Руководство Печоро-Илычского заповедника: плато Маньпупунер закрыто из-за плохого состояния пешего маршрута
Несколько дней назад появилась информация о том, что администрация Печоро-Илычского биосферного заповедника временно закрыла экологические маршруты к одному из семи чудес России - столбам выветривания на плато Маньпупунер. В беседе с БНК и.о. директора заповедника подробно рассказала о причинах закрытия маршрутов, их нынешнем состоянии, а также развеяла некоторые слухи, появившиеся после закрытия прохода к мансийским болванам.
Как пояснила исполняющая обязанности директора заповедника Доминика Кудрявцева, с регулярностью в два года на территории заповедника проводится мониторинг состояния природных комплексов на официально существующих маршрутах. В 2015 году результаты мониторинга оказались неутешительными, поэтому было принято решение временно закрыть пути для туристов на плато Маньпупунер.
- Маршрутная тропа очень разбита, особенно это проявилось после 2015 года, когда все лето стояла дождливая погода. Люди уже даже не идут по тропе, а находят какие-то обходные пути, тропа от этого расширяется, что тоже недопустимо. Аналогичная ситуация с маршрутом от истока Печоры - в прошлом году этот путь был вынужденно закрыт на обустройство, потому что он находился в безобразном состоянии, особенно - начало тропы. Подрядчик, выигравший аукцион, контракт не выполнил, мы продлили срок контракта и в январе в очередной раз попробуем принять работы. Если и сейчас работы не будут сделаны, придется расторгать контракт и снова выходить на аукцион. С маршрутом от Усть-Ляги все еще сложнее: мы уже четыре раза проводили аукцион, но ни одного желающего выполнить работы не нашлось. Нам очень не хотелось, но мы вынуждены были временно закрыть эти маршруты до обустройства или восстановления, что гораздо дольше, - сообщила о ситуации с путями на плато руководитель, добавив, что решение о закрытии маршрута принимается на год.
Всего в заповеднике шесть маршрутов, четыре находятся в пограничной зоне, сейчас ведется их обустройство. Основная работа уже выполнена: сделаны необходимые настилы и малые архитектурные формы - осталось закончить оформление информационной составляющей. Как пояснила директор заповедника, маршруты предназначены для экологического просвещения и развития познавательного туризма, а обустраиваются они для того, чтобы обезопасить территорию от негативного антропогенного воздействия. В труднопроходимых - болотистых или сырых местах, а также через ручьи делаются настилы или мостки. Также должны быть оборудованы места стоянок: сделаны кострища, отведены места для палаток и туалета.
- Это необходимо как для безопасности, так и для комфорта туристов. И самое главное - для экологической безопасности территории. В любом случае, воздействие от человека имеется, мы пытаемся его минимизировать. За последний год туристов было примерно такое же количество, предельная рекреационная нагрузка остается на прежнем уровне, однако из-за того, что маршруты не обустроены, они не успевают восстанавливаться и только деградируют, - пояснила она.
Отчасти выход из сложившейся ситуации уже имеется - на территории заповедника смонтирована вертолетная площадка, состоящая из аэродромных плит с перфорациями, которые монтируются и укладываются на выбранном месте для посадки вертолета. По периметру площадки укладывается аэродромная сетка, через которую постепенно прорастает трава, и восстанавливается эстетическая составляющая.
- В то же время эта сетка предохраняет от механического воздействия вертолетов - они не будут оставлять рытвин. Самое главное, что она обозначает конкретное место посадки, что не позволит вертолету садиться в любом приглянувшемся месте. От этой веротолетной площадки отсыпана гравийная дорожка, которая ведет к домику, где размещаются инспекторы и есть место для отдыха, беседка. Гравий также выбран неспроста - камень- это естественный материал, который более органично подходит к горной тундре, перемежающейся с каменистыми россыпями и хорошо вписывается в окружающий пейзаж. Мы постарались принять все меры, чтобы развивать туризм и выполнять задачи заповедника,- рассказала Доминика Кудрявцева.
Площадка смонтирована, но работы по ней пока еще официально не приняты - приемку не успели выполнить из-за рано выпавшего снега. После того, как снег сойдет, к июню будет собрана специальная комиссия с представителями «Комиавиатранса». Планируется, что вертолетные туры начнутся с июля, однако пока, по словам руководителя заповедника, предложений о заключении договоров не поступало. Затруднилась она назвать и стоимость вертолетного тура.
Слухи относительно того, что все маршруты переданы администрацией заповедника аффилированному предпринимателю, руководство назвало информацией, не соответствующей действительности. На территории заповедника по соглашению работают предприниматель из Троицко-Печорского района и туроператор из Пермского края, охватывающий маршруты по восточной стороне заповедника. Своих туристов отправляло и агентство «Вэртас».
- Вокруг заповедника очень много недостоверной информации. У нас нет ни одного бизнесмена, у которого бы в руках находились наши маршруты. С нашей территорией мы работаем сами, но внешнюю доставку до маршрутов мы осуществляем в партнерстве, так как своими силами этого сделать не можем. С нами работают все, кто пожелает, единственное - мы смотрим, чтобы партнеры были надежными и выполняли свои обязательства, - отметила Доминика Кудрявцева.
Кроме того, она подчеркнула, что ограничение доступа на плато не было связано с трагедией на перевале Дятлова, где в начале января погиб турист.
- Маршруты мы закрыли не из-за случая на перевале Дятлова - решение принято исключительно исходя из состояния маршрутов, тем более, этот объект находится не на нашей территории, мы с ним никак не связаны, - напомнила руководитель заповедника.
Комментарии (19)
Вертолётные площадки они обустроили, блин....
Сколько стоит добраться туда на вертушке?
а это банальное самодурство
никакой разницы, себя да начальство только успокоили эти заповедные деятели