Эксперты фиксируют в Коми острый дефицит медработников
Сегодня, в Общественной приёмной главы Коми прошла «прямая линия» по вопросам качества оказания поликлинической медицинской помощи жителям региона. У большей части проблем, с которыми обращались дозвонившиеся, одна причина - дефицит медицинских кадров в республике.
Фото Николая Антоновского
В ходе «прямой линии» неоднократно поступал один и тот же вопрос от жителей Эжвы: «Почему так сложно попасть на приём к врачу?».
- Уже с раннего утра огромные очереди за талоном к врачу, - говорит эжвинец. - К тому же я инвалид, тяжело хожу, и мне все это дается нелегко.
В подобных случаях, по словам специалистов, выдачу талона должен организовать участковый врач-терапевт, которого к тому же можно вызвать домой.
С аналогичным вопросом обратился мужчина из сыктывкарского микрорайона Лесозавод. Со слов звонившего, в Сыктывкарской городской поликлинике №2 невозможно попасть на приём к хирургу. Помимо этого, он был возмущен состоянием самой поликлиники, в которой, с его слов, зимой примерзают скамейки.
- Если не будут предприняты меры, я буду писать президенту! – на всякий случай предупредил мужчина.
Однако участники «прямой линии» озвучили, что гораздо эффективнее было бы позвонить по тому номеру телефона, который указан на полисе обязательного медицинского страхования, ведь страховые компании, помимо всего прочего, еще и финансово заинтересованы в качестве медицинского обслуживания. Но даже в этом случае решение сложившейся проблемы займет как минимум месяц.
- Самый верный, быстрый и действенный вариант – это сразу, на месте поговорить с главным врачом и постараться решить проблему, - отметила начальник отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности Министерства здравоохранения РК Татьяна Спеськова. - Поверьте, никто вам не откажет, если вы обратитесь с просьбой к главврачу.
Пожалуй, самым неожиданным во время «прямой линии» оказался звонок из соседнего кабинета. С вопросом к специалистам обратилась заместитель директора Общественной приёмной главы региона Ирина Корепанова:
- Некоторое время назад была записана к врачу узкой направленности. Я была записана в 9:00, а женщина, которая была передо мной, в 8:58. Неужели, по мнению докторов, двух минут достаточно для осмотра? Ведь в итоге образуются огромные очереди, и даже заранее записанным на приём людям приходится долго ждать. Существует ли какой-либо регламент, оговаривающий продолжительность осмотра одного пациента?
Заместитель главврача по медицинской части Консультативно-диагностического центра Наталья Кузнецова рассказала, что такой регламент действительно существует. На осмотр у участкового терапевта в среднем выделяется 14 минут, у специалиста узкой направленности – 9 минут, а на консультативный приём в «диагностическом центре» выделяется около 30 минут. А то, что разница между временем приёма разных пациентов – две минуты, это, по словам Натальи Александровны, скорее всего, недоразумение.
Жительница села Новый Бор Усть-Цилемского района пожаловалась специалистам на то, что к ним в посёлок не приезжают врачи из города. По её словам, бригады врачей приезжают в Усть-Цильму лишь на неделю, и этого, считает женщина, недостаточно, чтобы обслужить весь район.
- В итоге в поликлиниках разворачиваются целые бойни за возможность попасть на приём, - негодовала женщина. – А врачи на пятый день уже «выжатые как лимон» и не могут должным образом проводить обследование.
Участники «прямой линии» объяснили, что, к сожалению, в республике недостаточно кадров для того, чтобы отправлять бригады медицинских работников в каждый населённый пункт. Но при правильной организации и работе местных специалистов можно решить эту проблему.
- Я сама регулярно приезжаю в Усть-Цильму вместе с бригадой врачей, – рассказала Наталья Кузнецова. – Очень часто на приём приходят те, кто в принципе не нуждается в дополнительном осмотре. Поэтому я призываю местных медицинских работников тщательно вести отбор пациентов.
Как показала «прямая линия», проблем в республике достаточно, но всё же основная проблема, с точки зрения специалистов, – это нехватка кадров. Хотя в республике и действует всероссийская программа «Земский доктор», по которой каждому молодому доктору, готовому уехать на село сроком на пять лет, правительство выделяет подъёмные в размере одного миллиона рублей, тем не менее большого прироста медработников всё же нет. Тем более, по словам Татьяны Спеськовой, молодые выпускники медицинских учреждений не хотят уезжать работать или возвращаться обратно в сёла. Многие девушки после окончания выходят замуж и уезжают навсегда из республики. Ну и, конечно, основная масса молодых врачей уходит работать в частные клиники.
- Даже если все выпускники медицинской академии в Сыктывкаре пойдут работать, этого, на мой взгляд, всё равно не хватит, чтобы укомплектовать медработниками каждый населённый пункт республики, - добавляет Наталья Кузнецова.
Однако участники мероприятия поделились и хорошими новостями: на сегодняшний день рождаемость в Коми в разы превышает смертность.
- От здравоохранения зависит лишь двадцать процентов здоровья, все остальное – это образ жизни, питание, наследственность. Надо начинать с семьи, воспитывать в детях любовь к здоровому образу жизни, а не к «фаст-фудам». И важно запомнить, что самое главное – это своевременная профилактика заболеваний, - посоветовала напоследок Татьяна Спеськова.
Комментарии (51)
Сдается мне, с такой политикой коми вообще без медиков останется.
тут пишут, что наоборот, увеличилась з/п, да им все мало, хотят еще и льготно квартиры получать
врач-терапевт, которого к тому же можно вызвать домой.------------ Врач- терапевт, если работает с переработкой может смело послать на х........ такие вызовы.
тщательно вести отбор пациентов.--------- Тогда врач на селе будет врагом нумеро уно - если кому откажет.
хорошими новостями: на сегодняшний день рождаемость в Коми в разы превышает смертность.------------------ Обратная сторона медали не озвучена, а значит, дефицит кадров будет ещщщщё острее.
Работаю с 2000 года, все время - реформы, оптимизации, сокращения коечных фондов, перепрофилизация отделений, новые правила лицензирования и т.д. А врачей все меньше, а недовольных пациентов все больше.
Минздрав за это время вырос в два раза по численности. Количество писанины выросло раза в четыре (хорошо, я еще в стационаре работаю, в поликлинике вообще лечить невозможно - времени на пациента не оставили, либо заполняй все бумажки и отчеты, либо осматривай больных).
Да, зарплата растет, но за счет совместительства и громадных переработок.
Несколько наших врачей уехали в Прибалтику, Питер, Московскую область, все в один голос говорят: зарплата осталась на том же уровне, что и здесь, но работают на одну ставку, появилась возмжность ощутить себя Человеком, а не загнанной лошадью. Обязательные ежегодные учебы и повышения квалификации, участие в съездах и симпозиумах. А у нас? Хорошо, если раз в пять лет оплатят тебе сертификационный цикл, да и тот стараются делать в Сыктывкаре, чтобы было подешевле (центральные научные базы для нас несбыточные мечты). Такие дела.
А теперь внимание, вопрос:
откуда взяться качеству медицинской помощи, если главное для врача - правильно оформить бумажки (тогда к нему ни страховая, ни минздрав, ни прокуратура не докопаются)?
От 30 мая 2013 г.
Изучив и обсудив с представителями общественных организаций РК, экспертами ОП РК Проект постановления Правительства Республики Коми «Об утверждении региональной программы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Республики Коми на 2013-2017 годы» Общественная палата РК (далее ОП РК) отмечает чрезвычайную актуальность, своевременность и социальную значимость данного проекта Постановления Правительства РК. С точки зрения ОП РК вопрос укомплектования государственных организаций здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами давно назрел и от решения этого вопроса зависит не только доступность и качество медицинской помощи, но и улучшение показателей здоровья населения, а также основных демографических показателей.
В ходе обсуждения Проекта, члены и эксперты ОП РК, представители общественных организаций отметили, что на начальном этапе модернизации здравоохранения в программе «Модернизация здравоохранения Республики Коми» Правительство РК акцентировало свое внимание на обеспечении медицинских организаций высокотехнологичным медицинским оборудованием и основные финансовые средства по программе были предусмотрены именно на эти цели. Но, практика показала, что даже самая современная медицинская техника, без квалифицированных медицинских кадров, не дала ожидаемого результата по улучшению услуг здравоохранения населению РК и не решила основную, поставленную Программой модернизации здравоохранения задачу - повышения доступности и качества медицинской помощи.
Общественная палата считает, что разработка и принятие комплексной программы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения Республики Коми на 2013-2017 годы» (далее Программы)обеспечит системную работу государственных органов власти, органов местного самоуправления, социально ориентированных общественных организаций РК по повышению доступности и качества медицинской помощи населения РК.
Но обсужденный силами общественности проект Программы требует существенной доработки. Общественная палата считает, что Программа формальна и не несет в себе необходимой конкретики, многие пункты размыты и не ставят четких целей, задач и не формулирует пути их достижения.
Общественная палата считает, что проблема кадрового обеспечения врачами системы здравоохранения республики не только медицинская, но и социальная, имеющая государственное значение и требующая немедленного решения. Следовательно, с точки зрения ОП РК, данная Программа должна охватывать не только и не столько федеральное финансирование, но и финансирование субъекта, причем всех его уровней.
Но в предложенном варианте Программы полностью отсутствует доля финансирования из муниципальных бюджетов, а между тем, с органов местного самоуправления никто не снимал функцию организации медицинской помощи на подведомственной территории.
Поэтому, ОП РК предлагает предусмотреть этот момент в Программе и поставить конкретные задачи перед муниципалитетами.
С точки зрения ОП РК Программа должна разрабатываться на основе анализа ситуации по обеспеченности кадрами отрасли здравоохранения.
Программа должна содержать информацию о количестве конкретных, наиболее востребованных для учреждений здравоохранения специальностей, что позволит более «точечно» решать вопросы комплектации ЛПУ необходимыми специалистами, в том числе и среднего звена. Эта информация позволит конкретизировать задачи руководителям ЛПУ и органам местного самоуправления. В противном случае имеется риск неправильного распределения приоритетов, что может привести к нерациональному использованию денежных средств на подготовку специалистов. Но данный момент в программе не выделен.
Пункт, определяющий формирование базы данных не должен быть частью Программы и при эффективном управлении здравоохранением, такая база данных должна уже быть и только корректироваться, как минимум поквартально. А мероприятия программы должны быть конкретизированы на основании уже имеющейся базы с четким выделением остро необходимых специальностей в разрезе территории. Но формулировки пункта 5 Программы не имеют никакой конкретики, а значит и не несут никакого практического значения, ответственности и ожидаемых результатов.
Кроме того, пункт «Формирование системы управления кадровым потенциалом здравоохранения Республики Коми» и его подпункты, с нашей точки зрения, являются главными в данной Программе, но почему то поставлены на 5 место и не раскрыты. Возможно, и, скорее всего, такая база данных в республике имеется, но тогда тем более не понятно, почему в Программе не конкретизированы специальности, не указано количество специалистов, остро необходимых республике. Формальность подхода к этому направлению деятельности в Программе не несет в себе эффективного результата.
Также большое значение имеет пункт «Социальная поддержка медицинских работников», который также поставлен в конец Программы, хотя он является одним из приоритетных направлений привлечения и закрепления молодых кадров в республике. Что касается финансирования данного пункта, то доля республиканского бюджета ничтожно мала, о муниципальных бюджетах не сказано вообще ничего. Возникает вопрос – сколько можно купить благоустроенного жилья на предусмотренную в Программе сумму, чтобы привлечь специалистов в сельские территории, где дефицит кадров и врачебных и сестринских специальностей достаточно велик?
Имиджевая составляющая профессии отражена в Программе пунктами, которые и так имеют место и без данной Программы и проводятся ежегодно (конкурсы, торжества, награждения). Причем в пункте 2.4. (награждение медицинских работников ведомственными наградами) не указана сумма и источник финансирования, хотя некоторые ведомственные награды предусматривают одновременно и денежное вознаграждение. И в остальных пунктах этого раздела тоже не указаны ни суммы, ни источники финансирования, а значит – в целом поход к повышению имиджа профессии формальный и не отражен в Программе.
Медицинские работники работают в определенных учреждениях и им, в первую очередь, интересно то учреждение, в котором они работают. Они создают имидж здравоохранения района в целом и, естественно, свой имидж, как медработника. Одной из причин оттока медицинских кадров из ЛПУ и недостаточного притока кадров является неустойчивость социального статуса медицинской профессии. До настоящего времени имеет место недостаточная социальная защищенность работников здравоохранения, особую остроту приобретают социально-экономические условия их жизнеобеспечения. Исходя из этого, возникает неудовлетворенность получаемой за труд компенсации, дискомфортность условий проживания (преимущественно в сельских поселениях), что способствует антимотивации труда, снижая заинтересованность в результативности производственной деятельности. Данные моменты, в свою очередь, усиливают миграционную мобильность кадровых ресурсов, перемещение врачебных и сестринских кадров в другие области трудовой деятельности. В силу особенностей медицинской профессии, связанной с характером труда в ночное время и выходные дни, врачебный и сестринский персонал испытывает дополнительные физические и психологические перегрузки, нуждается в создании условий для восстановления трудоспособности.
Исходя из этого, уместно было бы в Программе выделить пункт социальной поддержки медицинских работников со стороны муниципалитетов, ответственных, согласно законодательству РФ, за организацию медицинской помощи на территории, с указанием планируемого финансирования. Включить в Программу задачу централизованного анализа коллективных договоров учреждений, в которых должны быть отражены определенные меры социальной поддержки, подкрепленные финансированием из бюджета муниципальных образований и других привлеченных источников. Вопрос реализации коллективных договоров должен быть подконтролен, контроль должен осуществляться посредством периодических отчетов, о чем необходимо указать в Программе. Эффективная реализация данных мероприятий увеличат социальную удовлетворенность, поднимут имидж медицинских работников и лечебного учреждения и, как следствие, его привлекательность для молодых специалистов.
Кроме того, имидж медицинского работника и лечебного учреждения, а также и качество медицинской помощи, принцип непрерывного образования можно реализовать через систему организации в медицинских учреждениях профильных библиотек, в которых будут содержаться информационные материалы на электронных и бумажных носителях, способствующие повышению образовательного уровня врачей и среднего медицинского персонала. Данный пункт не требует больших финансовых вливаний, но в то же время является одним из инструментов повышения имиджевой и профессиональной составляющей.
Требует решения вопрос доплат специалистам в зависимости от стажа и эффективности работы. Этот вопрос должен быть отражен в Программе, определен источник финансирования, а механизм его реализации проработан и законодательно закреплен. Так же на ближайшую перспективу необходимо включить вопрос льготного кредитования молодых специалистов на приобретение жилья или улучшение жилищных условий, в частности ипотечного кредитования. Данные мероприятия необходимо отразить в Программе и проработать.
Учитывая конституционное право каждого человека «…Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». (Конституция РФ) Общественная Палата считает целесообразным предложить Правительству РК обязать Министерство здравоохранения доработать Программу с учетом экспертного заключения ОП РК и направить на утверждение в Государственный Совет РК. Общественная палата считает, что Программа имеет чрезвычайную социальную значимость для каждого жителя РК и целесообразно, чтобы она имела статус Закона РК.
Короче говоря: опять сами виноваты и никто вас лечить не обязан.