариантов решения проблемы отсутствия у собственников помещений необходимых в полном объёме денежных средств на проведение работ и приобретение оборудования, при децентрализации теплоснабжения, с переходом на поквартирное отопление является схема лизинга.
Данная схема имеет ряд отличительных преимуществ по отношению к схеме кредитования физических лиц на приобретение оборудования. Затраты связанные с обслуживанием лизинга в большей своей части покроются за счёт оптовой скидки предоставляемой производителем оборудования. Это позволит приобрести оборудование и произвести его монтаж и вести его техническое обслуживание специализированными организациями на период лизинга без существенного удорожания. Суммарные затраты на выплату лизинговых платежей и расчётов за энергоноситель, потреблённый для производства тепловой энергии, в идеале, не должны превышать существующего платежа за централизованное отопление. Данное условие выполнимо при сроке лизинга в 5 лет.
При сроке лизинга 3 года размер ежемесячных суммарных затрат в отдельных случаях
может несколько превысить размер существующей оплаты за централизованное
теплоснабжение, но сокращение срока лизинга ведёт к сокращению общих затрат
на его обслуживание. Принятие решения по сроку лизинга позволяет оптимизировать расходы.
Лизингополучателем на территории населённого пункта может выступать юридическое лицо, отвечающее требованиям для реализации лизинга, и, желательно, ведущее данную
деятельность на территории всего субъекта РФ. Это снижает издержки, минимизирует риски и сократит затраты конечного потребителя. Данными юридическими лицами могут выступать газораспределительные организации, представленные на данных территориях или крупные подрядные компании, осуществляющие свою деятельность на данных территориях. Главное условия для лизингополучателя - фирма способная имуществом и оборотами гарантировать обслуживание суммы контракта.
Владельцы помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах
участвуют в программе на условиях сублизинга. В сублизинг получают оборудование с оплаченным монтажём собственники или балансодержатели нежилых помещений и объектов социальной сферы. Это не увеличивает запланированных бюджетных расходов, связанных с организацией теплоснабжения, фиксирует их на период лизинга и приводит к их, практически, кратному сокращению по его прекращению. В проработанных вариантах суммарные затраты (в данных расчётах учтены затраты на приобретение оборудования и его монтаж.) на перевод многоквартирного дома на поквартирное газовое отопление составили от 50 до 70 тысяч рублей на квартиру.
На сегодняшний день, технические и технологические решения отработаны и опробованы неоднократно в различных населённых пунктах. Субъективные факторы, препятствующие реализации, вполне решаемы при условии активного участия местных органов самоуправления и региональных властей. Схема финансирования имеет предварительную проработку с лизинговой компанией. До настоящего времени в качестве финансового инструмента использовался не лизинг, а кредит. Но для данного рода проектов лизинговая схема, видимо, более рациональна. Практика реализации подобных проектов в Курской области на протяжении 10 лет показала их высокую социальную эффективность.
Для наиболее эффективного решения проблемы децентрализации теплоснабжения необходимо решение вопросов нормативно-правового регулирования децентрализации нерентабельных систем централизованного теплоснабжения. Однако, сегодня отсутствует чёткая и однозначная позиция надзорных органов в вопросах применения технических решений по децентрализации теплоснабжения объектов социальной сферы, отсутствует единый подход к решению данного вопроса. В этой связи, возникает необходимость выработки и проведения единой позиции надзорных органов в вопросах теплоснабжения малых объектов социальной сферы с максимально возможным применением бытовых котлов. Решение данного вопроса позволит кратно сократить расходы бюджетов и граждан на организацию теплоснабжения, повысить энергетическую эффективность использования ТЭР и обеспечить значительный социальный эффект. Целесообразно проработать данный вопрос более подробно с целью выработки единого подхода у всех надзорных и контролирующих органов. При необходимости подготовить и дать соответствующие поручения по внесению дополнений в существующие нормативные правовые акты.
В случае невозможности использовать схему поквартирного отопления с индивидуальными котлами малой мощности, целесообразно рассмотреть следующую схему децентрализации теплоснабжения.
На многоквартирный дом устанавливается котел средней мощности (например, от 200 кВт.). Такие котлы можно устанавливать вне помещений у фасада, рядом с врезкой тепловодоснабжения, таким образом, котел замыкается в существующий контур обеспечения горячей водой и отоплением. Система отвода отработанных газов может быть выведена по торцу здания наверх. Подводка газа может осуществляться за счет муниципальных средств в рамках программ развития газоснабжения. Муниципалитет выводит из эксплуатации существующие котельные, работающие на мазуте или угле, имеющие высокий износ или несоответствующие существующим нагрузкам, (это означает, что котлы должны устанавливаться на всей группе организаций, питающихся от данной котельной). Важно отметить, что данный вариант децентрализации необходимо лишь рассматривать тогда, когда нет возможности устройства поквартирного отопления.
Полагаю целесообразным внести на рассмотрение тему нормативно-правового регулирования в вопросах децентрализации нерентабельных систем централизованного теплоснабжения.
Существующие в малых городах и сельских населённых пунктах системы централизованного теплоснабжения, как правило, обеспечивают потребителей горячей водой сезонно или не обеспечивают совсем.
Технический и моральный износ, несоответствие мощности системы присоединённой нагрузке, сверхнормативные потери и низкая плотность застройки не позволяют вести эффективную эксплуатацию, обеспечивать требуемую надёжность и комфорт.
Всё это ведёт к низкому качеству услуг, неустойчивому финансовому положению поставщиков и к значительной тарифной нагрузке на потребителей тепла.
Создание новых централизованных систем теплоснабжения в малых городах и в сельских населённых пунктах экономически бесперспективно – затраты на устройство децентрализованного теплоснабжения кратно ниже: от 2 до 20 раз.
Кроме того, эксплуатационные затраты для децентрализованных систем теплоснабжения, обеспечивающих потребителей горячим водоснабжением и отоплением, ниже в разы; выше комфорт и надёжность.
Вопросы организации перевода жилищного фонда на децентрализованное теплоснабжения отработаны, существующая нормативная правовая база позволяет достаточно эффективно проводить эти мероприятия на многоквартирных и индивидуальных домах.
Очевидно, что строительство для детских садов и школ маломощных объектовых котельных экономически бесперспективно из-за высоких капитальных и эксплуатационных затрат, приводящих к скачкообразному росту тарифов.
Строительство межобъектовых или квартальных котельных невозможно из-за крайне высокой стоимости тепловых сетей и по причине малой тепловой нагрузки, недостаточной для рентабельной работы системы централизованного теплоснабжения.
Технически и экономически наиболее эффективным видится решение вопроса путём организации теплоснабжения названных объектов с применением бытовых и(или) фасадных котлов.
Фасадный котёл имеет высокую безопасность. Не имеется объёма, в котором могут быть созданы условия для взрыва в случае загазованности.
Фасадный котёл обеспечивает необходимую надёжность; внешний уличный контур котла не имеет замерзающих жидкостей, съём теплоты с данного контура происходит внутри отапливаемого помещения водой внутренней системы отопления.
Существующая внутренняя система отопления не требует замены или существенной реконструкции. Для подготовки необходимо выполнить промывку, регулировку и переподключение.
При этом возможность разделить систему отопления здания на этажи и крылья позволяет минимизировать риски технических неисправностей и повысить устойчивость системы теплоснабжения объектов.
В сравнении со строительством котельной, капитальные затраты на устройство теплоснабжения от фасадных котлов сокращаются в 5 раз. Значительно сокращаются затраты на эксплуатацию. Фасадный котел должен иметь статус бытового котла.
Однако, сегодня отсутствует чёткая и однозначная позиция надзорных органов в вопросах применения технических решений по децентрализации теплоснабжения объектов социальной сферы; отсутствует единый подход к решению данного вопроса.
В этой связи, возникает необходимость выработки и проведения единой позиции надзорных органов в вопросах теплоснабжения малых объектов социальной сферы с максимально возможным применением бытовых котлов и, для случаев, требующих особых мер безопасности, котлов фасадного типа.
Решение данного вопроса позволит кратно сократить расходы бюджетов и граждан на организацию теплоснабжения, повысить энергетическую эффективность использования ТЭР и обеспечить значительный социальный эффект.
Полагаю необходимым рассмотреть данную проблему с целью выработки единого подхода у всех надзорных и контролирующих органов. При необходимости подготовить и дать соответствующие поручения по внесению дополнений в существующие нормативные правовые акты.
В заключение, хочется еще раз отметить, что теплоснабжение в России имеет большое социальное значение, повышение его надежности, качества и экономичности – важнейшая задача. Любые сбои в обеспечении населения и других потребителей теплом негативным образом воздействует на экономику страны, и усиливают социальную напряженность. При сложившейся ситуации внедрение любых ресурсосберегающих технологий будет оправдано.
А прочат его вона на какое место-задвинул говорят Торлопова. А ведь у того все было под контролем!!!
речи школьники начинают клевать носом, он решил сменить монолог на
диалог:
- У кого-нибудь из вас есть ко мне вопросы?
Тут встает Петя Иванов и говорит:
- У меня к вам три вопроса:
1) кто убил Литвиненко?
2) почему люди в стране такие нищие?
3) почему в стране постоянно нарушаются права человека?
Путин чувствует, что его прошибает холодный пот, но тут звенит звонок и
дети стремглав выбегают из класса. В начале следующего урока Путин опять
спрашивает:
- У кого-нибудь еще есть ко мне вопросы?
Вовочка:
- У меня к вам пять вопросов:
1) кто убил Литвиненко?
2) почему люди в стране такие нищие?
3) почему в стране постоянно нарушаются права человека?
4) почему звонок прозвенел на 20 минут раньше?
5) где Петя Иванов?