Депутаты Сыктывкара хотят широко рассмотреть проблему доступности общего образования для детей-инвалидов
На заседании постоянной комиссии Совета города по социальным вопросам народные избранники попытались выяснить, с какими проблемами сталкивается управление образования, обеспечивая детей с разными формами инвалидности возможностью получения общего образования. Заместитель начальника управления образования городской администрации Наталья Котелина акцентировала внимание на недостаточном финансировании в рамках реализации программы по созданию безбарьерной среды и трудностях с новыми федеральными государственными образовательными стандартами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Фото Николая Антоновского
По словам Натальи Котелиной, из 28 тысяч 218 учащихся общеобразовательных организаций Сыктывкара 209 — это дети-инвалиды, еще 18 — дети с ограниченными возможностями здоровья, при этом в городе нет несовершеннолетних, которые из-за проблем со здоровьем ни в какой форме не получают среднее образование. Чтобы образовательный процесс не вызывал трудностей у детей, управлением образования организовано психолого-педагогическое сопровождение, школьникам обеспечен доступ к дополнительному образованию, также постоянно ведется работа по формированию толерантного отношения со стороны всех участников образовательного процесса. Для выпускников девятых и одиннадцатых классов создана возможность выбрать форму итогового экзамена — традиционную или несколько облегченную (ЕГЭ она не заменяет), пункты проведения экзамена могут быть организованы прямо на дому. В результате, в прошлом учебном году аттестаты неполного среднего образования получили 110 человек с ограниченными возможностями, еще 16 успешно закончили одиннадцатый класс.
Как рассказала Наталья Котелина, с 2012 года управление образования работает над созданием безбарьерной среды. На данный момент в 20 образовательных организациях Сыктывкара центральные входы оборудованы пандусами, в 14-ти установлены специальные входные двери, также идет переоборудование туалетных комнат и путей движения внутри здания. В восьми школах города уже создана относительно комплексная безбарьерная среда.
Не услышав жалоб на трудности с организацией обучения детей с инвалидностью и ОВЗ, депутат Светлана Семенова спросила, существуют ли сегодня проблемы, которые управление самостоятельно решить не может.
Оказалось, что нерешенных вопрос на сегодня масса.
- Если в городе 38 муниципальных общеобразовательных организаций и только в восьми из них созданы комплексные условия, это проблема. Здания школ старые, а мы должны сделать так, чтобы они были доступны. Иногда мы что-то можем сделать на первом этаже при условии финансирования, но выше уже нельзя, потому что школы не подлежат реконструкции, - сообщила Наталья Котелина, акцентировав внимание депутатов на том, что с годами федеральное финансирование на создание безбарьерной среды ощутимо сокращается: в 2014 году на эти цели федеральный бюджет выделил шесть миллионов, в этом году уже только полтора миллиона. - Нам бы хотелось, чтобы средства выделялись и дальше и чтобы их было больше.
Кроме того, затруднения предварительно вызывает необходимость соотнести образовательный процесс с новым ФГОСом, разработанным для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Мы пока обычные ФГОСы отрабатываем, только начинаем погружать в это учителей, а нам уже предлагается и таким ФГОСом овладеть.
Депутат Алексей Смолев задал вопрос, на который сам же и ответил.
- Сколько колясочников дошли в школу самостоятельно по этим пандусам? Ни один. Двукратную паралимпийскую чемпионку Марию Иовлеву на сборах в гостиницу «Олимпиец» поднимает опекун, - даже имея железную хватку, она не может подняться, и ни один ребенок по этим пандусам не поднимется. Мне кажется, тут надо кричать на всю Россию: испорчена архитектура школ, потрачены огромные деньги, - оценил ситуацию с качеством безбарьерной среды в городе депутат. По его мнению, проблемы могло и не быть, если бы дежурные помогали колясочникам, заносили их в школу и класс. - Всегда так делали и этой проблемы не существовало. Я понимаю, есть закон, его надо исполнять, но огромные деньги туда потрачены, а ни один ребенок не воспользовался и не воспользуется этими пандусами самостоятельно.
Заместитель председателя Совета Сыктывкара Галина Лапшина считает, что, несмотря на сделанное для обеспечения доступной среды, о проблеме «надо бить во все колокола».
- Сегодня мы смотрим только на школы и детские сады, а мне кажется, что нам как депутатам, особенно комиссии по социальным вопросам, необходимо на эту проблему посмотреть шире, - отметила она и предложила коллегам встретиться с родителями, представителями организации инвалидов. - У меня есть избирательница, которая с 2004 года не выходила на улицу, потому что в подъезде нет пандуса. Если в магазине нет пандуса, он есть в другом, если ты вышел на улицу, ты можешь куда-то попасть. Но как выйти из дома? - добавила она и предложила оставить вопрос о создании доступной среды в Сыктывкаре на контроле комиссии.
Комментарии (19)
Для перемещения ученика в черте города от места жительства до учебного класса в общеобразовательной школе требуется:
1.транспорт и его содержание
2.сопровождение
3.сопровождающий по школе
4.учители\учитель\
5.организация спецпитания
6.специальные приспособления и тренажеры для процесса обучения
7.спецучебная литература
8.организация отдыха в процессе обучения на уроках и переменах
9.контроль за поведением ученика с другими учениками
10.организация моментального оказания первой медпомощи до приезда СКОРОЙ МЕДПОМ.
11.обязательное знание учителем особенностей здоровья и поведения ученика.
12.зарплата учителя и его повышение квалификации постоянно.
Это только малая толика проблем с учениками -инвалидами разных категорий.А деньги где?Прикиньте для 1 ученика финансирование одного дня.искомое-расстояние от дома до школы- 10км.АУ математики и бухголтеры!
И в правду почему???? И в школах тоже самое?!