Семинар «Николай Рерих и современность» не выявил полярности мнений
В СыктГУ состоялся семинар на тему «Рерих и современность». Поводом для встречи педагогов, ученых, членов общественной палаты республики и депутатов госсовета Коми послужили последние события, связанные с уже свершимся фактом - закрытием выставки репродукций Рерихов в 34 эжвинской школе. Этого добивалась местная епархия, считающая, что рериховское движение представляет собой «культ антихристианского характера, использующий сектантский метод пропаганды». Собравшиеся задались целью обсудить явление с различных позиций, что, впрочем, получилось у них лишь отчасти. Дело в том, что представители епархии в семинаре не участвовали.
Первым слово взял парламентарий Юрий Сарычев. Он инициировал проведение просветительского мероприятия. Депутат витиевато заговорил о развитии гражданского общества. И под конец своего выступления, объяснил, почему именно о нем.
- Наше собрание для меня, как депутата госсовета, является знаком развития гражданского общества, присущего нашему региону, нашему городу, - сказал Сарычев.
Ленфрид Борозинец - профессор кафедры истории и культуры УГТУ - высказался в том плане, что учение Рерихов имеет «очень серьезное значение» в плане созвучия с текущим положением дел в мире. По его словам, «мире страстей, войн, конфликтов». Дескать, то, что сказал однажды Николай Рерих - «Осознание красоты спасет мир» - сегодня становится особенно актуальным.
- Надо ребятам показывать вот эти замечательные картины, - напирал Борозинец. - Для нас очень обидно, когда деятели православной церкви встают на путь мракобесия. Я иначе это назвать не могу. Они делают всякие наскоки на взгляды ученого, которые, собственно, и не являются практически религиозными.
Председатель Коми правозащитной комиссии «Мемориал» Игорь Сажин высказал мысль о необходимости публичных дискуссий по возникающим спорным вопросам.
- Когда в дискуссиях будет обсуждаться это - когда люди будут говорить: это прекрасно, а вот это может нанести урон обществу, это может нанести урон детям и тому подобное - в результате может появиться какой-то более-менее общий взгляд, - сказал правозащитник.
Владимир Хворостов - председатель республиканского рериховского общества - до того увлекся, рассказывая о том, кто такой Николай Рерих и чем он так ценен, что ведущей семинара Татьяне Якимовой пришлось прервать его выступление и напомнить о регламенте.
- Возможность того, чтобы дети могли обратиться к красоте, должна быть, - сказал Хворостов. - Выставочный зал в 34 школе функционировал как возможность для детей набраться сил, успокоить свою душу и потом пойти на занятия. Посещался музей только теми, кто хотел.
Председатель регионального отделения всероссийского движения «Россия православная» Артур Рудольф - он же глава Сыктывдинского района - не то, чтобы выразил некоторое сомнение относительно заявленных предыдущими докладчиками позиций. Впрочем, в своих оценках он не был так однозначен. Кстати, единственный из всех, кто выходил к трибуне.
- Я не посвящен в детализацию того конфликта, который произошел в какой-то из школ, но я просто посмотрел, как предположение: может быть, не картины Рериха вызвали столько негодования, может быть, комментарии к этим картинам, ведь прокомментировать можно по-разному, - сказал Рудольф.
Рудольф отрекомендовал себя как «очень терпимый и толерантный». Это что касается других точек зрения и, более того, вероисповеданий.
- Наверно, нам надо больше бояться не человека другой веры, а неверующего вообще, - отметил он. - Человек, который в духовных исканиях, он мне ближе и понятнее, при всех его, так сказать, метаниях, нежели человек, которого вообще ничего не интересует.
- Что же конкретно инкриминируется в качестве чего-то неприемлемого с религиозной точки зрения, с моральной точки зрения в творчестве Рериха, - обратился к Рудольфу член Общественной палаты РК Евгений Вологин.
- Этот вопрос, честно говоря, не по адресу. Вам надо обратиться в епархию, - ответил Артур Рудольф. - Я представляю светскую организацию, которая, в первую очередь, нацелена на возрождение и восстановление архитектурных строений, церквей. В этом наше основное направление.
Владимир Сулимов - доцент кафедры культурологии КГПИ - дал понять, что «относиться к искусству и культуре надо как к искусству и культуре». Под запрет, по его словам, должно подпадать то, что действительно «безобразно». Он привел в пример «первые два канала телевидения», где культивируется «пропаганда наркомании и всего прочего».
Следующая выступающая Валентина Ерина, которую представили как «старший советник юстиции в отставке», постаралась объяснить, «почему в последнее время вместе с учением Рерихов одновременно звучит слово «секта». По ее словам, нередко это понятие употребляют люди, которые вовсе не знакомы с «Живой этикой». Она считает несправедливым, что в определении Архиерейского собора Русской Православной церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» от 1994 года учение Рерихов упоминается наряду «с совершенно негативными сектами».
- Рериховское движение, международный центр Рерихов не могли пройти мимо этих обвинений, - сказала Ерина, отметив, что в результате нескольких научных экспертиз было доказано, что «учение «Живой этики» не является религиозным, это высоконравственное философское мировоззренческое учение».
Комментарии (19)
о. Филиппа через 5 лет после смерти никто и не вспомнит.
Рерих навсегда.
Более менее знаком с Рерихами и не совсем понимаю - почему «культ антихристианского характера, использующий сектантский метод пропаганды»?
Но с другой стороны - почему в 34 эжвинской школе? - Квартирный вопрос? или привлечение неофитов?
Пипец. Светское государство! Атеисты, возмутитесь! Если человек не верит в бога, значит, что его ничего не интересует?
То ли дело иное "верующее" быдло - нахамил, обокрал, а то и убил - ничего, добрый боженька, говорят, разбойника простил. Кто не видел по ТВ камеры убийц-рецидивистов, тех, которые избежали смертной казни в связи с мораторием и сидят пожизненно? Вся камера иконками увешана.
Лично мне с такими "верующими" как-то, знаете ли, общаться не хочется. Но кому-то они, наоборот, "ближе и понятнее", чем неверующие.
Я полностью разделяю взгляды этого кащея.
Ой меня же наверное за эти слова анафеме предадут? прости меня мама я стал окультистом. неисповедимы пути глупости человеческой
Неужели большинство людей так и не захотело выглянуть из своей норки средневековья? И вопрос тут гораздо шире чем "Кто такой Рерих?", любая религи предпологает Веру, А учение Знание. Я предпочитаю знать что дважды два четыре, а не верить. Я свободный человек 3-го тысячелетия, и мне не нужно показывать свою богобоязненность, что бы доказать своё духовное развитие. Мы в космос летаем, и тут же водим хороводы во круг храмов. АБСУРД. Хоть кто нибудь и Епархии знает что такое Теория струнн и Теория мембран? Кто нибудь из них вообще в курсе что творится в научном мире в последние 10 лет? (Всё что писали Рерихи сейчас имеет прямое научное доказательство) Врядли, им гораздо проще петь свои песенки своим слащавым елейным голоском, и гнобить любое проявление разума, чем задумываться о чём нибудь что сложнее кадила. Опорочить, унизить, задавить - не напоминает Средневековую Инквизицию? Религия страшный атавизм современного мира, сгнивший изнутри. Скажете "Но мои предки были религиозными!" отвечу "Целы ли ботинки ваших предков?" Религия выполнила свою функцию, теперь пошли дальше!