Спектакль в спектакле, или Пигмалион, Франкенштейн и Шекспир на одной сцене
В четверг в Академическом театре драмы имени Савина состоялся первый показ спектакля «Куклы» Белгородского театра имени Щепкина в постановке московского режиссера Валерий Беляковича по малоизвестной пьесе испанского драматурга Хасинто Грау «Сеньор Пигмалион». По словам «щепкинцев», в свое время спектакль произвел в городе настоящий фурор. Возможность получить потрясение — в хорошем смысле этого слова — выпала и сыктывкарским зрителям. Однако, на удивление, практически половина зала драмтеатра пустовала. Зато те, кто посетил первый показ, вышли из «храма Мельпомены» под сильным впечатлением — утверждение, что в Сыктывкаре такого еще не было, вряд ли будет ошибочным.
Фото Кирилла Затрутина
«Куклы» — одна из значимых работ Валерия Беляковича. Впервые он поставил этот спектакль в 2004 году на сцене родного Московского театра на Юго-Западе. Главную роль в постановке должен был исполнить ведущий актер театра Виктор Авилов, но не успел — скончался от тяжелой болезни. Смерть Авилова повлекла за собой кризис театра и самого режиссера, из которого удалось выбраться именно благодаря «Куклам» — спектаклю-манифесту не только Валерия Беляковича, но и театрального искусства вообще.
После первой постановки Белякович возвращался к «Куклам» не однажды: поставил их в Нижнем Новгороде, московском театре имени Станиславского и БАГДТ имени Щепкина.
Пьеса Хасинто Грау широкому читателю и зрителю неизвестна. К Валерию Беляковичу она попала случайно. Отметив интересную коллизию, режиссер сохранил конфликт, но текст произведения фактически полностью переделал, осовременив диалоги и реплики, написанные в начале прошлого века.
Исходя из названия пьесы — «Сеньор Пигмалион» — и ряда рецензий, можно предположить, что сюжет, в общем-то, уже всем известен, да и что нового можно сказать в XXI веке на тему «весь мир — театр», заданную Шекспиром. Но Беляковичу и «щепкинцам» это удалось.
В спектакле переплелись древнегреческий миф о Пигмалионе, сюжет о злом кукольнике и его несчастных марионетках, история Франкенштейна, создавшего живое существо, но потерявшего над ним власть и способность нести ответственность за свое создание. В спектакле постоянно возникают аллюзии на Шекспира — как прямые (по сцене носятся Гамлет, Король Лир, Отелло), так и косвенные — живые люди в какой-то момент осознают, что куклами являются именно они: актеры — в руках антрепренеров, антрепренеры — в руках зрителей, от которых зависит их доход.
Все действие происходит в условном пространственно-временном континууме: с одной стороны, герои читают монологи, стилизованные под театр эпохи позднего Возрождения, с другой — живут в мире высоких технологий и достижений медицины. Сценография — конструкции из зеркал на пустой темной сцене — добавляет мрачности антуражу и так довольно «тяжелого» в плане переживаемых на сцене чувств, эмоций и состояний, которые уравновешиваются тонким и не очень юмором, отсылающим к современности.
«Куклы», возможно, несколько затянутые в начале, примерно в середине первого акта «захватывают» зрителя и не «отпускают» до самого конца. Непредсказуемая развязка — именно тогда, когда все вроде бы оказалось на своих местах и стало понятно, — заставляет возвращаться к увиденному снова и снова.
Спектакль «Куклы», сыгранный сразу после «Горя от ума», продемонстрировал огромные возможности молодой труппы Белгородского театра, которая, кажется, может все — от классики в чистом виде до экспериментов с элементами современной хореографии.
По мнению сыктывкарских театралов, «Куклы» — это то, что можно и нужно смотреть, то, что не только развлекает, возвышает, заставляет сопереживать и дает возможность подумать, но и показывает театральный механизм изнутри.
Менее искушенные зрители тоже были впечатлены. Но все по-разному. Хотя зал аплодировал стоя, не все оказались довольны увиденным.
- Я не театрал. То, что происходило на сцене, меня не впечатлило. Так как этот спектакль был объявлен самым грандиозным в рамках этих гастролей, мы ждали большего. Некоторые моменты были затянуты, задумка режиссера стала более-менее понятна к концу первого акта. Естественную, простую мысль, что все мы куклы, неискушенному зрителю понять будет сложно. И еще: мужчины в обтягивающих шортах и ботфортах на сцене театра выглядят по крайней мере вульгарно, — поделилась впечатлениями зрительница.
Шанс составить собственное мнение о работе БАГДТ имени Щепкина у сыктывкарцев еще есть: сегодня в 18.30 состоится второй показ «Кукол».
Комментарии (7)
Стоял где-то в том же зале и аплодировал стоя.