Печорский праздник «Черинянь гаж» поведает о тайном знании коми народа
Праздник рыбного пирога, который состоится 28 июня в деревне Бызовая Печорского района, объединит в себе этнографическое наследие, коми мифологию и археологические памятники времен палеолита. По замыслу компании «Ыбица продакшн», создавшей фирменный стиль для «Черинянь гаж», каждый элемент несет в себе тайное знание, а возрождение древних символов придаст празднику некий сакральный смысл. Уникальную концепцию и логотип, представляющий собой щуку с рогами, авторы сегодня представили на специальной пресс-конференции в Сыктывкаре.
Фото Юрия Кабанцева, видео Виктора Бобыря
- Сегодня мы презентуем наш праздник, который будет проходить в четвертый раз. За это небольшое время он завоевал сердца людей, и мы поняли, что он нуждается в дальнейшем продвижении не только на региональном уровне, но и на всероссийском и международном. Это такой «событийный гастрономический фест», который мы будем выводить в массы по республике, Северо-Западу и стране. Что особенного в этом мероприятии? По большому счету – все! Сама деревня Бызовая вписана в мировую археологическую историю тем, что там обнаружена стоянка первобытного человека и находится кладбище мамонтов, а население, которое там проживает, всячески старается хранить и поддерживать традиции, которые существуют на нашей земле, - начал исполняющий обязанности главы администрации Печорского района Антон Ткаченко.
В этом году первым этапом подготовки к празднику стала презентация концепции символики мероприятия, получившей название «Черинянь гаж» - «Тайное знание коми народа» и сочетающей в себе исторические факты, археологические находки и коми мифологию. Новая стилистика праздника рыбного пирога возникла благодаря творческому союзу администрации Печорского района, компании «Ыбица продакшн», ученого-фольклориста Павла Лимерова, художника-этнофутуриста Юрия Лисовского, а также Министерства национальной политики Коми и Национального музея Коми.
- Для Министерства национальной политики важным направлением является сохранение культуры коми народа. Мы всегда заинтересованы в поддержке проектов и инициатив, которые реализуются в сельской глубинке. Министерством проводится множество конкурсов, в том числе малых проектов, чтобы поддержать муниципалитеты. Праздник «Черинянь гаж» стал одним из победителей этого конкурса и в этом году пройдет при нашей финансовой поддержке. Именно через такие событийные мероприятия продвигаются традиции и культура коренного коми народа, - рассказала начальник отдела анализа и прогнозирования национальных отношений Министерства национальной политики Коми Жанна Свиряева.
О географических и археологических достопримечательностях деревни Бызовая сообщила научный сотрудник отдела фондов Национального музея Коми Анастасия Белицкая.
- Бызовая была основана в 18 веке выходцами из Ижмы, но люди жили там задолго до этого времени. В 1960-е годы в двух километрах от деревни был открыт один из редких памятников эпохи верхнего палеолита - охотничий лагерь на кладбище мамонтов, там же и нашли место стоянки древнего человека. Люди посещали это место, чтобы пополнить запасы костей для производства орудий труда. Возможно, они приходили туда и за мясом, ведь в вечной мерзлоте оно сохранялось дольше и годилось в пищу. В настоящее время коллекции, которые были найдены на стоянке в Бызовой, хранятся в трех музеях: это Национальный музей Коми, Печорский историко-краеведческий музей и Музей археологии Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН. Стоянка Бызовая произвела фурор в научном мире, потому что долгое время считалось, что люди не жили на северных территориях, в Приполярье и Заполярье, там было настолько холодно, что человек туда не проникал. В 1963 году, когда была открыта стоянка Бызовая, этот тезис опровергли, и она стала всемирно известным местом, - рассказала Анастасия Белицкая.
- Когда мы начали разрабатывать фирменный стиль праздника рыбного пирога «Черинянь гаж», перед нами стояла задача объединить этнографическую, археологическую, культурную направленности и коми мифологию и из всего этого создать современный образ, который на сегодняшний день не может быть разрушен внешними факторами. Мы за это время прочитали много литературы, посмотрели множество фильмов про мамонтов, флору и фауну эпохи палеолита. Так появилась новая визуализация печорского праздника, - заинтриговала генеральный директор компании «Ыбица продакшн» Анна Манюк.
О рождении новой концепции рассказал ученый-фольклорист Павел Лимеров.
- Надо было соединить мифы и традиционную культуру коми с археологическими находками Бызовой: палеолитической стоянкой и костями мамонта. Сначала мы не понимали, как все это можно соединить в одном логотипе. Но на самом деле в мифологии все есть. Сразу вспоминается легенда о Ное, которая начинается с того, что мамонт топтал землю в начале времен. Он был настолько тяжелый, что когда проходил по земле, там начинали течь реки и ручьи, а где останавливался, появлялись озера. И этот избыток воды привел к тому самому потопу, который известен нам по библейской легенде. Когда Ной посадил всех зверей в ковчег, мамонту не хватило места, потому что Бог его проклял за вину в потопе. Поэтому все мамонты утонули, что позволяет провести параллель с кладбищем мамонтов, в том числе, и на дне Печоры.
- Когда я был у хантов в экспедиции в 1991 году, увидел, что люди традиционной культуры не представляют мамонта, как обычно видим его мы. Они находят его рога, туши и представляют его в виде подземного или подводного зверя, который до сих пор живет в реке. Один из хантов рассказал мне, что однажды охотник гнал оленя через тайгу к озеру, и он был таким большим, что когда бежал, делал просеку грудью. Когда охотник его убил, он увидел, что он настолько древний, что из его рогов вилась береза. По их представлениям мамонтом может стать любое животное, которое уйдет под воду или под землю, а в целом они представляют себе мамонта в виде щуки, у которой есть рога, - поведал Павел Лимеров.
Идеи авторов визуально воплотил в жизнь известный в Республике Коми художник-этнофутурист Юрий Лисовский.
- Как художник он мифологичен сам по себе, у него эти образы возникают откуда-то оттуда. Мы стали смотреть разные его картины, и на одной из них увидели щуку с рогами. Откуда он ее взял, он не смог объяснить. Тем не менее, начало образу было положено. Щука - наиболее близкий образ к рыбному пирогу, в мифологии коми является воплощением хозяина воды как священная рыба и прообраз древнего мамонта. Мы взяли за основу не само изображение мамонта, а то, как представляли его древние. У рыбы тоже много значений в мифологии - это один из образов человека, в котором он после смерти уходил в «нижний мир». Важно понять символическое значение рыбного пирога - его не ели как обычную пищу, а только на праздники, например, когда выдавали замуж невесту. Когда мы возрождаем древние мифы и символы, мы придаем празднику некий сакральный смысл. Этим и определяется бытие праздника как такового, это общемировая тенденция. Мы возвращаемся к мифам, возрождаем их, чтобы возродить самих себя, - отметил Павел Лимеров.
- Щука с рогами - это и есть мамонт, в переводе с коми - мухор, это подземное животное, которое своими рогами роет в земле ходы. Эти рога символизируют не только сами рога (бивни) и их принадлежность к территории Бызовой и кладбищу мамонтов, но и реку Печору, где водится много рыбы и одна из основных не только знаменитая семга, но и щука. Сам рисунок - это открытый пирог, выполнен в охристой цветовой гамме, выбранной не случайно. В древние времена люди рисовали рисунки на скалах охристыми цветами, потому что других просто не было. На плавниках и хвосте воссоздан традиционный орнамент печорских коми. Три мамонта в нашем случае, если они протоптали реки, озера и моря, то они же протоптали и нашу знаменитую реку Печору. Кроме того, на изображении мамонты символизируют семейственность, а «Черинянь гаж», в первую очередь, семейный праздник, который сегодня является новейшей национальной традицией Республики Коми, - обрисовала новый логотип Анна Манюк.
По ее словам, визуальная стилистика содержит еще множество деталей и смыслов, так, например, в конце рогов щуки угадывается изображение хобота мамонта. Помимо этого, авторы выпустили карту Печорского района, где изгиб реки от города Печоры до деревни Бызовой напоминает реликтового ящера. В Пермской звериной пластике образы рыб внутри ящера, символизирующего нижний (загробный) мир, соответствуют душам умерших людей. Проплыв по реке нижнего мира, текущей снизу вверх, в небесный мир в облике рыбы, умершие возрождаются в облике уток у корней священной березы, а затем по Млечному пути (Пути уток) возвращаются в мир людей и рождаются вновь. Вся новая стилистика «Черинянь гаж» будет использована в визуализации мероприятия в рамках предстоящей промокампании.
- Мы получили большое удовольствие от работы в этом проекте. Мы довольны результатом и считаем, что такой логотип вряд ли кто-нибудь забудет, потому что рыба с рогами это как минимум очень интересно, - отметила Анна Манюк.
О том, что ожидает гостей праздника рыбного пирога, рассказала начальник Управления культуры и туризма Печорского района Ирина Шахова. По ее словам, территория праздника включит в себя десять полян. На каждой из них будет работать площадка с тематическими программами: «Экологическая поляна», «Семейная поляна», «Мастеровая поляна», «Ярмарочная поляна», «Журчащий ручей», «Рыбная поляна», «Обрядовая поляна», «Историческая поляна», «Народная поляна» и «Поляна мастериц». Так, на «Обрядовой поляне», которая расположится на самом высоком берегу деревни, пары молодоженов смогут пройти свадебный обряд и в конце отметить бракосочетание рыбным пирогом. Десять мастериц в течение праздника будут собирать по полянам определенные ингредиенты, чтобы испечь рыбные пироги по старинному коми рецепту. В завершение праздника пироги получат самые активные участники игровых площадок. Кроме того, на празднике пройдут соревнования по рыбной ловле, а также гастрономический конкурс «Нянь да сов», где как простые жители, так и рестораторы покажут свои знания традиционной коми кухни. По словам Ирины Шаховой, в прошлом году праздник рыбного пирога посетили более десяти тысяч человек.
Как рассказала Анна Манюк, уже завтра в официальных социальных группах медиа-проекта стартует конкурс, направленный на продвижение «Черинянь гаж» среди молодежи. В группах праздника будет выложен логотип в исходном качестве. Таким образом, скачав логотип мероприятия, любой желающий сможет самостоятельно нанести его на свою футболку. Сделав фотографию в футболке «Черинянь гаж» и выложив ее в соцсеть, автор станет претендентом на ценные призы от организаторов и партнеров события. Первым участником флешмоба стал Антон Ткаченко, правда, вне конкурса. Кроме того, к празднику рыбного пирога будет выпущен набор открыток по коми мифологии «Тайное знание коми народа» авторства Юрия Лисовского.
- Резюмируя нашу презентацию, еще раз хочу сказать спасибо всему нашему небольшому коллективу единомышленников, принявших участие в разработке новой концепции праздника рыбного пирога «Черинянь гаж». Я вас всех приглашаю 28 июня на наше народное гуляние. Каждый откроет там что-то новое для себя, - отметил Антон Ткаченко.
Презентация завершилась дегустацией рыбного пирога, испеченного накануне по старинным коми рецептам и привезенного в столицу Коми из деревни Бызовая.
*** Праздник рыбного пирога «Черинянь гаж» – современный коми праздник, основной целью которого является знакомство всех желающих с языковым, культурным, фольклорным наследием и кулинарным искусством жителей Печорского района и уникальной деревни Бызовая. Традиционно на «Черинянь гаж» представлены десять тематических полян, раскинутых по всей деревне, где проводятся всевозможные конкурсы и викторины, посвященные темам праздника. Самый активный участник становится обладателем золотого жетона-рыбки, который впоследствии обменивает на рыбный пирог, приготовленный в этот день мастерицами по старинному рецепту. ПОДРОБНЕЕ.
Организаторы: Администрация МР «Печора», Управление культуры и туризма МР «Печора» при поддержке Министерства национальной политики Коми.
Официальные аккаунты в социальных медиа: ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Google+, Twitter, Instagram, YouTube.
Официальные хештэги: #ЧериняньГаж, #черинянь, #Бызовая, #ПироговХватитНаВсех.
Разработка фирменного стиля: компания Ыбица продакшн. Презентация «Черинянь гаж» - тайное знание коми народа» доступна здесь.
Информационные партнеры: БНК, Комиинформ, Республика, АРТ, Европа плюс Коми, Куда идти, Красное знамя Севера, Твоя параллель, Издательский дом Коми, Коми му, Йӧлӧга, Чушканзi, Радуга.
Комментарии (104)
Не знаешь, помалкивай, старичок.
Перспективы развития на 2015 год.
2015 год - решающий и переломный момент. Отрасль культуры ждут значительные преобразования.
Согласно майским указам Президента параметр повышения зарплат для работников отрасли «Культура» в 2015 году составит 34 058 рублей. Предусматривается оптимизация неэффективных учреждений культуры. На 2015 год запланировано:
- закрытие ДК п. Рыбница и расположенного на его территории филиала библиотеки, ввиду отсутствия профессиональных кадров и невыполнения плановых показателей, износ помещения;
- закрытие библиотеки в п. Березовка ввиду низких показателей, износа здания;
- оптимизация учреждений культуры, находящихся в одном поселении городского типа «Путеец» - ДК п. Луговой и ДК п. Путеец;
- закрытие библиотеки в п. Путеец в связи с невыполнением плановых показателей.
В текущем году свою полноценную деятельность начало МБУ «МКО «Меридиан», расположенное в здании Дома культуры железнодорожников. Спустя 7 лет продолжительного ремонта в здании уже выступают звезды российского уровня, работают клубные формирования, проходят концерты, конкурсы и многое другое.
С 1 апреля 2015 года МБУ «ГО «ЦДиК» станет муниципальным автономным учреждением «Кинотеатр им. М. Горького», которое будет предназначено для развития киноиндустрии в МО МР «Печора» - показа кинофильмов, проведения закрытых показов, кинофестивалей и т.д.
С 12 января 2015 года начало свою деятельность МАУ «Этнокультурный парк «Бызовая». Данное учреждение – это многофункциональный центр по предоставлению культурных и туристских услуг населению, обеспечивающее рабочие места на селе.
ПУСТЬ У НАС НЕТ КУЛЬТУРЫ, ЗАТО У НАС ЕСТЬ В БЫЗОВОЙ -КУЛЕБЯКА!!!
Наворовали небось?
ГДЕ ВСЕ ОРГАНИЗАЦИИ, РАДЕЮЩИЕ ЗА ГОРОД???
МОЖЕТ ПОРА ПОКАЗАТЬ РАБОТУ НЕ НА БУМАГЕ???
Открыта в 1962 году Е. М. Тимофеевым. По другим данным — В. И. Чалышевым в 1957 году[1]. Исследована в 1963—1968 годах В. И. Канивцом и Б. М. Гуслицером, в 1983—1992 годах П. Ю. Павловым. В 1997 году с изучения Бызовой началось осуществление крупного российско-норвежского проекта «Печора», посвящённого проблемам первоначального заселения человеком Крайнего Севера. С 2007 года изучается российско-французской экспедицией.
Исследовано 550 м² культурного слоя памятника. Скорее всего, большая часть памятника давно уничтожена боковой эрозией Печоры[2].
Для каменного инвентаря памятника характерны плоские нуклеусы, концевые скребки, прямые и конвергентные скребла, ножи, чопперы, листовидные двусторонне обработанные наконечники. Всего обнаружено 313 каменных артефактов (в том числе 11 каменных ядрищ, используемых для скола заготовок).
Фауна: мамонт (97,6 % от определённых костей), шерстистый носорог, северный олень, лошадь, овцебык, волк, медведь, полярная лиса, лемминг. Всего — четыре тысячи костей животных.
Ископаемых останков древних людей пока не обнаружено.
Радиоуглеродные даты памятника — 29[3]—31 тыс. лет. Средневзвешенная оценка люминесцентного анализа минеральных отложений даёт датировку в 32 тысячи лет.
Идентификация авторами каменных орудий Бызовой, как орудий мустьерской культуры, позволила им предположить, что здесь обитали неан
«Троглодит», мечущий камень. (карфагенское блюдо VII в. до н. э.)В контексте Библии некоторые богословы и креационисты (в частности, археолог П. В. Волков[52] и протоиерей Стефан Ляшевский) считают неандертальцев потомками Каина, а кроманьонцев — потомками Сифа. Эта популярная богословская гипотеза объясняет внешние различия между древними людьми как проклятье Божье каинитов (Быт. 4:11), утратившим красоту первозданного Адама, а также как действие «знамения», которое Господь «сделал» Каину, чтобы никто его не убил (Быт. 4:15). Загадочное исчезновение неандертальцев объясняется следствием библейского потопа (по П. В. Волкову — локального наводнения в Древней Месопотамии, которое стало первым звеном в цепи глобальной планетарной катастрофы, затронувшей первое человечество).[53]
Некоторые современные фольклористы усматривают некоторое сходство в описаниях неандертальцев и леших.[54] Столь же популярны взгляды на «снежного человека» как о потомке тех или иных гоминид, обладавших большим ростом или коренастым телосложением. Среди кандидатов — неандерталец, обладавший коренастым телосложением и дольше всего задержавшийся в горных районах Европы (см. также: неандертальский парадокс).
Факты[править | править вики-текст]
Сотрудники Национального центра научных исследований в Париже под руководством Фернандо Роцци (Fernando Rozzi), проанализировав находки на стоянках кроманьонцев, обнаружили обглоданные кости неандертальцев со следами зубов, характерными царапинами и разломами на костях. Также имеются сведения, что кроманьонцы делали ожерелья из зубов неандертальцев.[55] А в погребальном комплексе кроманьонцев Сунгирь (200 км от Москвы) была найдена большая берцовая кость неандертальца[9] с отсечёнными суставами, полость которой содержала порошок охры; таким образом кость использовалась как шкатулка.
В ходе исследований человеческих останков из израильских пещер Схул и Кафзех выяснилось, что эти пещеры несколько раз «переходили из рук в руки»: до 130 тыс. лет назад там жили неандертальцы. Между 130 и 80 тыс. лет — кроманьонцы. Между 65—47 тыс. лет — снова неандертальцы, затем вновь люди современного типа. Вероятно, первая попытка кроманьонцев закрепиться в этом районе закончилась неудачей, что свидетельствует о паритете двух групп людей в технологиях. Учёные предполагают, что движущей силой мог быть климат, изменения которого накладываются на смену популяций первого человека: при похолоданиях одерживали верх неандертальцы, при потеплениях — более теплолюбивые кроманьонцы.[56]
Мозг неандертальца был больше, чем мозг современного человека, хотя считается, что самые крупные части мозга отвечали за зрение и другие простые функции, производящие мыслительные процессы. Однако открытие наскальных рисунков лошадей и бизонов в испанской пещере позволило учёным предположить, что неандертальцы могли обладать развитым абстрактным мышлением. С этим согласуется и находка сложных инструментов и украшений, которые могли принадлежать неандертальцам. Профессор генетики из Гарвардского университета Джордж Черч выдвигает предположение, что хоть неандертальцы и думали иначе, тем не менее, могли быть даже умнее современного человека.[57]
«Хранитель луны» 3D (мультипликационный фильм, Франция, 0+) – 15:30
«Разлом Сан-Андреас» 3D (боевик, триллер, США, 12+) – 17:30
«Астрал 3» (ужасы, США, 16+) – 20:00
рыбный пирог с рогами привиделся одному легендарному охотнику после случайно сьеденных мухоморов, остальные просто жили в единстве с природой
так какого же ... вас на праздники пробивает? или учат у нас в институтах только горнишных?
дайте вы эти деньги в виде погашения процентов кредитов, грантов - населению - будет туристам каждый день праздник пирога, а не раз в году, и по всей Коми, а не на Бызовой
Чтобы обмануть лохов, придумывают некие "тайные знания"... Под брендом тайных знаний начинают впаривать все что им угодно, ведь знания тайные и доказывать ничего не надо. Возникает вопрос, если знания тайные, то откуда о них узнали организаторы?
На наших глазах происходит создания коми-неоязычества, для разделения Коми от России. Украина вам в пример, там с того же самого началось.
Вспомните праздник 1 июня ранее. И в этом году сравните - вы слышали музыку в ж/дор. части? Вы видели детей в парке, игры, аттракционы, концерт с участием детей???
Где все это??? Куда и почему все исчезло???
Где ваша культура??? Почему исчезло самое элементарное??? Что вам всем не до культуры в городе, не до детишек???
А ЧЕМ ВЫ ЗАНЯТЫ ОЧЕНЬ??? ОБУСТРАИВАЕТЕ САРАЙ В ДЕРЕВНЕ ИЛИ В ПОЛЕ НА ОДИН ДЕНЬ???
НО НЕ ЗА СЧЕТ ТОГО, ЧТОБЫ ПЕРЕТАЩИТЬ ИЗ ГОРОДА КАЧЕЛИ, КАРУСЕЛИ И ПРОЧИЕ МАТ. ЦЕННОСТИ.
МЕНЯ ПРОСТО ВОЛНУЕТ ОДИН ВОПРОС - ГДЕ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ??? ГДЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ИХ МНОГО У НАС В ГОРОДЕ)
МОЖЕТ СТОИТ СВОИ ПОПЫ ПОДНЯТЬ С КРЕСЕЛ, ОГЛЯНУТЬСЯ И ПОСМОТРЕТЬ ВОКРУГ - ЧТО ТВОРИТСЯ С ГОРОДОМ, С ПАРКОМ ЕДИНСТВЕННЫМ. БУМАЖКИ УСПЕЕТЕ НАПИСАТЬ. НЕ СОМНЕВАЮСЬ, ЧТО У ВАС ТАМ ВСЕ КРАСИВО.
Я НЕ ПРОТИВ ПОВТОРЮСЬ ШАХОВОЙ. НО РАЗВЕ МОЖЕТ ЧЕЛОВЕК БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ (НЕ СЧИТАЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДЛЯ ТАКОЙ РАБОТЫ) КУРИРОВАТЬ КУЛЬТУРУ. ЕЩЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ИЗ ВЫШЕ ОПИСАННОГО - ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗКУЛЬТУРУ??????????
МОЖЕТ ЕЕ СРАЗУ НА МЕСТО В. М.ГАЙЗЕРА ПОСАДИТЬ - КОЛЬ ТАКОЙ ЦЕННЫЙ СПЕЦ. В ГОРОДЕ.
И мы еще удивляемся, что твлорится в украине!!!