Профессора СГУ им. Питирима Сорокина попросили у Сергея Гапликова поддержки для молодых ученых и грантов для гуманитариев
В начале встречи профессора поинтересовались дальнейшей судьбой вуза и попросили Сергея Гапликова посодействовать возвращению процедуры выборов руководства университета.
Далее председатель профессорского клуба СГУ им. Питирима Сорокина и модератор встречи Виктор Залевский давал возможность высказаться представителям всех направлений и кафедр университета.
Заведующий кафедрой биохимии и медицины катастроф Евгений Бойко от лица медицинского института рассказал о главной проблеме первого набора студентов-медиков, которым в будущем году предстоит проходить обучение на базе больниц и клиник. Сегодня доктора в лечебных учреждениях отказываются идти навстречу вузу, так как отсутствует межведомственное взаимодействие: раньше медакадемия полностью подчинялась минздраву, сейчас же кадры готовятся министерством образования для отрасли здравоохранения.
- Больницы не хотят видеть студентов. Возможности вести занятия для четвертых и пятых курсов в части клинической подготовки на базе больниц нет, то есть в республике не выполняется закон об образовании в части клинических занятий.
В то же время мы восполняем имеющийся в республике дефицит кадров - 200 выпускников в Коми могут быть трудоустроены одномоментно. Сейчас очень большая потребность, особенно в районах, в лабораторных кадрах - обеспеченность ими составляет 28 процентов, ниже обеспеченность только спортивными врачами - 25 процентов, так что все выпускники будут уходить влет, - разъяснил тонкости проблемы завкафедрой, попросив разобраться с возможностью проведения занятий по клиническим дисциплинам.
Исполняющая обязанности ректора Наталья Михальченкова сообщила, что по этой проблеме уже инициировано совещание с заместителем председателя правительства республики Тамарой Николаевой и подтвердила, что межведомственной работы пока нет.
- Вопрос клинической подготовки 4-5 курсов на сегодня не урегулирован, нам ставятся условия, которые мы выполнить не можем. В медакадемии проблема решалась проще - это была ведомственная принадлежность минздрава, и они понимали, что содействуют системе минздрава. Мы находимся в ведении минобра, но готовим кадры для минздрава и нам нужен мостик, чтобы врачи оказывали содействие в организации клинических кафедр непосредственно в больнице, - пояснила она.
Доктор биологических наук Алексей Москалев рассказал, что его кафедра занимается моделированием процессов старения и долголетия, ищет препараты, которые бы могли замедлить процессы старения - все эти изыскания требуют дорогостоящего оборудования, которое можно приобретать на гранты, однако провинциальному вузу недостаточно лоббирования интересов на федеральном уровне.
- Было бы здорово, если бы университет попадал в крупные программы Всероссийского научного фонда, который осуществляет целевое финансирование. К сожалению, даже с учетом большого количества наших публикаций того лоббирования, которое осуществляют центральные институты, мы не имеем и гранты получить не можем, - посетовал биолог.
- Формируйте заявку, попробуем, - пообещал посодействовать в решении вопроса Сергей Гапликов.
Доктор филологических наук, профессор Татьяна Волкова рассказала об уникальной коллекции рукописных книг, которые она собирала с 1977 года в республике, в том числе в Усть-Цилемском районе. В собрании представлено огромное количество уникальных рукописных книг, некоторым из них уже по четыре века. Особенно ценны рукописи XIX столетия, созданные крестьянами. Небольшой музей редкой книги какое-то время работал в главном корпусе, но потом был закрыт. Теперь же, по словам профессора, коллекцию, интересующую многих гостей столицы Коми, показать во всей красе просто невозможно.
- К нашему стыду музей закрылся. Сейчас есть концепция, мы расширили его функции до хранилища, лектория и выставочного пространства, все материалы для создания музея имеются. К филологам всегда было такое отношения - это подождет, это не главное. В обозримом будущем заканчивается моя научная карьера, и хотелось бы дело моей жизни довести до конца, пока я еще могу в нем активно участвовать. К нам приезжают гости из Москвы, министерств и разных структур, но мы не можем им показать собрание, потому что оно не приведено в соответствующий вид, - обрисовала проблему Татьяна Волкова.
Наталья Михальченкова пояснила, что этот вопрос напрямую связан с учредителем. Кроме того, для перемещения коллекции требуется специальный температурный режим и соответствующие условия. Сегодня вопрос о приведении в порядок фондохранилища поставлен, но ремонтные работы оцениваются в миллиард.
Доктор культурологии, профессор Владимир Сулимов выступил сразу с тремя предложениями: создать совет по культуре при главе республики Коми и разработать не просто концепцию развития, а стратегическую концепцию социально-культурного развития республики. Основные данные для этого сейчас собираются и анализируются на разных уровнях.
Еще одно предложение от культуролога - возобновить систему грантов для гуманитариев, которая существовала при Юрии Спиридонове.
- Пусть гранты будут небольшие, но в данном случае важно внимание и отношение, - заметил он.
Представитель кафедры политологии и международных отношений профессор Валерий Грибанов обратил внимание врио на необходимость более плотного сотрудничества органов власти и университета, что касается и студентов, которым предстоит идти на практику и работу в госучреждения.
Заведующий кафедрой политологии и международный отношений Игорь Гончаров затронул актуальный для большинства кафедр университета вопрос смены поколений.
- На нашей кафедре есть один молодой специалист и ему 35 лет. В начале декабря у меня защитился аспирант, но пока мы готовили диссертацию, он успел найти место в министерстве образования. В результате его я могу привлекать только по субботам в качестве почасовика. Региону необходима реальная программа по поддержке молодых ученых - это была бы очень большая помощь университету и всем - не только моей кафедре, - подчеркнул он.
Подводя итоги визита в СГУ им. Питирима Сорокина, Сергей Гапликов оценил ряд предложений и конкретных проектов, которые имеют широкий социальный и экономический эффект:
- Проблем хватает, как и везде, люди очень корректны, конструктивны, за что хотелось бы поблагодарить профессорско-преподавательский состав. Те темы, которые мы обсуждали, достаточно актуальны, я их возьму на контроль. Речь шла о том, что представителей власти в университете видят достаточно мало, но это очень важно - мы должны быть в курсе того, что обсуждается в университете, в курсе научных подходов. Студенты университета должны знать, что мы вместе, в едином порыве, готовы достичь более качественного результата.
Комментарии (72)
Университет назвали в честь Питирима Сорокина, что он реально сделал для республики? Кто мне может ответить?
Скажите пожалуйста, чтобы заняться своим образованием и повышением своей культуры и своих близких, вам нужны какие-то чиновники? Зрелый человек берет необходимую литературу и живет без оглядки на кого бы то ни было.
"А кто будет изучать историю, культуру, хранить знания, писать новые книжки, чтобы продвинутый технарь их потом читал?"
Это все хорошо, но что важнее для обычного обывателя носить одежду из качественных материалов, изобретенных профессиональным технологом, питаться здоровой пищей, выращенной профессиональным агрономом, или ездить на автомобиле, сконструированном профессиональным инженером или знать в каком году Ньютон открыл закон тяготения? Общего курса истории, который дают в школе более чем достаточно (но это уже накопленные знания). Все остальное нужно только чтобы блеснуть знаниями в дружеской беседе, никакого прикладного применения для 98% населения нет.
Поверьте с развитием технического прогресса, изобретением компьютеров и интернета проблемы с хранением информации отпали.
По поводу издательской деятельности: вы знаете как пишутся и издаются книги? Написать художественное произведение это только 25% работы поверьте. Все остальное это работа технических специалистов, которые занимаются обработкой текста, графических иллюстраций, печатью в типографии.
Кто же будет готовить учителей-гуманитариев?
Сфера культуры тоже важна, потом поймёте.
Ну а про книгу - это, простите, бред. Как автор статей и книг могу сказать, что главное - содержание, иначе можно было бы покупать красиво оформленные чистые блокноты в виде книг с выкинутыми ненужными 25% работы.
А вы поищите в интернете статьи про то как складываются дела в одной из самых технологичных стран мира - Японии. Министерство образования Японии распорядилось закрыть гуманитарные факультеты. Власти призывают ВУЗы сосредоточиться на направлениях, «более соответствующих потребностям общества».
"Надо вообще передушить всех мыслящих людей, создать оазис промтехничесткого неэффективного рабства". Почему вы так любите заниматься популизмом? Вы считаете людей, которые занимаются научно-технической деятельностью, развивают высокотехнологичное производство и двигают прогресс вперед - не мыслящими рабами? Мне вас жалко, честно.
К сожалению сайт не позволяет вставлять ссылки на другие ресурсы. Так что можете набрать дополнительно в google "timeshighereducation" "Social sciences and humanities faculties". Надеюсь это вас удовлетворит.
Но основную свою задачу 'универ', включая его преподавателей-гуманитариев, решает таки - имеющимися силами и возможностями сокращает число потенциальных маргиналов...
"Да и на "производственников" нынче учить сложновато по причине 'скукоживания' в стране какого-либо производства". Производство скукоживается, как раз от того, что производственников в стране не осталось, а не наоборот. Движимые вашими искусственными идеями о необходимости гуманитарных наук мы уже наплодили столько ненужных работников, которые по специальности не работают. В погоне за бабками все работают продавцами - купи-продай наше все.
"Но основную свою задачу 'универ', включая его преподавателей-гуманитариев, решает таки - имеющимися силами и возможностями сокращает число потенциальных маргиналов..." А вы имете представление насколько эффективно он с этой задачей справляется? Качество управления на очень низком уровне, преподавателям и управленческому аппарату не интересна жизнь студентов.
"Разъяснился источник анти-гуманитарных рассуждений. Это некто, кто опирается на мнение ИТНИТА. Должен заметить, что никаких особых достижений, кроме самооткрывающейся двери, сей ИТНИТ не имеет, и в приличном политехе, его бы "зачистили" быстро."
1. Есть опыт общения со студентами с данного института. Насколько мне известно на данный момент это один из самых крупных институтов, так что не вижу никаких противоречий относительно оценки студентов по поводу гуманитарных наук и их прикладной направленности.
2. В своем комментарии я нигде не утверждал о высоком статусе ИТНИТа и его достижениях. То о чем критикуете вы это лишь заслуга прошлого и нынешнего руководства вуза, чему свидетельство соответствующая материально-техническая база ИТНИТа. Банально в компьютерные классы студенту просто так не попасть, даже тут бюрократизм ставит крест на исследовательской деятельности студентов.
3. "Что касается университета, то предназначение его - именно подготовка гуманитариев и естественников гуманитарного типа". Как это вы так намешали, как это вам вообще в голову приходит? Вы предметом вообще владеете? Как математик и биолог, которые по определению является специалистами в естественных науках, вдруг стали естественниками гуманитарного типа )))
а) Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
б) Московский физико-технический институт (государственный университет).
в) Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».
г) Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана.
5) Про вторичность российских технологий можете узнать на сайте руэксперт в разделе Крупные_Российские_Проекты.
6) "И если гуманитарные и общенаучные дисциплины работают в области индивидуального и социального сознания (делают идеи)". Приведите мне пожалуйста список идей российской гуманитарной науки, которые помогают нам обычным россиянам как-то существовать в это непростое время. К сожалению мои недостатки общекультурной составляющей сознания, не помагают увидеть картину в целом.
Ну мы все вроде как в России живем, и обсуждаем ситуацию, которая складывается в наших вузах. Я вам привел топ-4 общероссийского рейтинга вузов, а не именно технических как вы утверждаете.
По поводу того что Российских вузов нет в общемировом рейтинге, вы все врете.
Академический рейтинг университетов мира 2015.
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на 86 месте. Только не говорите, что вот видите как мы далеко от топа. Вы же любите так говорить )))
"Там совершенно другая классификация."
Давайте посмотрим тот же рейтинг, кто на первых местах
1) Гарвардский университет .
2) Стэнфордский университет.
3) Массачусетский технологический институт.
4) Калифорнийский университет в Беркли.
5) Кембриджский университет.
6) Принстонский университет.
7) Калифорнийский технологический институт.
Да вы правы ни одного технического )))
Вы не попутали классическое, фундаментальное и прикладное образование в одну кашу:)?
Но, сомневаюсь, что он ответит Вам оперативно, поскольку времена в университете, как Вы понимаете, сейчас смутные, несмотря на перспективы, обозначенные высшим должностным лицом. (ВРИО). Да и профессор занят разработкой стратегической концепции социокультурного развития Коми края, (выходцем из которого я являюсь). А кроме того, профессор продолжает усердно изучать мое наследие со своими коллегами - гуманитариями (извините за выражение) .
Искренне Ваш,
П. Сорокин
С удовольствием ознакомлюсь.
"Сытый голодного..."
то ли студент-недоучка, то ли убогий, так и не защитившийся?
А выражения-то - сразу выдают "образованного" и "культурного", а главное - начитанного человека! Некрасиво!
Почитайте труды этого профессора, для начала. Ознакомьтесь с концепциями, которые он "разрабатывает". Попробуйте походить на его лекции, вынести для себя полезное. Как ученый он ноль, как преподаватель тоже (спросите студентов), каков смысл его прибывания в СГУ? Что он предложил главе? - выделять гранты! Сначала предположи продукт/услугу, потом денег проси.
"желтый" университет...
Зачем переименовывать стали под Питирима Сорокина, почти американца? О каком патриотизме глаголите, коми-руководители?
Думаю, когда все закончится условным сроком и взысканием в доход гос. определенной суммы ущерба, смоется,и больше мы ее не увидим.
Сергей Анатольевич понятно, пытается дезавуировать происходящее, но нужно время, чтобы это пережить.
Впервые узнал о о подвиге вашего отца-фронтовика И.Иржак. Вечная ему память и благодарность потомков.
Удачи Вам, супруге Ирине- бывшему секретарю обкома комсомола и вашим коллегам по университету!
Марина Дмитриевна при её пробивной способности могла бы много сделать для СГУ, но она не ученый: она чиновничья душа, но не без таланта.
А пока, всех нас, живущих в Коми, опустили ниже плинтуса... Нужно время, чтобы успокоиться., а всем попавшим в эти истории пожелание понять свои ошибки и выйти с наименьшими потерями.