Сыктывкарских баритона и концертмейстера проводили в Санкт-Петербург цветами и шаржами
Цикл вечеров камерной музыки в Коми республиканской филармонии открылся сегодня вечером прощальным концертом концертмейстера Ребекки Магомедовой и баритона Ефима Завального «Петербургская песенка». Название вечера по стихотворению Александра Блока и одноименному романсу Георгия Свиридова оказалось топонимическим: оба исполнителя покидают столицу Коми и перебираются в Санкт-Петербург. 26-летний баритон Ефим Завальный – продолжать учебу в Санкт-Петербургской консерватории у прославленного баса, уроженца Коми, Владимира Ванеева, а Ребекка Магомедова, 10 лет назад окончившая нижегородскую консерваторию, - трудиться в его классе концертмейстером.
Фото Николая Антоновского
За полчаса фойе филармонии, превращенное в зал, заполнилось до отказа. Среди почти двухсот слушателей – преподаватели, коллеги, родные, друзья и просто поклонники музыкальной классики. Многие пришли с цветами.
Зрители, за минуту до того оживленно обсуждавшие урожай, дачное строительство и полную драматизма дорогу в пробках до филармонии, разразились аплодисментами при выходе ведущего – председателя Союза композиторов Коми Михаила Герцмана.
- Хочу признаться, а я редко в этом признаюсь, что я люблю этих исполнителей. Ефим рос и учился на моих глазах, некоторые спектакли в Театре оперы и балета я по нескольку раз посетил только ради него, - интимно поведал композитор. – В исполнении Ребекки слышал ее собственные переложения произведений из мюзиклов.
Отдав дань исполнителям, он предоставил им сцену: «Ария Фигаро. Моцарт. «Свадьба Фигаро». Исполняется на итальянском. На русском мы ее знаем как «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный».
- Это про меня, - предупредил Ефим Завальный, прежде чем начать эмоциональное пение.
Перед следующей арией – отповедью Онегина Татьяне – Михаил Герцман порассуждал об умении Чайковского «построить драматургию», какой не было даже у Пушкина.
Блок романсов Чайковского открыло произведение на его же стихи.
- Я не поклонник таких вещей, когда и музыка, и слова принадлежат одному автору, обычно что-то проигрывает, в данном случае, стихи.
Романс «Страшная минута», в которую решается участь лирического героя по отношению к возлюбленной, Ефим, как и обещал ведущий, исполнил «не так истерично, как это бывает со сцены». Апухтин, друг Чайковского, - автор следующего драматического романса о любви. «Серенада Дон-Жуана» на стихи Алексея Толстого после мужских «страданий» прозвучала браво и жизнеутверждающе.
Следующим произведением стал знаменитый полонез ля бемоль мажор Фредерика Шопена. В исполнении Ребекки Магомедовой «единственный композитор, за которого борются две страны – Франция и Польша – и который сумел поднять народные польские танцы на профессиональную высоту», Шопен вызвал овации зала.
После баритон Завальный взялся за Рахманинова.
- Если бы тогда проводился конкурс на музыку к стихам Пушкина «Не пой, красавица, при мне», Рахманинов бы, несомненно, выиграл. Музыку к этому стихотворению писали многие, но вся она была слабовата, - поделился ведущий.
В романсе на стихи Афанасия Фета «Молчанье ночи тайной» слушатели-профессионалы оценили финальное piano Завального.
Объявляя полутораминутный романс на стихи Ивана Бунина (перевод из Тараса Шевченко), Герцман признался, что волнуется:
- Тут ухвачена вот какая штука. В тот момент, когда женщина вам отказывает, она особенно прекрасна. Я всегда думал, что только я это понимаю, а оказывается, понимают и Рахманинов, и Шевченко, и Бунин.
Видимо, это понял еще не искушенный жизнью Ефим Завальный, потому что произведение снова вызвало овации зала.
Последний блок вечера был посвящен Георгию Свиридову, которого композитор, несмотря на значительную временную дистанцию, назвал современником. Исполнители выбрали для концерта романсы на «мрачные» стихотворения Есенина («По-осеннему кычет сова») и Блока («Петербургская песенка» и «Богоматерь в городе»).
Сорвав очередную порцию бурных аплодисментов, исполнители получили букеты и два шаржа от карикатуриста Виктора Порохни, которые тот создал прямо во время концерта. Ребекка Магомедова обрадовалась шаржу и объяснила это зрителям:
- Я десять лет назад получила такой же, только вместо нот были доллары. Мне было важно – не зря ли я работала, и вижу – не зря: теперь здесь нарисованы ноты.
Герцман шутливо попенял карикатуристу:
- Меня с ним часто путают, просят их нарисовать. А вот он меня до сих пор не нарисовал.
- Я рисую только тех, кто уезжает, - отрезал художник.
- Так что мне теперь, уезжать, чтобы ты меня нарисовал? – вопросил Герцман и обратился к артистам: - А вы, что, без «биса» уедете?
Перед «бисом» Ефим Завальный подробно поблагодарил родителей и учителей, коллег по театру, первого концертмейстера, Ребекку Магомедову, которая «принудила» его к этому концерту, оказавшемуся первым большим сольным выступлением в его жизни, вспомнил, как в детстве ему прочили карьеру баса, а сам он обещал Герцману стать тенором.
- Концерт был драматическим, тяжелым, и Михаил Львович просил спеть нас что-то веселое… если получится…
- У меня-то точно получится, - «обнадежила» его концертмейстер.
На «бис» партнеры исполнили сомнительно веселую, но внесшую заметное оживление арию Мистера Икс.
- На этой ноте мы расстаемся, и надеюсь, что вы после этого концерта еще долго не будете ни с кем ругаться! Следующий концерт 2 октября, - закончил композитор Герцман первый в этом сезоне вечер камерной музыки.
Комментарии (42)
концерт очень порадовал своей непосредственостью и тёплой обстановкой.
удачи вам ребята ;)
Это участь всех провинциальных городов - отток талантов в столицы.
И правильно делают талантливые люди, что рвут когти из этого невежественного и безграмотного Сыктывкара, где в СМИ работают люди, путающие слова "филармония" и "консерватория".
об этом Герцман на том самом концерте сказал.