Хоровой дирижёр Владимир Минин: «Музыки более демократичной, чем хоровая, я не знаю»
19 мая на сцене республиканской филармонии выступил Московский государственный академический камерный хор под управлением Владимира Минина. В столицу Коми именитый коллектив привёз программу, состоящую из народных песен, произведений Рахманинова, Свиридова, Гаврилина и американского композитора Сэмюэля Барбера.
Фото Алексея Зрячева, Андрея Ретанова
К зданию филармонии публика начала активно подтягиваться примерно за полчаса до начала концерта. По мере заполняемости фойе народом становилось понятно, что аншлага в этот вечер не избежать. В основной своей массе зритель был возрастной, людей помоложе было не так много, но те, кто пришли, о творчестве Московского камерного хора знали не понаслышке.
- Музыкой я планирую заниматься профессионально, поэтому пропускать концерт исполнителей такого уровня для меня было бы просто непростительно, - своими переживаниями поделился с корреспондентом БНК студент колледжа искусств по имени Эдуард. - Очень хорошо, что к нам стали приезжать такие именитые коллективы, для музыкантов, да и просто для ценителей хорошей музыки — это как глоток свежего воздуха. А накануне ещё Владимир Николаевич мастер-класс для студентов и педагогов провёл, так у нас все просто в восторге были.
Мастер-класс с хором ансамбля «Асъя кыа» Владимир Минин провёл по личной просьбе директора филармонии Марии Балмастовой. Понаблюдать за его работой пришли школьники, студенты и педагоги сыктывкарских музыкальных учебных заведений. В хоровом искусстве «Мининская» школа аналогична системе Станиславского в театре. Смысл её сам основатель определяет так: «Основное требование — чтобы смысл, чувства были пропущены через сердце, через сознание. Ведь голос, не согретый сердцем, - это «звукодуйство». Преподавателем Владимир Минин оказался требовательным, но терпеливым. Местным артистам хормейстер указал на самую серьёзную исполнительскую ошибку.
- Вы голосом поёте, а петь надо нутром, - объяснял суть вокального искусства Минин.
Впрочем, когда уже после мастер-класса хор исполнил для гостя две песни на коми языке, своё мнение относительно проникновенности исполнения местного коллектива маэстро поменял.
- Прекрасно, проникновенно, нутром! Я очень люблю, когда поют национальные песни, считайте, что моих замечаний не было, - похвалил хозяев сцены Минин.
Концерт, между тем, начался. Свободных мест в зале практически не было. С самых первых минут хор Минина захватил зрителя в свои крепкие музыкальные объятия и не отпускал до самого конца. После каждого произведения зал взрывался аплодисментами. В Сыктывкар Владимир Минин привёз программу, состоящую из народных песен, произведений Рахманинова, Свиридова, Гаврилина и американского композитора Сэмюэля Барбера.
Несмотря на свой солидный возраст, а в этом году хормейстер отметил свой восемьдесят шестой день рождения, Минин отработал полноценную программу из двух отделений, а после концерта согласился побеседовать с корреспондентом БНК.
- Владимир Николаевич, вы впервые у нас, как вам наша сцена, какие ощущения от концерта?
- Вот тут я вас поправлю. Пятьсот лет тому назад мы здесь были, и я даже помню, что меня в ресторане угощали олениной или чем-то в этом духе. Это давным-давно было, я вам скажу, это было, по-моему, в конце 70-х, может быть, начале 80-х годов. С тех пор сменилось уже и руководство 25 раз, поэтому, конечно, это не помнится, но мы здесь были. А ещё мне вчера довелось послушать ваш народный хор. Коми музыку я раньше слышал. Была по телевидению такая передача, помните, там все народности России показывали свой национальный фольклор, но, безусловно, то, что я у вас услышал, - это более свежие впечатления. Когда они поют свою музыку, то тут уж лавры первенства надо отдать им. Это очень красиво.
- Бытует мнение, что хоровая музыка — вещь сложная, и оценить её по достоинству может не каждый. Так ли это?
- Музыки более демократичной, чем хоровая, я не знаю, понимаете, когда голос и слово — это всё-таки доходчивее, чем, допустим, какая-нибудь симфония. Поэтому я вам прямо скажу, что мнение, будто хоровая музыка — это музыка сложная, ошибочно. Музыка существует разная. Бывает музыка, допустим, высокого штиля, а есть и, наоборот, музыка очень демократичная, всё дело в том, что есть музыка, которую люди просто не приучены слушать. Вот, к примеру, раньше. Всё начиналась ещё в школе. Были уроки пения, и там пели хором, ещё было очень развито пение у костра в пионерском лагере. Гитара и песня — это были неотъемлемые атрибуты таких посиделок. Люди пели, слушали друг друга, и эта форма искусства была им близка и понятна. Сейчас эти традиции утрачены, и современным людям воспринимать хоровую музыку не просто, в этом, собственно, и всё дело.
- Вы очень трепетно относитесь к эмоциональной составляющей музыкальных произведений. Чем, на ваш взгляд, должен обладать исполнитель, чтобы слушатель проникся к нему и поверил?
- На самом деле, это невероятно сложная задача. И я всегда говорю, те, кто связались с пением, — это несчастные люди. Голосом надо уметь владеть, а владение голосом требует прилежного и длительного обучения. Собственно, вот и весь секрет. Работать надо. Много и упорно, тогда всё получится.
- Вы дали великое множество концертов - как в России, так и за рубежом. Где встречают лучше, «у них» или «у нас»?
- Я не вижу разницы в посещаемости концертов, я вижу разницу только в атмосфере, в настроении зала. На Западе - мы представители культуры России, а здесь мы собратья. Других различий нет.
Комментарии (5)