Новости партнеров: «Одиночество личностей Сорокина и Жакова»
Сорокинские чтения проводились в Сыктывкаре в третий раз. Но если раньше они проходили в виде круглых столов, где каждый сам выбирал проблематику для выступления, то теперь была задана одна тема: «Человек в социокультурном мире». И речь шла не только о Питириме Сорокине, но и о другом нашем выдающемся земляке, философе Каллистрате Жакове, чье 150-летие со дня рождения будет отмечаться в сентябре нынешнего года. По сообщению газеты «Республика», в ходе научной дискуссии участники обсудили и тему суицидов. Женщины в три раза реже кончают жизнь самоубийством, чем мужчины. На родине Питирима Сорокина этот разрыв в 2013 году составил 6,5 раза. Сам социолог объяснял это тем, что женщины в силу исторических условий более привязаны к семье, менее индивидуализированы. И хотя мужчины более пристрастны к алкоголю, Питирим Сорокин не считал алкоголизм главной причиной суицида.
Общее и различное
Если имя Питирима Сорокина в последние годы стало в республике чем-то привычным, то Каллистрат Жаков до сих пор не становился темой публичного обсуждения ученых. А между тем у этих людей, как заявила в самом начале чтений директор Центра «Наследие» имени Питирима Сорокина Ольга Кузиванова, много общего. В чем-то похож их жизненный путь.
Они оба родились на территории Коми края, оба стремились к науке и достигли немалых успехов. Каллистрат Жаков стал первым коми профессором, а Питирим Сорокин – российским и американским социологом с мировым именем. В центре внимания того и другого был человек.
Социолог Питирим Сорокин рассматривал человека с разных точек зрения – биологической, социальной, исторической, физической.
– А вот Каллистрат Жаков всю жизнь собирал самого себя, – отметила Ольга Кузиванова. – И вот через свои личностные ощущения он изучал окружающий мир, проблемы бытия и место человека в этой жизни.
И судьба их обоих сложилась непросто. Петроградский профессор Каллистрат Жаков, поссорившись с Лениным, в 1917 году перебрался сначала в Эстонию, а затем в Ригу, где излагал студентам собственную философскую теорию лимитизма. Четверть века назад его прах был перезахоронен на Центральном кладбище Сыктывкара.
Питирим Сорокин по требованию большевистских властей покинул в 1921 году Петроград на поезде, жил в Праге, Берлине, а затем перебрался в США и основал социологический факультет Гарвардского университета. В прошлом году его имя было присвоено Сыктывкарскому университету.
Доклад заведующей сектором литературоведения ИЯЛИ КНЦ УрО РАН Татьяны Кузнецовой, посвященный автобиографическому роману Каллистрата Жакова «Сквозь строй жизни», неожиданно перешел в весьма бурную дискуссию. Тон задал директор ИЯЛИ Игорь Жеребцов, поставив вопрос: «А можно ли считать Каллистрата Жакова коми писателем?»
В своем докладе Татьяна Кузнецова отметила, что роман, имеющий мемуарную основу, содержит значимые и глубокие раздумья о возможностях личности в формировании собственной судьбы.
– Можно сказать, что этот роман – исповедь сильной личности, не приспосабливающейся к обстоятельствам, – подчеркнула литературовед. – В то же время человек переживает сложные противоречия.
Тяга к культуре заставила Жакова уйти из коми деревни и исколесить всю Россию. Но в то же время он не принимает культуру, опасается, чтобы «яд и культура не отравили меня».
Осложнял его жизнь внутренний конфликт художника и ученого: «Я – сказочник и художник, могу писать и писать, но душа требует открытий математических и астрономических».
Но основная причина его драматических переживаний вызвана оторванностью от своего народа и невозможностью помочь ему. И все эти внутренние конфликты приводят Жакова к одиночеству. Величие характера состоит не только в том, чтобы победить, но и в том, чтобы не быть побежденным. В этом, по мнению Татьяны Кузнецовой, заключается основная мысль романа.
По поводу вопроса, заданного Игорем Жеребцовым, докладчица не смогла дать однозначного ответа.
– Жаков писал о коми народе, размышлял о нем и всегда оставался коми человеком, – сказала Татьяна Кузнецова. – Но писал он по-русски. Очень многие исследователи считают, что раз он писал на русском языке, то значит он не коми писатель. Но, наверное, это не самое главное. Ведь и Чингиз Айтматов в последние годы не писал на своем языке. И таких примеров много.
В подтверждение этой мысли профессор кафедры культурологии и педагогической антропологии СГУ Владимир Сулимов напомнил, что и Тургенев свои повести «Первая любовь» и «Ася» написал сначала на французском языке, и французы называют его «месье Тургенёв» с ударением на последнем слоге.
Между тем участники дискуссии вспомнили, что Каллистрат Жаков вообще-то пропагандировал идею панславизма, а отнюдь не приоритета финно-угорского мира. К тому же воспитан он был именно на русской литературе – коми литературы в то время не существовало. А вот русский по происхождению писатель Михаил Лебедев вторую половину своей жизни писал на коми языке.
– А был ли Лебедев коми писателем? – задался вопросом Игорь Жеребцов. – И можно ли полжизни быть русским литератором, а потому стать коми? Правда, он родился в Коми крае и, в отличие от Жакова, всю жизнь провел здесь. Но ведь это к делу не относится.
– Есть такое правило: человек относится к той национальности, чьи культуру и язык он считает своими, – напомнил Владимир Сулимов. – Я, как писатель, думаю, что я – коми писатель.
Как это ни ужасно, но это так и есть.
Последняя реплика культуролога вызвала общий смех, а он сам пояснил, что хотя приехал в Коми во взрослом возрасте, за пределами республики он известен как человек из Сыктывкара и, когда он выходит на трибуну, его представляют как коми ученого.
Недавно вернувшийся из Канады доктор философских наук Николай Зюзев поставил схожий вопрос по отношению к Питириму Сорокину. Только звучал он немного иначе: он – русский или американский ученый? В его трудах, даже американского периода, мораль чисто по-русски выше права. А американцы, напротив, упор делают на праве. Эксперт центра «Наследие» Владимир Теребихин сообщил, что не раз встречал такое определение: Питирим Сорокин – единственный великий русский социолог.
К вопросу этнической принадлежности литературного творчества Каллистрата Жакова Игорь Жеребцов вернулся в своем докладе, посвященном этому философу и писателю.
– Жаков свое литературное творчество адресовал не только русскому, а шире – российскому читателю, который любит, понимает и увлечен жизнью российских народов, – резюмировал историк. – В своих произведениях он ретранслировал свои знания о коми культуре в российскую среду. И, безусловно, он всегда ощущал себя коми по происхождению. Это прослеживается даже в его последних философских лекциях, прочитанных в Риге.
Почему люди кончают с собой?
Кандидат философских наук Владимир Теребихин поведал о довольно мрачной, но, увы, очень актуальной теме, которая проходит через многие труды Питирима Сорокина, начиная от самых ранних и до самых последних. Это феномен самоубийства.
Питирим Сорокин писал об этом явлении: «Самоубийство – явление настолько странное, настолько необычное по своей природе, что заслуживает самого тщательного изучения. Помимо чисто научного интереса, изучение его необходимо еще и потому, что оно может иметь важные последствия для практических целей. Число самоубийств в нашу эпоху растет настолько быстро, что становится какой-то эпидемией, угрожая обществу вообще и каждому члену в частности».
По словам Владимира Теребихина, на территории Коми края в начале XX века происходило три самоубийства на сто тысяч человек. В середине 90-х годов уровень суицида достиг 60 человек на те же сто тысяч населения. То есть в десятки раз больше, чем во времена Питирима Сорокина.
– Нынешний уровень суицидальной смертности является критическим, – заявил эксперт центра «Наследие». – Он в полтора раза превышает предельные критические параметры, установленные Всемирной организацией здравоохранения, в полтора раза выше, чем в целом по Российской Федерации, и в три раза выше общемирового уровня.
Владимир Теребихин также сообщил, что уровень латентного суицида превышает официальный в три-четыре раза, поскольку большинство смертей в результате падений, удушений, отравлений и огнестрельных ранений на самом деле носят не случайный, а преднамеренный характер.
Питирим Сорокин в числе общих причин роста числа самоубийств называл одиночество личности в современном мире, оторванность от социума, что является результатом беспорядочной организованности самого общества. В такой ситуации достаточно малейшей неудачи, чтобы человек свел счеты с жизнью. Более конкретные причины – нужда, голод, безработица, что опять же является следствием беспорядочного устройства общества. Выводы нашего великого земляка подтверждают и данные современной статистики.
Уровень самоубийств снижается на начальном этапе революций и войн, когда индивидуальные чувства уступают коллективным и человек ощущает себя частью общего дела. Но затем, как правило, происходит рост, что связано с потерей привычного образа жизни, трудностями адаптации к новым условиям жизни. Любопытно, что женщины в три раза реже кончают жизнь самоубийством, чем мужчины. На родине Питирима Сорокина этот разрыв в 2013 году составил 6,5 раза. Сам социолог объяснял это тем, что женщины в силу исторических условий более привязаны к семье, менее индивидуализированы.
Однако новейшие исследования показали, что женские хромосомы обеспечивают женщинам более устойчивую иммунную систему, а следовательно, и большую жизнестойкость. Кроме того, мужчины более пристрастны к алкоголю. Правда, Питирим Сорокин не считал алкоголизм главной причиной суицида.
На Сорокинских чтениях прозвучало большое количество докладов. Как выразился один из участников этого мероприятия, разговора хватит на несколько докторских диссертаций.
– Творчество Сорокина и Жакова – это такие пласты, на основе которых можно создавать что-то новое, – сказала в заключение Ольга Кузиванова. – А это означает, что разговор требует своего продолжения.
Комментарии (111)
Считаю, что дискуссия, предложенная И. Жеребцовым о национальном колорите писателей, неуместна, ибо это тупиковая тема с какими-то туманными целями. А почему не вспомнили тогда Владимира Набокова? Чей он писатель, если прожил всю писательскую жизнь на иностранных языках?
Ответ на национальный вопрос искать нужно в творчестве писателей, которые сами для себя решают тему Родины.
Вот их решению и следует верить!
Вот и Николай Зюзев- коми паренек, сам без всякой помощи извне, только благодаря своей воле и настойчивости стал ученым известным не только в Коми и в России, но и за рубежом.
А как и кто и где самоидентифицирует себя, это решает только он сам. За рубежом, когда спрашивают кто по национальности и говорят: Раше? Отвечаю, что нет, не русский. Что я коми и столица нашей республики Сыктывкар. на дополнительные вопросы говорю, что коми относятся к пермской подгруппе финно- угров. Нередко , после этого собеседники начинают общаться исключительно вежливо, видимо, впервые слышат о коми. Но иногда сразу говорят : "О коми! Пермь? Сыктывкар?" И тогда прикладываешь руку к сердцу и говоришь:" Ме коми. В Перми и в Сыктывкаре живет один народ, который до сих пор искусственно разделен".
Русскими являются все народы, живущие под защитой русов. Иностранцы называли, и называют до сих пор, русскими тех, кто не смог отстоять своей самостоятельности от русов.
Не пудрите мозги иностранцам, в следующий раз.
«Tabula rasa» переводится с латыни как «чистая доска». Т.е. РУС означает чистый/белый/светлый. Таким образом РУСЫ это предки всех белых людей на земле. К тому же, не забываем одно из старых названий наших земель - РАССЕЯ. Если разобрать на слоги РАС-СЕ-Я то есть РАСА ЭТО Я. В дальнейшем к слову РУС прилипло суженное значение - представитель русскоязычного народа. А вообще если говорить о гласных между "Р" и "С" то можно встретить в различных источниках расичи, росичи, русичи, рысичи. От этого же слова произошло слово РАСИСТ, если брать исторически - представитель РАСЫ. А по сегодняшнему значению расист это представитель любого народа, который утверждает превосходство своих (якобы РАСЫ) над другими народами. Но если кто-то считает себя превосходным, то он должен идти впереди остальных, а это значит подставить спину и быть уверенным что в нее не воткнут нож. Это возможно только когда его превосходство основано на доверии и дружбе, а не на крови и страхе.
• Чем больше изучаешь историческое «зодчество» России, тем бо¬лее и более поражаешься, изумляешься и восхищаешься его богат¬ством. И поистине, трудно удержаться от дружественного упрёка предыдущему поколению историков русской культуры и вождям интеллигенции, которые не видели этого богатства. Купаясь в неис¬числимом и неизмеримом океане культурных бриллиантов, создан¬ных и Киевской, и Владимирской, и Новгородской, и Московской, и «Червонной», и СанктПетербургской Россией, они упрямо тыка¬ли одним пальцем на «городового» другим – на «конституцию» – и только полупренебрежительно упоминали невнятно о русской культуре. [Письмо другу о России, с.171–172]
• Не будь войны и революции, Россия 1922 года была бы процвета¬ющим духовно и материально государством... Но пришли эти явле¬ния (революция и гражданская война. – В.Т.), и блестящее развитие было прервано... отброшено назад на 2 столетия. [Современное со¬стояние России. Общедоступный учебник социологии. Статьи раз¬ных лет, c.489]
• Не будь войны и революции, Россия теперь была бы неузнаваема. Начиная с 1890 гг. XIX в., мы развивались во всех отношениях – и в материальном, и в духовном – с такой быстротой, что наш темп развития опережал даже темп эволюции Германии. Росло экономи¬ческое благосостояние населения, сельское хозяйство, промышлен¬ность и торговля, финансы государства находились в блестящем состоянии, росла автономия права и самодеятельность народа, могучим темпом развивалась кооперация, уходили в прошлое аб¬солютизм, деспотизм и остатки феодализма. Исчезла безграмот¬ность, народное просвещение поднималось быстро, процветала на¬ука, полной жизнью развивалось искусство, творчество духовных ценностей было громадным in extenso (по экстенсивности. – В.Т.) и глубоким по интенсивности. [Современное состояние России. Об¬щедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, c.489]
• Воз¬рождение народного хозяйства России сводится, таким образом, к количественному увеличению и качественному улучшению произ¬водства страны. [Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства, c.3]
• Перед нами задача: прочное возрождение России и русского наро¬да, длительное увеличение его материального и духовного благосо¬стояния. [То, что часто забывается. Социология революции, c.424]
• Чудодейственных лекарств для русской болезни нет. Болезнь рус¬ского народа – не столько внешняя, сколько внутренняя. Задачу прочного возрождения России и русского народа, увеличения его материального и духовного благосостояния нужно решать, избегая всяких чудесных и быстродействующих рецептов. Их нет в науч¬ной медицине, нет их и в социальной медицине. [То, что часто за¬бывается. Социология революции, c.424]
• Итак: 1) сохранение и усиление уцелевшего в России положитель¬ного биологического фонда; 2) создание общественной среды, обеспечивающей максимальное развитее способностей каждого, стимулирующей развёртывание его индивидуальных склонностей и талантов и тормозящей его порочные свойства; 3) размещение населения в социальной пирамиде по его способностям – таковы три связанных друг с другом условия, необходимые для прочного возрождения России. Когда налицо этот «фундамент» – серьёзное значение получают и все «надстройки». Без первого – эффекты вторых будут недолговечными и эфемерными. [То, что часто забы¬вается. Социология революции, c.445]
• Разгрузка государства от несвойственных ему функций позволи¬ла бы последнему лучше выполнять его прямые обязанности. [Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства, с.12]
• В целях поднятия хозяйства страны необходимо сокращение «хо¬зяйственной деятельности» государства. [Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства, c.13]
• Кто желает процветания новой, свободной России, объединяйтесь, забудьте мелкие разногласия, не тратьте своих сил во взаимной, не¬нужной борьбе. [Политическая программа Временного правитель¬ства. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет, c.283]
краяткая выдержка из книги "Питирим Сорокин:суждения и афоризмы" В. Теребихина
акадэмик , 10.02.2016, 8:41:56 [Свернуть] [Ответить]
вот кому делать нечего...
Да!!!Русские, что мы здесь делаем? Зачем нас сюда прислали после вузов? Отработали бы по 3 года и назад. И пусть бы тут Пыстин изображал из себя великого коми: строил бы Усинск, Вуктыл, СЛПК, Нетканку, "Воргашорскую".... Да ни фига бы он не строил! Но был бы ли тогда великим коми? Думаю, что нет.
Осталась бы невредимой тайга- леса,
чистые реки , чистая экология.
Газ , нефть - для следующих поколений.
Но, по моему, вы это со своей "оранжевой революцией" перепутали, когда укры в одних тапочках в Россию на заработки приезжали.
Кстати, производство на территории Коми до революции действительно было - Брусяная Гора на Печоре, где в ручном режиме, безо всякой техники, куча народа делала точильные камни (и ухитрялись поставлять эти точила для половины России), и Кажимский железоделательный завод (правда, тогда это была Вологодская губерния). Закрыли завод в 1927 из-за убыточности, хотя уже к 1900 году «некоторые технические устройства в заводах настолько стары по своей конструкции и ветхи по состоянию, что действие их может быть допустимо лишь в силу исключительных условий положения Кажымских заводов»
А вот зверя били уверенно и много...
И хорошие транспортные пути были - РеКи назывались .
Завод был один (точнее, три маленьких) - в Кожиме, тут про это уже писали. Развалились еще до революции. Солеварни были, но особого промышленного толку от них не было. Сажу еще жгли, но совсем не в промышленных масштабах.
Что до рек - да, из Перми Великой купцы как то пробирались, через волоки. Екатерининский канал было построили, но местные коми его быстро валунами да комельями завалили, что бы деньгу брать за протягивание лодок. Теперь там Канава...
Реки... Ну не зря Корт Айка речку железной цепью перегораживал... Наверное, плавали.
Так что с промышленностью и транспортом всегда было не очень.
• Зыряне – народ даровитый, легко обучающийся грамоте, легко перенимающий то, что ему понравится, и с особой склонностью к «практике», за то их и прозвали «северными американцами». [Со¬временные зыряне, с.94]
• Отсутствие крепостного права и вообще какого бы то ни было гнёта было одной из причин, способствовавших самостоятельности зырян. И теперь зырянин чувствует себя свободным. [Современ¬ные зыряне, c.94]
• Зыряне – народ мирный, гостеприимный и честный. [Современные зыряне, c.94]
• Зыряне – народ крепкий, сильный, рослый.. [Современ¬ные зыряне, c.94]
• Общинные мораль и нравы коми основывались на обычаях Золотого Века, Десяти заповедях и на взаимопомощи… Они соблюдали эти нормы как глубоко внутренние «категорические императивы», а вовсе не из страха наказания. [Долгий путь, c.10]
• Избы крестьян не имели замков, поскольку не существовало во¬ров. Взаимопомощь являлась обычным делом, организующим всю жизнь крестьянской общины. [Долгий путь, с.10]
• В политическом и социальном отношении коми никогда не знали рабства или крепостного права. Зыряне всегда были свободными людьми и решали свои дела самостоятельно, при помощи непосредственного самоуправления. [Долгий путь, с.11]
• Традиционный дух взаимопомощи в мои годы был ещё достаточно силён и проявлялся в самых разных формах деятельности внутри сельской общины. Это препятствовало развитию слишком замет¬ного неравенства и резкому экономическому, политическому расслоению жителей села… Даже между двумя полами в основном соблюдалось равноправие. В результате здесь не было «классовой борьбы» и сформировавшихся политических партий, отстаиваю¬щих свои законные интересы. [Долгий путь, c.12]
• Коми народ обладал замечательной эстетической культурой, которая обогащала и облагораживала души этих людей. [Долгий путь, с.14]
• Религией коми народа (и моей семьи тоже) являлось русское пра¬вославие, смешанное с пережитками дохристианских, языческих верований… Никакого противостояния между элементами двух религиозных культов не наблюдалось, как не наблюдалось их и между представителями нескольких сект и направлений в рамках этого «языческого христианства» – все они были привержены еван¬гелической ипостаси, миру и непротивлению злу насилием. Основой этого «мирного сосуществования» являлось общее убеждение в том, что весь мир – это живое единство и что «истина едина, люди только называют её разными именами». На протяжении всей жизни среди коми народа я не припомню хотя бы одного случая религиозной нетерпимости или гонений за веру. [Долгий путь, c.33]
• Почти весь коми народ говорил по-русски, владея вторым языком. [Долгий путь, c.10]
• Зырянский язык вовсе не мешает русскому языку, напротив, только тогда русский язык можно хорошо усвоить, когда знаешь и понимаешь свой язык. [Пёстрое кружево. Общедоступный учебник со¬циологии, c.204]
• Воспитываясь в такой социальной среде, я естественным образом впитывал бытующие в ней верования, моральные нормы и нравственные принципы: дух независимости, справедливости, уверенности в себе и взаимопомощи. [Долгий путь, c.13]
А нимбы у них над головами по ночам не светятся?
С чего Вы взяли, что эти слащавые сорокинские характеристики нужно принять за абсолютную основу?
В чем проявлялась свобода зырян? Они платили ясак даже более, чем русские, сначала Новгороду, затем Москве.
Сохранились в архивах донесения Меньшикова Петру, где при обследовании Вычегодско-Печорского бассейна, писал: "Людишек туземных мало и они отсталые, можно их считать наравне с зверьми"
Еще один интересный факт. Корова появилась в Усть-Сысольске 110 лет назад. И завели её не из-за мяса и молока и из-за навоза. Картошку зыряне полюбили, но росла она плохо без навоза, вот у русских и пришлось перенимать "технологию" выращивания хороших урожаев.
слово "Мöс" древнее слова "корова" )))
слово "Мöс" древнее слова "корова"
Если хотите поговорить о слове, то пожалуйста.
На древнерусском языке кор – означает рог. Т. о. , корова – «рогатая».
укр. короґва, болг. краґва, сербохорв. кра? ва, словен. kraґva, чешское kraґva, слвц. krava, польское krowa, в. -лужицкое kruwa, krowa, н. -луж. krowa, полабское korvoґ.
Кор = в коми= Кöр.
а не "Кöр"?
Язык поменяли на русский?
Современные исследования историков республики в целом, подтверждают эту оценку из самой ранней публикации П.Сорокина "Современные зыряне". См. "История Коми с древнейших времен до конца 20 века" Т.1, Сыктывкар, 2004 год.
Так, на стр. 274, исследователи утверждают, "особенностью ,социальных отношений населения в Коми крае являлось отсутствие крепостничества". Имели место "лишь элементы крепостничества". Далее смотрите сами.
Так, на стр. 274, исследователи утверждают, "особенностью ,социальных отношений населения в Коми крае являлось отсутствие крепостничества". Имели место "лишь элементы крепостничества". Далее смотрите сами.
Благодаря в том числе финугорскому изобретению - Пывсян-сауна . С вениками и дезинфекционной способностью Коми Пывсян .
-----
Слово баня пришло в Русский язык из латыни.
Жили хорошо, особенно на Печоре, зимой осиновая кора хорошо шла, пока из Чердыни весной купцы зерно не привозили.
Хотя на лесовании вроде бы неплохо могли заработать, у кого получалось и кто с ошами договаривался ;-)
А Коми земледельцев заставляли отдавать продукты питания. В том числе и для системы ГУЛАГа .
Обогатители, пля
Устраивают себе "пиры во время чумы", будоражат слабохарактерных на национальном вопросе (см. выше оскорбления друг друга).
Тайга , 10.02.2016, 11:25:49 [Свернуть] [Ответить]
А зачем так много строить ?
Осталась бы невредимой тайга- леса,
чистые реки , чистая экология.
Газ , нефть - для следующих поколений.
Вот уж действительно - тайга. Греф недавно сказал: каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что новые технологии пришли. И нефть с газом(газа тут мало) скоро никому не нужны будут - другие технологии придумают и уже придумывают. Вот и сидели бы твои потомки на газе. А теперь про тапочки: мы сюда в дублёнках и многие в шубах приезжали, нас в автобусах рассматривали и дивились...И в сапогах югославских ходили, а вы - в пимах до сих пор любите выступать. Не надо нас унижать, великие вы наши. Не пришли бы русские - пришли бы немецкие или финские. Всё равно бы они правили бал. Это не для унижения, а правды ради. А когда пыстин хвастается своей нацией и отвечает на "дополнительные " вопросы, могу себе представить, как он нас характеризует, великий. Угомонитесь уже.
Они бы тоже пришли в югославских сапогах ?
.
Сидели бы потомки на газе . Да. И рубль был бы может не таким хилым . Потому что вместо выкачивания ресурсов , развивали бы другие отрасли и технологии.......
Только -0,009 ! Защити рубль - не покупай импортное !
Нигде и никогда он сам себя не позиционировал, как зырянский ученый. Всегда , даже в Америке говорил, что он русский.
Удивляет ещё стремление и Жакова представить как коми писателя.
Уважаемые, они состоялись в русской культуре, в русском образовании а не в коми-зырянском.
Тогда зачем коми переименовали в Сыктывкаре площадь Ломоносова в Театральную?
Значит русские переименовали в русское название ...?
Для читателя персонально: супруга моя русская с юга Кировской области- Нолинского района. Среди близких родственников не только коми и русские, но украинцы, евреи, белоруссы, казахи, узбеки, словак. И никому в голову не приходит говорить о том, что какая- то нация или народ лучше или хуже другого народа. Это только для неонацистов свойственно иметь коллективного врага по национальному признаку. Например: если человек говорит, что евреи плохие несут людям зло, значит перед тобой типичный ненонацист. Наподобие тех, что были в частях СС гитлеровцев.
А вы, господа русские/ коми, продолжайте брызгать друг на друга ядом.
В 1917 году Питирим Сорокин написал статью « Автономия национальностей и единство государства». Она опубликована в журнале «Наследие» №1, 2011 год. Ее можно прочитать на сайте Центра "Наследие" имени Питирима Сорокина
Фактически Сорокин является идеологом создания автономий.
Вот краткие выдержки из этой статьи.
• «В ряду этих задач одной из главных является создание таких порядков, при которых единство и прочность русского государства должны быть сохранены и в то же время удовлетворены все запросы отдельных народностей, входящих в состав России»
• Применительно же к России необходимость национальной автономии (самоуправления) требуется с особой силой. Все мы знаем, что наша родина обширна. Народностей в ее составе множество. Знать одновременно нужды, скажем, бурят и армян или что необходимо для мордвы и украинцев – короче, знать нужды всех народностей России не может никакое правительство, будь оно умнейшим из умных. А раз оно плохо знает потребности отдельных народностей, оно не может и хорошо управлять ими. В этом управлении из центра неизбежными будут ошибки, пло- хие законы и т.п. Центральное правительство не может по целесообразности соперничать с местными, потому что оно и так завалено общегосударственны- ми делами. У него нет ни досуга, ни времени, чтобы заниматься вопросами и нуждами каждой национальности с тем вниманием, с каким могут заниматься органы национального самоуправления, ибо их ведению подлежат исключительно дела своей национальности.
• Итогом развития России явится свободная федерация народов, установление полной равноправности национальностей и введение в жизнь национальной автономии".
Кроме того, известно, что основатель Коми автономии, Д.Батиев был агитатором за Сорокина во время выборов в Учредительное Собрание. На санях, на которых Батиев разъезжал в период агитационной кампании было написано "Коми народ - помни своего Питирима"
В 1917 году Питирим Сорокин написал статью « Автономия национальностей и единство государства». Она опубликована в журнале «Наследие» №1, 2011 год. Ее можно прочитать на сайте Центра "Наследие" имени Питирима Сорокина
Фактически Сорокин является идеологом создания автономий.
Вот краткие выдержки из этой статьи.
• «В ряду этих задач одной из главных является создание таких порядков, при которых единство и прочность русского государства должны быть сохранены и в то же время удовлетворены все запросы отдельных народностей, входящих в состав России»
• Применительно же к России необходимость национальной автономии (самоуправления) требуется с особой силой. Все мы знаем, что наша родина обширна. Народностей в ее составе множество. Знать одновременно нужды, скажем, бурят и армян или что необходимо для мордвы и украинцев – короче, знать нужды всех народностей России не может никакое правительство, будь оно умнейшим из умных. А раз оно плохо знает потребности отдельных народностей, оно не может и хорошо управлять ими. В этом управлении из центра неизбежными будут ошибки, пло- хие законы и т.п. Центральное правительство не может по целесообразности соперничать с местными, потому что оно и так завалено общегосударственны- ми делами. У него нет ни досуга, ни времени, чтобы заниматься вопросами и нуждами каждой национальности с тем вниманием, с каким могут заниматься органы национального самоуправления, ибо их ведению подлежат исключительно дела своей национальности.
• Итогом развития России явится свободная федерация народов, установление полной равноправности национальностей и введение в жизнь национальной автономии".
Кроме того, известно, что основатель Коми автономии, Д.Батиев был агитатором за Сорокина во время выборов в Учредительное Собрание. На санях, на которых Батиев разъезжал в период агитационной кампании было написано "Коми народ - помни своего Питирима"
Ленин - чудотворец.
меня , 10.02.2016, 16:02:32 [Свернуть] [Ответить]
сейчас вырвет, ейбо.....
А нимбы у них над головами по ночам не светятся?
С чего Вы взяли, что эти слащавые сорокинские характеристики нужно принять за абсолютную основу?
Вот именно, с чего? Помню, как этот "Долгий путь" долго вымучивали в ККиздательстве, насились, как с писаной торбой, потом продать не могли. Источники-то где брали?
Уважаемый трусливый анонимус!
Во-первых, я познакомился с журналом заседаний Временного Правительства и комплексом декретов, изучил ряд научных публикаций по этой проблеме, например научная статья «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕРДЫНСКО - ПЕЧОРСКОГО КРАЯ В XVIII – НАЧАЛЕ XX ВЕКА ( автор Г. Н. Чагин, Пермский государственный национальный исследовательский университет), но не обнаружил фактов, которые вы приводите (без ссылок) в отношении роли Питирима Сорокина по прекрашению торговли чердынских торговцев с Печорой.
Но нашел много фактов недовольства населения этой торговлей.
• Например, «пользуясь своим монопольным положением, чердынцы заламывали цену на свой товар. Например, пуд соли с доставкой на Печору обходился купцам в 30 копеек, а продавали его в переводе на деньги по 75 копеек - 1 рублю и дороже. (Чердынские купцы
Печорское время 30.08.2011)
• Современники, наблюдавшие за торговлей чердынцев, отмечали ее грабительский характер. «Торговля,— писал врач С. В. Мартынов,— велась и до сих пор еще ведется в кредит, и печорец всегда состоял в неоплатном долгу у чердынских торговцев-скупщиков».
Чердынцы эксплуатировали этот народ, как хотели. Печорцы платили тройную цену за товары, двойную — за хлеб, а свои промыслы продавали за половину их стоимости. Если на камских пристанях в 60—80-е годы куль ржаной муки (весом 9 пудов) стоил от 2 рублей 50 копеек до 4 рублей, а с доставкой на Печору обходился чердынцам около 7 рублей, то здесь продавался за 12—15 рублей. В иные годы, по сведениям С. В. Мартынова, цена на ржаную муку поднималась на Печоре до 2 рублей — 2 рублей 30 копеек за пуд. Камская, довольно плохого качества соль, пуд которой стоил в Усолье и Чердыни 10—12 копеек, обходилась чердынцам с доставкой на Печору около 30 копеек за пуд, а продавалась по 75 копеек и до 1 руб** и дороже.
• В обзоре Печорского уезда за 1899 год писалось, что чердынские торговцы за выгодную для себя цену дают хлеб (ржаную муку) благонадежным крестьянам до марта следующего года, бедные же крестьяне также преимущественно в кредит под промыслы получают этот же хлеб от местных торговцев, но, конечно, с надбавкою цены. В результате огромная масса закабаленного крестьянства находилась в неоплатном долгу у торговцев-скупщиков. Так, в 1900 году одному чердынскому купцу В. И. Алину были должны 572 крестьянина из 76 деревень Печорского уезда. К концу навигации этого года долг населения В. Н. Алину составлял 123,6 тысячи рублей.
Полагаю, что прекращение активной торговли чердынских купцов с Печорой (которая действительно, была важной для печорского населения, хотя и грабительской), было связано, прежде всего, с началом гражданской воины на Севере.
Для подтверждения факта приведенного тобой по обвинению Сорокина в прекращении торговли, прошу сделать ссылку. Иначе, Вы лжец.
Во – вторых, не тебе, анонимусу, определять, где и как мне и кому - либо другому, изучать наследие Питирима Сорокина.
Торговали в долг. Отношения были доверительные. Коми никогда не лгали и не лгали . Это не позволяли делать языческие традиции. С проникновением и укреплением христианских традиций проникали и все присущие язвы общества. Торговля в Коми крае, а самая выгодная была на Печоре, нарушилась в связи с началом гражданской войны.
Даже нарушилась торговля мелких купцов- ижемцев, вывозивших грузы ( мясо, рыба, ягоды, масло, шкуры) на санях в зимнее время в Санкт- Петербург. Поэтому стоило пройти слуху, что белые везут хлеб, как плчти все Коасное войско переходило к белям. И если шел слух, что красные везут хлеб, то плчти все белое войско переходило к красным. Были солдаты, которые по семь- восемь раз переходили от красных к белым и обратно. Известно, что к белым даже переходили за обмундированием, слух о том, что белые дают хорошую обувь вызвал массовый переход к белым.
И все потому, что торговля во время гражданской войны практически нарушилась. А почему в Коми так мало погибло белых и красных в Гражданскую войну? так это птому, что коми по своей сути по прежнему оставались язычниками. А их языческая вера запрещала убивать людей. В убийствах участвовали с обеих сторон лишь христиане. Для них достаточно было, что Христос сказал :" Я к вам с мечом пришел."
Но, Вы не ответили на мой основной вопрос по обвинению П.Сорокина в вопросе о прекращении торговли с Печорой, и по Журавскому. Дайте мне и публике, ссылку на декрет (якобы подготовленный П. Сорокиным), по которому была прекращена торговля, а также ссылочку на Журавского.
А Питирим Сорокин не является для меня богом. Он является всемирно известным ученым. И я, как и многие другие ученые во многих странах мира и в во многих регионах России изучаю его актуальное научное наследие. И еще, Андрей. В дискуссии с Вами, я, в отличие от вас, не использую какой либо оскорбительной терминологии и оценок (типа "трындеть"). Я с уважением отношусь к вашему мнению. Тем более, что Вы стараетесь привести примеры, но без каких либо ссылок.
По поводу статьи Чагина. Эта статья 2015 года. Он приводит ценовую оценку архангельского губернатора Голицына . «Поэтому разчеты, – заключает Н.Д. Голицын, – нисшая привозная плата будет 1 руб. 15 коп., среднюю можно принять 2 р. 30 коп. Стоимость же доставки от Якши до места назначения на Печоре 45 коп. с куля. Итак, с доставкою на место чердынцам хлеб обходится 7 руб. куль, между тем, продавая его по 12 руб., они берут почти рубль на рубль. Точно такие же барыши они получат и на других товарах» [Голицын, 1888, с. 103–104]. Это по поводу пропаганды.