Гости «Ыбицы» попробовали «медвежью лапу»
Представители финно-угорских регионов накормили сегодня гостей мультифестиваля «Ыбица» блюдами национальной кухни. Хватило далеко не всем желающим. Уже к часу дня у участников фестиваля «День варенья» закончились продукты, прекратилась и давка у столов.
Армейцы варят варенье. Фото БНКоми
- Очень похоже на домашние пельмени, только на вкус тесто немного другое, и приправа какая-то в мясе, - это средних лет женщина, выстоявшая очередь к домику делегации Марий Эл, пробует национальное блюдо марийцев под названием подкогыльо. У всех счастливчиков в руках пластиковая посуда с чем-то дымящимся и ароматным, люди отходят от столов и пристраиваются кто где - на поляне, на скамейках.
Семь домиков, шесть полевых кухонь: Коми, Марий-Эл, Удмуртия, Мордовия, Коми-Пермяцкий, Ненецкий округа. Пахнет мясом, дымом, печеным тестом. К столам длинные очереди. Некоторые семьи делятся и встают сразу в несколько очередей. Участники фестиваля уже через полчаса с начала раздачи вынуждены были разводить руками: «закончилось».
Впрочем, такой цели - накормить всех - и не было. По словам Константина Механошина из Кудымкара, главное - приобщить к кулинарной культуре, показать, какие у кого национальные блюда. Сам Константин - призер различных международных гастрономических фестивалей, работает в ресторане национальной кухни. Сегодня он шеф-повар и официант в одном лице: жарит на мангале заранее замаринованную оленину и мясо перепелки, варит суп из белых грибов, рассказывает стоящим в очереди, что и как правильно готовить, раздает порции. Устал. Говорит, что хотелось бы от людей больше сдержанности: такой давки он не ожидал.
У остальных домиков кулинаров побольше, но в основном это непрофессиональные повара - сотрудники музеев и национальных центров. Но готовят вкусно.
- Чая уже целую кастрюлю выпили, вот 50 литров пшеничной каши раздаем, - кивает на очередь сотрудница этнографического музея «Лудорвай» Анна Куликова и переворачивает лопаточкой толстые блины из дрожжевого теста - табанИ. Мангал шипит. Жарко. - Жаль только, что готовим в полевых условиях, поэтому мы не свинину в кашу положили, а тушенку. Второе ведро теста заканчивается.
К мордовскому домику люди выстроились за полтора часа - как только кулинары развели мангал. Ожидания оправдались: особым спросом пользовались коньячный напиток «Монсь пания» (в переводе означает «сама нагнала») и блюдо под названием цёмрат - маленькие пельмени с рубленным мясом.
- Раньше же мясорубок не было, мясо измельчали ножами, - поясняет Татьяна Чепушова, начальник отдела Поволжского центра культур финно-угорских народов.
Шесть литров алкогольного напитка «разошлись» моментально. Татьяна Чепушова улыбается: тяжеловато работать в полевой кухне, но люди ждут, главное, чтобы им приятно было. Рядом со столом на сковородах жарится что-то аппетитное: мясные лепешки с сухариками. По словам мордовских кулинаров, это «медвежья лапа». У блюда есть своя история. По традиции, мордовскому парню нельзя было жениться, пока он не убьет на охоте медведя. Это своеобразный обряд инициации: убил медведя - стал настоящим мужчиной, охотником, значит, сможет прокормить семью. В наши дни рецепт изменился: вместо медвежьего мяса в равных пропорциях используют говядину, свинину, печень. Добавляют яйца, специи, лук и замешивают фарш как для котлет. Сверху выкладывают ржаные сухарики, которые символизируют когти медведя.
К часу дня мангалы дымились только у двух домиков. У остальных домиков началась неспешная уборка: уставшие кулинары начали собирать пустые чаны и кастрюли, использованную пластиковую посуду.
Как накануне заявляли организаторы, представители регионов должны были совместно сварить варенье. Выяснилось, что большой чан для варенья не привезли, и варенье уже варится в полевой кухне. У моста, на входе на главную поляну, стоят три полевые кухни. В одной из них кипит вода, в двух других в четырех 60-литровых термосах варится черничное варенье. Присматривают за всем контрактники из сыктывкарской воинской части.
- Ягод привезли, наверное, литров 120. Правда, чернику не перебрали. Такой походный вариант варенья - с листьями и черенками, - говорит один из них.
Варенье все равно вкусное, заверили солдаты. Секрет в том, что оно варится и томится в закрытых термосах, и совсем недолго. Так что все витамины ягоды сохранят.
Комментарии (24)
1. Вместо мяса в национальные блюда "вынуждены засыпать тушенку" - вот такие национальные блюда.
2. Пробка - позорище организаторам.
3. Угощения закончились как-то почти не начавшись.
4. Общее впечатление - толкучка какая-то и повод невнятный.
Вывод - отсутствие образованного и опытного организатора, способного рассчитать силы, средства, логистику, количество положенных отхожих мест, рукомойников, мест для сбора мусора. Прочего всего, что отвлекает своей несуразностью, неумелостью от некоторых достаточно интересных выступлений.
Кстати , на фестивале и с республики много народу было. Ну и что теперь? На концерт какой -нибудь звезды тоже не попасть, однако тогда никто не гавкает, что не смог попасть, а тут виноватых ищут. Надо было назло вам по билетам проезд и вход организовать, вот тогда бы поржал над вашей реакцией.
Кучу бабла на пиар ухнули, пропиарили фест как место для семейного отдыха, что в итоге: многим повезло, их развернули на пол пути, но еще большим не повезло и они через 2 часа все таки добрались до заветной точки ЫБ, и видили удручающее зрелище 60 человек на остановке в автобус до пресловутого парка, альтернатива прогуляться пешком цать км...... Отличная перспектива семейного отдыха, особенно для тех детей кот. пережили поездку туда и кот. еще предстояло пережить поездку обратно.
Выводы: сама идея этнопарка, парка понравилась. Но организационная сторона на нуле. Сильно надеюсь, что это "первый блин". А как место отдыха горожан мне Ыб понравился. Можно сделать много ещё - детский парк, площадки для шашлыков (для приезжающих семьями) и впереди ещё зима с её горками, лыжами и коньками. Но... почему-то мне кажется, что всё профукают и испоганят. Власти воровством, граждане быдлячеством. А жалко, идея не плоха.