Сыктывкар может перенять опыт Екатеринбурга по социализации бомжей
В столице республики сегодня состоялась дискуссия по вопросам социализации лиц без определенного места жительства, она собрала тех, кто ежедневно работает с людьми, попавшими в экстремальную жизненную ситуацию. Главным участником разговора стал бывший заключенный и бездомный из Екатеринбурга Юрий Потапенко, который открыл собственное бюро и уже более 15 лет помогает бездомным найти свое место в жизни, жилье и работу. При этом Потапенко до сих пор не имеет собственного жилья и все еще называет себя бомжем. На вопрос, есть ли в его Центре психологи, Потапенко ответил: «Я сам для них психолог».
Фото Ивана Федосеева
Бюро Юрия Потапенко существует уже более 15 лет, но до сих пор остается одной из немногих в стране некоммерческих, социально ориентированных организаций подобного плана. Сам Потапенко более 30 лет провел в местах лишения свободы.
- Здесь собрались люди, которые каждый день встречаются с проблемами граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, и мы все уверены, что подобная организация в нашем регионе более чем необходима, - объяснила Уполномоченный по правам человека в Коми Надежда Быковская, которая организовала дискуссию. – Такие люди зачастую выходят из мест лишения свободы и не знают, куда идти. В итоге они двигаются по одному и тому же кругу. У нас в России тюремное население составляет около 550 тысяч людей: одни выходят, другие заходят. Как им помочь, куда им идти?
Надежда Быковская обратила внимание на то, что хоть в республике и существуют государственные учреждения для данной категории граждан, но в них определенный срок проживания и другие нюансы, не позволяющие в полной мере помочь бездомному. У Потапенко некоторые живут уже более десяти лет.
- Все бездомные стоят на учете, и, скажу прямо, многие просто сами не хотят менять свою жизнь и что-то делать, - заметила директор Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства Сыктывкара Галина Шмидт. – Это при том, что министерство немаленькие финансы выделяет нам. У нас прекрасное помещение, стерильная чистота, много сменной одежды, мягкого инвентаря, хорошее питание. Но мы все же не можем содержать людей дольше установленного периода.
- У меня тоже хватает таких, которые пришли на халяву поесть, поспать, а утром уйти. Такие люди всегда отсеиваются, я их сразу замечаю, - ответил на это Потапенко.
Гость из Екатеринбурга справедливо отметил, что зачастую отсутствие документов - одна из причин того, что человек не может встать на ноги, выйдя из мест лишения свободы, и в итоге возвращается обратно. Государство его перехватить не готово, существующая система реабилитации лежит на плечах некоммерческих социально ориентированных организаций. А их мало в России.
- Когда бывшие заключенные приходят за помощью в госучреждения, им дают лапшу «Доширак» и пакетик чая, а вот про то, что он может получить регистрацию или помощь в восстановлении документов, многие сотрудники просто умалчивают, - продолжил Потапенко.
- Как так получается, что люди выходят без паспорта? – задала вопрос Быковская, адресовав его представителям УФСИН по Коми.
Начальник начальник отдела социально-психологической и воспитательной работы с осужденными УФСИН Светлана Варгатюк ответила, что ежегодно из колоний в республике освобождается порядка пяти тысяч человек, из них около 3 тысяч остаются в регионе.
- В 2014 году, например, 228 освободившихся человек были в категории БОМЖ либо инвалиды, - пояснила Варгатюк. – За шесть месяцев перед освобождением проходит подготовка заключенных, в том числе оформление документов, паспортов, направляются запросы по месту жительства. Но, несмотря на это, есть проблема освобождения осужденных без паспортов. Это связано в том числе и с тем, что ответы на запросы просто физически не успевают поступать к нам.
Продолжая беседу, участники встречи попросили Юрия Потапенко, который не раз помогал восстанавливать документы освобожденным, дать некоторые полезные рекомендации.
- Я никаких рекомендаций дать не смогу, потому что вы представляете органы государственной власти. Родные мои, просто берите и делайте, а не разговаривайте, - сказал Потапенко.
Тогда участники «круглого стола» поинтересовались, с чего начинал сам Потапенко, тот отметил, что ему постоянно докучают вопросом, «откуда деньги» на открытие бюро.
- Раньше меня регулярно финансировали англичане, американцы, голландцы. К тому же, грантовые системы никто не отменял. Вы поймите, я занимаюсь социальной проблемой, которую решаю в меру своих возможностей, - сказал Потапенко. - Я начинал сложно. У меня ничего не было, так же ходил и умолял, чтобы мне сделали паспорт. Я ездил по больницам и просил пустить меня и мою жену переночевать: она в женском, я - в мужском отделении. Все дело в моей собственной инициативе. Я сам находился в такой же беде, с нуля налаживал отношения с государственными структурами. Бывало, заходил в кабинет к министру, мы с ним ругаемся, посылаем друг друга куда подальше, но в итоге все равно жмем друг другу руки и находим компромисс. Сначала меня знали просто как Юру Потапенко, который может помочь найти жилье или работу. Потом я набрал штат помощников и грамотных юристов. Меня заметило государство, и уже много лет я участвую в обсуждениях этой проблемы и в Совете Федерации РФ, и в Администрации Президента России.
В Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную ситуацию, – 120 мест и около 26,2 процента попавших сюда в итоге полностью адаптируются, уходят, создают семьи и начинают новую жизнь. Всего за последние десять лет сюда обратились 4289 человек. Единственное, чего не терпит у себя Потапенко – пьянство. Бездомный подписывает соглашение, в котором есть пункт о воздержании от спиртного.
- А что, если человек снова начинает вести прежний образ жизни? – спросили у Потапенко.
- Такое бывает редко. Я с ними разговариваю, объясняю. Все-таки я сам через это прошел и, пожалуй, лучший для них психолог и пример. Но, если надо будет, и в «дыню» могу дать, - заявил гость.
Все присутствующие пришли к выводу, что Коми тоже нуждается в подобной некоммерческой организации, только вот инициативного человека, готового взять на себя это, - пока нет. Заместитель председателя Общественной палаты Валентина Кулимова заверила, что Общественная палата будет помогать людям, желающим зарегистрировать НКО.
- Мы все готовы помогать, но вот такого человека, инициативного и вдохновленного, пока нет. Пусть это будет даже бывший заключенный или сотрудник УФСИН. Эта тема новая, востребованная, у нее есть все шансы получить государственное финансирование, потому что традиционно общественники занимаются проблемами инвалидов, пожилых людей, - сказал заместитель министра труда и социальной защиты Максим Ганов.
В заключение Надежда Быковская заверила, что встреча была лишь «нулевым циклом» и обсуждение темы будет продолжено. В свою очередь Юрий Потапенко сказал, что готов помогать и направлять того человека, который возьмется за это нелегкое дело в Коми.
Комментарии (11)